Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №35 (356) → Старец Паисий Пвятогорец: «Работа и духовная жизнь»

Старец Паисий Пвятогорец: «Работа и духовная жизнь»

№35 (356) / 15 сентября ‘05

Духовные поучения

ТРУД — ЭТО БЛАГОСЛОВЕНИЕ

 –Геронда, в старину говорили: «Лучше протирать подмётки, чем одеяла». Что подразумевалипод этими словами?
 – Тем самымхотели сказать: «Лучше стирать подмётки, работая, чем лежать в кровати и лодырничать».

Труд – это благословение, это дар Божий. Он оживляет тело и освежает ум. Если бы Бог не дал человеку труда, то человек покрылся бы плесенью. Люди трудолюбивыене перестают работать даже в старости. Если еще имея силы, они перестанут трудиться,то начнут унывать. Прекратить работу для таких людей равносильно смерти. Помню,в Конице один девяностолетний старичок работал не переставая. В конце концовон так и умер на пашне – в двух часах ходьбы от дома.
 Но надо сказатьи о том, что телесный покой, к которому стремятся некоторые, не является каким-то стабильным состоянием. Находясь в телесном покое, люди могут лишь на время забытьсвою душевную тревогу. У них есть всё: обед, десерт, душ, отдых… Однако, как только всё это заканчивается, они стремятся к ещё большему покою. Таким образом,людям постоянно чего-то не хватает и поэтому они постоянно расстроенны. Оничувствуют пустоту, и их душа стремится эту пустоту заполнить. Ну а тот, ктоустаёт от труда, имеет постоянную радость – радость духовную.
 – Геронда,но если, например, у тебя проблемы с поясницей, то ты не можешь заниматься никакойработой.
 – Что же,по-твоему, поясницу не нужно тренировать? Разве не поможет пояснице работа,которая будет для неё тренировкой? Я тебе вот что скажу: если человек ест, пьёт,спит и не работает, то у него «раскручиваются» все внутренние «винтики» и емупостоянно хочется спать, потому что его тело, его нервы расслабляются, расхлябываются.Потихоньку такой человек доходит до того, что не может делать ничего. Стоитему немножко пройтись пешком, как он начинает задыхаться. А вот если он станетпонемногу работать и двигаться, то у него укрепляются и ноги, и руки. Погляди:люди, которые любят труд, не спят подолгу или даже от усталости совсем не могутуснуть, однако, несмотря на это, у этих людей есть силы. Это происходит потому,что, трудясь, они закаляются и укрепляются телесно.
 Работа –это здоровье, особенно для человека молодого. Я заметил, что некоторые маменькинысынки, идя в армию, созревают, закаляются. Армия таким ребятам приносит оченьбольшую поль-зу. Конечно, то, о чем я говорю, в основном относится к прошедшемувремени. Сегодня в армии боятся побеспокоить солдат, принудить их к чему-то,потому что стоит их как-то «побеспокоить», они вскрывают себе вены, «подвергаютсянервному потрясению»… Для того чтобы дети были здоровы, я советую родителямпосылать их работать к кому-то и даже платить этому человеку деньги. Лишь быдети любили работу, которую будут делать. Ведь если, имея силы и голову, юношане работает, то он расслабляется, становится вялым и дряблым. А если при этомон ещё и видит, что другие преуспевают, то он запутывается в собственном эгоизмеи ничему не радуется. Он постоянно имеет помыслы, и его ум словно забит соломой.Потом к нему идёт диавол и начинает нашёптывать: «Несчастный, какой же ты бездарь!Один твой сверстник стал преподавателем, другой открыл собственное дело и зарабатываетденьги, а до чего дойдёшь ты?». Таким образом диавол ввергает этого человекав отчаяние. Но если юноша начнёт работать, то приобретет доверие к себе – в добром смысле этого слова. Он увидит, что тоже сможет справиться с трудностями,но, кроме этого, и его голова будет занята работой, и у него не останется временина помыслы. То есть польза будет двойной.

