Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Екатеринбург, 28 марта, «Информационное агентство Екатеринбургскойепархии».
История отцаВасилия
Когда в очередной раз мне удалось побывать в храме в честь Рождества Христова, что в городе Михайловске Нижнесергинского района, то в это время как раз закончилосьбогослужение, и прихожане собрались на скромную трапезу.
Батюшка по какому-то поводу рассказывал случай из своей жизни, и рука сама потянулась к записнойкнижке — насколько интересными и поучительными были рассказы настоятеля храмаиерея Василия Рекуна.
…Родилсяв рабочем районе легендарной тагильской Вагонки. Родители — простые строители.Вроде бы все как у всех, да не как у всех. Ведь, несмотря на всеобщий атеизмтого времени, в доме всегда стояли иконы, хотя и не выставлялись на самое видноеместо. Имелся и молитвослов, по которому молилась мать.
«Всеэто было довольно поверхностно, — вспоминает отец Василий, будучи сейчас ужесвященником. Но мы должны понять, что в самый разгар «развитого социализма»даже самая малозаметная вера в насквозь запропагандированных пролетарских городахбыла всегда чревата немалыми неприятностями. И не только от властей, но дажеот друзей и коллег, и поэтому требовала от человека немалого мужества.
Так или иначе,но вопроса о существовании Бога ни у кого в семье не возникало. А в остальном,— все как у всех. — С детства был крещен, на школьные экзамены надевал нательныйкрестик, как и все, интуитивно оберегая себя от мелких неприятностей этой жизни,подсознательно чувствуя, что " в этом что-то есть». Был и пионеромв школе, а вот комсомольцем стать не успел — тогда уже начали предоставлятьсвободу выбора.
В старшихклассах стал активно заниматься туризмом. С друзьями буквально облазили всеокрестности Нижнего Тагила. Бывали и на горе Благодать, которая теперь вовсене гора, а большой котлован, — настолько богатые руды там были и до такой степениона вся ископана (кстати, именно из этих мест родители отца Василия).
Неоднократносплавлялся с друзьями по наиболее полноводным уральским рекам, поднимался на Конжаков Камень. Одним словом, рассуждая богословским языком, естественногоБогопознания, воспринимаемого человеком через красоту и гармонию этого мира,в душе накопилось со временем немало. Но настоящее самосознание, самоиндентификациясебя в этом мире, как личности, и более глубокое ощущение бытия Бога было ещевпереди.
А зародилосьоно на одном из популярнейших среди уральских туристов озере Тургаяк, что в Челябинской области, где будущий священник и ощутил на себе как бы некое дуновениеДуха Святого. На этом живописном озере в то время состоялся очередной слет туристов,и там собралось около полутора тысяч энергичных, спортивного вида парней и девушек.У которых как говорится, кровь кипела от предчувствия будущей жизни и жаждыпознания нового. Всю ночь напролет сидели возле костров, рассказывали друг другувсевозможные истории, смеялись, пели песни… А днем отсыпались. Среди самых популярныхтем были модные в ту пору экстрасенсы, НЛО, снежный человек и прочие «страшилки».Никому не возбранялось переходить от костра к костру, и все подыскивали себекомпанию по душе. Таким образом, все постепенно разбились по интересам, — по кострам.
И навернякадалеко не случайно будущий отец Василий несколько дольше задержался у костра,где неформальным лидером был некто Евгений, — атлетического вида боксер и спортсмен.Был он настоящим борцом и в духовном плане, за словом " в карман»никогда не лез и оттаивал свои православные взгляды самым решительным образом.А служил он в ту пору алтарником в одной из нижнетагильских церквей, поэтомуочень немало мог рассказать о здоровой и красивой православной духовности. Кстати,он и сейчас работает на одном из тагильских заводов, дай ему Бог здоровья.
Нередко такслучается — заронит кто-то искру Божию в душу человека, а сам как бы в сторонуотходит. А у думающего и любознательного туриста Василия после этих задушевныхразговоров при луне появились самые нешуточные размышления, и встал вопрос,можно сказать, глобального характера. Который рано или поздно не может не возникнутьу всякого, хоть сколь-нибудь мыслящего человека.
- Если естья и есть личностный Бог (а Он, безусловно, есть и это признают 95% всех нормальныхлюдей), то что мне делать в этой жизни? Что Он значит для меня и я для Него?Какие у меня могут быть взаимоотношения с Ним? Что между нами может быть? Противоречие,согласие, доверие?
И почемуя должен придти к Нему только тогда, когда «гром грянет». Неужелия не могу понять и постичь Его самостоятельно, своим разумом и своей совестью.Ведь не появился же я на этом свете только для того, чтобы прокоптить небо в свои отведенные 60–80 лет. Или чтобы сделать себе состояние или некое материальноепроизведение, которые по большому счету тоже никому не нужны… В общем возникливопросы настоящего библейского характера.
К сожалению,по незнанию на первых порах приходилось сталкиваться и с сектами. По молодостии неопытности без разбора шел туда, где только говорили о Христе и вере.
- Вижу, к примеру, висит красочный плакат: «Христос дает жизнь», и я обязательнозахожу узнать, о чем же там говорят? — А там на гитаре играют, пританцовываюти в ладоши хлопают. Сразу почувствовал — что-то здесь неладно. Ведь ожидаешьчего-то возвышенного и духовного, а там «дискотека». А зачем мне она?Ведь на гитаре я и без них прекрасно играл (в нашем дворе это было не в новинку).А на дискотеку без них можно сходить. В общем, Господь отвел меня от этих «массовиков-затейников»,да и православные батюшки, спасибо им, направили на путь истинный.
А потом ужеосновной целью было найти храм по душе, благо, что в Нижнем Тагиле церкви началиуже появляться. Постепенно перезнакомился практически со всеми батюшками, посколькупочти все каникулы напролет (а в это время учился уже на строительном факультетеУПИ) трудился на восстановлении храмов. Присматривался, прислушивался к церковнойатмосфере и очень многое для себя за это время почерпнул, общаясь с такими женеравнодушными людьми. Посещал также и воскресные школы, всей душой впитывая«науку наук», как называют основы истинного Богопознания.
В это жевремя познакомился с будущей своей женой матушкой Юлией, тогда еще совсем невоцерковленной.Делился с ней своими планами, но в то время она даже в самых отдаленных своихпомыслах не могла представить, что когда-то станет «попадьей». «Я бы просто рассмеялась от души, если бы мне сказали про это»,- вспоминаетона сейчас. Но все, кто в своей жизни тем или иным образом соприкоснулся с православнойдействительностью, кто хотя бы краешком «зацепил» и познал, что этотакое, — того назад обычно уже не тянет (хотя некоторые временные отступленияи случаются). Ведь почувствовать возможность некой гармонии и согласия с Богоми с людьми — очень дорогого стоит. Так происходило во все времена и практическисо всеми людьми, если не считать «огневых двадцатых», — когда отречьсявынуждали под прицелом нагана.
Одним словом,и матушка Юлия, и отец Василий, как и большинство нынешних священнических семей,просто не мыслят себе другой жизни. А в то время было вполне закономерным, что когда закончил учебу и получил высшее строительное образование, то не захотелосьуже никаких строек и «перестроек», а сразу же поступил в Екатеринбургскоедуховное училище, получившее ныне статус семинарии. Хотя материальные перспективыбыли в ту пору немалые — за время учебы в УПИ появились неплохие связи и влиятельныедрузья. Да и новые строительные технологии при умелой постановке дела обещалискорые прибыли, — ведь подходило время рыночной экономики и всеобщего строительногобума.
- Хотя сейчасмногое забыто, но строительные навыки очень даже пригождаются, — говорит отецВасилий. — Сейчас вот храм восстанавливаем и по основным строительным вопросамна одном языке, по крайней мере, со специалистами общаемся. Но Сам Господь,Своим промыслом вытащил меня из этого мира. А так работал бы, наверное, прорабомили в лучшем случае директором фирмы, — приходилось бы доходы укрывать, рабочимзарплату урезать,- да мало ли что…Ведь сейчас без мелкого или крупного грехаобычно не обходится и все это считается нормальным бизнесом. А служение для Бога и для людей — это совсем другое дело. Без трудностей и проблем, конечно,не обходится, но о другой жизни даже и не помышляю.
