Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
ВОЛЬНОЕ ОБРАЩЕНИЕ ИЗГОНЯЕТ БЛАГОГОВЕНИЕ
–Геронда, откуда происходит вольное обращение?
– Из Парижа…Вольное обращение – это бесстыдство. Оно далеко отгоняет страх Божий – подобнодыму, которым мы окуриваем пчел, чтобы они улетели из улья.
– Геронда,как избежать вольного обращения?
– Ощущайсебя ниже всех. Необходимо много смирения. Ты, как младшая, имей уважение и благоговение ко всем сестрам. Смиренно говори свой помысл, а не изображай из себя всезнайку. Тогда Бог будет подавать тебе Свою Благодать и ты будешь преуспевать.Вольное обращение – это злейший враг послушника, потому что оно изгоняет благоговение.Обычно за вольным обращением следует непокорность, затем бесчувствие – сначалак мелким грешкам, постепенно привыкнув к которым, человек начинает считать их естественными. Но в глубине души у него нет покоя – одна лишь тревога. И понять,что с ним происходит, человек тоже не может, потому что снаружи сердце «засаливается»и он уже не чувствует того, что отбился от рук.
– Геронда,а какая связь между вольным обращением и простотой?
– Простота– это одно, а вольное обращение – это другое. В простоте есть и благоговение,и что-то детское. В вольном обращении есть наглость.
Часто бесстыдствоможет крыться и в прямоте. Если человек невнимателен, то в его прямоте и простотечасто кроется бесстыдство. «У меня прямой характер», или «я человек простой»,– говорит он с бесстыдством, сам того не понимая. Однако простота – это одно,а бесстыдство – совсем другое.
– Геронда,а что такое духовная скромность?
– Духовнаяскромность – это страх Божий, в хорошем смысле этого слова. Этот страх, этаскованность приносят человеку радование, они источают мед в его сердце. Духовныймед! Посмотри на какого-нибудь застенчивого мальчика – он уважает своего отца,держит себя прилично и от многой скромности не смеет даже взглянуть на него.Когда хочет его о чем-то спросить, заливается краской. Такого малыша можно помещатьпрямо в иконостас. А другой ребенок думает: «А ведь это всего лишь мой отец»,и вольно, с наглецой разваливается перед ним. А когда ему что-то нужно, он требуетэто – «вынь да положь», топает ногами, грозит.
В хорошейсемье дети ведут себя свободно. В такой семье живет уважение перед родителями,казарменной дисциплины и «хождения по струнке» там нет. Дети радуются, глядяна отца и мать, а те радуются, глядя на них. «Любовь не ведает стыда», – говоритАвва Исаак. В любви есть дерзновение, в хорошем смысле этого слова. В любвитакого рода есть благоговение, уважение к другим, то есть она побеждает страх.У кого-то есть скромность, нерешительность, но одновременно и страх, потомучто настоящей скромности у него нет. А у другого человека есть скромность, но нет страха, потому что его скромность – настоящая, духовная. Когда скромностьдуховна, человек ощущает радость. Например, малый ребенок любит своих отца и мать с дерзновением, не боится, что они его отшлепают. Его отец может быть дажеофицером, а он хватает его фуражку, бросает ее и радуется. В нем есть добраяпростота, бесстыдства в нем нет. Давайте проведем грань между простотой и бесстыдством.Если исчезнет уважение, скромность, то мы дойдем до вольного обращения, до бесстыдства.А потом можно услышать, как девушка лежит на кровати и распоряжается: «Мама,принеси мне стакан воды! И чтобы была холодная!… Фу, теплая… Я же тебе сказала:принеси холодной!». Начинают с этого и потом доходят до того, что спрашивают:«Почему это жена должна бояться мужа?». Однако в страхе присутствует почтение,а в почтении – любовь. Если я что-то почитаю, то я его уже и люблю, и то, что я люблю – почитаю. Жена должна иметь почтение к мужу. Муж должен любить жену.Но сегодня люди истолковывают Евангелие шиворот-навыворот и поэтому уравниваютвсе, а после распадаются семьи. «Жена должна быть послушной», – говорит муж.Но если у тебя нет любви, то ты не сможешь заставить быть тебе послушной дажекошку. Если у тебя нет любви, то человек остается без извещения, и ты не можешьпопросить его даже о том, чтобы он принес тебе стакан воды. Уважая своего ближнего,человек уважает самого себя, но при этом самого себя в расчет не берет. В уважениик другим есть любочестие, если же забота человека направлена на себя самого,то любочестия в этом нет.
ПОЧТЕНИЕ К СТАРШИМ
– Геронда,иногда я грублю старшим. Я понимаю, что веду себя плохо и исповедую этот грех.
– Раз тыэто понимаешь и исповедуешься, то потихоньку ты возгнушаешься собой, в положительномсмысле этого слова, и смиришься. Тогда придет Благодать Божия, и ты избавишьсяот этой дурной привычки.
– А я, Геронда,иногда шучу с сестрами и по любви поддразниваю их. Однако я боюсь дойти до вольногообращения.
– Это не дело, ведь ты же младшая! В семье обычно взрослые подшучивают над детьми и играютс ними, а не наоборот. Так радуются и взрослые, и дети. Но дразнить деда или бабушку малышу не приличествует. Каково будет, если карапуз ни с того ни с сегоподскочит к отцу, схватит его за шиворот и начнет щекотать! Но когда взрослыйущипнет малыша, это совсем другое дело. Тогда ребенок ведет себя, в добром смыслеэтого слова, раскрепощенно, взрослый становится ребенком, и радуются и тот,и другой.
– Геронда,бывает так: помысл говорит мне о том, что нечто совершается неправильно, я высказываюсвое мнение старшим, а они этого не принимают. Следует ли мне с ними согласиться?
– Нет, со злом не соглашайся. Говори доброе, правильное, но правильно и по-доброму: «Можетбыть, лучше сделаем так? Я говорю тебе это просто, как помысл». Или же говори:«У меня есть такой-то помысл». Таким образом, ты становишься магнитом и притягиваешьк себе Благодать Божию. Некоторые говорят вольно по привычке, а не оттого, что стремятся выразить свое мнение. Как бы то ни было, младшему в любом случае необходимоиметь уважение к старшему. Но и сам старший, если можно так сказать, нуждается,чтобы его уважали. И даже если у него есть недостатки, доброе у него все равноесть – какой-то опыт и тому подобное. Ты, когда тебя спрашивают, смиренно и с уважением высказывай свой помысл, но при этом не надо иметь в себе внутреннейуверенности в том, что дело обстоит именно так, как ты себе представляешь. Ведькто-то другой может знать то, что ты не знаешь, или то, о чем ты не подумала.Если человек услышит, как обсуждается какая-то тема, и в связи с этим ему в голову придет какая-то мысль, по его мнению, более правильная, то ему следуетсказать: «Мне пришел помысл» – если он разговаривает со своим сверстником. Если же он разговаривает с человеком старшего возраста, то ему следует сказать: «Мнепришел хульный помысл». Потому что вмешиваться в чужие дела – это бесстыдство,даже если высказываемое мнение правильно.
– А говоря«уважение к старшему», Вы имеете в виду старшего по годам или по духовному возрасту?
– Главнымобразом по годам. Ведь посмотри: человек, который находится в духовно преуспевшемсостоянии, относится к тому, кто старше его, с уважением, почтением.
– Геронда,а естественно ли человека, младшего по возрасту, но духовно преуспевшего, уважатьболее того, кто старше годами, но духовно преуспел меньше?
– Нет, этонеправильная постановка вопроса. В каком бы состоянии ни находился тот, ктостарше годами, ты должен отнестись к нему с почтением ради его возраста. Отнесиськ людям с почтением: к тому, кто старше – за его годы, к тому, кто младше –за его благоговение. Если есть уважение, то младший с почтением относится к старшему, а старший – к младшему. В уважении присутствует любовь. «Емуже дань– дань, емуже честь – честь», – говорит Апостол Павел.
– А еслимладшие делают замечание старшим, это плохо?
– Это типиконнового поколения. Но в Священном Писании написано: «Обличи брата твоего». «Обличиотца твоего» там не написано. Нынешняя молодежь спорит, бунтует, сама не понимаяэтого. Свое поведение они считают естественным. Они разговаривают с бесстыдством,а потом говорят: «Я сказал это просто так». Молодежь попала под воздействиедуха мира сего – развинченного, хулиганского духа, который ничего не чтит и не уважает. Младшие ведут себя по отношению к старшим без уважения и не понимают,насколько это плохо. Что можно ждать хорошего, если молодой человек якобы для того, чтобы быть яркой индивидуальностью, говорит, что уважение к старшим свойвек отжило? Необходимо многое внимание. Современный мирской дух внушает молодежи:«Не слушайте родителей, учителей». Поэтому нынешние дети с самого малого возрастастановятся всё хуже и хуже. А больше всего портятся те дети, родители которых,не понимая того зла, которое они им делают, восхищаются своими чадами и считаютих какими-нибудь там «вундеркиндами», когда те разговаривают с бесстыдством.
Как-то разко мне в каливу пришел отец с сыном лет восьми-девяти и племянником того жевозраста. Одного мальчугана я посадил справа, а другого слева от себя. А незадолгодо них ко мне пришел один знакомый художник, очень хороший человек и мастерсвоего дела – за одну минуту может нарисовать портрет с натуры. «Дионисий, –попросил я его, – нарисуй-ка детей, вот как мы сейчас с ними вместе сидим».– «Сейчас попробую, – ответил он, – но не знаю, удастся ли мне это, потому что они вертятся». Едва только он взял лист бумаги и начал рисовать, как один ребеноквскочил и «уважил» его: «Сейчас посмотрим, придурок, что ты там нарисуешь!».А вокруг полно народу! Но молодой человек нисколько не смутился. «Таковы, отче,нынешние дети», – сказал он мне и продолжил рисование. У меня же кровь ударилав голову! А отец ребенка вел себя так, словно ничего не произошло! Твои детитак хамят тридцатилетнему человеку, который их же еще и рисует в придачу! Сколько же в этом бесстыдства и неуважения! Сколько всего еще кроме этого! Как же этострашно! И вот представь теперь, что кто-то из этих детей захочет стать монахом.Для того, чтобы такой ребенок стал настоящим монахом, необходимо много работы.Матери, не следя за своими детьми, их разрушают. Вся основа в матерях. В Россииесли что-то и изменилось, то лишь потому, что матери тайно удержали веру, благоговениеи помогли своим детям. К счастью для нас, в христианских семьях сохранилосьнемного закваски. Иначе бы мы погибли.
– Геронда,а смогут ли дети, которые растут таким образом, измениться или стать монахами,если впоследствии они этого захотят?
– Если ониосознают то, что вели себя нехорошо, то Христос поможет им. То есть, если в человека войдет добрая обеспокоенность, то вопрос можно считать закрытым. Но как исправятся такие дети, если, став монахами, они по-прежнему считают себяправыми и говорят об игумене или игуменье: «Что у нас за диктатор? Где это видано,чтобы такое творилось в нашу эпоху?!». Некоторые монашествующие доходят и до того, что говорят мне подобные глупости.
Мало-помалууважение совершенно сходит на нет. Ко мне в каливу приходят молодые ребята,и большинство из них сидят нога на ногу, а старым людям некуда присесть. А другие,видя чуть подальше свободные пеньки для сидения, ленятся пройти два шага, перенестиих поближе и сесть. Я сам должен ворочать для них эти пеньки. И даже видя, как я их несу, они не подойдут и не возьмут их у меня. Хотят попить воды, но самине хотят пройти нескольких метров, чтобы ее зачерпнуть. Я сам должен принестиим и по второй кружке. Нет, правда, меня поражает: приходят группы по тридцатьздоровенных парней, глядят на то, как я, ковыляя, несу большую коробку лукума,бидон с водой, кружки, чтобы их же и напоить, но ни один из них даже не шелохнется,чтобы мне помочь. А пропахший порохом генерал-майор, сидящий рядом с ними, встаети спешит мне на помощь! Молодежь думает, что в афонской каливе к ним тоже подойдетофициант и обслужит их – подобно тому, как он подходит где-нибудь в ресторанеили в гостинице. Раз пять-шесть я даже проделал такую штуку: шел с бидоном,с трудом ковылял, приносил им воду и выливал ее на землю у них перед носом!«Воды-то, парни, я вам принести могу, – говорил я им, – да только она вам не на пользу пойдет!»
В городскомтранспорте видишь, как дети сидят, а пожилые люди стоят. Молодые сидят ногана ногу, а взрослые люди поднимаются, чтобы уступить место старикам. Молодыесвои места не уступают. «Это место, – говорят, – мною оплачено». Сидят и ни на кого не обращают внимания. А какой дух был в прежние времена! По обеим сторонамузеньких улочек сидели женщины, и когда мимо проходил священник или пожилойчеловек, они вставали. И детей своих тоже приучали к этому.
Сколь жечасто я прихожу в негодование! При-ходится видеть, как беседуют пожилые, степенные,заслуженные люди, а молодые наглецы беззастенчиво вмешиваются в разговор, прерываютего, несут всякую чушь и еще считают это достижением. Делаю знак, чтобы онипрекратили, но те не обращают на это никакого внимания. Для того, чтобы остановить,приходится выставлять их на посмешище – иначе будут продолжать свое. Ни в какомОтечнике или Патерике не написано, чтобы молодые люди подобным образом разговаривалисо старшими. В Отечнике написано: «рече старец», а не «рече юнец». В староевремя младшие молчали в присутствии старших и радовались, что молчали. Они дажене садились там, где сидели старшие. Юные той эпохи отличались застенчивостью,скромностью, благоговением, говоря со старшими, они заливались румянцем. А уж если бы кто-то из детей того времени нагрубил родителям, то он от стыда и на базаре не смел бы появиться! А на Святой Горе монах не участвовал в хоровомторжественном пении, если его борода еще не была седой. А сейчас видишь, как в хоры собираются и послушники, и кандидаты в послушники… Ладно, что делать– но пусть, по крайней мере, выучатся вести себя с уважением к старшим и с благоговением.
Можно услышатьи такое: воспитанник Афониады заявляет ректору, который облачен архиерейскимсаном: «Владыко ректор, мы с вами будем говорить как равный с равным». Да-да,доходят уже до этого! И худо то, что потом этот юнец не понимает, что здесьплохого, упорствует: «Ну и что я такого сказал? Не понимаю». Вместо того, чтобыпопросить владыку ректора: «Прошу прощения, благословите мне высказать одинпомысл? Но, может быть, то, что я скажу, будет и глупостью», подросток как ни в чем не бывало заявляет: «У тебя свое мнение, а у меня свое». Тебе понятно?К несчастью, этот дух проник и в духовную жизнь, и в монашество. Слышишь, как послушники жалуются: «Я говорил об этом Старцу, но он меня не понимает. Хотяя напоминал ему об этом неоднократно!» – «Слушай-ка, – говорю я, – да как жеу тебя язык-то поворачивается говорить это «неоднократно» ? Ведь тем самым тысловно говоришь: «Старец так и не исправился». – «Ну а что, – отвечает, – развея не могу выразить своего мнения?». Когда слышишь такое, просто взрываешься.А под конец он еще тебя спрашивает: «Что, расстроился? Ну, прости меня». То есть я должен его простить не за то, что он сказал, а за то, что у меня кровьударила в голову!
ЛЮДИ ДОШЛИ УЖЕ ДО ТОГО, ЧТО СУДЯТ БОГА
– Геронда,а тенденция судить всех и вся была у людей всегда или же она появилась тольков нынешнем молодом поколении?
– Нет, раньшетакого не было, это дух нынешней эпохи. Сейчас судят мирян, судят всех политическихи церковных деятелей, но этого мало – судят даже святых и доходят уже до того,что судят Бога. «Бог, – говорят такие люди, – не должен был совершать то-то и то-то. Ему следовало бы поступить так-то и так-то, а Он поступил неправильно».Слышишь, что несут? «Брат ты мой, ты что ли будешь Ему указывать?» – «А что?Я выражаю свое мнение», – отвечает он, не понимая, сколько в этом бесстыдства.Мирской дух разрушил много доброго. Зло развивается и доходит до скверного,уродливого состояния, доходит до богохульства. Люди судят Бога, и их даже не беспокоит помысл, что это хула на Него. А некоторые молодцы из тех, кого Богростом не обидел, если у них в голове есть при этом хоть немного способностик суждению, начинают говорить про других: «Это что еще за пигмей? Ну а это что за косолапый? А на этого полюбуйся!» – и не считаются ни с кем.
Как-то разко мне в каливу пришел один человек и заявил: «В таком-то вопросе Бог не долженбыл поступать так, как Он поступил». – «А ты можешь, – спросил я его, – удержатьна воздухе хотя бы один маленький камушек? Звезды, которые ты видишь на небе,это ведь не блестящие игрушечные шарики. Это небесные тела колоссальных объемов,которые несутся с головокружительной скоростью и при этом не сталкиваются другс другом и не отклоняются от своего курса». – «А по-моему мнению, – снова говоритон мне, – это следовало устроить по-другому». Ты только послушай! Да неужелимы будем судить Бога? Появилось много логики, и исчезло доверие Богу. А еслисказать таким людям, что они не правы, то они ответят: «Извини, но я высказалсвое мнение. Разве я не имею на это права?» Чего только не приходится Богу слышатьот нас! К счастью, Он не относится к нам всерьез.
В ВетхомЗавете говорится о том, что Бог повелел израильтянам изгнать из страны всеххананеев без остатка. Раз Бог дал такие повеления, значит Он что-то предвидел.Но израильтяне сказали: «Это не очень-то человеколюбиво. Давайте оставим хананеев,не будем их истреблять». Однако прошло время и, заразившись от хананеев, онибыли увлечены в безнравственность, идолослужение и приносили в жертву идоламсобственных детей, как говорится об этом в псалме. Бог знает, что делает. А некоторые с бесстыдством спрашивают: «Зачем Бог создал адскую муку?» Человекначинает судить и с этого момента теряет доброе духовное состояние. У него нет[даже] малой Благодати Божией, чтобы понять что-то чуть глубже, то есть понять,по какой причине Бог создал то или другое. Суд, гордыня, эгоизм – вот что такоевсе эти «зачем?» и «почему?».
– Геронда,некоторые молодые люди спрашивают: «А зачем было распинаться Христу? Что, развеОн не мог спасти мир по-другому, без распятия?»
– Да тутОн спас его Распятием, и людей это не трогает! А что говорить, если бы Он спасего по-другому? А некоторые говорят: «Бог-Отец никак не пострадал. Это Сын принесСебя в жертву». Но, по-моему, любой отец предпочел бы сам пожертвовать собой,только бы не отдавать в жертву свое дитя. Для отца больше страдания доставляетвидеть, как жертвует собой его дитя, чем жертвовать собой самому. Но что тыскажешь людям, если они не понимают, что значит «любовь»?
А еще одинчеловек сказал мне следующее: «У Адама было двое детей – Авель и Каин. Так откуда же взялась потом жена Каина?» Однако, почитав Ветхий Завет, человек узнает,что после рождения Сифа Адам «роди сыны и дщери». А Каин после убийства своегобрата убежал в горы. Он и не знал, что та, которую он взял себе в жены, былаего сестрой. Бог устроил так, чтобы люди были одного рода-племени, «чтобы между ними не было злобы и преступлений, чтобы они говорили: «Мы дети одних родителей– Адама и Евы», и это сдерживало бы человеческую злобу. Но даже несмотря на это – посмотри, какая злоба живет сегодня между людьми!
Как же я мучаюсь с некоторыми из людей, подобных тем, о которых сказано выше,когда они приходят ко мне в каливу! В конце концов [видя, что дальше вести с ними беседу бесполезно], я говорю: «У меня болит голова, а аспирина нет». А они, уходя, еще расстраиваются, обижаются. «Мы проделали такой дальний путь,а он говорит нам, что у него болит голова», – сетуют они, не понимая, почемуя жалуюсь на головную боль. А некоторые предлагают: «Так, может быть, тебе аспиринупринести?»
БЕССТЫДСТВО ИЗГОНЯЕТ БОЖЕСТВЕННУЮ БЛАГОДАТЬ
Требуетсямногое внимание. Развязное и невнимательное поведение – это препятствие для Божественной Благодати. Отсутствие уважения к людям – самое большое препятствиедля того, чтобы к человеку приблизилась божественная Благодать. Чем большееуважение к родителям, учителям, вообще к старшим имеют дети, тем большую БожественнуюБлагодать они приемлют. Чем они развязнее, непослушнее, тем больше их оставляетБлагодать Божия. Мирская свобода изгнала не только благоговение, но даже элементарнуюмирскую вежливость. Некоторые ребята не стесняются крикнуть своему отцу: «Эй,батя! У тебя сигареты есть? А то мои кончились». Разве раньше можно было такоеуслышать? Даже если подросток покуривал, он делал это тайком. А сейчас – как ни в чем не бывало! Как же после этого дети не будут вконец лишены БожественнойБлагодати? Нынешние девицы в присутствии отца и матери самыми площадными выражениямипоносят своих братьев за то, что те ходят в церковь, а отец только помалкивает.У меня волосы дыбом встали, когда я об этом услышал. Потом, оставшись один,я даже начал разговаривать сам с собой.
Мирская средаи мирские родители разрушают детей. Среда оказывает на детей сильное воздействие.Детей, у которых есть скромность и любочестие, немного. Боль-шинство озлобленных,ожесточенных детей становятся такими, потому что ведут себя с бесстыдством.Многие родители приводят ко мне своих детей и говорят: «Отче, в моем ребенкебес». А я вижу, что в этих детях нет беса. Да Боже упаси! Детей, имеющих в себебеса, не так много. Все остальные подвергаются бесовскому воздействию извне.То есть в самих детях беса нет, он помыкает ими извне. Но и действуя извне,он свое дело все равно делает. А с чего все это начинается? С бесстыдства. Разговариваясо старшими с бесстыдством, дети отгоняют от себя Благодать Божию. А когда уходитБлагодать Божия, приходят тангалашки и дети ожесточаются, бесчинствуют. И наоборот:дети, которые имеют благоговение, почтительность, слушаются родителей, учителей,старших, непрестанно приемлют Благодать Божию. На таких детях пребывает Божиеблагословение. Их покрывает Благодать Божия. Большое бла-гоговение перед Богомвместе со многой почтительностью к старшим привлекает в души детей многую божественнуюБлагодать и наполняет их Благодатью до такой степени, что божественное сияниеБлагодати выдает их другим. Благодать Божия не идет к маленьким бунтовщиками безобразникам, она идет к любочестным, благоразумным, благоговейным детям.Детей, имеющих почтительность, благоговение, видно. Их глаза сияют. И чем большеуважения они имеют к родителям и вообще к старшим, тем большую Благодать Божиюони приемлют. Чем они развязнее, непослушнее, тем более Благодать Божия их оставляет.
Ребенок,который имеет к другим претензии, ребенок, которому ничем не угодишь, – то емуне так, это не эдак, – превратится в бунтаря, превратится в диавола. Ведь и Денница хотел поставить свой престол выше Престола Божия. Посмотрите – ведьвсе дети, чьи прихоти исполняются родителями, становятся маленькими бунтарями.И если дети не покаются, чтобы освободиться от этой недоброй волны, обуревающейих, если они и дальше будут вести себя с бесстыдством, тогда – Боже упаси! –Благодать Божия оставляет их вдвойне. И они доходят даже до того, что и о Богеговорят непочтительно, после чего ими уже командуют злые духи.
«ЧТИ ОТЦА ТВОЕГО И МАТЕРЬ ТВОЮ"
До чего же дошли нынешние дети! Не могут вытерпеть ни единого слова. А уж где там вытерпетьберезовой каши! Дети непочтительны, очень эгоистичны и неврастеничны. Они злоупотребляютсвободой. Ребенок заявляет своим родителям: «Я отведу вас в полицию». Не такдавно один пятнадцатилетний подросток накуролесил так сильно, что отец дал емуоплеуху. Тогда сыночек пошел в полицию, подал иск на собственного отца, и тогоотдали под суд! Во время суда отец сказал: «Вы творите надо мной неправедныйсуд. Ведь если бы я не дал своему сыну той пощечины, то он угодил бы в тюрьму.А больно за него было бы не вам, а мне». После этих слов он схватил юного «истца»,залепил ему две оплеухи и сказал: «Вот за эти оплеухи меня и судите, а не за ту. Сейчас сажайте меня в тюрьму, потому что я ударил его ни с того ни с сего».
Я хочу сказать,до чего докатились дети. Таков их нынешний «менталитет». В прежнее время родителиругали нас, могли дать нам ремня, но злого помысла у нас не было. Даже ременьмы принимали как ласку, не противореча, не углубляясь в то, сильно ли мы провинилисьили не очень. Мы верили, что ремень тоже шел нам на пользу. Мы знали, что родителилюбили нас и иногда ласкали, иногда целовали, иногда давали нам по затылку,потому что и родительская оплеуха, и родительская ласка, и родительский поцелуй– все это, – как бы получше выразиться, – все это от любви. Когда родители бьютсвоих детей, страдает их собственное роди-тельское сердце, а когда дети принимаютот родителей побои, то у них болит только щека. Стало быть, сердечная боль сильнее,чем боль от пощечины. Что ни делай мать своим детям: ругай она их, бей, ласкай– все это она делает от любви, все это исходит от одного и того же любящегоматеринского сердца. Однако, когда дети, не понимая этого, разговаривают с бесстыдством,противоречат и артачатся, они изгоняют из себя Божественную Благодать. А послеэтого уже закономерным будет принятие ими соответствующего бесовского воздействия.
– Геронда,но разве не бывают и горе-родители?
– Да, бывают.Однако детям, имеющим таких родителей, помогает Бог. Бог не несправедлив. И на грушах-дичках бывает полным-полно плодов. На Афоне, у дороги, ведущей к моейкаливе, растет одна дикая алыча. Так на ней даже листьев не видно от множестваплодов. Ветки ломаются под их тяжестью. А окультуренные деревья, несмотря на то, что их опрыскивают, [часто] не дают плодов вовсе.
РАЗРЫВ ПОКОЛЕНИЙ
Мир превратилсяв сумасшедший дом. Малые дети ложатся спать в полночь, тогда как им следовало бы ложиться сразу после захода солнца. Они заперты в многоэтажки, заключеныв бетон, они живут по распорядку взрослых. Что поделать детям, и что поделатьвзрослым? Приходят дети и говорят мне: «Нас не понимают родители». Приходятродители и говорят мне: «Нас не пони-мают наши дети». Между родителями и детьмиобразовалась пропасть, и чтобы она исчезла, родители должны поставить себя на место детей, а дети – на место родителей. Если сейчас дети не мучают родителей,то потом, когда сами они станут взрослыми, их не будут мучить и их собственныедети. И наоборот: тех, кто сейчас не слушается и мучает родителей, впоследствиибудут мучить их собственные дети, потому что вступят в действие духовные законы.
– А некоторыедети, Геронда, говорят, что они испортились от чрезмерной любви к ним родителей.
– Они не правы. Когда у ребенка есть любочестие, он не портится от родительской любви.Но, извлекая из родительской любви корысть для себя, ребенок испортится, погибнет.Если ребенок портится от любви родителей, то, по сути, он уже испорчен. Емуследовало бы благодарить Бога за родителей, их любовь, а он вместо этого недоволентем, что к нему относятся по-доброму. Ведь у некоторых детей вообще нет родителей!И что тут скажешь? Когда ребенок не признает родителей за своих благо-детелейи не любит их – даже при том, что у его родителей есть страх Божий, – то как он может любить и чтить Бога – своего Великого Благодетеля и Отца всех людей?Ведь осознать великие Божии благодеяния в детском возрасте очень непросто.
Екатеринбург,27 января, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Прихраме во имя Святой ПреподобнойМарии Магдалины поселка Лая Пригородного района создан православный отряд«Берег». Как рассказывает настоятельприхода иерей Александр Малых, одним из направлений его работы станет спортивно-массоваяработа с молодежью. Приходскоенововведение быстро заинтересовало местных мальчишек и девчонок.
Екатеринбург,18 февраля, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». На интернет-сайте Ново-Тихвинскогоженского монастыря Екатеринбурга, в разделе «Слово духовника»,появился новый каталог проповедей игуменаАвраама (Рейдмана).
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.