Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
ПреподобныйХаритон Исповедник, память коего празднуется ныне, жил при императоре Аврелианев городе Иконии. Когда объявлено было гонение на христиан, то Харитон был позванна суд.
Начальник спросил, почему он не поклоняется богам, пред которыми смиряетсяцарь и все народы. Святой отвечал: «Языческие боги суть бесы, которые некогдаза гордость были свергнуты с неба, ныне же безумными и прельщенными людьми почитаютсяза богов». Харитона начали мучить, затем истерзанного бросили в темницу, гдеГосподь исцелил его. Новый царь, восшедший на престол убитого приближеннымиАврелиана, побоялся гнать христиан и отпустил узников Христовых на свободу.Тогда Харитон отправился в Иерусалим на поклонение гробу Господню, но на дороге,близ Иерихона, схвачен был разбойниками, которые хотели было умертвить его.Связав и бросив его в углубление своей пещеры, разбойники удалились на свойгнусный промысл. Случилось же по устроению промысла Божия так, что змей вползв стоявший в их пещере сосуд с вином и отравил вино. Разбойники, напившись отравленноговина, погибли. В пещере разбойнической и остался святой Харитон и начал проводитьподвижническую жизнь. Услышав о подвижнике в мрачной пещере, многие стекалиськ нему, и таким образом устроилась первая, знаменитейшая в Палестине лавра —Фаранская, с строгой подвижническою жизнью. Святой сам написал устав для лавры.Ища безмолвия, Харитон удалился из лавры в пустыню; но и здесь явились к немуревнители подвижнической жизни, и образовалась новая лавра – Иерихонская. Подобным же образом устроена была им и третья лавра – Суккийская. Перед смертью, о которойизвестил его Господь, собрав братию трех обителей и дав им наставление, по общемужеланию братии, святой заповедал похоронить тело свое в первой лавре, в тойпещере, где хотели умертвить его разбойники. Скончался святой Харитон в 350году.
При чтениижития преподобного Харитона Испо-ведника, а именно – рассказа о спасении егоот раз-бойников в пещере, невольно приходят на мысль две великие и утешительныеистины, неразрывно соеди-ненные между собой: первая та, что верных Богу христиан,надеющихся на Него и прибегающих к Нему, весьма часто спасает промысл Божийпосреди самых великих опасностей. Вторая та, что человек, достойный этого великогоназвания, именно человек-христианин, велик и дорог в очах Божиих.
Раскроемэти мысли по творениям святителя Тихона Задонского, премудро и назидательнорассуждавшего об этих истинах, и присоединим к ним несколько библейских и церковно-историческихпримеров.
ПромыслБожий, особенно о человеке, святитель Тихон трогательно раскрывает в своем«Духовном сокровище» (Част. 12), углубясь мыслью своей в обыкновенныепростые слова: не бойся, я с тобою. «Бывает, – так в Задонском уединениисвоем беседует с собою святитель Тихон, – бывает, что мать, видя свое дитя скорбящееи плачущее, утешает его и говорит ему: не бойся, я с тобою. Так милосердыйи человеколюбивый Бог верной душе, находящейся в искушениях и напастях, скорбящейи сетующей и боящейся, глаголет: не бойся, Я с тобою. Я твой создатель,Я твой промыслитель, Я твой спаситель, Я твой помощник и заступник; Я, Которыйв руце Своей вся содержу, – Я с тобою (Исх. 49, 14, 15, 43, 23). Такбыл Господь с верным Своим Ноем и сохранил его от всемирного потопа. Был с вернымСвоим Лотом, и сохранил праведника от казни содомской. Был с рабами Своими –Авраамом, Исааком и Иаковом, и сохранил их на земле пришельствия их (Пс. 104,14). Был со Иосифом, и в нашедших ему напастях и искушениях сохранил его и прославилего. Был со Израилем во Египте и во исходе его из Египта, и разделил ему Чермноеморе, и в пустыне питал его чудесною манною и поражал пред лицом его враговего. Был с Давидом, помазанником Своим, в различных искушениях и гонениях. Былс Ионой во глубине морской, с тремя отроками – в пещи вавилонской, с Даниилом– во рве. Был с апостолами, был с мучениками и сохранил их посреди ужасных мучений;был с пустынниками, жившими в пещерах, вертепах и пропастях земных, и сохранялих от козней вражиих; был, есть и будет до скончания века с верными рабами Своими,по неложному обещанию: се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века(Мф. 28, 20). Господи сил с нами буди!».
Приведемтеперь несколько библейских и церковно-исторических примеров промыслительнойпопе-чительности Бога о людях.
Господь частоподает чудесную помощь Своим истинным рабам. Пророк Илия не имел для себя пищив пустыне и нигде не нашел бы ее, потому что был голод. И вот, вороны приносятк нему каждый день хлеб и мясо, притом – в известные часы, утром и вечером!Как же птицы могли знать о голоде пророка и как понимали человеческие часы для приема пищи, которых сами не соблюдают? Одно объяснение вопроса: «Бог повелелим кормить праведника» (3 Цар. 17, 4, 6). А сколько таких же чудесных примеровв житиях святых!
МученикаВасилиска вели на суд к мучителям: на него надели сапоги с гвоздями внутрии железную цепь на шею. В одном же месте воины, сопровождавшие его, среди знойногодня привязали его к сухому дубу у ворот, пока сами в доме обедали и упивалисьвином. Собрался народ и смотрел. В высшей степени жалостный был вид святогомученика, когда он, так изнуренный и палимый солнцем, стоял у дуба. Он громкопросит Бога о помощи. И вот, вдруг делается землетрясение; спадают с него цепьи медные сапоги; наконец, тот дуб, к которому он был привязан, зеленеет, покрываетсяширокими ветвями, которые доставляют ему прохладу от зноя, а под ногами егодля утоления его жажды открывается ручей воды.
Когда Богготовит кого-либо из благочестивых людей, обладающих в то же время природнымумом, особенными знаниями и опытностью в жизни, – готовит поставить на высокомместе службы церковной или гражданской: тогда ведет этого человека путем испытаний;например, попускает ему терпеть от завистников и клеветников стеснения по службе.Такой путь жизни прошел Иосиф пред временем своего возвышения в Египте; тем же путем по воле Божией был веден Давид до своего воцарения (Пс. 17, 22, 26,33 и др); не иначе достиг возвышения Мардохей.
Для чего же благочестивым предварительно нужен этот путь? Чтоб тем более они удерживалисьот самоуверенности и научились предавать себя воле Божией; чтоб тем больше развилив себе чувства справедливости и милосердия к другим; чтоб запаслись большейопытностью в жизни и т. д. Зато, чем дольше продолжается для кого из них этоиспытательное состояние, тем менее тот погрешает и тем успешнее действует на высоком месте, которое будет доверено ему.
Благочестивыхлюдей Бог выводит безопасными из самых крайних обстоятельств в их жизни, подаетим неожиданную помощь, когда они совсем изнемогают в своих страданиях: «Многискорби праведным (сказано) и от всех их избавит тя Господь (Пс. 33, 20).
«Отсюда несколькопознаешь, – учит святитель Тихон Задонский, – сколь прекрасна душа человеческая,по образу Божию созданная. Образ бо должен быть подобен первообразному. Небои земля с исполнением своим служат и работают человеку.
Протоиерей Григорий ДЬЯЧЕНКО
Преподобный Савватий, ныне воспоминаемый Церковью, жил в княжение великого князя Василия Васильевича Темного. Сначала он подвизался в Кирилло-Белозерском монастыре, где отличался строгим послушанием настоятелю, примерной жизнью и любовью ко всей братии.
11октября Прп. ХаритонаИсповедника (ок. 350). Прпп. схимонаха Кирилла и схимонахини Марии(ок. 1337). Мц. Анны (1925); прмч. Илариона, прмц. Михаилы (1937).
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.