- А был лив моей жизни какой-то ответственный переломный момент, когда надо было решатьдля себя что-то принципиально важное?… Тут можно вспомнить один довольно поучительныйслучай. Когда я учился еще в техникуме, завел для себя такое правило: в студенческойстоловой перед едой обязательно креститься и мысленно прочитывать молитву. Причем,не как-то наскоро, махнув рукой, а вполне серьезно и осмысленно осенял себяКрестным Знамением. Поначалу может быть, кто-то и ухмылялся, и хихикал в сторону,но закомплексованным в этом отношении я себя никогда не считал. Да и вообще,вдоль стенки никогда не ходил, хотя и хулиганом, конечно, не был. Одним словом,это стало правилом, и все с этим свыклись.
Потом былаучеба в институте. К слову сказать, к окончанию техникума у нас сформироваласьочень сильная группа, и половина ребят — 14 человек — сразу же поступили в институт.Но вот в институтской столовой я креститься перестал. Появилось какое-то смущение,все-таки новое незнакомое место, да и контингент несколько иной, профессораи прочее… Вот тут-то и возникла внутренняя, сугубо личная нравственная проблема.Внешне никому и дела не было до этого, а меня мучила и обличала совесть: как же это я стесняюсь Бога? — Ведь по настоящему же верю в него, а вроде бы как предаю Его…
Долго такпродолжаться не могло, и за разрешением вопроса я обратился к православномусвященнику отцу Владимиру. И этот решительный и мудрый человек аскетически-спартанскогосклада сразу же все прояснил. После вопроса: «Как же мне быть?», —он тут же разглядел во мне как бы некое лукавство. Понял, что я ожидаю от негонекоторого послабления-благословения при всех не креститься так вызывающе и демонстративно.
И тут онмне задает встречный вопрос: «А ты мне сначала скажи, сколько ты будешьстесняться своего Создателя — месяц, год, десять лет, тридцать лет?… Тогдая тебя и благословлю». И мне все сразу же стало ясно. Вопросов больше не возникало. Я понял, что если я сегодня же не решусь, то и завтра для меня ничегоне изменится, и я не решусь на это вообще никогда. И я стал креститься в столовойточно так же, как и в техникуме. Ну а как все дальше сложилось, вы уже знаете».
После этогокороткого рассказа отца Василия почему-то вспоминаются слова известного богословаА.В. Карташова, писавшего про наше время из далекой эмиграции в самый разгулсоветского богоборчества: «Дух захватывает радостная надежда на возможностьсвободной церковной работы в освобожденной России». А ведь ему в ту порубыло уже далеко за девяносто. И отец Василий — живой пример для многих молодыхлюдей как можно сделать себе «карьеру», у самого, можно сказать, ГосподаБога. За которого, безусловно, стоит отказаться от каких-то удовольствий современноймирской жизни. Ведь сейчас в ВУЗах страны открыто немало теологических факультетов— учись, не ленись, приноси пользу обществу и спасай свою бессмертную душу для жизни вечной. И это вовсе не фантазии и не чудачество, ибо миллионы людей в течение многих сотен лет шли и идут именно этим путем.
Анатолий Пономарев, прихожанин церкви
в честь Ведения во храм Пресвятой Богородицы.
пос. Верхние Серги.
© При использовании информации ссылка на
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии"
обязательна.
Екатеринбург,25 марта, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Пребываниев алапаевском Свято-Троицком храме чудотворного образа Ахтырской иконы БожиейМатери перед самым началом Великого поста и накануне дня«Торжества Православия", верующие жители города приняли как большуюБожию благодать. С раннегоутра и до позднего вечера притекали к чудотворнойиконе (которая постоянно находится в Екатеринбургском храме во имя СвятителяСтефана Великопермского) сотни богомольцев со всех окрестных сел и деревень,несколько дней подряд в храме велись многочасовые службы лишь с коротенькимперерывом между ними. По словам казначея Свято-Троицкого храма Елены ЮрьевныТонкушиной в период с 26 февраля по 13 марта к ней приложилось свыше трех тысячбогомольцев.
Екатеринбург,28 марта, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Православнымкинозалом в селе Голубково Алапаевского района нередко становится дом местнойжительницы, члена Свято-Пантелеимоновской общины.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.