Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Екатеринбург,22 апреля, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Двухтысячелетняяистория христианства — это история деревянной и чеканной иконы.
Лики святыхи их жития писались чаще всего на липовых или сосновых досках, или чеканилисьна золоте и серебре. Иконы украшались богатыми окладами и устанавливались перед алтарем на деревянные иконостасы.
Иконостас— это необходимая и неотъемлемая принадлежность православного храма, главныйархитектурный и смысловой элемент его интерьера.
В конце второготысячелетия, а, если точнее, в начале ХХ века, когда технический прогресс шагнулвперед, произошла маленькая «революция», не разрушившая, однако, устоев.В храмах русских городов стали возводиться иконостасы, сделанные из фаянса.
К распространениюв России и прославлению во всем мире этого изобретения причастен русский «фарфоровыйкороль» Матвей Кузнецов.
Первые иконостасыиз фаянса были изготовлены на кузнецовском заводе в 1895 году. К этому времениуровень технологии керамического производства в России достиг известной высоты.Производились и монтировались иконостасы из керамики относительно быстро, стоилине дороже деревянных, выглядели нарядно и торжественно. Разбившие или треснувшиедетали можно было заменить другими, ведь керамический иконостас — не монолитноесооружение; он состоит из отдельных элементов размером 300 — 500 мм.
Еще односвойство фаянсовых иконостасов было оценено заказчиками по достоинству — их гладкие, блестящие поверхности легко мыть и чистить.
К настоящемувремени в России осталось только восемнадцать тех самых, кузнецовских иконостасов,которые были установлены в храмах еще до революции.
За 80 летвоинствующего атеизма секрет изготовления иконостасов из фарфора и фаянса былутерян, технологии были забыты — казалось, безвозвратно.
Возрождениепроизводства фаянсовых иконостасов началось на Урале в 1997 году. Начало работбыло связано с реставрацией Свято-Николаевского мужского монастыря в Верхотурье.Благодаря архивным источникам выяснилось, что в Крестовоздвиженским соборе ранеесуществовали фаянсовые иконостасы, и устанавливал их Матвей кузнецов. Позжеони были утрачены — в советское время в монастыре размещалась детская исправительнаяколония.
В процессереставрации собора возник вопрос о восстановлении фаянсовых иконостасов. Былипроведены архивные изыскания, и на основе сохранившихся документальных материаловархитекторами был разработан проект будущих фаянсовых иконостасов.
В эскизномпроекте осуществлена графическая реконструкция всех трех иконостасов и двухнапольных киотов. Иконостасы вписаны в реальные проемы алтарных арок; методомпропорционирования определены размеры, форма, рисунок декора элементов; заданыобщие декоративное и цветовое решения иконостасов, состав икон.
Конструктивноерешение фаянсового иконостаса проектировалось на основе современного осмысленияконструкции изученных аналогов. Воссоздаваемые иконостасы не стали «подделкойпод старину», их современное происхождение не скрывалось.
Стало возможнопереосмысление конструктивной основы фаянсовых иконостасов, привлечение компьютерныхсредств, технологий проектирования и моделирования керамического производства.
Сегодня рукамисысертских мастеров восстановлены 3 иконостаса Крестовоздвиженского собора Свято-Николаевскогомужского монастыря Верхотурья.
В сентябре2000 года Верхотурский Свято-Николаевский монастырь посетил Его СвятейшествоСвятейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Патриарх совершил Божественнуюлитургию в Крестовоздвиженском соборе и высоко оценил красоту восстановленногоиконостаса.
Фаянсовыеиконостасы соответствуют задачам современного храмового строительства и могутбыть установлены во вновь строящихся храмах; в восстанавливаемых и реставрируемыххрамах; в храмах, где они существовали, но были утрачены.
Также появиласьвозможность реставрации сохранившихся фаянсовых иконостасов.
Эксплуатационныедостоинства фаянсовых иконостасов неоспоримы и имеют ряд преимуществ перед иконостасамииз других материалов легкость очистки, прочность красок и позолоты, возможностьзамены разбитых деталей, отсутствие необходимости частого ремонта.
Одним из главных достоинств керамических иконостасов является пожарная безопасность.Стоит также заметить — стоимость фаянсового иконостаса не превышает стоимостирезного деревянного позолоченного иконостаса.
Производствофарфоровых и фаянсовых изделий — процесс сем по себе весьма сложный и кропотливый.Для крупногабаритных деталей иконостаса пришлось заново подбирать приемы изготовленияи декорирования, а также оптимальные режимы и условия обжига.
В процессеработы над иконостасом сначала делается цветной эскиз, затем создаются рабочиечертежи — каждый элемент иконостаса во всех проекциях.
Фаянсовыйиконостас в среднем содержит от 150 до 30 разных элементов. В конструкции этиэлементы могут повториться не один раз, так что полностью собранный иконостасможет состоять из нескольких тысяч деталей.
Детали фаянсовыхиконостасов изготавливают методом ручной отливки в гипсовую форму.
Отлитые фаянсовыеили фарфоровые детали высушивают, покрывают глазурью, подвергают неоднократномувысокотемпературному обжигу, что позволяет придать им высокие прочностные характеристики.
Декор, нанесенныйкерамическими красителями и золотом, закрепляется при высокой температуре и сохраняет яркость и свежесть красок на долгие годы. Готовые детали транспортируютсядо места установки и закрепляются на заранее возведенном металлическом каркасе.
Конструкциикерамических иконостасов отличаются от иконостасов, изготовленных из иного материала.Они состоят из трех взаимодополняющих структур: керамических деталей, собираемыхпо типу кирпичной кладки на строительном растворе; металлического каркаса, обеспечивающегодостаточную прочность, надежность и долговечность сооружения и деревянной обшивкисо стороны алтаря, дополняющей общую жесткость конструкций.
Керамикалюбит округлые формы, и изготовление прямоугольных деталей — задача непростая.Заводским технологам предприятия «Фарфор Сысерти» пришлось серьезнопоработать, чтобы подобрать оптимальный состав керамической массы и параметрыобжига.
Многие секретыразгаданы, найдены и опробованы новые технологические решения. Фаянсовые иконостасыполучаются светлыми, праздничными, блестящими, именно благодаря свойствам материала.Ведь отличительная особенность фаянса — легкость и воздушность.
Начиная с 1998 года, Сысертский фарфоровый завод приобрел огромный опыт в изготовлениидекоративных крупногабаритных фаянсовых элементов и сборке их по месту в иконостасы.
Один из примеровтому — иконостас нижнего придела Храма-памятника-на-Крови в честь Всех Святыхв Земле Российской Просиявших.
Разработкаэтого иконостаса началась в 2002 году. Он имеет размеры около 10 м в длину и около 3, 5 м в высоту; состоит из 800 деталей, выполненных по 73-м различныммоделям. Цветовое решение построено на контрасте белого (символ покаяния, очищения,искупления грехов), кроваво-красного (символ пролитой крови) и золотого (символБожественного света и приближения человека к небу). С этой работой завод справилсяза 6 месяцев.
Всего, с 1998 по 2005 год было изготовлено 13 иконостасов для храмов Среднего Урала,Омской и Пензенской областей.
Подробную информацию о работе уральских мастеров-фарфористов можно узнать по адресу: Сысерть, ул. Чапаева, 1, предприятие «Фарфор Сысерти», тел.(34374) 2–18–52, 2–15–03, а также на интернет-сайте www.farfor.ural.ru.
© При использовании информации ссылка на
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии"
обязательна.
Екатеринбург,6 мая, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». 2мая — день памяти святой блаженнойстарице Матроне Московской, канонизированной в 2004 году Священным СинодомРусской Православной Церкви. В этот деньсотни жителей Орджоникидзевского района Екатеринбурга собрались за праздничнойБожественной литургией в храмево имя Святой Блаженной Старицы Матроны Христорождественского прихода. Торжественнаяслужба, соборно совершаемая клириками храма в честь Рождества Христова, былаособо радостной для всех прихожан — ведь исполнился ровно год с того дня, когдаархиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий совершил чин освященияпрестола этого небольшого уютного храма. По великой милости Божией трудами духовенства,мирян, благотворителей, белоснежное, с золотым куполом здание Матронинскогохрама было возведено за очень короткий срок.
Екатеринбург,9 мая, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». В течение двух лет здание Михаило-Архангельскогохрама в Нижнем селе Первоуральского района восстанавливалось на старинномфундаменте — трудами благотворителей, а также духовенства и мирян прихода в честь Рождества Христова Екатеринбурга. Престол Михаило-Архангельскогохрама был освящен Владыкой Викентием в ноябре 2004 года.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.