Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №1 (322) → Что нужно знать о святой воде

Что нужно знать о святой воде

№1 (322) / 1 января ‘05

Церковь Христова

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СВЯТОЙ ВОДЫ

 Всю нашу жизнь рядом с нами великая святыня — святая вода.
 Освященная вода есть образ благодати Божией: она очищает верующих людей от духовных скверн, освящает и укрепляет их к подвигу спасения в Боге.


 Мы впервые окунаемся в нее в Крещении, когда при принятии этого Таинства трижды бываем погружаемы в купель, наполненную святой водой. Святая вода в Таинстве Крещения омывает греховные нечистоты человека, обновляет и возрождает его в новую жизнь во Христе.
 Святая вода обязательно присутствует при освящении храмов и всех предметов, употребляющихся в богослужении, при освящении жилых домов, построек, любого бытового предмета.
 Нас окропляют святой водой в Крестных ходах, при молебнах.
 В день Богоявления каждый православный христианин несет домой сосуд со святой водой, бережно хранит ее как величайшую святыню, с молитвой причащаясь святой водой в болезнях и всякой немощи.
 Крещенская вода, как и святое Причастие, принимается верующими только натощак.
“Освященная вода, — как писал святитель Димитрий Херсонский, — имеет силы к освящению душ и телес всех, пользующихся ею”. Она, приемлемая с верой и молитвой, врачует наши телесные болезни.
 Святая вода гасит пламя страстей, отгоняет злых духов — вот почему окропляют святой водой жилище и всякую вещь, которую освящают.
 Преподобный Серафим после исповеди паломников всегда давал им вкушать из чаши святой Богоявленской воды.
 Преподобный Амвросий смертельно больному послал бутылку со святой водой — и неизлечимая болезнь, к изумлению врачей, отошла.
 Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий всегда советовал окроплять продукты и саму пищу Иорданской (Крещенской) водой, которая, по его словам, “сама все освящает”.
 Когда кто-нибудь сильно болел, старец Серафим благословлял принимать по столовой ложке освященной воды через каждый час. Старец говорил, что сильнее лекарств, чем святая вода и освященное масло, — нет.

ЗАЧЕМ ЦЕРКОВЬ ОСВЯЩАЕТ ВОДУ?

 Зачем же Церковь снова и снова освящает воду, когда она освящена уже Крещением Самого Сына Божия?
 Мы, падшие, хотя и обновляемые благодатью Божиею люди, всегда, до смерти, носим в себе семя древней греховной нечистоты, потому всегда можем грешить, и тем самым снова и снова вносить в окружающий мир нечистоту и тление. Поэтому Господь наш Иисус Христос, вознесшись на небо, оставил нам Свое живое и животворящее слово, даровал верующим право силой веры и молитвы низводить на землю благословение Отца Небесного, ниспослал Утешителя Духа истины, Который всегда пребывает в Церкви Христовой, чтобы Церковь, вопреки неоскудеваемому в сердце человеческом семени греха и нечистоты, всегда имела неоскудеваемый источник освящения и жизни.
 Храня эту заповедь Господню, Святая Церковь Словом Божиим, Таинствами и молитвой освящает всегда не только самого человека, но и все, чем он пользуется в мире. Этим Церковь кладет предел распространению греховных нечистот, предотвращает умножение гибельных следствий наших грехов.
 Церковь освящает землю, испрашивая ей у Бога благословение плодородия, освящает хлеб, служащий нам пищей, и воду, утоляющую нашу жажду.
 Без благословения, без освящения могли ли бы эти тленная пища и питие поддерживать нашу жизнь? “Не роды плодов питают человека, но слово Твое сохраняет верующих в Тебя” (Прем. 16, 26).
 Отсюда уже и возникает ответ на вопрос, зачем Церковь освящает воду.
 Освящением воды Церковь возвращает водной стихии первобытную чистоту и святость, низводит на воду силой молитвы и Слова Божия благословение Господне и благодать Пресвятого и Животворящего Духа.

КАК ПРОИСХОДИТ ЧИН ВЕЛИКОГО ВОДООСВЯЩЕНИЯ?

 Чин водоосвящения, который совершается в праздник Богоявления, называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием Крещения Господня, в котором Церковь видит не только первообраз таинственного омовения грехов, но и действительное освящение самого естества воды, через погружение в нее Бога во плоти.
 Великое водоосвящение совершается иногда в конце Литургии, после заамвонной молитвы, а иногда в конце вечерни, после ектений: “Исполним вечернюю молитву нашу…”.
 Оно совершается на Литургии в самый день Богоявления, а также и в навечерие Богоявления, когда это навечерие бывает в какой-нибудь день седмицы, кроме субботы и воскресенья. Если же навечерие Богоявления будет в субботу или в воскресенье, то великое водоосвящение совершается в конце вечерни.
 В самый день Богоявления (19 января) водоосвящение совершается с торжественным Крестным ходом, известным под названием “хода на Иордан”.
 Как в навечерие Богоявления, так и в самый праздник священнослужители выходят для водоосвящения через царские врата. Прежде выноса креста иерей или архиерей в полном облачении трижды кадит честный крест только спереди. Выносят крест на голове в предшествии двух свеченосцев и диаконов с кадилами. Один из священнослужителей несет Святое Евангелие. В таком порядке они идут к большим сосудам, заранее наполненным водой. Здесь священнослужитель, несущий крест, снимает его с головы. У воды он осеняет крестом на четыре стороны и полагает его на постланный и украшенный стол. Собравшиеся возжигают свечи, настоятель, предшествуемый диаконом со свечой, кадит трижды около стола, образа, клир и народ.
 Начинается великое водоосвящение пением тропарей: “Глас Господень на водах вопиет, глаголя: приидите, примите все Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия, явившегося Христа”, “Днесь вод освящается естество” и других. Затем читаются три паремии из книги пророка Исаии (35, 1–10; 55, 1–13; 12, 3–6). Великий ветхозаветный пророк трижды предсказывает Крещение Господне от Иоанна, совершившееся на грани двух Заветов. Он выражает радость и надежду Церкви о почерпании воды от источника спасения.
 Затем читают Послание апостола Павла (1 Кор. 10, 1–4) и Евангелие от Марка (1, 9–12), где апостол повествует о самом Крещении Господа.
 Как поразителен, высок и Божествен голос Церкви, которым она зовет Господа с небес на земные воды наши!
 Одновременно бывает каждение над водой. Освящение воды при чтении молитвы сопровождается троекратным благословением ее рукой пастыря при произнесении слов: “Сам убо, Человеколюбче, Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа и освяти воду сию”.
 Великая агиасма (греческое -“святыня”, так называется вода, освященная по чинопоследованию Великого освящения) освящается, кроме троекратного погружения в нее честнаго креста, еще крестным знамением, благословением и более сильными и сложными молитвами и песнопениями, чем при малом освящении воды, совершаемом на молебнах.
 По окончании чтения всех молитв священник трижды погружает честный крест в воду, держа его обеими руками прямо, при пении тропаря праздника Богоявления:
 “Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух, в виде голубине, извествоваше словесе утверждение: явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе”.
 Священник, взяв сосуд с освященной водой и кропило, кропит крестовидно на все стороны.
 Затем к нему подходят для целования креста, и каждого подходящего священник кропит освященной водой.
 Еще святитель Иоанн Златоуст говорил, что святая богоявленская вода в продолжение многих лет остается нетленной, бывает свежа, чиста и приятна, как будто бы сию только минуту была почерпнута из живого источника.
 Вот чудо благодати Божией, которое и сейчас видит каждый!
 По верованию Церкви, агиасма — не простая вода духовной значимости, но новое бытие, духовно-телесное бытие, взаимосвязанность неба и земли, благодати и вещества, и притом весьма тесное.
 Вот почему Великая агиасма по канонам церковным рассматривается как своего рода низшая степень Святого Причащения: в тех случаях, когда по соделанным грехам на члена Церкви накладываются епитимия и запрет приступать к Святым Телу и Крови, делается обычная канонам оговорка: “Точию агиасму да пиет”.
 Многие ошибочно считают, что вода, освященная в Крещенский сочельник, и вода, освященная в самый день Богоявления, — различны, но на самом деле и в сочельник, и в самый день Богоявления при освящении воды употребляется один и тот же чин великого водосвятия.
 Крещенская вода — это святыня, которая должна быть в каждом доме православного христианина. Ее бережно хранят в святом углу, возле икон.

МОЛИТВА НА ПРИНЯТИЕ ПРОСФОРЫ И СВЯТОЙ ВОДЫ

 Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Причистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.

 

В других номерах:

№1 (370) / 1 января ‘06

Церковь Христова

Если ты еще не крестился…

№46 (367) / 8 декабря ‘05

Церковь Христова

Если ты еще не крестился…

№45 (366) / 1 декабря ‘05

Церковь Христова

Если ты еще не крестился…

 
Церковь Христова

Наиболее распространенные ошибки поведения в храме

 Бойтесь прежде всего вольно или невольно оскорбить своим поведением молящихся и те святыни, которые окружают нас в храме Божием.  Женщины должны знать, что входить в церковь следует с покрытой головой, в одежде, соответствующей своему полу (в платьях или юбках, но не в брюках), со скромной, неброской косметикой на лице (лучше вовсе без нее) и обязательно — стерев губную помаду.

 
Рождество Христово

Как празднуется Рождество Христово

День Рождества Христова издревле причислен Церковью к великим двунадесятым праздникам, согласно с Божественным свидетельством Евангелия, изображающим это событие величайшим, всерадостнейшим и чудесным: я возвещаю вам, — говорит Ангел вифлеемским пастухам, — великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс