Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
- Как поживаеттвоя сестра? Ладит со своим мужем?
- Геронда,до меня доходят слухи, что у них не все гладко. Но она терпит, а когда требуется,тянет воз на себе.
- Так онои бывает. Если пара быков впряжена в одно ярмо и один из них отличается слабинкойили ленцой, то другое животное упирается с большей силой и некоторым образомтащит, увлекает за собой другое. Видишь как: мирские люди, а занимаются работойнад собой. А вы здесь как принцессы всё равно! Ты вот представь мать, у которойчетверо детей: один ребёнок умственно отсталый, другой — душевнобольной, третийстрадает талассемией (гемолитическая анемия), четвёртый шляется по ночам неизвестногде, с супругом несчастная тоже мучается. Сколько же ей приходится всего терпеть!Да так, что хоть криком кричи, так, что никому о своей боли и не расскажешь,потому что о некоторых вещах, проис-ходящих в семье, нельзя рассказать за порогомдома. К примеру, её муж может жить совершенно обособленной жизнью, а на неёне обращать никакого внимания. У несчастной нет денег даже заплатить за жильё,её хотят выселить из дома. Она вынуждена искать работу, подвергаться различнымопасностям и просить тебя: «Помолись, чтобы хоть от этих опасностей я избавилась!»
Или её мужпьёт, не работает, и она вынуждена работать сама, к примеру, мыть лестницы в многоэтажках. А муж ходит по тавернам, пьяный возвращается домой за полночь,бьет её, требует у неё деньги или даже сам идёт к её начальству и забирает то,что она заработала. Ах, какая же это мука!
С некоторымиженщинами всё понятно — у них есть какие-то грехи и, мучаясь таким образом,они за них расплачиваются. Но ведь есть и другие — у которых таких грехов нет.Эти последние будут иметь чистую мзду за переживаемые ими страдания. Я знакомс одной матерью. В детстве она была подобна ангелу! Добрейшая душа, самый тихийребёнок в семье. И какому же она досталась страшному скандалисту! Как обманулисьеё родные! Она вышла замуж за пьяницу, который еще в детстве был отъявленнымозорником. Его отец пил, и он тоже перенял эту дурную привычку. И вот сейчаснесчастная женщина ходит горбатится по чужим домам, убивается на работе, а мужизбивает её и угрожает ножом. Сколько раз он кричал: «Я тебя зарежу!». И онабоится, как бы он и вправду её не зарезал! Она переживает настоящие мучения!А ведь у неё четверо детей. Родные этой несчастной дошли до того, что советуютей развестись, но она отвечает им: «Я думаю ещё потерпеть». И терпит. Вам этопонятно? Эта женщина не читала ни патериков, ни житий святых, и, однако, онатерпит! «Хорошо, — сказал я ей как-то раз. — А что же ребята-то твои, на всёэто смотрят и не вмешиваются?» — «Им еще по пятнадцать-шестнадцать лет, — ответилаона. — Пусть сперва отслужат в армии, а когда вернутся, так и отца немножкоукоротят!» То есть пока они не отслужат в армии, ей придется терпеть побои!
ТЕРПЕНИЕ ИСПОЛНЯЕТ ЧЕЛОВЕКА БОЖЕСТВЕННОЙ БЛАГОДАТЬЮ
- Геронда,как вести себя с человеком, когда он раздражён, взвинчен?
- С терпением.
- А еслиу меня его нет?
- Надо пойтикупить! Продаётся в супермаркетах!… Гляди: если человек кипит гневом, что быты ему ни говорил, никакого толку не будет. В такой момент лучше замолчать и творить Иисусову молитву. От молитвы он утихнет, успокоится, и потом можно прийтис ним к взаимопониманию. Посмотри, ведь и рыбаки не выходят рыбачить, если на море волнение. Они терпеливо ждут, пока погода не наладится.
- Геронда,а чем объясняется нетерпение людей?
