Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
ПреподобныйКсенофонт и жена его Мария принадлежали к числу первых вельмож константинопольскихи вместе с тем были весьма благочестивые люди. Два сына их, Аркадий и Иоанн,подражали благочестию своих родителей.
Когда Аркадий и Иоанн значительно подросли,то родители объявили им, что они должны отправиться за море в чужую сторонудля изучения разных наук. Послушные юноши с охотой отправились в далекое и опасноепутешествие, потому что имели любовь к учению. Путешествие сначала было благоприятно,но вскоре поднялась буря, и корабельщики должны были спустить паруса. Корабль,поврежденный волнами, стал наполняться водою. Все пришли в ужас. Аркадий и Иоаннзаливались слезами и молили Бога о спасении. Между тем буря становилась сильнее.Тогда корабельщики, не видя никакой надежды к спасению корабля, спустились в малое судно и пустились в море наудачу. Аркадий и Иоанн, видя бегство корабельщикови гибель корабля, сняли с себя одежды и, воскликнув: «Прощайте, дорогие родители!»,бросились в море. Долго боролись они с волнами и, наконец, были выброшены на берег в разных местах. Они считали один другого погибшим и потому не смели идтик родителям, опасаясь поразить их печальным известием. Скоро, впрочем, родителиузнали о кораблекрушении и считали своих детей утонувшими, но при этом ни однимсловом не обнаружили отчаяния, и печаль свою повергли пред Богом, всецелопредав себя и детей воле Божией.
Посредствомчудесного откровения от Бога, они, однако, узнали, что дети их живы, и отправилисьотыскивать их. Руководимые Духом Святым, они нашли их в Иерусалиме, в подвигахмонашеских. Подражая детям, Ксенофонт и Мария приняли также пострижение и окончилижизнь свою в молитвах и безмолвии.
ПреподобныеКсенофонт и Мария служат образцами живой преданности в волю Божию. Лишившисьдетей, они не возроптали на Промысл Божий, но печаль свою повергли пред Богом.
Да будет,братия, этот пример наставником нашим в истинной Богу преданности.
ПреданностьБогу есть такое расположение духа, по которому человек всего себя, все, что ему принадлежит, все, что с ним случиться может, предоставляет воле и провидениюБожию, так что сам остается только стражем своей души и тела, как стяжания Божия.К такому расположению приготовляет человека внимательное наблюдение над соб-ственнымиусилиями сделать себя совершенным и благополучным. Желает он сделаться мудрым,образует свои способности, напрягает силы ума, подкрепляет себя силами другихизбранных умов, составляет себе образ ведения: что же? Конец самодеятельныхизысканий, по признанию беспристрастнейшего из древних мудрецов, есть открытиетого, что человек сам собою ничего не знает. Желает он сделаться добрым, стараетсяпознать закон справедливости, возбуждает сердце свое к добродетельным чувствованиям,предприемлет добрые дела: что же и здесь?
Опыт доказывает,что желание быть добрым нередко бывает слабее страсти, влекущей к пороку, и ею побуждается. Правильное следствие этих опытов, тщательно и беспристрастнонаблюдаемых, должно быть то, что человек потеряет надежду на самого себя, и,если не хочет погибнуть, как бы по необходимости вознесет желание и надеждусвою к Богу.
Начав предаватьсяБогу, человек встречает другие опыты, совсем противоположные тем, которые имелон, управляя сам собою. Прежде собственные усилия познать истину едва производилив нем слабый, кратковременный свет, оставлявший по себе сугубую тьму: теперьиз самой тьмы, в которой он повергается пред Отцем светов, рождается для неговнезапный свет, а если остается он иногда и во тьме, то и в ней познает непостижимуюблизость Того, Который есть Свет превыше света. Прежде усилия делать добро или совсем подавляемы были в нем злыми склонностями, или производили несовершенноедействие; теперь, когда он положил сердце свое в силу Божию, в самой немощиего начинает совершаться сила Божия, разрушающая зло и созидающая благо.
Поэтому словоБожие часто напоминает нам о этой преданности, в отношении ко внутреннему и внешнему, ко временному и вечному. Открый ко Господу путь твой и уповай на Него, и Той сотворит (Пс. 36, 5). Смиритеся под крепкую руку Божию, да вы вознесет во время, всю печаль вашу возвергше нань, яко Той печется о вас(1 Пет. 5, 6–7). Отче наш! Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли(Мф. 6, 9–10).
Все великое,что представляет нам слово Божие, совершилось великой преданностью Богу. Представимпримеры сего.
Кто не знаетАвраама и его великой жертвы? Как возмог он поднять смертоносную руку на сына,о котором получил потомственные обетования? Как не усомнился он? Как не сказалБогу: не Ты ли, Господи, обещал, что во Исааке наречется мне семя (Быт.21, 12)? Где же будет это семя, когда отрок Исаак сгорит на жертвеннике? Патриархне имел в это время ни помышления, ни желания, ни действия собственного; всепредал он Богу, паче упования во упование веруя (Рим. 15, 18); и, такимобразом, и вожделенную жертву принес, и вожделенного сына не лишился, и благословениенад собою усугубил.
Кто не слыхало Иове, которого добродетель проповедовал Сам Бог пред собранием небесных сил?Но в чем состоит сила его добродетели, если не в преданности Богу, Которогонепостижимым судьбам с благодарностью предал он себя, и детей, и богатство,и здравие, и чрез то соделал ничтожными все усилия врага добродетели и блаженствачеловеческого? Господь даде, Господь отъял: буди имя Господне благословенно(Иов. 1, 21). Такая преданность Богу есть безопасная ограда от всех искушений.
Но, чтобывкратце сказать все для христианина, чем начинается высочайшее дело Христово?– Преданностью Сына Божия воле Бога Отца Своего. Се иду сотворити волю Твою,Боже (Пс. 39, 9), глаголет Он, нисходя к воплощению. Чем оканчивается сиедело? Той же Преданностью. Не якоже Аз хощу, но якоже Ты (Мф. 26, 39).Отче, в руце Твои предаю дух Мой (Лк. 23, 46). Итак преданность Богуесть и начало, и совершение христианства и вечного спасения.
Заключимэто учение увещанием, которым Церковь заключает большую часть молитвенных провозглашений,дабы непрестанно питать в нас дух преданности, которым дышит и живет истинноехристианство: Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицунашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувше, сами себе, другдруга и весь живот наш Христу Богу предадим. Аминь.
Протоиерей Григорий ДЬЯЧЕНКО
Святитель Григорий, архиепископ Констан-тинопольский, память коего совершается ныне, прославился своей высокой жизнью. По желанию императора Феодосия и народа Григорий был избран на константинопольскую кафедру и председательствовал на Втором Вселенском Соборе. Но когда на соборе произошел раздор по поводу сего избрания, то святитель добровольно отказался от константинопольской кафедры.
11 февраля Перенесение мощейсщмч. Игнатия Богоносца (107). Сщмчч. Иоанна и Леонтия пресвитеров, Константинадиакона и с ними 5 мучеников (1920).
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.