Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Молюсь,Россия, за тебя,
Хоть никогдане верил в Бога,
А верил в совесть, в честь, в ребят,
С кем шелраз выбранной дорогой.
Молюсь,Россия, за тебя.
Со мной коленопреклоненны
Все те, комуты дорога,
Кто носитна плечах погоны.
ВасилийДенисов
Может быть,эти стихотворные строки больше о тех, кто носит погоны армейские. Кроме того,не случайно мой собеседник, полковник внутренней службы С.Л. Гроссман, уже прощаясьи мысленно обращаясь к читателям будущей статьи, добавил наболевшее: “В милициитоже нормальные люди трудятся. Не все злодеи. Мы – дети своего народа”.
Да, кромеслов благодарности, немало и “камней в огород” милицейский летит. Но не об этомсейчас речь. А о том, как в разбомбленном фронтовом городе Грозном восстанавливалихрам.
Рассказывалиоб этом эпизоде своей службы полковники милиции Сергей Леонидович Гроссман,Николай Васильевич Мамонтов и подполковник Игорь Александрович Черноскутов по-военномунемногословно, с первой фразы будто докладывая оперативную обстановку: “Ситуациятакая по храму…”.
А ситуациябыла следующей. Еще с “1-й чеченской” грозненский православный храм стоял в руинах. Сохранился лишь полуподвал, весь в саже, в копоти.
Кроме того,в Старопромысловском районе Грозного остался приют, без окон, без электричества,а в нем – русскоязычные старики, те, кому некуда ехать. В городе, где было до 12 тысяч населения, опустошение. Проблемы с питанием.
С.Л. Гроссман,зам. начальника ГУВД Свердловской области, начальник тыла, приехал в Чечню в 2000-м в очередную командировку выполнять свои прямые обязанности – обеспечитьусловия жизни для большой группировки: 18 временных отделов внутренних дел с разных территорий России; сводные отряды милиции, патрульно-постовой службы,ГИБДД. Это значит – накормить, обеспечить дровами и печками, вещевым имуществом,дополнить вооружение и т.д.
Взяло шефствоМВД России и над приютом. А в церковном полуподвале в это время две женщиныжили, собирали 5–10 бабушек, молились.
И.А. Черноскутов:
- Старики,старушки из приюта стали прибиваться в эту церковь. До нас никто этим вопросомне занимался. Сергей Леонидович сказал: “Это не ваша основная задача. Но чемможем, надо помочь”. Горячее питание организовали. Наши ребята каждый и от себястарались: свои пайки раздавали; едут на рынок для себя что-то купить – и для стариков берут зелени, фруктов.
С.Л. Гроссман:
- Мы началис гуманитарной помощи. Кого можно, переправляли на “большую землю” – в Краснодарскийкрай, Ставрополье. Оставшимся на месте старикам помогали, чем могли: окна приютазастеклили, дали бензогенератор. Помогали продуктами, что могли выделить – тушенкой,печеньем. За продовольствие отвечал подполковник С.А. Калмыков. Вместе с зам.министра МВД России П.В. Нелединым за счет группировки войск стали восстанавливатьхрам. Н.В. Мамонтов и И.А. Черноскутов занимались снабжением стройматериалами,пятеро милиционеров из временного оперативного отряда были заняты на строительстве.
Н.В. Мамонтов:
- Материалыдля строительства везли из Екатеринбурга, что-то на месте доставали, по кирпичику.Так восстановили первый этаж храма. Крест кованый, высотой 1, 8 метров, нам сделалив Екатеринбурге, освятил Владыка Викентий. Уже службы начались, а мы параллельноделали другие комнаты, отремонтировали кухню, сделали столовую.
- Когда началисьслужбы в храме? Расскажите о священнике, который там служит.
И.А. Черноскутов:
- Мы приехалив сентябре, а 24 ноября уже был готов алтарь, практически начались службы. До нашего приезда даже на улице служили. За время строительства прибавилось прихожан– до 30 человек. А в первое крещение в храме окрестились наши милиционеры и доктор из госпиталя. Крестил отец Сергий. Он из Москвы. Очень хороший батюшка,эрудированный. А еще в Ленинском и Старопромысловском районах есть отец Захарий,говорят, он из Екатеринбурга. Ходит по милицейским подразделениям, беседует,крестит; даже к чеченскому населению приходит, за проповедание бит был не раз.
- Как грозненцыотносились к восстановлению православного храма? Милиционеры, которые помогаливосстанавливать храм, делали это по религиозному убеждению или нет?
Н.В. Мамонтов:
- Строители,жертвователи – это и татары, и русские, башкиры, грузины, армяне. Удовлетворениебыло у всех, что оставили частичку своего сердца.
И чеченцы– простой народ – нормально к разным верам относится. Бандиты – они без национальности.
А мы выполнялипоставленные задачи, как могли, помогали.
И старикипочувствовали, что нужны, о них заботятся. У них появилась надежда на возрождение.
- Насколькоспокойной была обстановка в городе во время строительства?
С.Л. Гроссман:
- Любое перемещениепо городу – это риск. Стоит фугас – и ты обречен. А мы рассуждали так: комучто на роду написано… Сама церковь всегда была под охраной. На втором этаже– смена ОМОН. Но от пуль никто не застрахован.
Одна из фотографий – память о подобном случае. Фотографировались во дворе храма в деньрождения милиционера из Коврово. Вспоминая этот эпизод, офицеры в один голосговорят: именинник остался в живых только потому, что в храме были. Автоматныеочереди раздались из разрушенного здания вуза. Пуля попала в цель: пробила нагрудныйкарман и угодила… в металлический уголок милицейского удостоверения. Так в свойдень рождения милиционер “родился 2-й раз”.
И.А. Черноскутов:
- За 4 месяца, что мы были в Чечне в 2000-м, погибло 83 человека из группировки.В Ханкале мы поставили памятник погибшим милиционерам.
Там, в Ханкале,– место расположения группировки МВД и московского ОМОНа. Сотрудники группировкижили в палатках, с минимальными бытовыми условиями. Когда приехал Сергей Леонидович,стали благоустраивать: палатки заменили утепленными вагончиками, сделали дорожки– как в парке. А сам памятник привезли с Урала, — помог В.А. Горин, начальникрайотдела Ленинского района Грозного, он наш земляк, из Полевского. У памятникаотец Сергий отслужил панихиду.
С.Л. Гроссман:
- Наши омоновцы…Я с такой любовью отношусь к ним!… По 9–10 командировок в Чечню. Семьи не выдерживают,распадаются. Нервы сдают. Наш СОБР уже несколько лет по горам, охраняет зам.Президента Чеченской Республики… А мы не можем наших ребят как следует оснастить,жилье дать. Им же хочется – даже там – быть красивыми. Как-то в Моздок прилетели,двое ко мне обращаются: “Товарищ полковник, вот ребята из Перми приехали – в красивой форме, а мы – в телогрейках…”. Ребятишки, – думаю, – да разве об этомнадо беспокоиться, когда стреляют!… И все же осознанно служат: приказ есть– надо выполнять.
Эмоциональнаяоценка приходит потом… Когда мы закончили командировку в Чечне, в Моздокесели в кафе, я вдруг почувствовал: вот мой сменщик, и завтра я уже не буду думать,как решить те или иные вопросы… Только тогда я понял, какой груз с меня упал!И не смог ничего сказать – только: “Спасибо за службу!”.
…А когдасамолет идет на посадку уже дома, все играет внутри: мы выполнили!
Там, в Чечне,ребята выполняют свою миссию: мы стражи закона, защита населения. Там ближевосприятие Родины. Люди других профессий – свой вклад вносят, выполняют те задачи,для чего предназначены. Милиция – охраняет мирный труд, охраняет от терроризма.
“Выполнялиприказ”, “текущая работа” – эти слова шли рефреном в рассказе офицеров. Заметим,что в Чеченской Республике “текущую работу” Н.В. Мамонтов выполнял в общей сложности— полгода, начиная с 1996-го; С.Л. Гроссман руководил на месте 4 месяца, последнийраз был в командировке в 2002-м; И.А. Черноскутов — также 4 месяца. НачальникГУВД Свердловской области генерал-лейтенант внутренней службы В.А. Воротниковбыл командующим группировки МВД в Ханкале 6 месяцев.
Добавим еще:не помнят рассказчики название ни храма, что восстанавливали в Грозном; ни часовниМВД России в Москве, построенной благодаря поддержке уральских милиционеров;ни часовни, что возвели у биатлона в Екатеринбурге. И если Н.В. Мамонтов и И.А.Черноскутов крещены в детстве, то С.Л. Гроссман крестился уже вернувшись из Чечни, в 2002 году. Так что сначала было строительство храмов, а потом – крещение,– неисповедимы пути Господни! И как верно сказано: “мы дети своего народа”,– и старики, оставшиеся немощными сиротами, и мальчишки, выполняющие свой долгперед Отечеством с оружием в руках и в ватниках, и милиционеры, которые на времякороткого отдыха становятся строителями храма… И неизвестно, когда храм в Грозномувенчают купола, когда не будет “случайных” автоматных очередей и фугасов, и мы – по всей России – забудем слово “терроризм”. А сейчас полковник милициии новокрещеный православный Сергей Леонидович Гроссман понимает: “Там, откудаисходит беда, нужна консолидация общества. А Церковь – тот инструмент, которыйсближает. В трудные моменты уходит всё мелкое и все понимаем, что родились и умрем на своей земле, и каждый должен оставить свой след. В любой ситуации надооставаться людьми и помогать друг другу”.
Беседовала
Лариса Ларионова
Екатеринбург,4 ноября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».Продолжаются работы по благоустройству детской воскреснойшколы прихода в честь Святых Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы города Сысерти.Здание, в котором она располагается, в конце 19-го — начале 20-го века принадлежаломестному приюту для девочек-сирот, воспитанницы которого обучались Закону Божию,рукоделию, шитью, чтению и письму. В течениелета 2004 года в помещении церковно-приходской школы при помощи благотворителей-прихожанбыл проведен ремонт. Несколько комнат здания (в его «теплой» половине,где проведена система отопления) были заново побелены и покрашены, на окнахпоявились новые шторы. Фасад здания был облицован кирпичом, заменены оконныерамы и дверной блок.
Екатеринбург,2 ноября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».Лицей милиции открыт в Екатеринбургев 1996 году. На сегодняшний день в нем учится более 400 кадетов — подростковв возрасте от 14 до 17 лет.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.