Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Нынеублажаемый святитель Петр, митрополит Московский, живший в трудное время татарскогоига, несмотря на всю святость своей жизни, Богом засвидетельствованной в нетленииего святых мощей, подвергся однажды тяжкой клевете, возведенной на него тверскимепископом Андреем, происходившим из рода литовских князей и домогавшимся кафедрымитрополита. Клевета была в свое время обличена; истина восторжествовала; виновникклеветы был великодушно прощен святителем Петром, сказавшим своему обвинителю:«Мир тебе, чадо, не ты виноват, а древний ненавистник людей, начальник клеветы.
Отныне берегись лжи, а прошедшее да простит тебе Господь».
По поводуэтого печального события в жизни святителя Петра, побеседуем ныне, братия, о клевете, запрещенной девятой Заповедью закона Божия. Клевета есть величайшийгрех против девятой Заповеди закона Божия. Этот грех смертный и в то же времясамый обыденный, но проявляющийся в весьма различных видах. Вот почему во всемСвященном Писании – в законе Моисея, в Псалтири, в книге притчей Соломоновых,в книге пророков и почти в каждом послании Нового Завета – так ревностно преследуетсявозрастающая и гибельная наклонность к клевете и вероломству.
Клевета,уязвляющая и оскорбляющая наших ближних, приравнивает клевещущего человека,по словам Священного Писания, к змию и диаволу. Язык лжеца подобен жалу ядовитойзмии. Псалмопевец говорит: «они злое мыслят в сердце, всякий день ополчаютсяна брань, изощряют язык свой, как змея; яд аспида под устами их». (Пс. 139,3 и 4).
Клеветникичасто гордятся собой, ибо гордость одно из отличий злого духа, чье самое имя– диавол – значит клеветник. Многие, к сожалению, не только потакают этим грешникам,но и развивают в них самодовольство.
Семена клеветы,обильно разбрасываемые ежедневно, бесконечно плодородны. Им, как семенам крапивы,не нужно вспаханной почвы.
Большею частью клевета гибельна уже в самом зачатке своем, так как она создаетсядля поражения и разрушения. «Нечестивые затянули лук, стрелу свою приложилик тетиве, чтобы во тьме стрелять в правых сердцем» (Пс. 10, 2).
В древниевремена люди убивали пророков и проливали кровь невинных, в наше же время онивесьма часто поражают злословием.
Во все векатщеславные люди, завистливые соперники и все, кто ненавидит праведных, обостряютсвой язык, как бритву, чтобы поразить доброе имя тех, кого они считают своимиврагами. Так, человека, по призванию своего долга принимавшего деятельное участиесреди своих собратьев, всегда стремившегося делать лишь доброе, несомненно многиебудут преследовать бурей безмерных обвинений. Не допускается, чтобы он мог говоритьправду, чтобы поступки его были правильны; его имя как бы сигнал к шипенью всякогорода вражды, злобы или раздразненного порока. Простодушные люди могут обманутьсяи подумать, что тот, против кого скопляется так много вражды, должен быть оченьдурным человеком. Они забывают, что все это еще в более сильнейшей степени обрушивалосьна всех лучших людей, которых когда-либо видел мир. Они забывают, что подобноепреследование чуть не довело псалмопевца до отчаяния, что оно чуть не заставиломягкого и благочестивого пророка Иеремию проклясть день своего рождения, охватилосвоим адским вихрем всех пророков, наклеветало на Иоанна Крестителя, что онодержим бесом, назвало Самого Господа Иисуса Христа самарянином и одержимымбесом (Ин. 8, 48), окутало своим ядовитым покровом всю жизнь и деяние святогоапостола Павла, сделало в языческом мире название христианина равнозначащимзлодею; изгнало из Рима блаженого Иеронима. Еще и теперь поносят истинных рабовБожиих.
Но развеИисус Христос не назвал блаженными и страждущих от злословия? Разве не сказалСпаситель нам: «блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески злословитьза Меня»? (Мф. 5, 11). Но, во всяком случае, нет сомнения, что лучше ежедневнослушать ложь сотни клеветников, чем уподобиться им, хотя бы на один час, или приобрести хотя ничтожнейшую часть их презренных выгод.
Оружие клеветникапокажется, пожалуй, менее зверским, чем нож убийцы, но само убийство тем ужаснее,чем утонченнее его исполнитель.
Если найдетсянемало людей, у которых составляет ремесло сталкивать с пути тех, кого они почтилисвоей ненавистью, то еще более вреда во всех классах общества творят праздныеумы, которым нужен толчок зложелательства, чтобы нарушить свое томительное однообразие.
Мы не можемдалее останавливаться на омерзительных грехах, на которые налагает свое запре-щениедевятая Заповедь; все же, хотя эти грехи всеобщи, рассмотрим в кратких чертах,как следует нам, христианам, бороться с ними, чтобы не поддаться им. Во-первых,излечим самих себя от склонности к пустым разговорам о личностях, которые такчасто ведут нас ко греху. Пустословие и любовь к пересудам стоят в родственномотношении с ложью.
Во-вторых,попробуем представить себе страшную силу и нашу ответственность за них. Как мало думаем мы об этом? Мы знаем силу стрихнина или мышьяка, но не знаем силыслова. Сколько непреднамеренных речей приносят гибель и вред! Сколько ничтожныхнасекомых обладает ядовитым жалом. Слова суть не только сотрясение воздуха:слова имеют значение. Да, и нередко с страшной силой они портят нравы и предаютдуши мучению; и если наши слова были таковыми, то непристойный, тайно произнесенныйшепот, без сомнения, вернется к нам в громовых раскатах и признает нас смертновиновными. Может быть, у нас было бы более глубокое чувство ответственности,если бы мы сохраняли в своей памяти слова нашего Господа: «От слов своих оправдаешься,и от слов своих осудишься» (Мф. 12, 37).
В-третьих,смирение могло бы нам оказать много помощи. Мы были бы менее жестоки к другим,если бы честнее относились к самим себе. Если бы мы более размышляли о бревнев своем собственном глазу, то не так бы старательно объявляли о сучке в глазунашего брата (Мф. 7, 3).
В-четвертых,думаем ли мы, что своими словами или безыменными доносами высшим властям мымучим своего брата, ради которого Иисус Христос принял смерть? Думаем ли мыо том, что мы подстерегаем погрешности наших братьев, чтобы затем преувеличиватьи разглашать их виновность? Разве сознание собственных недостатков никогда не давит, как свинец, души клеветников? Зачем же они еще добавляют тягчайшее бремяна души их братьев?
Благородно ли толкать брата, несущего свое бремя по тернистому пути жизни? Благородно лисмеяться друг над другом и с злобой в сердце бороться на ножах? Прости нам,Боже, наши жалкие распри, нашу дикую радость при виде заблудившихся, погибающихпод своей ношей, уязвленных в сердце. Язвительные слова – острие стали, и больот них значительно сильнее, чем от ножа. Не лучше ли на этом кратком жизненномпути, и на суше, и на воде, подавать рыбу вместо змеи (Мф. 7, 10) и, схватившисьруками, прожить всю бренную жизнь вместе, бок о бок?
Постыдимся,братия, и спросим: разве таков путь к распространению дела Божия и Царства Христова?Нуждается ли Христос в вашей лжи? Будете ли вы ради Бога говорить нечестивоили обманывать ради Него? «Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнеготвоего, как самого себя. Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь,чтобы вы не были истреблены друг другом» (Гал. 5, 14 и 15). Аминь.
Однаждыапостолы спорили о том, кто из них больший. Иисус Христос, услышав, о чем идету них речь, позвал ребенка и, обняв его, поставил его среди их и сказал: «Еслине обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; кто умалитсякак дитя сие, тот и больше в Царствии Небесном.
1 января Суббота пред Рождеством Христовым. Мч. Вонифатия (290).
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.