- Оно объясняетсятем, что у них внутри очень много… мира! Бог поставил спасение людей в зависимостьот их терпения: «Претерпевый же до конца, той спасён будет», — говорит Евангелие.Бог даёт людям трудности, различные испытания, ради того, чтобы они поднаторелив терпении.
Терпениеначинается с любви. Чтобы ты терпел человека, тебе должно быть за него больно.Терпение спасает семью от разрушения. Мне приходилось видеть, как дикие зверистановились агнцами. Если доверять Богу, то все проблемы разрешаются гладкои духовно. Однажды, живя в монастыре Стомион, я встретил в Конице женщину, лицокоторой сияло. Она была матерью пятерых детей. Потом я её вспомнил. Её муж былплотником и часто работал вместе с моим мастером. Если заказчики делали этомучеловеку какое-нибудь пустяковое замечание, например: «Мастер Янис, может быть,сделаем это вот так?» — то он точно с цепи срывался. «Это ты меня, что ли, будешьучить?!» — кричал он, ломал свои инструменты, швырял их в угол и уходил. Тытеперь представляешь, что он творил в собственном доме, если и в чужих-то домахон все крушил! С этим человеком невозможно было провести вместе ни одного дня,а его жена жила с ним годы. Каждый день она переживала мучения, однако ко всемуотносилась со многой добротой и покрывала всё терпением. Я знал о том, что происходиту них в доме, и поэтому, встречая её, спрашивал: «Как поживает господин Янис?Работает?» — «Э-э, — отвечала она, — Когда работает, а когда — сядет, посидитмаленечко!» — «А как ваше житье-бытье?» — снова спрашивал я. «Очень хорошо,отче!» — отвечала она. И она говорила это от сердца. Она не брала в расчёт того,что её муж ломал свои инструменты — и ведь дорогие инструменты! — так что бедняжкабыла вынуждена наниматься на работу в чужие дома, чтобы заработать им на жизнь.Видите, со скольким терпением, с какой добротой и благородством она ко всемуотносилась! Она его даже нисколечко не осуждала! Поэтому Бог исполнил её Благодатью,и её лицо сияло. Она смогла воспитать пятерых детей, вырастила их, и из всехпятерых получились очень хорошие люди.
- Геронда,а как ей удавалось оправдывать своего мужа?
- Добрымпомыслом. «Ведь это мой муж, — думала она. — Ну что же, пускай поругает менямаленько. Может быть, и я, будь на его месте, вела бы себя точно так же». Этаженщина применяла Евангелие к своей жизни, и поэтому Бог ниспосылал ей СвоюБожественную Благодать. И если уж люди мирские терпят и исполняются Благодатью,то насколько больше должны терпеть мы, монахи, имеющие для духовной жизни всевозможности!
Насколькоя понял, самые большие скандалы — и не только в семьях, но и в жизни государств— происходят от малозначащих вещей. В семье один из супругов должен смирятьсяперед другим, он должен не только подражать его добродетелям, но и терпеть егопричуды. Относиться к происходящему подобным образом очень помогает размышлениео том, что Христос принёс Себя в жертву за наши грехи и что Он, будучи Безгрешным,терпит нас всех — миллиарды людей — тогда как мы, мучаясь от чужих причуд, погашаемзадолженности за собственные грехи. Благий Бог устроил всё так, чтобы, имеядарование, человек помогал другому, а имея недостаток, смирялся перед ним. Ведьу каждого есть свои дарования. Однако и недостатки у каждого тоже есть, и надоподвизаться для того, чтобы их отсечь.
Одному человекуя задал хорошую взбучку! Видели бы вы, какое послушание оказывает ему жена,несмотря на то, что она наделена многими способностями и дарованиями. Рядомс ней он всё равно что дитя малое. И вот эта женщина, оказывая мужу послушание,постоянно приемлет Божественную Благодать, откладывает Её на свой духовный счёт,тогда как её муж своим эгоизмом постоянно отгоняет от себя Божественную Благодатьи становится всё более и более пустым. И кто в конечном итоге останется в выигрыше?Видишь: весь секрет в смирении. В нём — вся основа. Послушание, смирение. А вот если бы этот человек признавал свою слабость и просил помощи от Бога, то к нему тоже пришла бы Божест-венная Благодать.
ВЕРНАЯ ЖЕНА
- Геронда,одна женщина спрашивает у меня совета, как ей поступить. Муж бросил её, забралребёнка и связался с двумя другими женщинами.
- Скажи ей,чтобы она, насколько возможно, терпела, молилась и вела себя с ним по-доброму.Пусть подождёт и не расторгает брака сама. Один человек обращался со своей женойпрезрительно, бил, обижал её, а она ко всему этому относилась с терпением и добротой, пока не умерла в сравнительно молодом возрасте. Когда через нескольколет после кончины её останки извлекали из могилы, все почувствовали благоухание.Те, кто присутствовал при этом, удивились. Видите: в жизни сей эта женщина ко всему относилась с терпением и поэтому она была оправдана в жизни иной.
Был еще одинподобный случай. Юноша, живший по-мирски, стал испытывать чувства к девушке,которая жила духовной жизнью. Чтобы девушка ответила ему взаимностью, он тожестарался вести духовную жизнь, ходить в церковь. Они поженились. Но прошли годы,и он вернулся к прежней мирской жизни. У них уже были взрослые дети — старшийучился в университете, одна дочка — в лицее, другая — в гимназии. Но, несмотряни на что, этот человек продолжал жить распутно. Он зарабатывал много денег,но почти все тратил на свою развратную жизнь. Бережливость несчастной супругиудерживала их домашнее хозяйство от краха, своими советами она помогала детямустоять на верном пути. Она не осуждала отца, чтобы дети не начали испытыватьк нему неприязни и не получили душевную травму, а также для того, чтобы онине были увлечены тем образом жизни, который он вёл. Когда муж приходил домойпоздно ночью, ей было сравнительно легко оправдать его перед детьми: она говорила,что у него много работы. Но что ей было говорить, когда средь бела дня он заявлялсяв дом со своей любовницей? Знаете, что творил этот не боявшийся Бога человек?Хотя он не стоил и того, чтобы называть его человеком, потому что у него совсемне было человечности. Он звонил своей жене и заказывал разные кушанья, а днёмприезжал обедать с одной из любовниц. Несчастная мать, желая уберечь детей от дурных помыслов, принимала их радушно. Она представляла дело таким образом,что любовница мужа якобы была её подругой и муж заезжал к «подруге» домой, чтобыпривезти её к ним в гости на машине. Она отправляла детей в другие комнаты учитьуроки, чтобы они не увидели какую-нибудь неприличную сцену, ведь её муж, не обращая внимания на детей, даже при них позволял себе непристойности. Это повторялосьизо дня в день. То и дело он приезжал с новой любовницей. Дело дошло до того,что дети стали спрашивать её: «Мама, сколько же у тебя подруг?» — «Ах, это простостарые знакомые!» — отвечала она. И кроме того, муж относился к ней как к служанке,и даже хуже. Он обращался с ней очень жестоко и бесчеловечно. Вы только подумайтео том, как эта женщина каждый день обслуживала двух скотов, которые покрывалиеё дом бесчестием, и постоянно внушала своим детям добрые помыслы! И ведь онане могла рассчитывать, что эта беда когда-то закончится, чтобы сказать себе:«Потерплю еще немного», — и этим утешиться. Этот кошмар продолжался нескольколет. Однако, поскольку этот окаянный человек дал диаволу много прав над собой,он стал принимать страшные бесовские воздействия. Он начинал вести себя как сумасшедший, терял контроль над собой, обвинял всех и вся.
И вот однажды,будучи опьянен хмелем плотской страсти, он мчался на машине и сорвался в пропасть.Машина разбилась в лепешку, а сам он получил очень серьёзные увечья. Его отвезлив больницу, и врачи, сделав что могли, отправили его домой. Он стал калекой.Ни одна из любовниц его даже не навестила, потому что больших денег у него ужене было, а лицо его было изувечено. Однако добрая супруга и добрая мать заботливоухаживала за ним, не напоминая ему ни о чём из его блудной жизни. Он был потрясён,и это изменило его духовно. Он искренне покаялся, попросил пригласить к немусвященника, поисповедовался, несколько лет прожил по-христиански, имея внутренниймир, и упокоился о Господе. После его кончины старший сын занял его место в бизнесе и содержал семью. Дети этого человека жили очень дружно, потому что они унаследовали от своей матери добрые принципы. Эта мать — мать-героиня. Для того, чтобы спасти семью от распада, а своих детей от горькой печали, она выпилаих горькие чаши сама. Она удержала семью от распада, спасла своего мужа и самазаработала небесную мзду. Бог даст этой женщине лучшее место в раю.
ДЕТИ ИЗ РАСПАВШИХСЯ СЕМЕЙ
- Геронда,если в семье муж, имея какую-то страсть, признаёт свою вину, исповедуется, но продолжает принимать воздействие этой страсти и говорит своей жене: «Я мучаювас: и тебя, и детей. Лучше я уйду и буду, живя вдали от вас, присылать вамденьги, чтобы вы не мучались», как поступать его жене?
- Если муждействительно чувствует то, что говорит, это показывает, что у него много любочестия,и его жена должна терпеть. Однако хорошо, если она не будет сходу верить услышанному.Пусть она всмотрится в суть дела поглубже. Ведь подчас бывает и такое: муж якобыот благородства говорит: «Уйду, чтобы вас не мучить», тогда как на самом делехочет уйти, поскольку спутался с другой женщиной.
Брак, дойдясегодня до такого состояния, которое мы видим, потерял свой смысл. Семьи распадаютсяни с того ни с сего. Несколько дней назад ко мне в каливу пришёл один совершеннозамороченный человек. Сперва у него было двое детей от одной любовницы. Потомон ушёл к другой. Та родила ему ребенка, и он с ней развёлся. После этого онженился в третий раз. Его третья жена тоже была разведённой и тоже имела трёхдетей: двух от первого брака и одного внебрачного. От этой женщины у него родилосьеще двое детей. «Постой-ка, постой, — остановил его я, слушая всё это. — От скольких же мам все эти дети и от скольких отцов?»
Так вот и гибнут несчастные дети. Те из них, кто, отличаясь чуткостью, не могут преодолетьрасстройство от случившейся с ними беды, впадают в отчаяние, а некоторые дажекончают жизнь самоубийством. Другие, чтобы забыться, начинают пить. Третьи связываютсяс наркотиками. И где только они находят на всё это деньги? Самая маленькая дозагероина стоит четыре тысячи драхм. Большая доза — шесть или семь тысяч.
Таковы вольные,распущенные дети прежнего поколения. Во что же превратятся другие — те малыши,родители которых развелись по закону об автоматическом разводе? Сколько же молодых,принимающих наркотики, прошли нынешним летом через мою каливу! Боль-шинствоэтих несчастных — дети из распавшихся семей. Парню двадцать семь лет, а он находитсяв отчаянии и просит помощи! И знаешь, ведь детей из распавшихся семей видноиздалека. У меня возле каливы на лавочке стоит банка с лукумом. И вот когдаприходят такие ребята, они берут из банки кусочек лукума и начинают его есть,а потом, увидев, как я выхожу из каливы на крыльцо, ещё не доев сладость, сразуподбегают, чтобы меня поцеловать. Руки у них все в сахарной пудре от лукума,вот и уделают меня всего! Эти дети лишены любви и нежности. Для них нет никакойразницы, есть у них родители или нет. Приходит ли домой их отец, уходит ли,живёт ли с ними, не живёт ли — для несчастных ничего не меняется.
«ПРАВ» И «ВИНОВАТ» В СУПРУЖЕСКОЙ ЖИЗНИ
Я обратилвнимание на то, что некоторые духовники говорят мужьям, которые живут в неладахсо своими женами: «Потерпи, такой уж у тебя крест. Что тут поделать? За такоетерпение Бог даст тебе мзду». Потом к этим духовникам идут жены, которым ониговорят то же самое: «Терпи, терпи, чтобы иметь мзду от Бога». То есть оба супругамогут быть виноватыми и обоих при этом духовник уговаривает терпеть. Или жевиноват один из супругов, а духовник говорит ему: «Терпи, терпи». Таким образомсупруг, виновный в том, что в семье нет мира, успокаивает свой помысл тем, что он якобы терпит другого супруга, тогда как на самом деле он его ежедневно терзает.
Однажды ко мне в каливу пришёл некий человек и стал жаловаться на то, что плохо живёт с женой. В их семье дело пахло разводом. Ни он, ни его жена не хотели друг другавидеть. Оба были учителями, у них было двое детей. Дома они никогда не ели:муж после уроков шёл обедать в один ресторан, а жена — в другой. А для детейони покупали какие-нибудь сэндвичи, и несчастные дети, когда их родители приходилидомой, лезли к ним в карманы и в сумки, чтобы посмотреть, что папа и мама принеслипоесть! Дети переживали большую драму! Помимо всего прочего этот человек пелв церкви, однако в ту церковь, где он пел, его жена не ходила — она ходила в другой храм. Настолько сильной была их неприязнь друг к другу! «Что тут поделать,отче, — говорил он мне, — я несу большой крест. Очень большой. Каждый день у нас в доме скандалы». — «А к духовнику ты ходил?» — спросил его я. «Да, — ответилон, — ходил. Духовник сказал мне: «Терпи, терпи. Ты несешь большой крест»».— «А ну-ка, — говорю я ему тогда, — сейчас посмотрим, кто несет большой крест.Давай начнем с начала. Когда вы поженились, тоже так ругались?» — «Нет- отвечает.— Восемь лет мы прожили очень дружно. Я обожал мою жену! Я благоговел перед ней больше, чем перед Богом! Потом она стала другим человеком! Стала изводитьменя своим нытьём, придирками, странностями…» Слышишь, что творится! Он благоговелперед ней больше, чем перед Богом! «А ну-ка, — говорю- иди-ка сюда, голубчик!Так, значит, ты благоговел перед женой больше, чем перед Богом? Ну и кто жетеперь виноват в том, что вы дошли до такого состояния: ты или она? Это из-за тебя Бог забрал Свою Благодать от твоей жены». Потом я его спросил: «И что жеты теперь думаешь делать?» — «Скорее всего, мы разведёмся», — сказал он. «Можетбыть, — спрашиваю, — ты завёл себе роман на стороне?» — «Да, — отвечает, — думаюуйти к одной женщине». — «Опомнись! — говорю- Приди в себя! Неужели ты не понимаешь,что во всём виноват ты сам? И прежде всего тебе надо попросить прощения у Богаза то, что ты благоговел перед своей женой больше, чем перед Ним. Потом пойдик своей жене и попроси у неё прощения. Скажи ей: «Прости меня. Это я виноватв том, что наши отношения дошли до такого состояния, и в том, что теперь мучаютсянаши дети». Потом пойди поисповедуйся — и благоговей перед Богом как перед Богом,а жену свою люби как жену. И ты увидишь, что у вас всё наладится». Моя взбучкапошла ему на пользу. Он начал плакать и пообещал, что послушается моего совета.В скором времени он снова приехал ко мне, уже радостный: «Благодарю тебя, отче,ты спас нашу семью. Всё у нас прекрасно: и у меня с женой, и у наших детей».Видишь как? Сам во всем виноват, а при этом думает, что «несёт очень большойкрест»!
И вы никогдане оправдывайте женщин, которые приходят к вам в монастырь и жалуются на мужей.Я в подобных случаях не оправдываю ни мужей, ни жён. Напротив: заставляю задуматьсяи тех и других. К примеру, женщина начинает жаловаться: «Мой муж пьёт, приходитдомой поздно ночью, сквернословит…» — «Гляди, — советую я ей. — Когда он ночьюприходит домой пьяный, веди себя с ним по-доброму. Если ты встречаешь его кислойфизиономией и начинаешь «пилить»: «что же ты так поздно?», да «разве можно приходитьдомой в такое время?», да «когда же ты наконец изменишься?», да «что же этоза горюшко горькое?», да «ведь это уже не день и не два продолжается!», «и сколькоя буду всё это терпеть?» — то диавол посоветует ему: «Да совсем ты, что ли,больной, что никак не расстанешься с этой дурой? Не лучше ли пойти и веселопровести время с какой-нибудь другой?». То есть ты, может быть, права, но диаволподловит его с другого бока. А вот если ты поведёшь себя с ним по-доброму, немножкоперетерпишь происходящее и помолишься, не высказывая ему своих претензий, то,увидев от тебя немного солнечного тепла и света, он задумается и исправится».
А потом приходитмуж и начинает своё: «Моя жена пилит меня, изводит своим нытьем…» — «Ах, ты,— говорю, — бесстыдник! Твои дети и страдалица-жена с нетерпением ждут тебядо полуночи, а ты заваливаешься домой пьяным, начинаешь сквернословить! Стыдтебе и позор! Ты что, женился для того, чтобы мучить свою семью?»
Но бываютслучаи, когда могут быть правы и муж, и жена. Однажды ко мне пришла группа паломников,и я рассказывал им о том, насколько целомудренным человеком был Макриянис. Онотличался и телесной, и душевной чистотой. Услышав это, один из моих слушателейподскочил и закричал: «Не бывать тому, чтобы из Макрияниса еще и святого сделали!»— «Почему, — говорю, — «не бывать»?» — «Потому, — отвечает, — что он бил своюжену». — «Послушай, — говорю, — я объясню тебе, что происходило между ним и его женой. Когда у Макрияниса заводился в кармане грош и к нему приходила какая-нибудьвдова, у которой были дети, то он отдавал ей деньги. Его несчастная жена ропталаи начинала его пилить. «Ведь у тебя, — говорила она ему, — есть свои дети. Зачемты отдал деньги ей?» Тут он давал ей затрещину и говорил: «У тебя есть муж,который тебя обеспечит. А у этой несчастной мужа нет. Кто о ней позаботится?»То есть был прав и Макриянис, и его жена».
Кроме этого,если один из супругов живёт духовно, то, даже будучи прав, он некоторым образом«не имеет права» быть правым. Ведь, будучи духовным человеком, он должен отнестиськ несправедливости духовно. То есть он должен относиться ко всему так, как этоготребует Божественная справедливость. Он должен стре-миться к тому, что доставляетпокой другому. Ведь если кто-то совершает ошибку, будучи слабым, то он некоторымобразом имеет смягчающие вину обстоятельства. Однако другой — тот, кто находитсяв лучшем духовном состоянии и не относится к первому с пониманием, не идёт к нему навстречу, — согрешает намного больше. Если даже духовные люди относятсяко всему по-мирски — с позиции мирской, человеческой справедливости, — то к чему это приведёт? К тому, что они будут постоянно бегать по мирским судам.Вот от этого люди и мучаются.
21 мая
20апреля 2005 года в храме Святых и Равноапостольных Мефодия и Кирилла при ЕкатеринбургскойПравославной Духовной семинарии прошла торжественная Архиерейская служба . В этот день в стенах духовной школы Его Высокопреосвященством ВысокопреосвященнейшимВикентием, архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским, ректором ЕДС совершаласьПассия — Акафист страстям Господним.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.