Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №20 (341) → Старец Паисий Святогорец: «О роли матери в воспитании детей»

Старец Паисий Святогорец: «О роли матери в воспитании детей»

№20 (341) / 22 мая ‘05

Духовные поучения

МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ

 –Геронда, как-то раз Вы сказали нам, что от любви человек растёт, зреет.
 – Простолюбить кого-то – это ещё мало.

Надо любить человека больше, чем себя самого.Мать любит своих детей больше, чем себя. Для того чтобы накормить детей, онаостается голодной. Однако радость, которую испытывает она, больше той радости,которую испытывают её дети. Малыши питаются плотски, а мать – духовно. Они испытываютчувственный вкус пищи, тогда как она радуется духовным радованием.
 Иная девушкадо замужества может спать до десяти часов утра и при этом ещё рассчитывать на то, что мать подогреет ей молоко для завтрака. Сделать какую-нибудь работу такойдевушке лень. Она хочет жить на всём готовеньком. Хочет, чтобы все её обслуживали.К матери у неё претензии, к отцу претензии, а сама наслаждается бездельем. Несмотряна то, что в её [женской] природе есть любовь, она не развивается, потому что не переставая принимает помощь и благословение от матери, от отца, от братьеви сестёр. Однако, став матерью сама, она начинает походить на самозаряжающеесяустройство, которое чем больше напрягается в работе, тем больше заряжается –потому что в ней не переставая работает любовь. Раньше, дотронувшись до чего-нибудьгрязного, она испытывала чувство брезгливости и тщательно мыла руки с душистыммылом. А сейчас, когда её младенец наложит в штанишки и их надо отстирывать,она испытывает такое чувство, словно берёт в руки мармеладные конфеты! Брезгливостиона не испытывает. Раньше, когда её будили, она громко выражала недовольствотем, что её побеспокоили. Сейчас, когда её ребёнок плачет, она не спит всю ночь,и ей это не трудно. Она заботится о своём младенце и радуется. Почему? Потомучто она перестала быть ребёнком. Она стала матерью, и у неё появились жертвенность,любовь.
 Надо сказатьи о том, что мать достигает большей любви и жертвенности, чем отец, посколькуотцу не представляется столько благоприятных возможностей приносить себя в жертву.Мать мучается с детьми, возится с ними больше, чем отец, но одновременно она«подзаряжается» от детей, отдаёт им всю себя. А отец и не мучается с детьмитак много, как мать, но и не «подзаряжается» от них, поэтому его любовь не стольвелика, сколь любовь материнская.
 Сколько жематерей приходят ко мне в слезах и просят: «Помолись, отче, за моего ребёнка».Знаете, как они переживают! От немногих мужчин можно услышать: «Помолись, мойребёнок сбился с пути». Да вот и сегодня приходила одна мать с восемью детьми.С каким же трепетом эта бедняжка подталкивала своих малышей вперёд и выстраивалаих в рядочек, чтобы все они могли взять благословение. Увидеть отца, ведущегосебя подобным образом, – большая редкость. И Россия удержалась благодаря матерям.Отцовское объятие – если в нём нет Благодати Божией – сухо. А объятие материнское– даже без Бога – имеет в себе молоко. Ребёнок любит своего отца и уважает его.Но и эта любовь к отцу увеличивается от нежности и тепла материнской любви.

ПРАВИЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К БЕЗДЕТНОСТИ

 Если не имеющая детей женщина не относится к своему положению духовно, то она страдает.Как же я намучался с одной женщиной, не имевшей детей! Муж этой несчастной занималвысокий пост. Ей принадлежало несколько домов, которые она сдавала внаём. Крометого, у них был большой дом, в котором она жила с мужем, взявшим за ней в своёвремя немалое приданое. Но всё ей было в тягость: и на рынок сходить, и пищуприготовить… Да и не умела она готовить-то. Сидя дома, звонила в ресторани оттуда ей приносили готовые кушанья. Всё у неё было, однако она терзалась,потому что ничего её не радовало. Целыми днями она сидела дома: то ей было не так, это – не эдак. Одно делать – скучно, другое – тяжело… Потом её начиналидушить помыслы, и она была вынуждена пить таблетки. Её муж брал работу на дом,чтобы ей было повеселей, а она, не зная, чем убить время, стояла у него над душой. Конечно, она надоела этому бедняге: ведь помимо всего прочего, человекунадо было и работу выполнять! Встретившись с ней, я ей посоветовал: «Не сидиты целыми днями дома! Ведь так ты совсем заплесневеешь! Сходи в больницу, посетибольных…» – «Да куда я там, отец, пойду? – ответила мне она. – Разве мне такоедело по силам!» – «Тогда, – говорю, – сделай вот что: как придёт время читатьпервый час, читай его, потом в свое время читай третий час и так далее. Положии один-другой поклончик…» – «Не могу», – отвечает. «Эх, – говорю, – ну тогдаберись-ка ты за Жития Святых». Я велел ей прочитать жития всех женщин, достигшихсвятости, чтобы что-нибудь из прочитанного запало ей в душу и помогло. С превеликимтрудом удалось вернуть её в нормальную колею, чтобы она не докатилась до сумасшедшегодома. Эта женщина привела себя в совершенную негодность. Мощный мотор, но маслов нём подзастыло.
 Всем этимя хочу сказать, что женское сердце приходит в негодность, если та любовь, которуюона имеет в своём естестве, не находит себе выхода. Ты погляди: у другой женщиныможет быть пять, шесть или даже восемь детей. За душой у несчастной может не быть ни гроша, однако она радуется. У неё есть и благородное великодушие, и мужественная стойкость. Почему? Потому, что она нашла свою цель.
 Один случайврезался в мою память. У моего знакомого было две сестры. Одна вышла замуж оченьюной и родила много детей. Эта женщина приносила себя в жертву. Помимо прочего,будучи портнихой, она шила одежду и таким образом оказывала милостыню беднякам.А на днях приехала и говорит мне: «У меня ведь теперь и внучата есть!». Приэтом её сердце трепетало от радости. А другая сестра замуж не вышла. Однакои духовной пользы из своего беззаботного положения она не извлекла. В каком же она находилась состоянии! Как она жила – лучше даже не спрашивать… Онаждала, чтобы старуха-мать её обслужила, да ещё и жаловалась, что та делает этонедостаточно усердно. Видите как? Она не стала матерью, и поэтому у неё внутриничего не изменилось. Но, помогая тем, кто находится в нужде, она могла бы пуститьв дело ту любовь, которая уже присутствует в женском естестве, извлечь из неёпользу. Однако она этого не сделала.
 Поэтому я говорю, что женщине необходимо приносить себя в жертву. Мужчина – даже еслион не возделает в себе любовь, особого ущерба не терпит. Однако женщина, имеяв себе любовь и не направляя её в нуж- ное русло, уподобляется включённому станку,который, не имея исходного сырья, работает вхолостую, трясётся сам и сотрясаетдругих.

МАТЕРИНСКАЯ ВЫНОСЛИВОСТЬ

 – Геронда,святитель Нектарий Эгинский в одном из писем к монахиням призывает их не забывать,что они женщины, и подражать преподобным женам, а не преподобным мужам. ПочемуСвятитель так говорит? Может быть, потому, что женщинам не хватает выносливости?
 – Кому? Этаженщинам-то не хватает выносливости? Да я просто диву даюсь, какая у них выносливость!Они ведь семижильные! Тело женщины может быть более слабым, чем мужское, но у неё есть [сильное] сердце, и, работая им, она имеет такую выносливость, котораяпревосходит мужскую силу. Да, у мужчины есть телесные силы, но сердца, котороеесть у женщины, у него нет. Как-то я наблюдал за одной кошкой, которая пришлако мне в каливу со своими котятами. Тощая-претощая, рёбра можно было пересчитать.Однажды ко мне во двор забежала большая охотничья собака. Курд – так звали кота,задал стрекача, а кошка изготовилась к бою, выгнулась дугой, приняла угрожающуюпозу и была готова наброситься на пса. Я только диву дался: откуда у неё взялосьстолько смелости! Видишь: она защищала своих котят.
 Мать страдает,выбивается из сил, но ни боли, ни усталости при этом не испытывает. Она принуждаетсебя [к работе], но, любя детей, любя свой дом, всё делает с радостью. Человек,который целыми днями лежит на боку, устаёт больше, чем она. Помню, когда мыбыли маленькими, наша мать должна была носить воду издалека, а ещё готовить,печь хлеб, стирать одежду, да к тому же работать в поле. При этом еще и мы –дети – не давали ей покоя: когда мы ссорились между собой, к её многочисленнымделам и хлопотам прибавлялись ещё и судейские обязанности! Однако она говорила:«Это мой долг. Я обязана делать всё это и не роптать». Она вкладывала в этислова добрый смысл. Она любила дом, любила своих детей и от дел и забот не выбиваласьиз сил. Она всё делала с сердцем, с радостью.
 И чем большепроходит лет, тем сильнее мать любит дом. Её годы уже не те, что раньше, однако,несмотря на это, она жертвует собой всё больше и больше, чтобы и внучат вырастить.У неё остается всё меньше сил, однако она совершает все свои обязанности от сердца, и её силы превосходят даже силы её мужа, и те силы, которые сама онаимела в молодости.
 – Знаете,Геронда, женщины и в болезни отличаются большим хладнокровием, чем мужчины.
 – Знаешь,в чём тут дело? Мать многократно сталкивалась с тем, что заболевал её собственныйребёнок. И поэтому она знает, что такое болезнь вообще, у неё богатый опыт в этом отношении. Она помнит, сколько раз у её малыша поднималась температураи сколько раз она опускалась. Она видела разные сцены: например, как задыхавшийсяили терявший сознание ребёнок, стоило его немножко похлопать по щекам, приходилв себя. Мужчина всего этого не видит, и такого опыта у него нет. Поэтому, узнав,что у ребёнка поднялась температура или он побледнел, мужчина впадает в паникуи начинает нервничать: «Ребёнок погибает! Что же нам теперь делать? А ну-ка,бегом звонить врачу!».

БЕРЕМЕННОСТЬ И КОРМЛЕНИЕ ГРУДЬЮ

 Воспитаниеребёнка начинается с беременности. Если носящая во чреве мать волнуется и расстраивается,то зародыш в её утробе тоже беспокоится. А если мать молится и живет духовно,то младенец в её чреве освящается. Поэтому женщина, будучи беременной, должнатворить Иисусову молитву, читать что-то из Евангелия, петь церковные песнопения,не тревожиться душой. Но и близкие тоже должны быть внимательными, чтобы не расстраивать её. В этом случае родившийся ребёнок будет ребёнком освящёнными родителям не придётся испытывать с ним затруднений – ни пока он будет маленьким,ни когда подрастёт.
 Потом, когдаребёнок родится, мать должна кормить его грудью – чем дольше, тем лучше. Материнскоемолоко даёт детям здоровье. Питаясь от груди, младенцы впитывают в себя не толькомолоко: они впитывают любовь, нежность, утешение, безопасность и таким образомстановятся людьми с сильным характером. Но, кроме того, кормление грудью помогаети самой матери. Если матери не кормят своих детей грудью, то в их организмевозникают аномалии, и это может привести [к раку] и удалению груди.
 В прежниевремена, если у матери было молоко, то она могла кормить грудью и своего малыша,и соседского. А сейчас многим матерям тяжело покормить грудью даже собственныхдетей. Мать, которая бездельничает и не кормит ребёнка грудью, передаёт «микробы»безделья и праздности и ему. Раньше на банках со сгущённым молоком была нарисованамама, держащая в объятьях малыша, а сейчас на банках со сгущенкой изображают«маму», держащую в руках цветочки! Мамы не кормят детей грудью, и поэтому детивырастают без утешения. Кто даст им нежность и любовь? Банка с молоком коровы?Малыши сосут соску, надетую на «ледяную», стеклянную бутылку, и их сердце тожеоледеневает. А потом, придя в возраст, они тоже ищут утешение в бутылке – в кабаках. Чтобы забыть свою душевную тревогу, они начинают пить и становятсяалкоголиками. Если дети сами не получат нежности, то у них не хватит её и на то, чтобы передать её своим детям. Так одно влечёт за собой другое. А потомприходят матери и начинают просить: «Помолись, отче! Я теряю своего ребёнка».

РАБОТАЮЩАЯ МАТЬ

 – Геронда,если женщина работает – это правильно?
 – А что мужговорит по этому поводу?
 – Он оставляетэто на её выбор.
 – Женщинене просто оставить свою работу и посвятить себя детям, если она получила образованиедо замужества. А вот женщина, образования не получившая и работающая на какой-то простой работе, может оставить её без затруднений.
 – Геронда,я думаю, если женщина не имеет детей, то работа ей на пользу.
 – Что же,по-твоему получается, если у неё нет детей, то она обязательно должна заниматьсяпро-фессиональным трудом? Ведь есть так много других дел, которыми она можетзаниматься. Конечно, если у неё дети, то лучше ей сидеть дома. Ведь в противномслучае как она сможет им помочь?
 – Геронда,многие женщины говорят, что они вынуждены работать, потому что не сводят концыс концами.
 – Они не сводят концы с концами, потому что хотят иметь телевизор, видеомагнитофон, личныйавтомобиль и тому подобное. Поэтому они должны работать, а результатом этогобывает то, что они не радеют о собственных детях и теряют их. Если трудитсятолько отец и семья довольствуется малым, то такой проблемы не существует. А оттого, что работает и муж, и жена – якобы потому, что им не хватает денег,– семья распыляется и теряет свой действительный смысл. И что после этого остаетсяделать детям? Если бы матери жили более просто, то и сами они не выбивались бы из сил, и дети их были бы радостными. Один человек знал семь иностранныхязыков, а его жена предпринимала страшные усилия, чтобы выучить четыре. А ещё она давала частные уроки и для того, чтобы быть в рабочей форме, жила на таблетках.Дети этой четы родились здоровыми, а выросли душевнобольными. Потом они сталиприбегать к «помощи» психоаналитиков… Поэтому я советую матерям упроститьсвою жизнь, чтобы быть в состоянии больше заниматься детьми, которые в них нуждаются.Другое дело, если у матери дома есть какое-то дело, на которое она может переключаться,когда устаёт от забот с детьми. Сидя дома, мать может следить за детьми и заниматьсякаким-то другим делом. Это помогает семье избежать многих расстройств.
 Сегодня дети«голодают» от недостатка материнской любви. Но даже родной материнский языкони не выучивают, потому что целые дни мать проводит на работе, а детей оставляетпод надзором чужих – часто инородных – женщин. Дети из сиротского приюта, гдесреди воспитательниц окажется давшая обет безбрачия женщина из христианскогосестричества, проявляющая к ним хоть немного нежности, находятся в положениив тысячу раз лучшем, чем те дети, чьи родители бросают их на попечение женщинам,получающим за это деньги! А знаете, к чему все это приводит? К тому, что еслиу ребёнка нет одной мамы, то у него есть целая куча нянек!

ДОМАШНЕЕ ХОЗЯЙСТВО И ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ МАТЕРИ

 – Геронда,как домашняя хозяйка может упорядочить свои дела и заботы, чтобы иметь времяи для молитвы? Какое соотношение должно быть между работой и молитвой?
 – Женщиныобычно не имеют меры в делах. Им хочется прибавлять к своим делам и заботамвсё новые и новые. Имея много сердца, женщины могли бы очень успешно вести «домашнеехозяйство» своей души, но вместо этого они растрачивают сердце по пустякам.Представьте, что у нас есть, например, бокал, украшенный красивыми узорами,полосками и тому подобным. Если бы он не был украшен этими полосками, это не мешало бы ему служить своему предназначению. Однако женщины приходят в магазини начинают объяснять продавцу: «Нет-нет, мне нужно, чтобы полоски были вот досюдаи нарисованы не так, а вот как». Ну а уж если там нарисован цветочек, то их сердце начинает просто ликовать! Таким образом, женщина растрачивает весь свойпотенциал. Редко встретишь мужчину, который обращал бы внимание на подобныевещи. Будь, к примеру, его настольная лампа коричневой или черной – мужчинаэтого даже не заметит. А женщина [наоборот] – она хочет чего-то красивого, онарадуется, отдаёт этому красивому кусочек своего сердца. Другому «красивому»она отдает другой кусочек, но что потом остаётся для Христа? Зевота и усталостьво время молитвы. Чем больше женское сердце удаляется от красивых вещей, тембольше оно приближается ко Христу. А если сердце отдано Христу, то оно обладаетвеликой силой! На днях я встретился с женщиной, всецело вверившей себя Богу.Было видно, как в ней горит некое сладкое пламя! За любое дело она берётся горячо.Раньше эта женщина была совершенно мирским человеком, но по-доброму расположена,и в какой-то момент в её душу запала искра. Все свои золотые украшения и роскошныеодежды она выбросила. Сейчас она живёт с удивительной простотой! Подвизается,совершает над собой духовную работу. Какой жертвенностью исполнены её поступки!Она стала «ревновать», «завидовать» святым – в добром смысле этого слова. Знаете,сколько чёток она протягивает в молитве, какие совершает посты, сколько времениотдаёт чтению псалтыри!… Удивительное дело! Подвижничество стало сейчас еёпищей.
 – Геронда,одна мать сказала мне: «Я телесно слаба и очень устаю. Ни дел своих не успеваюсделать, ни времени для молитвы у меня не остаётся».
 – Для тогочтобы оставалось время для молитвы, она должна упростить свою жизнь. С помощьюпростоты мать может очень преуспеть. Мать имеет право сказать «я устаю», еслиона упростила свою жизнь, а много трудится лишь потому, что имеет много детей.Однако если она теряет своё время, стараясь, чтобы её дом произвел впечатлениена чужих людей, что тут скажешь? Некоторые матери, желая, чтобы каждая вещьв их доме красиво лежала на своём месте, притесняют, душат своих малышей тем,что не позволяют им сдвинуть с места стул или подушку. Они заставляют детейжить по законам казарменной дисциплины, и таким образом дети, родившись нормальными,вырастают, к несчастью, уже не вполне нормальными. Если неглупый человек увидит,что в многодетном доме каждая вещь лежит на своём месте, то он придёт к выводу,что здесь либо дети умственно отсталые, либо мать, отличаясь жестокостью и деспотизмом,принуждает их к военной дисциплине. В последнем случае в душе детей живет страх,и от этого страха они ведут себя дисциплинированно. Как-то раз я оказался в доме, где было много детей. Как же радовали меня малыши своими детскими шалостями,которые разрушали мирской чин, гласящий: «каждая вещь на своем месте». Этот«чин» есть величайшее бесчинство, весьма отнимающее силы у современного человека.
 В прежниевремена не было духовных книг, и матери не могли занять себя, помочь себе чтением.Сейчас издано огромное количество святоотеческих книг, многие из них переведенына современный язык, но, к сожалению, большинство матерей [проходят мимо всегоэтого богатства и] занимают своё время глупостями или же [постоянно] работают,чтобы свести концы с концами.
 Вместо тогочтобы скрупулезно и схоластично заниматься домашним хозяйством – вещами бездушными– матери лучше заняться воспитанием детей. Пусть она говорит им о Христе, читаетим Жития Святых. Одновременно она должна заниматься и вычищением своей души– чтобы и она духовно сияла. Духовная жизнь матери незаметно, бесшумно поможети душам её детей. Таким образом её дети будут жить радостно и сама она будетсчастлива, потому что в себе она будет иметь Христа. Если мать не может выбратьвремя даже на то, чтобы прочитать «Святый Боже», то как освятятся её дети?
 – Геронда,как быть, если мать имеет и много детей, и много работы?
 – Но развеона не может, выполняя дела по дому, одновременно молиться? Меня к Иисусовоймолитве приучила мать. Когда мы, будучи детьми, совершали какую-нибудь шалостьи она была готова рассердиться, то я слышал, как она начинала вслух молиться:«Господи, Иисусе Христе, помилуй мя». Сажая в печь хлеб, мать произносила: «Во имя Христа и Пресвятой Богородицы». Замешивая тесто и готовя пищу, она тожепостоянно произносила Иисусову молитву. Так освящалась она сама, освящалисьхлеб и пища, которые она готовила, освящались и те, кто их вкушал.
 У скольких же матерей, имевших святую жизнь, дети тоже были освящены! Взять для примерамать старца Хаджи-Георгия. Подвижническим было даже молоко этой благословеннойматери, питавшей младенца Гавриила – так звали старца Хаджи-Георгия в миру.Эта женщина родила двух детей, а после они жили со своим супругом в девстве,любя друг друга как брат и сестра. Мать Хаджи-Георгия с детства отличалась под-вижническимдухом, потому что её сестра была монахиней, подвижницей. Свою сестру-монахинюона часто посещала и, уже будучи замужем, приезжала к ней вместе со своими детьми.Отец Гавриила тоже был человеком благоговейным. Он занимался торговлей и поэтомубольшую часть времени проводил в путешествиях. Это давало его матери благоприятнуювозможность жить просто, не заботясь и не суетясь о многом, брать своего сынас собой и ходить вместе с другими женщинами на всенощные бдения, которые совершалисьиногда в пещерах, а иногда в разных часовнях. Поэтому впоследствии её сын достигтакой меры святости.
 Благоговениематери имеет великое значение. Если у матери есть смирение, есть страх Божий,то всё в доме идет как нужно. Я знаком с молодыми матерями, лица которых сияют,несмотря на то, что ниоткуда эти женщины не получают помощи. Общаясь с детьми,я понимаю, в каком состоянии находятся их матери.

 

В других номерах:

№4 (565) / 22 января ‘10

Духовные поучения

Дружба, влюбленность, любовь

№48 (561) / 22 декабря ‘09

Духовные поучения

Должники

 

Духовные поучения

На заре жизни

 
Церковный календарь

Дни памяти святых

 1 июня Отдание праздникаПреполовения Пятидесятницы. Сщмчч. Патрикия, еп. Прусского, и с ним трехпресвитеров: Акакия, Менандра и Полиена (ок. 100). Прп. Корнилия, чудотворцаКомельского (1537). Блгв. вел. кн. Димитрия Донского (1389). Сщмч. Виктора(1937); сщмчч. Антония, еп. Белгородского, и с ним Митрофана, Александра, Михаила,Матфея, Ипполита, Николая, Василия, Николая, Максима, Александра, Павла, Павлапресвитеров и мчч. Михаила и Григория (1938); сщмч. Онуфрия, архиеп. Курского(1938).

 
Наш приход

К мироточивому образу царя Николая, прибывшего в храм поселка Новоуткинск, притекает большое число богомольцев

 Екатеринбург,18 мая, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». К мироточивому образу царя Николая,прибывшего сегодня из Москвы в Успенский храм поселка Новоуткинск, притекаетбольшое число богомольцев. Этот ликСвятого Царственного Страстотерпца хорошо известен православным христианам.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс