Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Жившийв V веке преподобный Венедикт, память коего совершается нынешний день, зналдвух девиц знатного рода, отличавшихся скромностью и невинностью. Один за нимибыл недостаток: те девицы любили пересуживать и укорять других, т.
е. весьмазлоупотребляли даром слова. Преподобный предостерегал их, говоря: «Оставьтедурную привычку, иначе я вас отлучу от святого причастия». Но девицы не исправлялись,так и умерли; похоронили их с честью, в храме. Впоследствии некоторые из предстоявшихв том храме монахинь видели следующее: при возглашении «елицы оглашеннии, изыдите»,девицы выходили из гробов и из храма. И только по молитвам преподобного Венедикта,подавшего за упокой их просфору, девицы более не являлись.
Этот рассказиз жизни преподобного Венедикта дает нам повод побеседовать об осторожном обращениис человеческим словом.
Слово человеческоеочень важно и вполне стоит того, чтобы в нем требовать отчета.
Словом человеквидимо и преимущественно отличен от всех тварей, его окружающих. Это главныйпризнак и главное средство нашего владычества над миром, как то и показано в самом начале чрез наречение имен от прародителя нашего всем животным.
Словом держитсяв силе и союзе весь род человеческий: это проводник наших взаимных мыслей, чувств,нужд, радостей и печалей, предприятий и усовершенствований. Словом связуетсяу нас таинственно прошедшее с настоящим, настоящее с будущим; приходят в тесноесообщение те, кои никогда не видали друг друга. Отымите слово у людей – и всеостановится в мире человеческом.
Последствияслова человеческого весьма значительны. Всякое слово, исшедшее из уст ваших,никогда уже не возвратится к вам: нет, оно пойдет по умам и устам, по годами векам; произведет неисчислимое множество мыслей и чувств, деяний и поступков,и, разросшись в огромное древо, обремененное всякого рода плодами по роду и виду его, встретится с тобою, творцом его, на Суде Страшном.
И в настоящемвремени, на самого изрекающего слово оно не останется без действия. По словамнашим, во-первых, все судят о нас; уста наши доставляют нам или уважение, или вселяют к нам отвращение и презрение. Премудрый, – замечает древний мудрец,– в словеси любезна сотворит себе; а умножаяй словеса мерзок будет (Сир.20, 8, 13). Празднословие терпится иногда для развлечения, но никогда не заслужитуважения. Если вас слушают, когда вы говорите пустое, и не показывают отвращения,то будьте уверены, что такого отвращения нет только на лице слушающих, а в сердцеоно у многих.
Празднословиенаказывает само себя. Человек празднословный пустеет внутренне: ум его становитсямелким, суждение несвязными или предосудительными. Такой человек неспособенни к чему важному и истинно полезному, как это замечено еще в древности, гдемудрецы не принимали к себе и в ученики тех людей, кои продолжительным молчаниемне доказали в себе способности к делу.
Празднословиевредит самой жизни и поступкам. Не должно опустить без особенного внимания и того, что, происходящая от празднословия пустота души и неразвитость ума не останавливаются на одних устах и словах, а, по закону природы нашей, переходятв самые наши действия и жизнь. Премудро заметил святой Иаков, что, аще ктов слове не согрешает, сей силен обуздать и все тело (Иак. 3, 2): это естественнаянаграда за обуздание своего языка. Привыкший, напротив, грешить в слове скороначнет грешить и в жизни.
Как же должноупотреблять слово, чтобы оно не послужило некогда к нашему осуждению?
Употреблятьего с крайней бережливостью, как того требует высокое происхождение слова, великоеназначение его в мире и крайне важные действия его на других людей и на нассамих.
Употреблятьна предметы того достойные, во славу Божию, на пользу ближних и к нашему усовершенствованию,и никак не употреблять на предметы срамные, на мысли нечестивые, на чувстванехристианские; не употреблять на ложь и обман, на клевету и обиду, на браньи ссору.
Наблюдатьза употреблением своего слова и по временам требовать у себя отчета в нем, –всего лучше отходя ко сну, ежедневно.
Обращатьсяс молитвой к Господу, чтобы Он Сам положил хранение устам нашим, Сам ограждалнас Своей благодатью от духа празднословия, который с такой свирепостью заражаетныне всю вселенную. Ибо, если святые Божии человеки, Давиды, Сирахи, Ефремы,не видели в себе самих достаточных сил на сражение с этим обольстительным и зловредным духом, то нам ли ожидать победы над ним без помощи свыше?
Когда мыбудем поступать таким образом, то слово наше постепенно освободится от всехнедостатков и сделается наконец тем, чем быть должно — могущественным органомнашего владычества над тварями, священной цепью, связующей нас со всем человечеством,верным посредником к сообщению другим того, что в нас есть доброго, и к принятиюот других, чего недостает нам, – всегдашним орудием и залогом нашего преуспеянияво всяком совершенстве. Аминь.
Протоиерей Григорий ДЬЯЧЕНКО
СвятаяЦерковь празднует ныне память святителя Никифора, патриарха Цареградского. Когдавступил при нем на царство иконоборец Лев Армянин, начались заключения, притесненияи телесные наказания всех почитателей святых икон.
СвятойНикандр, память коего совершается ныне, пострадал в царствование Диоклитиана,с именем которого соединяется воспоминание о самом страшном гонении, котороекогда-либо испытывали христиане. Святой Никандр был врач; он посещал мучениковв темницах и служил им.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.