Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №36 (357) → 4 октября — память священномученика Фоки, епископа Синопийского

4 октября — память священномученика Фоки, епископа Синопийского

№36 (357) / 22 сентября ‘05

Церковный календарь

 СвященномученикФока, память коего ныне совершается святой Церковью, сначала был корабель-щиком,а потом епископом Синопа и жил в начале II века. Он обратил многих язычниковко Христу, за что был представлен к правителю Африкану.

Правитель принуждалего отречься от христианской веры. За сопротивление, после разных мучений, бросилисв. Фоку в горячую баню, где он и скончался. 22 июля (старый стиль) празднуетсяперенесение мощей его из Понта в Царьград, в 403 г.
 СвятительФока подвергся от язычников всевоз-можным истязаниям за исповедание веры Христовой.Ввиду этого побеседуем ныне, братия, о плодах веры в Бога и последствиях неверия.
 Настоящийвек, благодаря необычайным откры-тиям в области естествознания, развитию искусств,ремесел, торговли и промышленности, может быть, по справедливости, назван передовымвеком в истории человечества. Но, являясь столь светлым с одной стороны, переживаемоенами время имеет, к несчастию, много темных пятен и грозных знамений – с другой.В самом деле, что значит эта повсеместная страстная погоня за наживой, стремлениеобставить жизнь свою всевозможными удовольствиями? О чем свидетельствуют эти,так сильно развившиеся в современном обществе, растраты, хищения и грабительства,нередко целые тысячи семейств лишающие последнего достояния? Откуда это чрезмерноеобогащение одних, и вопиющая нужда, скорбь и отчаяние других? Знамением чегослужат эти, столь часто повторяющиеся среди нас, самоубийства, самоуничтожениелюдей не только поживших, но и молодых, только что расцветающих? Отчего такспокойно и беззаботно попирается в настоящее время все святое в жизни человека:узы супружества, родства, дружбы?
 Ослабелав современном человеке вера в Господа Бога, а у иных совсем иссякла она! Оттогои все эти нестроения в жизни. Если нет веры в Бога теплой, сердечной, – нети истинной, благотворной любви христианской, которая, по слову апостола, долготерпит,милосердствует, не завидит, не превозносится, не гордится, не бесчинствует,не ищет своих си, не раздражается, не мыслит зла, не радуется о неправде, радуется же о истине: вся любит, всему веру емлет, вся уповает, вся терпит, николижеотпадает (1 Кор. 13, 4–7).
 Где же нетистинно христианской любви, там в сердце человека водворяется грубое, жестокоесамолюбие, смело попирающее все доброе и святое, единую цель поставляющее в жизни – удовлетворение грубым страстям. Бог – Судия всеправедный, воздающийкаждому по заслугам, душа и ее бессмертие, жизнь загробная нескончаемая – подобныевопросы не современны для таких людей, чужды их уму, нисколько не затрагиваютих очерствелого сердца. Потому-то все истинно человеческое и не сродно им.
 Но скажемсловами пророка Божия Давида: рече безумец в сердце своем: несть Бог(Пс. 13, 1). Воистину безумцы эти люди, отвергающие бытие Божие и бессмертиедуши человеческой: они отказываются от своего собственного ума, заглушают самыеестественные его требования и стремления. Есть Бог, Творец всемогущий и премудрыйМироправитель: об этом немолчно говорит нам все мироздание в целом, с его изумительнымпорядком и стройностью, и в отдельности каждый цветок, каждая капля, каждоеживое существо. Есть Бог, вечная правда, высший, совершеннейший разум: это говоритнам дух наш, несмотря ни на что неудержимо стремящийся к высшей правде, порядкуи законности. Есть Бог: об этом свидетельствует вся история человечества, котораядаже на самых низших ступенях развития дает нам хотя и грубое понятие о Существевысшем, Творце и Мироправителе. Есть Бог, потому что без Него все пришло быв беспорядок, расстройство, все рушилось бы, как без хозяина дом, как без главы– правителя всякое общество и государство. Есть Бог: и только люди превозносящиеся,кичливые своим ничтожным разумом осмеливаются отрицать бытие Того, Кто всемуправляет и все, даже бедствия, ко благу нашему направляет.
 Не признающиени Бога, ни бессмертия души – не только безумцы, но и самые несчастные, достойныеглубокой жалости люди. Когда жизнь веселит, они, пожалуй, и счастливы по-своему.Но ведь часто бывает, что беда за бедой, неведомо откуда, дождем сыплются на нечестивца. Что же сделает тогда невер? К кому обратится? Кому поверит скорбьсвою? Но едва ли станет искать сердечного, теплого участия в тех, права которыхон бездушно попирал в течение своей жизни, – в тех, которых презирал он всемсуществом своим. Обратится к Богу, ища в Нем подкрепления? Но в Бога он не верует,Его преблагого промысла не признает. Будет искать утешения в будущем? Но тактемно, так мрачно, так безотрадно это будущее! Ниоткуда утешительной надежды,нередко полное отчаяние овладевает им.
 Не таковоположение человека, имеющего теплую, сердечную веру в Господа Бога и в Его благоепромышление. Ясна, светла его жизненная дорога: жизнь в Боге и для Бога, неуклонноеисполнение Его преблагих Заповедей – вот его всегдашняя цель. Руководясь в жизниэтой целью, видя в Боге преблагого Творца и премудрого Мироправителя, он в счастиивсегда христиански радостен и благодушен, ко всем исполнен братскою любовью;в то же время и никакое несчастие не поразит его, не заставит отчаиваться и проклинать судьбу свою, – будет ли потеря имущества, лишение чести и славы человеческой,или утрата самых близких, дорогих, кровных. И в радости, и в горе предаетсяон воле Божией. И все это совершает в нем единая теплая, сердечная вера в ГосподаБога и никогда не покидающее его сознание, что бесконечно благ Господь во всехпутях Своих.
 Без твердойверы в Бога и любви христианской суетны все наши дарования, всякие успехи просвещения,на которых современные мудрецы думают основать человеческое счастье. Не проникнутыедухом христианской любви, сии деятели не могут произвести ничего подобного тому,что созидалось на основании любви. Истинное образование человека состоит в уподобленииего Первообразу, – бесконечным совершенствам Божиим; приобретается оно не однимразумом, не одною ученостью, но более всего благочестивою жизнью, соблюдениемЗаповедей Божиих.

Протоиерей Григорий ДЬЯЧЕНКО

 

В других номерах:

№6 (567) / 8 февраля ‘10

Церковный календарь

Юбилейные даты в 2010 году

 

Церковный календарь

Дни памяти Святых

№4 (565) / 22 января ‘10

Церковный календарь

Дни памяти Святых

 
Церковный календарь

4 октября — обретение мощей святителя Димитрия, митрополита Ростовского

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, память коего совершается ныне, родился в 1651 году в Киевской губернии от благочестивых родителей – сотника Саввы и Марии, и при крещении был наречен Даниилом. После домашнего обучения он воспитывался в Киевском братском училище.

 
Церковный календарь

Дни памяти святых

 1октября Суббота по Воздвижении. Прп. Евмения, еп. Гортинского (VII). Прп. Илариона Оптинского (1873).Сщмчч. Алексия и Петра пресвитеров (1918); сщмчч. Амфилохия, еп. Красноярского,Иоанна, Бориса, Михаила, Владимира, Вениамина, Константина пресвитеров и мч.Сергия (1937).

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс