Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №7 (328) → Старец Паисий Святогорец: «Духовник — это врач души»

Старец Паисий Святогорец: «Духовник — это врач души»

№7 (328) / 15 февраля ‘05

Духовные поучения

 Нынешниелюди устали; грехом и эгоизмом они доведены до одурения и помрачения. Поэтомусейчас — больше чем в какую-либо другую эпоху — мы испытываем необходимостьв хороших и опытных духовниках, которые просто и с непритворной любовью будутотноситься к людям и с рассуждением их окормлять, чтобы те умиротворились.

Еслинет хороших духовников, то пустеют храмы и наполняются психиатрические лечебницы,тюрьмы и больницы. Люди должны осознать: они мучаются, потому что находятсявдали от Бога. Они должны покаяться и смиренно поисповедоваться в своих грехах.
 Работа духовника— внутреннее исцеление человека. Нет врача выше, чем опытный духовник, которыйсвоей святостью внушает доверие к себе, вычищает из чутких созданий Божиих помыслы,которые приносит им тангалашка, и без лекарств — Благодатью Божией — исцеляетдуши и тела.
 Имея божественноепросвещение, Дух Божий, духовник понимает и различает состояния, в которых находятсялюди, и может давать им верное направление.
 Хорошо, еслидуховник не обременен множеством попечений, чтобы у него была возможность уделятькаждой душе необходимое время и правильно совершать свой труд. В противном случаедуховник попадает в ситуацию хорошего хирурга, который, делая каждый день по нескольку операций, устает и после этого, естественно, не в состоянии уделятькаждому больному столько времени, сколько нужно. Поэтому духовнику не нужновмешиваться в маловажные семейные вопросы, но лучше ограничиваться тем, что в каждом конкретном случае имеет отношение к душе каждого конкретного приходящегок нему человека. Тогда у него будет время помочь этой душе результативно. Однакои сам пришедший на исповедь человек не должен морочить духовнику голову [теминедуховными] вопросами, о которых можно спросить кого-то более компетентного:к примеру, какой дом выбрать для проживания, на какие подготовительные курсызаписать ребенка и тому подобное.
 Во времяисповеди несут ответственность и кающийся, и духовник. В деле руководства душиочень помогает духовная свобода. То есть духовник, руководя душами людей, долженориентироваться на то, что говорят святые отцы, а не на то, что предписываеткто-то еще. Он должен действовать с рассуждением, в соответствии с падениемчеловека и его покаянием. Однако иногда [даже среди некоторых духовных лиц]отсутствует искренность. К примеру, человек спутался с колдунами, с прельщеннымии тому подобными, а некоторые из духовных лиц, несущих ответственность за душилюдей, не могут поговорить с несчастным, сделать ему внушение и заставить егонемножко задуматься. Они [боятся] выразить свою позицию. Они избегают этого,дабы не нажить себе неприятностей от всех этих колдунов, прельщенных и подобныхим. То есть что же получается: для того, чтобы не испортить отношений ни с одним,ни с другим, чтобы о нас говорили хорошие слова, мы будем на радость диаволуотдавать человека на погибель?

РАССУЖДЕНИЕ И ОПЫТ ДУХОВНИКА

 — Геронда,как Вы считаете, в нашу эпоху, когда в мир вошло столько греха, не является ли духовническое служение подчас нелегким?
 — Да, является.Поэтому хорошо, если вначале духовник старается исправить самые тяжкие грехикающихся — чтобы создания Божии освободились от многого греха и лучше поддавались[духовному руководству]. Духовник должен обращаться с кающимися снисходительно,но одновременно ему надо найти к руководимому им человеку такой подход, чтобытот осознал свои грехи и попросил у Бога прощения. Необходимо, чтобы духовникнапоминал человеку, который пришел к нему на исповедь, что тот нуждается в покаянии,в изменении жизни — для того, чтобы приять милость Божию. Кроме этого, будетнемало пользы, если духовник станет с любовью говорить приходящим к нему людямо великой любви Божией — так, чтобы в них самих заработало любочестие, чтобыони почувствовали свои ошибки и отказались от своих дурных привычек.
 Пока духовникне приобретет достаточно опыта, ему лучше помогать людям в более легких случаях.Ведь какой-то «трудный» кающийся, постоянно устраивая своему духовнику «диверсии»,может мешать его духовному преуспеянию и забирать у него все время. Если молодойдуховник невнимателен, то, имея доброе расположение [помочь человеку], он будетвсегда придавать излишнее значение сценам, которые тот будет устраивать, без пользы тратить на такого человека силы и страдать. При-обретя опыт, духовникбудет знать, когда нужно обращать на что-то внимание, а когда можно пропуститьчто-то мимо ушей. Вот, к примеру, и я, открывая присланные мне письма, пробегаюих одним взглядом и, если в письме есть что-то серьезное, обращаю на это болеепристальное внимание. Ведь часто лукавый [убивает наше время] отвлекает на малозначащиевещи. Есть такие люди, которые могут сказать тебе: «Подожди две минутки, не закрывай дверь, я скажу тебе кое-что быстро, даже заходить не буду», — и послеэтого держат тебя на пороге целый час. Вот ты и стоишь, вспотевший, на порогевозле открытой двери, тебя продувает сквозняк, ты начинаешь дрожать, а этотчеловек как ни в чем не бывало рассказывает тебе разные [пустые] истории. Да разве это от Бога? Потом, заболев, ты не можешь молиться ни за мир, ни за себясамого и приходишь в негодность на несколько дней. И когда к тебе приходит человек,испытывающий действительную нужду, ты уже не можешь ему помочь.
 Кроме этого,[духовнику надо иметь в виду и то, что] людей, имеющих какую-то серьезную проблему,недостаточно просто выслушать и, увидев, что они действительно страдают, сказатьим: «Выпей таблеточку аспирина».
 «Я задержутебя всего на одну минутку, потому что меня ждет машина», — говорят некоторыеи внезапно рассказывают тебе о какой-то очень серьезной проблеме. Это все равночто человеку, больному раком, просить врача: «Прооперируй меня побыстрее, потомучто я на самолет опаздываю!». Каждая болезнь требует определенного времени,чтобы обратить внимание на то, с чего она началась, какие у больного симптомыи тому подобное. Серьезный вопрос нельзя решать на скорую руку. Как-то на СветлойСедмице мы шли по Святой Горе Крестным ходом. Как только мы стали подниматьсяв горку, один послушник подошел ко мне и стал просить, чтобы я рассказал емуоб умной молитве. Он столько раз приходил раньше ко мне в каливу и никогда не спрашивал об этом, а здесь, на подъеме, на него, видите ли, нашло вдохновение.Но вопросы тонкие и серьезные ни на ходу, ни на подъеме в горку не обсуждаются.

ТО, КАК ЧАСТО ВЕРУЮЩИЙ ПРИЧАЩАЕТСЯ, ОПРЕДЕЛЯЕТ ЕГО ДУХОВНИК

 — Геронда,апостол Павел пишет: «Ядый бо и пияй недостойне, суд себе яст и пиет, не рассуждаяТела Господня». Когда человек причащается недостойно?
 — Основавсего в том, чтобы мы приходили к Божественному Причащению, осознавая свое недостоинство.Христос ждет от нас сокрушения и смирения. Если нашу совесть что-то беспокоит,то мы должны навести в себе порядок. К примеру, если мы с кем-то поссорились,то перед тем, как идти ко Святому Причащению, должны помириться с этим человекоми причащаться уже после этого.
 — Геронда,некоторые люди, хотя и имеют благословение от духовника, все равно не решаютсяпричащаться.
 — Не следуетрешать самовольно, причащаться тебе или нет. Если человек будет сам приниматьтакие решения, этим воспользуется диавол и начнет обрабатывать этого человека[искушениями]. Ведь часто мы полагаем, что достойны Святого Причащения, тогдакак на самом деле это не так. А в других случаях, если рассматривать нас в соответствиис буквой закона, то мы действительно оказываемся недостойными Святого Причащения,однако, согласно с духом Святых Отцов, для лечения мы нуждаемся в божественномпереливании крови. Или же мы нуждаемся в божественном утешении — поскольку от многого покаянного сокрушения враг может низвергнуть нас в отчаяние и подкрастьсяк нам «справа».
 — Геронда,насколько часто можно причащаться?
 — Нельзявсех людей подогнать под одну гребенку в вопросе о том, насколько часто нужнопричащаться и сколько дней перед Святым Причащением нужно поститься. Духовникс рассуждением должен определять то, насколько часто должен причащаться верующий,и то, сколько он должен поститься перед Святым Причащением. Все зависит от того,сколько у человека крепости. Одновременно духовник должен вести человека и к духовному посту — воздержанию от страстей. Интенсивность такого духовного постатоже нужно регулировать в соответствии с духовной чуткостью человека, то естьсогласно с тем, насколько глубоко он осознает свой грех. Кроме этого, духовникдолжен иметь в виду и то, какое зло может нанести враг душе чувствительногочеловека, воздвигая против него брань с целью привести его в отчаяние. К примеру,человек пал тем плотским падением, которое влечет за собой отлучение от Причастияна сорок дней. Но на тридцать пятый день этой епитимьи диавол снова может низвергнутьчеловека в тот же самый грех, и если на грешника будет наложена новая сорокадневнаяепитимья, то диавол возьмет верх над этой душой, так что она придет в смущениеи отчаяние. В таких случаях после первых дней епитимьи духовник может сказатькающемуся: «Смотри, не причащайся еще одну неделю», а через неделю благословитьему причащаться за каждой Божественной литургией. Душа человека окрепнет, и он сможет справиться с диаволом. Если же человек ведет внимательную духовнуюжизнь, он может приступать к Таинству Святого Причащения тогда, когда чувствуетнеобходимость в Нем, а не просто по привычке. Но и такой человек должен иметьна это благословение духовника.

ОБ ЕПИТИМЬЯХ

 – Геронда,помогает ли безукоризненное соблюдение заповедей иметь живое чувство Бога?
 – Каких заповедей?Закона Моисеева?
 – Нет, евангельских.
 – Соблюдениезаповедей помогает, но только делать это надо правильно, потому что можно соблюдатьзаповеди искаженно. В духовной жизни требуется не сухое применение закона, а божественная справедливость. Мы видим, что даже Святые Отцы учили применятьСвященные Каноны с большим рассуждением! Василий Великий, самый строгий из отцовнашей Церкви, составивший самые строгие канонические правила, после одного из них — в котором речь идет о каноническом наказании за какой-то грех — добавляет:«Испытывай не время, но образ покаяния». То есть на двух людей, совершившиходин и тот же грех, духовник, учитывая покаяние каждого из них, может наложитьразные епитимьи: одного отлучить от причащения на два года, а другого — на двамесяца. Такая большая разница!
 – Геронда,помогает ли епитимья в отсечении страсти?
 – Покаявшийсядолжен понять, что наложенная на него епитимья ему поможет. В противном случае,какой в ней смысл? Стараясь исправить человека насильно, ты ничего не добиваешься.В день Страшного Суда Христос спросит того, кто пытался исправить своего братасилой: «Ты что, был новым Диоклетианом?», а тому, кого пытались исправить, скажет:«Ты все сделал через силу, а не по своей воле». Желая послать человека в Рай,мы должны не душить его, а помочь ему так, чтобы он сам захотел подъять на себяподвиг. Он должен достичь состояния, в котором он будет радоваться тому, что он живет, радоваться тому, что ему предстоит умереть.
 [Мера епитимьи]подлежит рассуждению духовника. К тем, кто сознательно идет на грех, духовникдолжен быть неуступчиво строг. Человеку, который побеждается страстью, но послекается, смиряется, склонив голову, просит прощения, духовник должен с рассуждениемпомогать снова приблизиться к Богу. Ведь многие святые поступали именно так.К примеру, преподобный Арсений Каппадокийский, будучи духовником, обычно не накладывал на людей епитимьи. Он старался привести кающихся в чувство, так,чтобы от любочестия они сами просили его благословения на подвиг: на милостынюили на добрые дела другого рода. А когда Преподобный видел одержимого нечистымдухом или расслабленного ребенка и понимал, что причина страданий несчастного— его родители, то сперва он исцелял ребенка, а потом накладывал на его родителейепитимью, чтобы впредь они были внимательны.
 А некоторыеговорят: «Знаете, а такой-то духовник очень придерживается святоотеческого направления!Ну такой требовательный и умный, все помнит, «Пидалион» знает наизусть!». Однакодуховник, который слишком буквально применяет каноны, содержащиеся в «Пидалионе»,может сделать зло Церкви. Представь себе, что духовник берет в руки «Пидалион»и начинает говорить приходящим к нему грешникам: «Так, ну что, какой ты там сделал грех? Ага, такой-то. Посмотрим, что у нас тут написано о подобных случаях?Отлучение от Святого Причастия на столько-то лет! Теперь следующий… А ты что натворил? Ой-ой-ой! Сейчас прочитаем, что тебе за это полагается… Ага: воттакая-то епитимья!» В этом нет никакой пользы.
 — Геронда,духовник должен учитывать десятки обстоятельств…
 — Да, особеннов нынешнюю эпоху не получится с нерассудительной строгостью применить весь законЦеркви. Вместо этого духовник должен возделать в людях любочестие. Сперва ондолжен работать над собой, чтобы быть в состоянии помогать людям. В противном же случае [своей нерассудительностью] духовник будет проламывать людям головы.
 «Пидалион»называется так, потому что эта книга руководит человеком ко спасению то одним,то другим способом, подобно тому как кормчий, направляющий корабль к берегу,поворачивает руль то вправо, то влево. Постоянно следуя прямым курсом, не поворачиваяштурвал там, где нужно, кормчий посадит корабль на рифы, потопит его и погубитлюдей. Если духовник использует каноны как пушки, то есть без рассуждения,не беря в расчет конкретного человека, меру и образ его покаяния и подобноеэтому, то, вместо того чтобы исцелять души, он будет совершать преступления.

РАЗРЕШИТЕЛЬНАЯ МОЛИТВА

 Некоторыедуховники имеют следующий «типикон»: в случаях, когда исповедовавшемуся нельзяпричащаться, они не читают над ним разрешительную молитву. Некоторые духовникидаже говорят: «Читать разрешительную молитву не во всех случаях — это наш принцип».Это уже похоже на протестантизм… Как-то ко мне в каливу пришел один парень,в жизни которого случались разные греховные падения. Он был у духовника, поисповедовалэти падения, однако духовник не прочитал над ним разрешительную молитву. Несчастныйвпал в отчаяние. «Раз духовник не прочитал надо мной разрешительную молитву,— стал думать он, — значит, наверное, Бог тоже меня не прощает». И от этих мыслейон стал думать о самоубийстве. «Пойди к духовнику, — сказал я парню, — и пустьон прочитает над тобой разрешительную молитву. А если этот духовник все-такиоткажется читать над тобой молитву, то пойди к другому духовнику».
 Если над кающимся не читать разрешительную молитву, то он будет постоянно падать, потомучто диавол сохраняет над ним свои права. А как человек может бороться, еслидиавол по-прежнему обладает им? Такой человек не освобожден, он принимает бесовскиевоздействия. Тогда как, если разрешительная молитва над человеком прочитана,бесовские воздействия отсекаются и [Благодать Божия] снова занимает «плацдарм»[человека]. Таким образом несчастный получает помощь и может подъять какую-то [духовную] борьбу, подвиг, чтобы освободиться от страстей.

УМЕНИЕ ОБРАЩАТЬСЯ С ДУШОЙ — ДЕЛО ТОНКОЕ

 -Геронда, как можно помочь людям, обладающим трудным, неподатливым, «кособоким»характером?
 - Будучиплотником, я работал и с перекошенными, «кособокими» досками и брусьями. Однакопри работе с таким деревом требовалось терпение, потому что, с какой бы стороныты ни строгал перекособоченную доску, она все равно «ерепенится», поднимаетзаусенцы. Поэтому, когда мне приходилось работать с такими досками, я брал двойнойрубанок и аккуратно, потихоньку скоблил их то с одной, то с другой стороны —и таким образом добивался, чего хотел. И надо сказать, после обработки такиедоски выглядели очень красивыми — открывался красивый рисунок их волокон. Крометого, вещи, сделанные из таких досок, бывают очень крепкими, их нелегко сломать.Между тем, не зная этого, мастер мог бы выбросить такую доску, видя, что онанемножко кособокая. Я хочу сказать, что люди, имеющие трудный характер, обладаютвнутренними силами, и, дав тебе поработать над собой, они смогут двигаться в духовной жизни семимильными духовными шагами. Однако работе с такими людьминеобходимо уделять много времени.
 Кроме этого,желая соединить две искривленные доски, я никогда не пользовался большими гвоздями.Сперва я прогонял такие доски рубанком, насколько возможно выравнивал их, а потом скреплял между собой тоненьким гвоздиком. Если две искривленные доскиотпружинивали одна от другой, то я никогда не придавливал их через силу, сколачиваябольшими гвоздями: ведь если соединить такие доски подобным образом — черезсилу, то через какое-то время они все равно лопнут, разойдутся и ока-жется,что вся наша работа сделана зря.
 Тем, ктоимеет дело с душами людей, необходимо рассуждение и еще раз рассуждение. В духовнойжизни не бывает одного рецепта, одного канона [на всех]. Каждая душа отличаетсяот другой качеством и вместимостью. Ведь есть сосуды с большей, а есть сосудыс меньшей вместимостью. Одни сделаны из пластмассы и не обладают большим запасомпрочности, другие — металлические, более прочные. Познав качество и вместимостьдуши, духовник будет действовать в соответствии с ее возможностями, с ее наследственностью,а также в соответствии с тем, насколько душа преуспевает. Духовник должен вестисебя с исповедующимся человеком в соответствии с тем состоянием, в котором этотчеловек находится, учитывая сделанный им грех и множество других обстоятельств.В отношении к человеку бесстыдному духовник должен быть внимателен, чтобы не дать ему права [повода] для бесстыдства. Если душа исповедующегося [излишне]чувствительна, то духовнику надо постараться помочь ему преодолеть его проблемымужественно.
 Кроме этого,духовник должен быть внимательным и не основываться на том, что он видит в человекевнешне. Он не должен легко верить услышанному и приходить на основании услышанногок каким-то заключениям — особенно если духовник не наделен дарованием видетьчеловека глубже. Некоторые доски, которые снаружи кажутся очень крепкими, внутри— труха. Если чуть-чуть построгать такие доски рубанком, то сразу становитсявидно, что у них внутри. А другие доски внешне кажутся ни на что не годными,тогда как внутри их древесина очень крепка.
 Умение обращатьсяс душой — дело тонкое. В рецептах не должно быть ошибок. Посмотри, ведь организмкаждого человека нуждается в том витамине, которого ему не хватает, и каждаяболезнь излечивается соответствующим лекарством.

 НЕ БУДЕМ ДАВАТЬ ЧЕЛОВЕКУ УСПОКАИВАТЬСЯ В СВОИХ СТРАСТЯХ

 —Геронда, если какая-то женщина скажет нам: «Мой духовник меня не понял», что следует ей ответить?
 — Ответьтеей: «Может быть, это ты сама не дала духовнику тебя понять? Может быть, виналежит на тебе?». Сталкиваясь с подобными случаями, заставляйте человека задуматься,не находите ему легкого оправдания. Эти вопросы очень тонкие. Здесь порой видишь,как люди ухитряются запутать даже духовников.
 — А еслиона скажет нам, что духовник ей не по душе?
 — Раз оней не по душе, то, возможно, в этом тоже виновата она сама. Возможно, она хочет,чтобы духовнику было по душе ее своеволие, чтобы он оправдывал ее в этом. Предположим,какой-то человек совершенно не заботится о своей семье, и на этой почве у нихс женой постоянные скандалы. И вот такой человек, желая развестись, приходитко мне и начинает жаловаться на жену, рассчитывая, что я встану на его сторону.Если я отвечу ему: «Ты сам виноват во всей этой истории», то, не осознав своейвины, он скажет, что мой ответ пришелся ему не по душе. То есть некоторые людиговорят, что духовник им не по душе, потому что духовники не позволяют делатьто, что вздумается.
 Если духовникоправдывает страсти каждого человека, то он может прийтись по душе всем, однакопользы от этого люди не получают. Если мы хотим прийтись каждому по душе в егострастях, то тогда давайте «придемся по душе» и диаволу. К примеру, ты приходишько мне и начинаешь жаловаться: «Такая-то сестра мне нагрубила». — «А, — говорюя тебе, — не обращай ты на нее внимания». Таким образом я оправдываю тебя, и тебе это по душе. Немного спустя ко мне приходит нагрубившая тебе сестра и начинаетжаловаться на тебя: «А такая-то сестра сделала то-то и то-то». — «Да что ты,право! — говорю я ей. — Разве не знаешь, что это за человек? Не относись к нейвсерьез». Таким образом, я оправдал и эту сестру, а ей это тоже по душе. Такимобразом, я прихожусь по душе всем, однако всем при этом я ставлю подножки! Тогдакак я должен ответить тебе так: «А ну-ка, пойди сюда! Раз сестра говорила с тобой грубо, значит, ты дала ей повод!». От этих слов ты скорее осознаешь своювину и исправишься. Ведь с того момента, как человек осознает свою вину, всеидет хорошо.
 Настоящийвнутренний покой приходит, когда человек занимает правильную [духовную] позицию.Наша задача в том, чтобы найти покой в Раю, а не на земле. Некоторые духовникиуспокаивают, оправдывают помысл человека, который потом говорит: «Этот духовникмне очень по душе!» — однако при этом такой человек остается неисправленным.А ведь духовники должны помочь человеку найти его недостатки, чтобы он исправился,и затем руководить им, задавая ему нужное направление. Действительное успокоениеприходит только в этом случае. А оправдание человека в его страстях — это не помощь ему. Для меня это преступление.
 Для тогочтобы духовник мог помочь двум людям, связанным между собой, он должен иметьобщение с каждым из них. К примеру, слыша о том, что два человека не согласныв своих помыслах, духовник должен знать душу каждого, потому что каждый можетпредставлять дело таким образом, как понимает его сам. Духовник должен братьна себя разрешение несогласий этих людей только тогда, когда они согласятсяс тем, что он разрешит их согласно Евангелию. Потому что все другие решениябудут непрекращающейся головной болью.

 

В других номерах:

№4 (565) / 22 января ‘10

Духовные поучения

Дружба, влюбленность, любовь

№48 (561) / 22 декабря ‘09

Духовные поучения

Должники

 

Духовные поучения

На заре жизни

 
Наш приход

В 72 местах 45 населенных пунктов Каменского района можно бесплатно получить «Православную газету»

 Екатеринбург,10 февраля, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». В 72 местах 45 населенных пунктов Каменского района можно бесплатно получить «Православнуюгазету» — официальное издание Екатеринбургской епархии.

 
Образование и воспитание

Впервые в заседании Ученого совета Уральского государственного горного университета приняли участие священнослужители

 Екатеринбург,28 января, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Впервыев заседании Ученого совета Уральскогогосударственного горного университета (УГГУ), которое состоится сегодня,примут участие священнослужители. Как сообщиларуководитель пресс-службы горного вуза Валентина Карпович, вместе с профессорамибатюшки будут обсуждать актуальный вопрос: «Состояние и совершенствованиевнеучебной работы со студентами».

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс