Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
По роду своей деятельности я была неплохо осведомлена о деятельности Введенского Архиерейского подворья поселка Верхней Салды Нижнесергинского района. Знала, что при церкви в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы действуют детская и взрослая воскресные школы, имеется иконописная мастерская, православная библиотека.
Издательская деятельность заключается в выпуске приходской газеты, православных календарей, буклетов, открыток, а также в совместном издании тематического выпуска «Благовест» при общественно-политической газете Нижнесергинского района «Новое время». Прихожанин Введенского храма, студент Московского православного духовного университета Анатолий Пономарев вот уже три года является нештатным корреспондентом «Православной газеты», сообщает о самых интересных и значимых событиях, происходящих в приходе.
Тем более было приятно увидеть знакомое имя на новом буклете «Введенское Архиерейское подворье п. Верхние Серги». Анатолий стал автором текстового материала, снимки, рассказывающие о современной жизни и деятельности прихода, сделаны местным фотографом Юрием Трофимовичем Подкидышевым. А исторические снимки и фотодокументы, использованные в красочно иллюстрированном проспекте, любезно предоставил его авторам директор Верхнесергинского историко-краеведческого музея Юрий Иванович Могилевских.
Буклет отпечатан в государственном унитарном предприятии ОО «Первоуральская типография». Обращаю на это внимание для того, чтобы поблагодарить печатников за качественную, с душой выполненную работу. Единственным недостатком нового издания является его тираж – всего 1 тысяча экземпляров. Потому и о буклете, и о деятельности Введенского Архиерейского подворья мы решили рассказать более подробно, чтобы привлечь туда новых паломников, новых благотворителей, которые могли бы помочь в работах по восстановлению храма, что ведутся в течение нескольких последних лет.
Около часа езды от миллионного мегаполиса – и вы оказываетесь в одном из уральских заводских поселков, вокруг которого на многие десятки километров простирается настоящая тайга. Где в прозрачных ручьях еще можно найти горный хрусталь, а духовные и трудовые традиции сохраняются в наиболее неповрежденной, самобытной форме.
Благодаря удобному месторасположению, — сравнительно недалеко от крупного города и в стороне от городской суеты, — жители Верхних Серег всегда были ограждены от многих неприятностей этого мира. Поселок никогда не был «проходным двором», поэтому традиции общинности и взаимовыручки здесь всегда очень высоко ценились. Может быть, поэтому здесь еще просматривается старинная закваска крепкого уральского характера и лучшие образцы святоотеческой веры в наиболее верных ее представителях.
Верхнесергинский завод был возведен легендарными Демидовыми в 1743 году, и строительство своего нового предприятия известные уральские заводчики начали с возведения церкви. Несмотря на свою предприимчивость, в первую очередь они были людьми православными, и духовность стояла у них на одном из первых мест. Это видно, хотя бы из того, что на самых первых картах-схемах заводская церковь числится под № 1. Как своего рода отправная точка, альфа и омега всей жизни и трудовой деятельности уральских первопроходцев.
И поставили они свой новый храм на самом видном и красивом месте. Правда, первые постройки были в основном деревянными и, находясь среди сплошных лесов, часто страдали от пожаров. Вот характеристика одной из первых церквей, освященной в честь Преображения Господня, построенной «неизвестно когда тщаниемъ заводосодержателей Губиныхъ: Зданием деревянная, въ нутри и съ наружи щекотурная съ колокольнею щекотуренною неветхою, ограда при оной церкви деревянная разскрашенная. Престоловъ в оной два: первый в холодной во имя Преображения Господня, въторый в теплой во имя входа в храм Пресвятой Богородицы…».
А нынешняя трехпрестольная каменная церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы была построена всем миром в 1897 году после очередного большого пожара, в котором сгорело 300 домов, а также старая деревянная церковь. Северный придел был освящен во имя Николая Чудотворца, а южный – в честь Преображения Господня.
Во время пожара в подвале старинного двухэтажного особняка, что находился напротив церкви, произошло настоящее чудо. Хотя кругом все выгорело подчистую, и даже камень буквально плавился от страшного жара, случайно оказавшийся там человек не задохнулся от дыма, не пострадал от огня. Этот факт местные жители расценили как настоящее чудо Божие. В честь этого события в то время возле дома даже был установлен особый памятный знак с крестом, обнесенный оградкой. На одной из старинных фотографий, представленных в буклете, он хорошо виден.
А на центральной площади заводского поселка стоял когда-то красивейший памятник в честь реформы 1861 года. На высоком постаменте возвышался ангел в окружении херувимов. Он был установлен где-то на рубеже царствования Александра Третьего и Николая Второго.
Основным центром притяжения жителей в поселке Верхние Серги всегда была Введенская церковь, которая по оригинальности и необычности архитектуры входит в число самых выдающихся храмов не только Екатеринбургской епархии, но и России. А в Нижнесергинском муниципальном образовании это – единственный трехпрестольный храм, чудом сохранившийся среди революционных бурь и волнений.
В середине тридцатых годов минувшего столетия, в повсеместном богоборческом порыве, церковь была закрыта, колокола сброшены, а колокольня снесена. Как и было принято, в ней устроили клуб, разгородив громадный объем здания на несколько этажей. Старинные фрески были закрашены, но в настоящее время святые лики расчищаются от многолетних наслоений извести.
Много раз менялась функциональная нагрузка церковного здания. В различные годы советской власти здесь располагались музей, техническая библиотека, кинотеатр, магазин, почта, телеграф и другие культурно-бытовые и торговые учреждения. Но многие местные жители все это время воспринимали это городское строение как дом Господень, не иначе.
Так продолжалось до 1993 года, когда здание храма возвратили верующим. Оно представляло собой если не страшное, то очень печальное зрелище. Вместо колокольни виднелся только «обрубок» чуть выше уровня крыши, и работы по восстановлению церкви было «непочатый край». Но, как говорится, «глаза боятся, а руки делают». И верующие, преимущественно пожилые женщины, с молитвами и Божией помощью взялись за разборку полувековых завалов.
Восстановительные работы не прекращаются по сей день, и их результат хорошо виден местным жителям. Так, летом 2002 года грандиозным событием в духовной жизни поселка стало завершение восстановительных работ на разрушенной когда-то колокольне.
Именины сердца, праздник души» – только так и можно было назвать исторический момент завершения строительства храмовой звонницы, когда под яркими лучами солнца на свое законное место возвращался прежний хозяин – золоченый трехметровый крест.
В это же время были подняты и вновь отлитые колокола. Многие из многочисленных верующих, обступивших в тот день храм, были церковными жертвователями – они из своих скудных пенсий и зарплат выделяли средства на изготовление колоколов. Многие принимали личное участие в строительстве колокольни, в благоустройстве церковной территории. И для всех нашлись у настоятеля прихода иерея Константина Савченко добрые слова благодарности и признательности пастве за совершенный духовный подвиг.
В 2000 году Верхнесергинская Введенская церковь получила статус Архиерейского подворья. И с того времени незабываемо радостными духовными событиями в жизни верующих поселка бывают архиерейские службы, совершаемые архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским Викентием.
Внутренний интерьер Введенского храма также заслуживает того, чтобы рассказать о нем поподробнее. В настоящее время церковный иконостас украшают четыре большие золоченые иконы девятнадцатого века. Примечательно, что все они преподнесены в дар храму церковным благотворителем.
Определенного внимания и восхищения богомольцев и паломников удостаиваются и несколько больших современных икон. Они писаны минералами и золотом по старинным технологиям, поэтому представляют собой своеобразную преемственность поколений российских иконописцев, симбиоз традиционной живописной культуры и возможности современных новейших технологий.
Среди этих «современных» икон – Святые Царственные Страстотерпцы, икона Божией Матери, именуемая «Неупиваемая Чаша», святые лики праведного Симеона Верхотурского и преподобного Далмата Исетского.
Многочисленных паломников привлекают в храм и другие православные святыни. В церкви находятся частицы более тридцати святых мощей, и среди них – таких великих святых как Амвросий Оптинский, Игнатий Брянчанинов, Симеон Верхотурский, Матрона Московская, Лука (Войно-Ясенецкий).
Познакомившись поближе с историей поселка и храма, с нынешними прихожанами Дома Господня, хотелось бы от всей души поблагодарить тех людей, благодаря которым в церкви всегда тепло и уютно, а восстановительные работы – не прекращаются. По словам отца-настоятеля, не всегда все складывается безупречно, но всегда находится немало людей, готовых отдать все свои силы для возрождения в своем поселке, во всей нашей державе Православия.
Екатеринбург,26 сентября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».
Екатеринбург,30 сентября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».В конференц-зале Храма-на-Крови состоялось собрание православного студенческогобратства в честь Святых Равноапостольных Кирилла и Мефодия.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.