Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СВЯТОЙ ВОДЫ
Всю нашужизнь рядом с нами великая святыня — святая вода.
Освященнаявода есть образ благодати Божией: она очищает верующих людей от духовных скверн,освящает и укрепляет их к подвигу спасения в Боге.
Мы впервыеокунаемся в нее в Крещении, когда при принятии этого Таинства трижды бываемпогружаемы в купель, наполненную святой водой. Святая вода в Таинстве Крещенияомывает греховные нечистоты человека, обновляет и возрождает его в новую жизньво Христе.
Святая водаобязательно присутствует при освящении храмов и всех предметов, употребляющихсяв богослужении, при освящении жилых домов, построек, любого бытового предмета.
Нас окропляютсвятой водой в Крестных ходах, при молебнах.
В день Богоявлениякаждый православный христианин несет домой сосуд со святой водой, бережно хранитее как величайшую святыню, с молитвой причащаясь святой водой в болезнях и всякойнемощи.
Крещенскаявода, как и святое Причастие, принимается верующими только натощак.
“Освященная вода, — как писал святитель Димитрий Херсонский, —имеет силы к освящению душ и телес всех, пользующихся ею”. Она, приемлемаяс верой и молитвой, врачует наши телесные болезни.
Святая водагасит пламя страстей, отгоняет злых духов — вот почему окропляют святой водойжилище и всякую вещь, которую освящают.
ПреподобныйСерафим после исповеди паломников всегда давал им вкушать из чаши святой Богоявленскойводы.
ПреподобныйАмвросий смертельно больному послал бутылку со святой водой — и неизлечимаяболезнь, к изумлению врачей, отошла.
Старец иеросхимонахСерафим Вырицкий всегда советовал окроплять продукты и саму пищу Иорданской(Крещенской) водой, которая, по его словам, “сама все освящает”.
Когда кто-нибудьсильно болел, старец Серафим благословлял принимать по столовой ложке освященнойводы через каждый час. Старец говорил, что сильнее лекарств, чем святая водаи освященное масло, — нет.
ЗАЧЕМ ЦЕРКОВЬ ОСВЯЩАЕТ ВОДУ?
Зачем жеЦерковь снова и снова освящает воду, когда она освящена уже Крещением СамогоСына Божия?
Мы, падшие,хотя и обновляемые благодатью Божиею люди, всегда, до смерти, носим в себе семядревней греховной нечистоты, потому всегда можем грешить, и тем самым сноваи снова вносить в окружающий мир нечистоту и тление. Поэтому Господь наш ИисусХристос, вознесшись на небо, оставил нам Свое живое и животворящее слово, даровалверующим право силой веры и молитвы низводить на землю благословение Отца Небесного,ниспослал Утешителя Духа истины, Который всегда пребывает в Церкви Христовой,чтобы Церковь, вопреки неоскудеваемому в сердце человеческом семени греха и нечистоты, всегда имела неоскудеваемый источник освящения и жизни.
Храня этузаповедь Господню, Святая Церковь Словом Божиим, Таинствами и молитвой освящаетвсегда не только самого человека, но и все, чем он пользуется в мире. Этим Церковькладет предел распространению греховных нечистот, предотвращает умножение гибельныхследствий наших грехов.
Церковь освящаетземлю, испрашивая ей у Бога благословение плодородия, освящает хлеб,служащий нам пищей, и воду, утоляющую нашу жажду.
Без благословения,без освящения могли ли бы эти тленная пища и питие поддерживать нашу жизнь?“Не роды плодов питают человека, но слово Твое сохраняет верующих в Тебя”(Прем. 16, 26).
Отсюда ужеи возникает ответ на вопрос, зачем Церковь освящает воду.
Освящением водыЦерковь возвращает водной стихии первобытную чистоту и святость, низводит на воду силой молитвы и Слова Божия благословение Господне и благодать Пресвятогои Животворящего Духа.
КАК ПРОИСХОДИТ ЧИН ВЕЛИКОГО ВОДООСВЯЩЕНИЯ?
Чин водоосвящения,который совершается в праздник Богоявления, называется великим по особеннойторжественности обряда, проникнутого воспоминанием Крещения Господня, в которомЦерковь видит не только первообраз таинственного омовения грехов, но и действительноеосвящение самого естества воды, через погружение в нее Бога во плоти.
Великое водоосвящениесовершается иногда в конце Литургии, после заамвонной молитвы, а иногда в концевечерни, после ектений: “Исполним вечернюю молитву нашу…”.
Оно совершаетсяна Литургии в самый день Богоявления, а также и в навечерие Богоявления, когдаэто навечерие бывает в какой-нибудь день седмицы, кроме субботы и воскресенья.Если же навечерие Богоявления будет в субботу или в воскресенье, то великоеводоосвящение совершается в конце вечерни.
В самый деньБогоявления (19 января) водоосвящение совершается с торжественным Крестным ходом,известным под названием “хода на Иордан”.
Как в навечериеБогоявления, так и в самый праздник священнослужители выходят для водоосвящениячерез царские врата. Прежде выноса креста иерей или архиерей в полном облачениитрижды кадит честный крест только спереди. Выносят крест на голове в предшествиидвух свеченосцев и диаконов с кадилами. Один из священнослужителей несет СвятоеЕвангелие. В таком порядке они идут к большим сосудам, заранее наполненным водой.Здесь священнослужитель, несущий крест, снимает его с головы. У воды он осеняеткрестом на четыре стороны и полагает его на постланный и украшенный стол. Собравшиесявозжигают свечи, настоятель, предшествуемый диаконом со свечой, кадит триждыоколо стола, образа, клир и народ.
Начинаетсявеликое водоосвящение пением тропарей: “Глас Господень на водах вопиет, глаголя:приидите, примите все Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия, явившегосяХриста”, “Днесь вод освящается естество” и других. Затем читаются три паремиииз книги пророка Исаии (35, 1–10; 55, 1–13; 12, 3–6). Великий ветхозаветныйпророк трижды предсказывает Крещение Господне от Иоанна, совершившееся на гранидвух Заветов. Он выражает радость и надежду Церкви о почерпании воды от источникаспасения.
Затем читаютПослание апостола Павла (1 Кор. 10, 1–4) и Евангелие от Марка (1, 9–12), гдеапостол повествует о самом Крещении Господа.
Как поразителен,высок и Божествен голос Церкви, которым она зовет Господа с небес на земныеводы наши!
Одновременнобывает каждение над водой. Освящение воды при чтении молитвы сопровождаетсятроекратным благословением ее рукой пастыря при произнесении слов: “Сам убо,Человеколюбче, Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа и освяти водусию”.
Великая агиасма(греческое -“святыня”, так называется вода, освященная по чинопоследованию Великогоосвящения) освящается, кроме троекратного погружения в нее честнаго креста,еще крестным знамением, благословением и более сильными и сложными молитвамии песнопениями, чем при малом освящении воды, совершаемом на молебнах.
По окончаниичтения всех молитв священник трижды погружает честный крест в воду, держа егообеими руками прямо, при пении тропаря праздника Богоявления:
“Во Иорданекрещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствовашеТебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух, в виде голубине, извествоваше словесеутверждение: явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе”.
Священник,взяв сосуд с освященной водой и кропило, кропит крестовидно на все стороны.
Затем к немуподходят для целования креста, и каждого подходящего священник кропит освященнойводой.
Еще святительИоанн Златоуст говорил, что святая богоявленская вода в продолжение многих летостается нетленной, бывает свежа, чиста и приятна, как будто бы сию только минутубыла почерпнута из живого источника.
Вот чудоблагодати Божией, которое и сейчас видит каждый!
По верованиюЦеркви, агиасма — не простая вода духовной значимости, но новое бытие, духовно-телесноебытие, взаимосвязанность неба и земли, благодати и вещества, и притом весьматесное.
Вот почему Великаяагиасма по канонам церковным рассматривается как своего рода низшая степеньСвятого Причащения: в тех случаях, когда по соделанным грехам на члена Церквинакладываются епитимия и запрет приступать к Святым Телу и Крови, делается обычнаяканонам оговорка: “Точию агиасму да пиет”.
Многие ошибочносчитают, что вода, освященная в Крещенский сочельник, и вода, освященная в самыйдень Богоявления, — различны, но на самом деле и в сочельник, и в самый деньБогоявления при освящении воды употребляется один и тот же чин великого водосвятия.
Крещенскаявода — это святыня, которая должна быть в каждом доме православного христианина.Ее бережно хранят в святом углу, возле икон.
МОЛИТВА НА ПРИНЯТИЕ ПРОСФОРЫ И СВЯТОЙ ВОДЫ
Господи Божемой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих,в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравиедуши и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердиюТвоему молитвами Причистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.
Бойтесьпрежде всего вольно или невольно оскорбить своим поведением молящихся и те святыни,которые окружают нас в храме Божием. Женщины должнызнать, что входить в церковь следует с покрытой головой, в одежде, соответствующейсвоему полу (в платьях или юбках, но не в брюках), со скромной, неброской косметикойна лице (лучше вовсе без нее) и обязательно — стерев губную помаду.
День Рождества Христова издревле причислен Церковью к великим двунадесятым праздникам, согласно с Божественным свидетельством Евангелия, изображающим это событие величайшим, всерадостнейшим и чудесным: я возвещаю вам, — говорит Ангел вифлеемским пастухам, — великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.