ВЫБОР ПРОФЕССИИ

 – Геронда,некоторые родители подталкивают своих детей выбрать ту же самую профессию, что и они, и часто делают это очень настойчиво.
 – Нет, онипоступают неправильно. Не надо давить на детей, чтобы те делали то, что по душеродителям, если это не по душе самим детям. Я был знаком с юношей, который хотелпоступить на богословский факультет и стать священником. Однако его мать былапротив, она настаивала, чтобы он пошёл в медицинский. Этот юноша выучился византийскомупению и пел в храме. Он сам сделал музыкальный инструмент и подбирал на нёмцерковные гласы. Многие церковные песнопения он знал наизусть. У него было немалоедарование, он писал тропари, составлял службы. Закончив среднюю школу, юношапоступил на богословский факультет. С его матерью от расстройства случилосьнервное потрясение. Потом она приходила ко мне и просила: «Помолись, отче, чтобыя выздоровела, и потом пусть мой ребёнок делает то, что ему нравится». Но выздоровев,она опять стала препятствовать тому, чтобы её сын учился богословию. И в концеконцов он оставил богословский факультет, забросил пение и загубил себя зря.
 Видя, что юноши затрудняются в выборе спе-циальности, я советую им следующее: «Посмотрите,какая профессия или наука вам нравится. Надо, чтобы вы делали то, к чему у васприродная склонность». Если же юноши или девушки думают избрать тот путь, к которому у них нет склонности, то я советую им отдать своё сердце тому, к чемуони испытывают склонность, чтобы это пошло им на пользу. То есть я помогаю имвыбрать то дело, которое им нравится, и профессию в соот-ветствии со своимисилами. Достаточно, чтобы то, что они делали, было по Богу. У кого-то склонностьк музыке? Пусть он станет, например, хорошим музыкантом или хорошим церковнымпевчим, и своим пением помогает тем, кто будет его слушать, так, чтобы они возлюбилиЦерковь и молитву. У кого-то призвание к живописи? Пусть он станет художникомили иконописцем и с благоговением будет писать иконы, которые станут творитьчудеса. У кого-то призвание к науке? Пусть посвятит себя ей и станет трудитьсяс любочестием.
 И посмотрите:с детского возраста заметно, к чему у человека призвание. Однажды в монастырьСтомион пришел человек с двумя малышами – своими племянниками. Один – лет шести-семи,уселся рядом с нами и без остановки задавал нам разные вопросы. «Кем ты хочешьбыть, когда вырастешь?» – спросил я его. «Адвокатом!» – ответил он. Второй ребёноккуда-то подевался. «Где же он? – спросил я его дядю. – Не свалился ли он в обрыв?»Мы вышли его поискать и услышали, как из столярной мастерской доносятся ударымолотка. Заходим мы в мастерскую и видим, что малыш так здорово отделал тесломгладко обструганную крышку верстака, что она годилась после этого только в печку!«Кем же ты станешь, когда вырастешь?» – спросил я его. «Столяром-краснодеревцем!»– ответил мальчуган. «Станешь, – говорю, – станешь. Ничего, что испортил доску!Подумаешь, экая важность».

ЛЮБОВЬ К РАБОТЕ

 – Геронда,почему некоторыми людьми во время работы овладевает скука?
 – Может быть,они не любят свою работу? Или, может быть, во время работы они постоянно занимаютсяодним и тем же? Часто на некоторых производствах, например на фабрике, котораяпроизводит окна и двери, один мастер с утра до вечера склеивает между собойдоски, другой постоянно вставляет в них стекла, третий каждый день проходитих замазкой. Эти люди пос-тоянно делают одну монотонную операцию, а хозяин ходити за ними присматривает. И это продолжается не день и не два. А если постоянноделать одно и то же, то людям это надоедает. В старину было не так: столяр принималот строителей четыре стены и должен был передать хозяину готовый дом под ключ.Ему надо было настелить пол, вставить окна и двери, промазать стекла замазкойи так далее. Потом он принимался за разные витые лестницы, точеные перильца,потом все это красил, потом была очередь за шкафами, за полками… А в концеон принимался за мебель. И даже если один мастер не занимался всем этим, всёравно он знал, как что сделать. В случае нужды столяр мог бы даже крышу покрытьчерепицей.
 Сегодня многиелюди измучены, потому что они не любят своей работы. Они глядят на часы и с нетерпением ждут часа, когда можно уйти домой. А вот если у человека есть рачение,ревность к работе и ему небезразлично то, что он делает, то чем больше он работает,тем больше эта ревность разжигается. Потом человек отдаётся работе и, когдаприходит время уходить, с удивлением спрашивает: «Как же прошло время?». Онзабывает и о еде, и о сне, он забывает обо всём. Даже если он ничего не ел,голода он всё равно не испытывает, и даже если он не спал, его не клонит в сон.И не только не клонит – он радуется тому, что не спит! Он не мучается от голодаили от недосыпания: работа для такого человека – праздник, торжество.
 – Геронда,допустим, два человека делают одну и ту же работу. Почему от неё один получаетдуховную пользу, а другой – духовный вред?
 – Всё зависитот того, как они делают эту работу и что они имеют в себе. Если человек трудитсясо смирением и любовью, то всё [что он делает] будет просвещённым, очищенным,радостно благодатным, и сам он будет чувствовать в себе внутреннее восстановлениесил. А вот принимая гордый помысл о том, что он делает работу лучше другого,человек может чувствовать некое удовлетворение, однако это удовлетворение не наполняет его сердце, потому что душа не получает [духовного] извещения, не имеет покоя.
 Кроме этого,если человек делает свою работу без любви, то он устаёт. Например, если кто-то не любит работу и для того, чтобы окончить её, надо подняться в гору, то толькоодин вид этой горы отнимает у него силы. Тогда как другой, делая то же самоеот сердца, идёт и взлетает на гору, сам того не замечая. К примеру, если человекрыхлит грядки или пропалывает огород от сердца, то он может работать несколькочасов и не уставать – несмотря на солнцепёк. Если же человек работает не от сердца, то он то и дело останавливается, зевает, жалуется на жару и страдает.
 – Геронда,может ли работа или наука поглотить человека настолько, что он станет безразличнымк своей семье, к другим обязанностям?
 – Работунадо любить просто: не надо быть в неё влюбленным. Если человек не полюбит своюработу, то будет уставать вдвойне – и телесно, и душевно. А раз он будет усталыйдушой, то и телесный отдых не будет восстанавливать его силы. Душевная усталость– вот что выматывает человека. Работая от сердца и испытывая радость, человекне выбивается из душевных сил, и телесная усталость тоже исчезает. Я знакомс одним генералом, который выполняет даже солдатскую работу. Знаете, как онболеет за солдат? Как отец. И знаете, какую он испытывает радость? Этот человекисполняет свой долг и радуется. Однажды в полночь он выехал с Эвроса (река в Северо-Восточной Греции, на границе с Турцией), для того чтобы поехать в Ларисуна память Святого Ахиллия и успеть на Божественную литургию, хотя ему можнобыло бы приехать и позже, только на молебен. Однако он решил поехать раньше,для того чтобы почтить святого. Всё, что делает этот человек, он делает от сердца.
Удовольствие, которое чувствует человек, любочестно выполняющий свою работу,– это доброе удовольствие. Это удовольствие дал Бог, для того чтобы не уставалоЕго создание. Это – восстановление сил через усталость.

КАЖДЫЙ ДОЛЖЕН ДУХОВНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ТО ДАРОВАНИЕ, КОТОРОЕУ НЕГО ЕСТЬ

 Каждый человекдолжен во благо использовать имеющееся у него дарование. Ведь Бог, наделив человекакаким-то дарованием, и спросит с него за это. К примеру, ум человека – это [даннаяему] сила, но в соответствии с тем, как каждый будет пользоваться своим умом,он может сделать добро или зло. Если, будучи очень умным, человек используетсвои способности правильно, то он может делать изобретения, которые будут помогатьлюдям. Однако, использовав данные ему способности неправильно, человек можетизобретать, к примеру, способы грабежа своего ближнего. Или, например, взятьхудожников, которые печатают свои рисунки в газетах и журналах. Одна карикатура,один рисунок может скрывать в себе целое событие. То есть если бы эти художникииспользовали гибкость своего ума с пользой, то они бы её освятили и помогли бы и самим себе, и другим. Тогда как сейчас многие из таких людей делают недоброедело: если они бесстыдники – то бесстыжее, если они смехотворцы – то смехотворное.
 То есть люди,одарённые, наделённые особенными способностями, либо приносят другим пользу, либо их разрушают. Тогда как те, кто особенных способностей не имеет, конечноне могут сделать большого добра, но, по крайней мере, и большого зла они тожене могут сделать.

РАБОТА И ДУШЕВНАЯ ТРЕВОГА

 – Геронда,у многих людей взвинчены нервы, когда они возвращаются после работы домой.
 – Я советуюмужчинам после работы зайти в какой-нибудь храм, поставить свечку, постоятьдесять-пятнадцать минут на службе или посидеть где-нибудь в сквере и почитатьотрывок из Евангелия, для того чтобы умиротвориться. После этого пусть идутдомой – уми-ротворённые и улыбающиеся. Ведь в противном случае они будут приходитьдомой раздражённые и затевать ссору с ближними. Не надо приносить домой те проблемы,с которыми они сталкиваются на работе: эти проблемы надо оставлять за дверьюсвоего дома.
 – Геронда,однако некоторые люди оправдывают свою взвинченность и нервность той ответственностью,которую они несут на работе и которая наполняет их душевной тревогой.
 – Она наполняетих душевной тревогой, потому что они забывают сделать Бога помощником в своихделах. Лентяй со своей постоянной присказкой «ничего, Бог не оставит…» лучше,чем такие люди. По мне, так лучше человеку работать простым служащим, правильнои с любочестием выполнять работу, стараясь упростить свою жизнь, ограничиватьсянеобходимым и иметь голову спокойной, чем быть владельцем предприятия и то и дело повторять: «Ах, как же мне быть?». И обычно такие большие люди имеют большиедолги. А потом подмешивается гордыня. «Вот получу еще один большой заём, – построюто, устрою другое и буду жить припеваючи…» – говорят такие люди, но потомпросчитываются, разоряются и их имущество продают с молотка.
 Кроме того,многие люди у себя на работе не трудятся головой. Они без толку выбиваются из сил и не справляются с порученным им делом. Потом они падают в глазах других,и их души наполняет тревога. К примеру, человек хочет выучиться какому-то искусствуили ремеслу, годы напролет ходит к учителю или в учебное заведение, но, будучиневнимательным, не может преуспеть, потому что не работает головой. Человекдолжен понять, что ему необходимо для работы, и восполнить недостающее. Например,будучи в миру и работая столяром, я увидел, что для мебели, которую делал, мнебыл необходим токарный станок. Ну и что же? Что, мне надо было искать токаряи просить, чтобы он мне помогал? Нет. Я приобрел токарный станок и научилсяработать на нём сам. Прошло ещё какое-то время, и я увидел, что мне было нужноделать винтовые лестницы. Я посидел, вспомнил геометрию и арифметику и научилсяизготавливать такие лестницы. Если не работать головой, то будешь мучиться.Всем этим я хочу сказать, что человек должен работать головой, потому что во время работы часто появляется куча проблем и осложнений. Работая головой, человекстанет хорошим мастером и, зная, как поступать ему в каждой конкретной ситуации,будет идти вперед. В этом вся основа. Голова должна быть производительной силойво всём. В противном случае человек остаётся недоразвитым и теряет время зря.

ОСВЯЩЕНИЕ ТРУДА

 Каждый человексвоей молитвой, своей [хрис-тианской] жизнью должен освящать свой труд и освящатьсясам. Если же на работе человеку подчиняются другие и он несёт за них ответственность,то он должен духовно помогать и им. Если кто-то находится в добром внутреннемсостоянии, то свою работу он тоже освящает. К примеру, если юноши приходят к мастеру для того, чтобы он выучил их своему делу, одновременно он должен помогатьим научиться жить духовно. Такое отношение поможет и самому начальнику, и егоподчинённым, и его клиентам, потому что Бог будет благословлять его труд.
 Любая профессияможет быть освящена. К примеру, врач не должен забывать: то, что главным образомпомогает в медицине, есть Благодать Божия. Поэтому он должен постараться статьсосудом Божественной Благодати. Врач, будучи хорошим, добрым христианином и одновременно хорошим специалистом, помогает больным своей добротой и своей верой,поскольку он внушает им относиться к болезни мужественно и с верой. В случаесерьёзной болезни такой врач может сказать больному: «Медицина как наука дошлавот до такого уровня. Однако там, где не хватает человеческих знаний, есть Бог,Который творит чудеса».
 А учительдолжен постараться исполнять своё служение с радостью и помогать детям в их духовном возрождении. Ведь духовное возрождение детей по силам не всем родителям,даже если они расположены по-доброму. Обучая детей знаниям, учитель одновременнодолжен стараться, чтобы они стали настоящими людьми. Иначе какой им будет прокот выученной грамоты? Общество нуждается в правильных людях, которые – каким бы делом они ни занимались – исполняли бы его хорошо. Учитель должен смотретьне только за тем, хорошо ли выучен урок, но принимать во внимание и другие добродетелиили положительные черты учеников – такие, как благоговение, доброту, любочестие.Оценки, которые ставит детям Бог, не всегда совпадают с теми оценками, которыеставят им учителя. Чья-то двойка для Бога может быть пятёркой с плюсом, а чья-то пятёрка с плюсом для Бога может оказаться двойкой.

ПРОФЕССИЯ НЕ ДЕЛАЕТ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ

 – Геронда,если во время работы человек испытывает беспокойство, то в чем причина этого?
 – Может быть,он не относится к своей работе с добрыми помыслами? Если он относится к своемутруду правильно, то работа, какой бы она ни была, будет для него праздником,торжеством.
 – Геронда,а если человек расстраивается из-за того, что занимается тяжёлой или грязнойработой? К примеру, трудится на стройке, моет котлы в столовой или занимаетсячем-то подобным? Как он должен себя расположить?
 – Если онзадумается о том, что Христос умыл ноги Своим ученикам, то расстраиваться перестанет.Христос сделал то, что Он сделал, как бы говоря нам: «Вы должны поступать также». Чем бы ни занимался человек: моет ли котлы, чистит ли кастрюли, копает ли землю – он должен радоваться. Ведь кто-то и вовсе чистит канализацию, потомучто иной работы найти не может. Весь день бедняга в грязи и микробах. А что он, не человек? Не образ Божий? Один глава семьи работал чистильщиком канализациии достиг высокого духовного устроения. Он заболел туберкулезом, и хотя мог уйтис этой работы, не захотел, чтобы на его месте мучился кто-то другой. Этот человеклюбил жизнь низкую, презираемую другими, и за это Бог исполнил его Благодатью.
 Профессияне делает человека человеком. Я был знаком с портовым грузчиком, который воскресилмёртвого. Когда я был дикеосом в Иверском скиту, однажды ко мне пришёл человеклет пятидесяти пяти. Придя поздно вечером, он не постучал в дверь, не желаябеспокоить отцов, но лёг спать на улице. Когда братья скита это увидели, онизавели его внутрь и известили об этом меня. «Что же ты не позвонил в колокольчик?– спросил я его, – мы бы открыли тебе дверь и дали комнату в гостинице». – «Что ты такое говоришь, отец? – ответил он. – Как же я могу посметь побеспокоитьбратьев?» Увидев на его лице сияние, я понял, что он жил очень духовно. Потомэтот человек рассказал мне о том, что в детском возрасте он остался без отцаи поэтому, женившись, очень любил своего тестя. После работы он сначала заходилдомой к тестю и тёще, а потом уже шёл к себе. Однако он очень расстраивался,потому что его тесть был большой сквернослов. Много раз он просил тестя перестатьсквернословить, однако тот не унимался. Однажды тесть тяжело заболел. Его отвезлив больницу, и через несколько дней он умер. Когда тесть умирал, грузчик не былрядом с ним, потому что в это время он разгружал в порту корабль. Когда он пришёлв больницу и ему сказали, что тесть умер, он пошел в морг и со многой больюстал молиться так: «Боже мой, прошу Тебя, воскреси его, чтобы он покаялся, и потом забери обратно». Тут же мёртвый открыл глаза и стал шевелить руками. Работникиморга, увидев происходящее, в ужасе убежали. Грузчик забрал своего тестя домой,и тот совершенно поправился. После этого он прожил в покаянии еще пять лет.«Отче мой, – рассказывал мне грузчик, – я благодарю Бога за то, что Он оказалмне эту милость. А кто я такой, чтобы Бог оказывал мне такую милость?». У этогочеловека было много простоты. И при этом у него было такое смирение, что емудаже в голову не приходило, что он воскресил мёртвого. Он буквально рассыпалсяв прах от благодарности Богу за то, что Тот для него сделал.
 Многие людимучаются из-за того, что им не удаётся прославиться суетными славами или обогатитьсясуетными вещами. Они не задумываются о том, что от всех этих слав и богатствв жизни иной – то есть в жизни настоящей – не будет никакого толка. Да ведьи перенести-то их в ту иную, настоящую, жизнь будет нельзя. Туда мы перенесёмтолько те из наших дел, с помощью которых здесь, на земле, получим соответствующий«заграничный паспорт» для предстоящего нам великого и вечного путешествия.

 

В других номерах:

№4 (565) / 22 января ‘10

Духовные поучения

Дружба, влюбленность, любовь

№48 (561) / 22 декабря ‘09

Духовные поучения

Должники

 

Духовные поучения

На заре жизни

 
Образование и воспитание

Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет объявляет прием на заочное отделение

 Екатеринбург,28 июля, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Екатеринбургскийцентр дистанционного обучения православного Свято-Тихоновского богословскогоуниверситета объявляет прием на заочное отделение.

 
Церковь и армия

Определена дата очередной поездки в Чечню воинского храма-палатки

 Екатеринбург,5 сентября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».«Несколько дней назад председательобщественной организации «Православное студенческое братство во имя СвятыхРавноапостольных Кирилла и Мефодия» Илья Александров, по поручениюруководителя Миссионерского отдела священника Владимира Зайцева, доставил из расположения 12-го отряда спецназа «Урал» в Свято-Троицкое Архиерейскоеподворье города Нижний Тагил походный воинский храм-палатку. Походныйхрам, сопровождавший бойцов уральского спецназа при выполнении служебно-боевыхзадач в Чечне, начиная с 1997 года, все это время ни разу не ремонтировался.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс