Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №33 (354) → Старец Паисий Святогорец: «О духовной жизни в семье»

Старец Паисий Святогорец: «О духовной жизни в семье»

№33 (354) / 1 сентября ‘05

Духовные поучения

ЧЕМ БОЛЬШЕ ЧЕЛОВЕК РОПЩЕТ, ТЕМ БОЛЬШЕ ОН СЕБЯ РАЗРУШАЕТ

 – Геронда,откуда начинается ропот, и как можно его избежать?
 – Ропот имеетпричиной чувство собственного злополучия, а прогнать его можно славословием[Бога]. Ропот рождает ропот, а славословие рождает славословие. Если человек,встретившись с трудностями, не ропщет, но славит Бога, то диавол лопается [от злости] и идет к другому – к тому, кто ропщет, чтобы причинить ему ещё большиенеприятности. Ведь чем сильнее человек ропщет, тем сильнее он себя разрушает.Иногда тангалашка окрадывает нас и учит нас не быть довольными ничем, тогдакак всё случающееся с нами можно встречать с духовной радостью и славословиеми иметь благословение Божие. Знаю одного монаха на Святой Горе. Если начнетсядождь и ты скажешь ему: «Снова пошёл дождь», то он начинает: «Да, все льёт и льёт. Скоро сгниём от этой сырости». Если дождь вскоре прекратится и ты скажешьему: «Дождик прошёл», то он ответит: «Да, разве это дождь? От таких дождей всезасохнет…». Нельзя сказать, что у этого человека не в порядке с головой. Нет.Просто он привык быть ропотливым. Человек находится в здравом уме, а мыслит,словно безумный!

 В ропотеприсутствует проклятье. То есть человек ропщущий всё равно что проклинает себя,и потом к нему приходит гнев Божий. В Эпире я был знаком с двумя крестьянами.У одного была семья, два небольших участка земли, и он с доверием вверял всёБогу. Он трудился сколько мог, не мучая себя душевной тревогой. «Что успею,то успею», – говорил он. Иногда он не успевал убрать сено и оно гнило под дождём,иногда стога разбрасывал ветер, однако он говорил: «Слава тебе, Боже», и всёу него шло хорошо. У другого было много земли, коров и тому подобного. Детейу него не было. Если ты спрашивал этого человека: «Как у тебя дела?» – то онотвечал: «Какие там дела, лучше не спрашивай». Он никогда не говорил: «Славатебе, Боже», но все брюзжал и роптал. И вы бы только посмотрели: то у него околевалакорова, то с ним происходил какой-то другой неприятный случай, потом что-то ещё… У этого человека было всё, но он не преуспевал.
 Поэтому я и говорю, что славословие – это великое дело. Бог дает нам благословения, но вкусим мы их или нет – это зависит от нас. Однако как мы их вкусим, если Богдаёт нам, к примеру, банан, а мы начинаем думать о более вкусном ястве, котороекушает какой-нибудь миллионер? Знаете, сколько людей, съедая один чёрствый сухарь,день и ночь славословят Бога и питаются небесной сладостью! Эти люди приобретаютдуховную чуткость и понимают, когда рука Божия начинает их ласкать. А мы этогоне понимаем, потому что наше сердце засалилось и нас не удовлетворяет ничто.Мы не понимаем того, что счастье в том, что имеет отношение к вечности, а не к суете.

ДАДИМ БОГУ УПРАВЛЯТЬ НАШЕЙ ЖИЗНЬЮ

 – Геронда,почему в Евангелии Царство Божие уподобляется горчичному зерну: «…еже егдавсеяно будет в земли, мнее всех семен есть земных и егда всеяно будет, возрастает,и бывает более всех зелий…»?
 – Горчичноесемя очень маленькое, но когда растение вырастает, оно становится большим кустарником.На его ветвях могут сидеть даже птицы. Слово Божие уподобляется горчичному зерну,потому что от одного маленького евангельского слова человек развивается и постигаетЦарствие Божие.
 – Геронда,как можно почувствовать то, о чём говорит Священное Писание: «Царствие Божиевнутрь вас есть»?
 – Послушай,благословенная душа, когда мы имеем в себе часть райской радости, тогда ЦарствиеБожие внутрь нас есть. И напротив: когда мы имеем в себе душевную тревогу, угрызениесовести, тогда мы носим в себе часть адской муки. Великое дело, если человекуже в этой жизни начинает чувствовать часть райской радости. И достичь этогонетрудно: однако, к несчастию, наш эгоизм мешает нам достичь этого духовноговеличия.
 Сам человек,принимая то, чтобы Бог управлял им как Добрый Отец, может сделать свою жизньрайской. Надо иметь доверие Богу, надеяться на Него во всём, что бы мы ни собиралисьделать, – и славить Его за всё. Не надо иметь душевной тревоги. Душевная тревогаприводит к душевному надлому, она парализует душу. Если человек ищет ЦарствияНебесного, то ему даётся и все остальное. Евангелие говорит: «Ищите же преждеЦарствия Божия», а также «Царствие Божие восхищают нуждницы».
 Сегодня людисами усложнили свою жизнь, потому что они не довольствуются малым, но постоянногонятся за материальными благами. Однако те, кто хочет жить настоящей, неподдельнойдуховной жизнью, прежде всего должны научиться довольствоваться малым. Еслилюди упростили свою жизнь, если она не обременена многими хлопотами, то этоосвободит их и от мирского духа, и даст им свободное время для духовных занятий.В противном случае, стараясь поспеть за модой, люди будут уставать, терять мири тишину и приобретать великую душевную тревогу.
 Я вижу, как иногда сами люди делают свою жизнь мученической! Сегодня, когда я выезжал с Афона, один человек из Уранополиса на своей машине подвёз меня сюда, в монастырь,и по дороге попросил ненадолго заехать к нему домой. Поскольку он настаивал,я не хотел его расстраивать. Как только мы подошли к двери его дома, я увидел,что он снимает ботинки и на цыпочках идёт по коридору. «Что с тобой случилось,почему ты так странно ходишь?» – спросил я его. «Ничего страшного, Геронда,– ответил он, – просто я стараюсь ступать аккуратно, чтобы не испортить паркета».Ну что тут скажешь? Люди сами мучают себя без при-чины.

БОЛЬ ЗА БЛИЖНЕГО ПОМОГАЕТ СЕМЬЕ

 Чем больше[материальных] благ приобретают сегодня люди, тем больше они приобретают проблем.Ни Бога они не благодарят за Его благодеяния, ни несчастья своих ближних не видят. А не видя несчастья ближних, они не оказывают им милостыню. Люди тратятденьги без цели и не думают о своём ближнем, которому нечего есть. Как послеэтого к ним придёт Благодать Божия? Даже если у человека есть семья, все равноон должен на чем-то экономить и откладывать деньги, чтобы ока-зывать милостынюдругим. Ему надо объяснить своей жене и детям, что где-то живёт брошенный всемибольной человек или очень нуждающаяся бедная семья. И если у них нет денег,чтобы помочь несчастным, то он должен сказать своим близким: «Давайте подаримэтим несчастным хотя бы какую-нибудь христианскую книгу, ведь у нас их много».Подавая милостыню тем, кто испытывает нужду, человек помогает и самому себе,и своей семье.
 Знаете, как нуждаются несчастные верующие в России! Как-то я подарил одному русскому священникукоробочку ладана и сказал: «Прими этот скромный подарок». – «Да разве это скромныйподарок? – ответил он. – Ведь у нас в России такого хорошего ладана не найти».А знаете, как мучаются беженцы из России и других стран здесь, в Греции? На Халкидике я познакомился с человеком, приехавшим из России. Он укладывал каменныеплиты, получал триста драхм за квадратный метр и говорил: «Слава Тебе, Боже,что у нас есть хлеб». Поэтому, когда один подрядчик пожаловался мне, что во время работы он «перегружает» себя грехами, я ему ответил: «Если ты загрузишьработой этих беженцев и поможешь им, то разгрузишь себя от грехов. Ведь этимнесчастным негде жить. По сравнению с ними ты Онассис».
 Желая, чтобымы возделывали добродетель, Бог попускает болезни, нищету и тому подобное. ВедьБог мог бы исцелить больных и обогатить нищих, Он мог бы устроить всех, но тогдамы имели бы ложное чувство, что мы добродетельны. Мы называли бы себя, к примеру,милостивыми, не являясь таковыми на самом деле, тогда как сейчас наши добродетеливидим из наших дел. Слава Богу, есть люди, которые приносят себя в жертву радиближнего. Я был знаком с человеком, который, демобилизовавшись из армии, сразу же был несправедливо осуждён на большой срок тюремного заключения. Он сознательнопошёл на это для того, чтобы спасти одну семью. Этот человек не подумал ни о том, что он себя скомпрометирует, ни о своей будущей карьере.
 Я вижу, что Бог устраивает так, чтобы в каждой семье по крайней мере один человек имел веруи благоговение, для того чтобы остальные члены этой семьи тоже получали помощь!В Конице я был знаком с одной семьёй, все члены которой были равнодушны к Церкви,кроме одной из дочерей. Эта девушка, едва заслышав звон колокола, снимала фартук,оставляла незавершенными все свои дела и спешила в церковь. Даже когда в селопришли немцы и пономарь стал звонить в колокол, извещая об этом народ, эта девушкапобежала в церковь на вечерню! И хотя её родители были людьми весьма прижимистыми,сама она была очень сердобольной.
 Отец этойдевушки от скупости питался не нормальной пищей, а сухим хлебом, который размачивалв воде. Её мать тоже была очень прижимистой! Несмотря на то, что её дети занималиответственные должности и были богатыми, она, чтобы не потратить ни спички,рылась в золе в поисках ещё не потухшего уголька и куском сена разжигала от него огонь. Чтобы не покупать кофейник, они варили кофе в консервной банке!
 Но меня еёмать любила. Я в то время жил в монастыре Стомион. И вот если эта девушка хотелавзять что-то из дома своих прижимистых родителей, чтобы дать в милостыню какому-нибудьбедняку и не могла взять эту вещь тайком, то она говорила матери: «Мама, этавещь нужна монаху». – «Отдай ему, отдай», – отвечала ей та. Эта скупая женщинабыла согласна что-то дать только монахам. И раньше, при оккупации, её дочь тайкомпомогала беднякам. Она незаметно брала из амбаров пшеницу, на своих плечах неслаеё на мельницу, молола и раздавала бедным семьям муку. Однажды мать засталаеё «на месте преступления». Как же девушке досталось! Тогда она дала Богу обет.«Боже мой, – сказала она, – помоги мне найти какую-нибудь работу, и всю своюзарплату я буду отдавать в милостыню». И на следующий день её пригласили на работу в одно благотворительное учреждение. Ох, как же она обрадовалась! Онасдержала обещание: для себя не купила на заработанные деньги даже пары чулок:все отдавала в милостыню. Знаете, сколько людей ей сейчас говорят: «Спаси тебяГосподи. Да будет благословен прах твоих родителей!». Вот так за её милостыниБог помиловал потом и её мать.

ВОЗДЕЛЫВАНИЕ ДОБРОДЕТЕЛИ В СЕМЬЕ

 – Геронда,как может возделать в себе добродетель человек, имеющий семью?
 – Бог даётдля этого благоприятные возможности. Но многие, хотя и просят Бога, чтобы Ондавал им благоприятные возможности по возделыванию добродетели, встречаясь с какой-то трудностью, начинают роптать. Например, иногда Благий Бог от Своейбезграничной любви желая, чтобы муж возделал в себе смирение и терпение, забираетСвою Благодать от жены, которая начинает вести себя с «выкрутасами» и обращатьсяс мужем грубо. В этом случае муж должен не роптать, но радоваться и благодаритьБога за ту благоприятную возможность, которую Он даёт ему для подвига. Или,например, мать просит у Бога, чтобы Он подавал ей терпение. Потом она накрываетна стол, к столу подходит её ребёнок, тянет за край скатерти, и вся посуда сыплетсяна пол. Малыш словно говорит своей матери: «Мама, терпи!».
 И вообще,те трудности, которые существуют в сегодняшнем мире, вынуждают людей, желающихжить хоть немного духовно, не расслабляться, не спать. Когда, Боже упаси, начинаетсявойна, то люди не расслабляются, не смыкают глаз. Нечто подобное, как я вижу,происходит сейчас с теми, кто старается жить духовно. Да вот взять хотя бы техмолодых, которые живут церковной жизнью. Какие же трудности приходится им, бедным,испытывать! Однако та брань, которую они испытывают от грязного мира, в которомживут, некоторым образом помогает им не зевать. А вот в мирное время, когдатрудностей нет, видишь, что большинство людей равнодушны к вопросам веры и нравственности.Тогда как и это мирное время людям тоже надо использовать для духовного преуспеяния:им надо постараться отсечь свои недостатки и возделать добродетели.
 В духовнойжизни очень помогает безмолвие. Хорошо, чтобы распорядок дня был составлен такимобразом, чтобы в нём было определено время для безмолвия. Пусть в этот час человеквсматривается в себя, чтобы познать свои страсти и подъять подвиг, для тогочтобы их отсечь и очистить своё сердце. И совсем хорошо, если в доме есть какая-то тихая комната, атмосфера которой напоминает атмосферу монашеской кельи. Там,«в тайне» можно исполнять свои духовные обязанности, читать духовные книги,молиться. Если молитве предшествует недолгое духовное чтение, то оно ей оченьпомогает, потому что и душа от такого чтения согревается, и ум переносится в духовную область. Поэтому, если у человека, которому в течение дня приходитсяотвлекаться на многое, есть десять минут для молитвы, то ему предпочтительнеедве минуты этого времени почитать что-то сильное, чтобы прогнать рассеянность.
 – Геронда,а не кажется ли Вам, что жить такой жизнью, которую Вы описываете, в миру сейчасне очень-то просто?
 – Нет, естьмиряне, живущие очень духовно. Они живут как подвижники: соблюдают посты, совершаютслужбы, молятся по чёткам, кладут поклоны – несмотря на то, что у них есть детии внуки. По воскресеньям такие люди идут в церковь, причащаются и снова возвращаютсяв свою «келью», подобно пустынникам, которые в воскресный день приходят в соборныйхрам скита и потом опять безмолвствуют в своих каливах. Слава Богу, в мире многотаких душ. И если говорить конкретно, то я знаю одного главу семьи, которыйпостоянно творит Иисусову молитву – где бы он ни находился. Этот человек всегдаимеет в своей молитве слезы. Его молитва сделалась самодвижной, и его слезысладки, это слезы божественного радования. Помню и одного рабочего на СвятойГоре. Его звали Янис. Он трудился на очень тяжёлых работах и работал за двоих.Я научил его творить во время работы Иисусову молитву, и постепенно он к нейпривык. Однажды он пришел ко мне и сказал, что, творя Иисусову молитву, он чувствуетбольшую радость. «Забрезжил рассвет», – ответил я ему. Прошло немного времени,и я узнал, что этого человека убили два пьяных хулигана. Как же я заскорбел!Прошло еще несколько дней, и один монах стал искать инструмент, который Янискуда-то положил, но не мог найти. И вот Янис явился ему во сне и сказал, кудаон положил этот инструмент. Этот человек достиг духовного состояния и мог помогатьдругим и из жизни иной.
 Насколько же проста духовная жизнь! Возлюбив Бога, признав Его великую Жертву и Его благодеянияи с рассуждением понудив себя к подражанию Святым, человек быстро освящается.Лишь бы он смирялся, чувствовал своё окаянство и свою великую неблагодарностьБогу.

МОЛИТВА В СЕМЬЕ

 – Геронда,вся семья должна читать повечерие вместе?
 – Взрослыедолжны в этом отношении вести себя благородно. Они должны читать повечерие и говорить маленьким детям: «Если хотите, то помолитесь немного вместе с нами».Когда дети немного подрастут, то они могут иметь определённый «типикон» в отношениимолитвы: например, если взрослые молятся пятнадцать минут, то дети – две или пять – а если хотят больше, то пусть молятся сколько хотят. Если родители силкомзаставляют детей выстаивать вместе с ними все повечерие, то потом дети начинают«брыкаться». Не надо давить на детей, потому что они ещё не поняли силы и достоинствамолитвы. К примеру, родители могут есть и фасоль, и мясо, и любую другую жёсткуюпищу. Однако если малыш питается пока одним молоком, то разве родители будутзаставлять его есть мясо – по той причине, что оно более калорийно? Оно действительноболее калорийно, однако младенец пока не сможет его переварить. Поэтому вначале,чтобы приучить малыша есть мясо, родители дают ему его по чуть-чуть – маленькийкусочек в ложечке мясного бульона, чтобы потом сам ребёнок захотел такой пищи.
 – Геронда,иногда не только дети, но и взрослые к вечеру настолько устают, что не могутпрочитать даже повечерия.
 – Если ониочень усталы или больны, то пусть прочитают не всё повечерие, а половину. Или хотя бы пусть прочитают один раз «Отче наш». Нельзя оставлять молитву совсем.Подобно тому как во время войны солдат, окруженный врагами на высоте, времяот времени делает выстрел из своей винтовки, чтобы враги боялись и не шли в атаку. Так и людям, у которых не остаётся сил на полноценную молитву, надо делать[духовные] выстрелы, чтобы тангалашка боялся и убегал.
 Молитва в семье обладает большой силой. Я знаю двух братьев, которые своей молитвой сумелиудержать от развода своих поссорившихся родителей и не только удержать, но и связать их между собой ещё сильней, чем раньше. Наш отец говорил нам: «Чем бывы ни занимались, два раза в день вы обязаны отдавать Богу рапорт – для тогочтобы Он знал, где вы находитесь». Каждое утро и каждый вечер все мы: отец,мать и братья и сестры – совершали молитву перед иконостасом, а в конце молитвыклали поклон перед иконой Христа. А когда у нас в семье случалось искушение,трудность, то мы молились, чтобы оно разрешилось. Помню, когда однажды заболелмой младший брат, отец сказал: «Пойдёмте, попросим Бога, чтобы Он или исцелилего, или забрал к Себе, чтобы он не страдал». Мы помолились всей семьёй, и нашбрат выздоровел. И за стол мы тоже садились все вместе. Сперва читали молитвуи потом начинали есть. Если кто-то начинал есть до благословения трапезы, то мы говорили: «Он соблудил». Недостаток воздержания мы считали блудом. Если каждыйчлен семьи без причины возвращается домой, когда ему заблагорассудится и садитсяза стол один, это ведёт к распаду семьи.

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ СУПРУГОВ

 – Геронда,что делать жене, если её муж не живёт духовно?
 – Пусть онавверит своего мужа Христу и молится, чтобы его сердце немного смягчилось. Пройдётвремя, и потихоньку Христос высадит в его сердце «десант», и муж начнет задумываться[о главном]. А как только сердце мужа немного смягчится, жена может попроситьего, к примеру, подвезти её на машине до церкви. Ей не надо его уговаривать:«Ну почему же ты не идешь в церковь», но всего лишь попросить: «Не мог бы ты,если тебе не трудно, подвезти меня до храма?». А, подвезя её до церкви, мужможет сказать: «Ну раз уж я сюда приехал, дай-ка и я зайду в храм Божий да поставлюсвечку». И не исключено, что потом он потихоньку духовно пойдет и дальше.
 – Геронда,может ли духовник жены каким-то образом помочь и мужу?
 – Иногда,для того чтобы помочь мужу, духовник должен совершать духовную работу над женой.А потом то хорошее, что есть у жены, передастся и мужу. Если у него доброе сердце,то Бог поможет ему измениться.
 Женщина имеетблагоговение в своей природе. Но если мужчина, будучи сперва равнодушным к Церкви,потом духовно берётся за ум, то он в духовном отношении уверенно идёт вперёд,а жена за ним не поспевает. Может случиться и такое: жена начинает ему завидовать,потому что сама духовно топчется на месте. Поэтому в подобных случаях я советуюмужьям быть внимательными. Ведь что происходит? Чем дальше муж духовно идётвперёд, тем больше жена – если она не живёт духовно – идёт ему наперекор. Если,к примеру, муж скажет: «Мы опаздываем, поднимайся и пойдём в церковь», то онаотвечает: «Вот сам и иди! Нет, ты меня не понимаешь, ведь у меня куча работы…».Или если муж, к примеру, скажет: «Слушай, что же у тебя лампадка-то не горит?»или хочет зажечь потухшую лампаду сам, то он ранит её эгоизм и она кричит: «Тычто, в попы собрался? Или в монахи?». Она даже может возразить ему так: «Да зачем мы вообще жжём эту лампаду? Лучше бы дали масло какому-нибудь бедняку».Да-да, она может дойти даже до этого. До протестантских глупостей. Конечно,потом жена сама расстраивается из-за кучи оправданий, которые наговорила, но одновременно она продолжает расстраиваться из-за того духовного преуспеяния,которое видит в своём муже. Поэтому в таких случаях в тысячу раз лучше, чтобылампадка оставалась потухшей, чем если бы муж её зажёг. И вот, для того чтобыуберечь семьи от распада, я советую мужьям: «Когда твоя жена будет в спокойномрасположении духа, скажи ей так: «Знаешь, ведь когда я хожу в церковь, молюсь,кладу какой-нибудь поклончик или читаю какую-то духовную книгу, то я ведь делаюэто не от многого благоговения, нет. А потому, что всё это меня притормаживает,сдерживает и не даёт потоку этого ужасного общества, в котором мы живем, увлечьменя за собой. А то ведь знаешь: как закрутит меня по всем этим кабакам и компаниям…».Если муж ставит вопрос таким образом, то жена радуется и тоже может изменитьсяи обогнать его в духовном отношении. А поставив вопрос по-другому, он её страшноозлобляет и доводит до непригодного состояния. Они могут дойти даже до развода.Если муж хочет помочь жене духовно, пусть постарается связать её с семьёй, ведущейдуховную жизнь, в которой мать и жена имеют благоговение – чтобы она захотелаим подражать.

ДЕТИ И ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ

 – Геронда,одна мать даёт своему ребёнку святую воду, а ребёнок её выплёвывает. Что делатьв этом случае?
 – Ей надомолиться за ребёнка. Возможно, она даёт ему святую воду так, что это вызываету него противление. Для того, чтобы дети шли по Божиему пути, родители тожедолжны жить правильной духовной жизнью. Некоторые родители, ходящие в церковь,стараются помочь своим детям стать хорошими детьми, но не потому, что их волнуетспасение их души, а потому, что они хотят иметь хороших детей. То есть их большебеспокоит то, что будут говорить об их детях другие люди, чем то, что их детимогут попасть в вечную муку. Но как в таком случае поможет Бог? Задача не в том, чтобы дети шли в церковь из-под палки, но в том, чтобы они полюбили Церковь.Они должны делать добро не из-под палки, но почувствовать его как необходимость.Святая жизнь родителей извещает детские души, и потом дети легко подчиняются[отцу и матери]. Так они растут, имея благоговение и двойное здоровье, избегаядушевных повреждений. Если родители «закручивают своим детям гайки», будучипобуждаемы к этому страхом Божиим, то Бог помогает и ребёнок получает помощь.Однако если они делают это от эгоизма, то Бог не помогает. Часто дети страдаютот родительской гордости.
 – Геронда,иногда матери спрашивают нас, как и сколько должны молиться трёх-четырёхлетниедети?
 – А вы имскажите: «Ты – мама, вот ты и гляди, на сколько у твоего малыша хватит силёнок».Здесь устав ни к чему.
 – Геронда,к нам в монастырь на всенощные бдения родители привозят малышей. Может быть,детям это утомительно?
 – Во времяутрени пусть они дадут детям немножко отдохнуть. А на Божественную литургиюпусть снова приводят их в храм.
 Матери, не давя на детей, должны с самого малого возраста учить их молиться. Жители каппадокийскихселений напряженно переживали [и хранили] аскетическое предание. Они отводилисвоих детей в пещеры, храмы, часовни, где клали поклоны и молились со слезами,и таким образом их дети тоже учились молиться. Когда четы шли по ночам их грабить,то, проходя мимо этих маленьких церквушек, они слышали плач и удивлялись. «Что происходит? – спрашивали они. – Что же это за народ? Отчего они днём смеются,а ночью плачут?». Разбойники не могли понять, что происходит.
 Молитвы маленькихдетей могут творить чудеса. Бог даёт им то, что они у Него просят. Ведь детичисты, непорочны, и поэтому Бог слышит их чистую молитву. Помню, однажды, когданаши родители ушли работать в поле, меня оставили дома вместе с двумя младшимибратьями. Неожиданно небо потемнело, и начался страшный ливень. «Ах, каковосейчас нашим родителям! – забеспокоились мы. – Как они смогут вернуться домой?».Малыши начали плакать. «Идите сюда, – позвал их я. – Давайте попросим Христа,чтобы Он остановил дождь». Втроём мы упали перед иконостасом на колени и сталимолиться. Через несколько минут дождь перестал.
 Родителис рассуждением должны помогать своим детям с младых ногтей приблизиться ко Христуи переживать высшие духовные радости с самого раннего возраста. Когда дети начнутходить в школу, родители потихоньку должны учить их читать духовные книги и помогать им жить духовно. Тогда они будут подобны маленьким Ангелам и в своеймолитве будут иметь большое дерзновение к Богу. Такие дети – настоящий духовныйкапитал для своих семей. В духовной жизни им особо помогают жития святых. Я,когда был маленьким, брал небольшие книжечки с житиями святых, издававшиесяв те годы, и уходил в лес. Там я читал, молился и просто летал от радости. От десяти до шестнадцати лет (пока не началась греко-итальянская война), не обременённыйпопечениями, я жил духовной жизнью. Детские радости чисты: они отпечатываютсяв человеке и, когда он вырастает, очень трогают его сердце. Если дети живутдуховно, то и в этой жизни они будут радостны, и в жизни иной будут вечно радоватьсярядом со Христом.

СВЯЗИ С РОДНЫМИ И ДРУЗЬЯМИ

 – Геронда,одна госпожа спросила нас, что ей делать с двумя двоюродными сестрами, которыемного лет сидят у неё на шее.
 – А что онахочет? Что, напишем новое Евангелие? От неё Бог хочет, чтобы она им помогала,а Сам Он сделает то, что полезно их душам.
 – Геронда,если между родными возникнет недоразумение, то надо ли что-то говорить, чтобыим помочь?
 – Да, надопоговорить с ними, но деликатно. Ведь, если промолчать, это может привести ко злу. Если же человека, давшего добрый совет поссорившимся родственникам, неправильнопоймут и на него обидятся, тогда ему надо сказать: «Простите меня за то, что я вас расстроил», – и после этого оставить их в покое и молиться за них.
 Человек,который хочет жить мирно, должен быть особо внимательным в отношениях с роднымии друзьями. Он не должен обманываться той воспитанностью и хорошими манерами,которые, возможно, встречает в других. Мирская вежливость и хорошие манеры могутпривести к немалому злу – потому что они имеют в себе лицемерие. Внешнее поведениечеловека может представлять его совершенным святым в глазах других, однако когдадругим откроется его внутренний мир, окажется, что на деле всё было наоборот.
 – Геронда,если человек чувствует, понимает, что его ближний относится к нему по-доброму,то будет правильным выражать за это свою благодарность?
 – Если этоочень близкий человек, то не нужно, потому что, во-первых, он тоже когда-то ему помогал и благодетельствовал, а во-вторых, и сам он чувствует ту внутреннююблагодарность, которую другой испытывает по отношению к нему. Однако если тот,кто оказал ему благодеяние или отнёсся по-доброму, не столь близок, тогда емунужно выразить свою благодарность, как он может. Людям чужим мы говорим: «Спасибо».И если, к примеру, ребенок захочет выразить родителям благодарность, то емуне останется ничего другого, как день и ночь, не переставая, говорить им «спасибо»за всё, что они для него делают.
 Большая польза,если человек прост в своих отношениях с другими, если он всегда имеет о нихдобрый помысл и не относится ко всем людям всерьёз. Надо избегать споров и бесед,которые начинаются якобы ради духовной пользы, а приводят, чаще, к головнойболи. Не надо ждать духовного понимания от людей, которые не веруют в Бога.Лучше молиться за таких людей, чтобы Бог простил и просветил их. С каждым надоговорить на том языке, который он понимает, и [верующему человеку] не надо открыватьперед другими те великие истины, в которые он сам верит и которые переживает,потому что другие его не поймут, поскольку он говорит на иной частоте, находитсяна [духовной] волне иной длины.
 Некоторыеговорят: «Я хочу, чтобы и другие познали Христа – так же, как познал Его я».И эти люди начинают вести себя с другими как учителя. Однако их жизнь должнабыть в согласии с тем, чему они учат. Уча своей жизни иному «христу» и самине соответствуя тому, что говорят, они не могут сказать, что познали Христа.Не имея опыта [духовной жизни], человек находится вне реальности и рано или поздно его внутренний человек «предаст» его другим. Когда с болью и истиннойлюбовью мы приближаемся к нашему ближнему, то эта истинная Христова любовь егоизменяет. Человек, имеющий святость, – где бы он ни оказался – создаёт вокругсебя, если можно так выразиться, некое духовное электромагнитное поле и воздействуетна тех, кто в это поле попадает. Конечно, мы должны быть внимательными и не растрачивать нашу любовь и не отдавать другим легко своего сердца, потому что часто некоторые люди берут наше сердце в свои руки и после этого оно [без смысла]обливается кровью. Или же они не могут нас понять и на нас обижаются.

ИСКУШЕНИЯ В ПРАЗДНИКИ

 – Геронда,почему в праздники обычно происходит какое-то искушение?
 – А ты самане знаешь? В праздники Христос, Божия Матерь, Святые радуются и [духовно] угощаютдругих. Они дают людям благословение, дарят им духовные подарки. Ведь родителитоже устраивают угощение на именины своих детей, и короли устраивают амнистии,когда рождается принц. Так почему же Святые не могут в свой праздник угоститьлюдей [чем-то духовным]? И надо сказать, что радость, которую дают Святые, сохраняетсядолгое время, и души людей получают от неё огромную пользу. Поэтому диавол,зная это, устраивает искушения, чтобы люди лишились полученных божественныхдаров, и праздник не принёс им ни радости, ни пользы. Вот и видишь, что частов семье, когда все готовятся к Святому Причастию, диавол подзуживает их ругаться,и они не только не причащаются, но даже и в церковь не идут. Тангалашка делаетвсё для того, чтобы люди лишились божественной помощи.
 То же самоеможно заметить и в нашей монашеской жизни. Часто тангалашка, из опыта зная,что в праздник мы получим духовную пользу, устраивает в этот день, а чаще накануне,какое-нибудь искушение. Да ведь он и есть искуситель [что же ещё он может устроить?].И таким образом он портит нам внутреннее расположение. К примеру, он может подтолкнутьнас к спору или перебранке с каким-то братом, а потом приносит нам скорбь и надламывает нас душевно и телесно. Делая всё это, он не даёт нам получить от праздника пользу, [пережить праздник] в радости славословия Бога. Однако еслиБлагий Бог видит, что сами мы не давали диаволу повода для искушения, что онопроизошло только по его зависти, то Он нам помогает. А еще большую пользу Онпомогает нам получить в том случае, если мы смиренно берём на себя вину за происшедшееискушение и не осуждаем не только нашего брата, но даже и ненавидящего добродиавола. А что же, ведь это его работа: устраивать соблазны и распространятьзлобу. Тогда как человек, будучи образом Божиим, должен распространять мир и доброту.

 

В других номерах:

№4 (565) / 22 января ‘10

Духовные поучения

Дружба, влюбленность, любовь

№48 (561) / 22 декабря ‘09

Духовные поучения

Должники

 

Духовные поучения

На заре жизни

 
Верхотурье — град священный

От Верхотурья до Меркушино с фотокамерой отправился сотрудник музея истории Екатеринбурга

 Екатеринбург,18 июля, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Недавнозаместитель министра культуры области Олег Петрович Губкин и сотрудник музеяистории Екатеринбурга, директор фотографическогомузея «Дом Метенкова» (подразделения музея истории Екатеринбурга)Сергей Николаевич Лобановсовершили путешествие на север Урала.

 
Наш приход

До сих пор здание Успенского храма на ВИЗе не возвращено Церкви. В нем располагаются цеха хлебозавода

 Екатеринбург,26 августа, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».Верх-Исетский завод ведет отсчет своей истории с 1725 года, когда по распоряжению«главного заводов правителя» Виллима де Геннина «для запаса водыв Екатеринбургском пруду в двух верстах 356-ти саженях от поселения» вверхпо реке Исети была сооружена плотина.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс