Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №41 (314) → 9 ноября — память мучениц Капитолины и Еротииды

9 ноября — память мучениц Капитолины и Еротииды

№41 (314) / 1 ноября ‘04

Церковный календарь

 Святаямученица Капитолина, память коей совершается ныне, была из Каппадокии и происходилаот богатой и знатной фамилии. Приняв христианскую веру и услышав проповедь о том, как трудно богатому войти в Царство Небесное, она роздала все своеимение и отпустила рабов своих на волю.

Когда узнал об этом начальник КаппадокииЗелекинфий, то заключил ее в темницу; затем, выведя из темницы, требовал, чтобыона принесла жертву каппадокийскому идолу Серапису. Капитолина отказалась, и ей отсекли голову. Скончалась святая мученица в 304 г. по Р. X.
 Мы видели,братия, что святая мученица Капитолина, услышав евангельскую проповедь о том,как трудно богатому войти в Царствие Небесное, владея великим богатством, роздалавсе свое имение и отпустила рабов, дабы с большим удобством следовать учениюИисуса Христа. Таким образом, она нашла, что при бедности или, по крайней мере,при отсутствии великих земных стяжаний ей легче войти в Царствие Божие, котороедействительно и наследовала, увенчавшись венцом мученическим. Рассматривая жизньбогатых людей, нередко весьма сильно располагающую их идти широким путем, ведущимв пагубу, мы действительно должны сказать, что трудно богатому войти в ЦарствиеНебесное, по причине множества искушений ко греху, хотя, с другой стороны, и бедность, доводящую до нищеты, мы не можем назвать всегда и для всех благоприятствующейнашему спасению, так как она порождает нередко зависть, ропот на Бога и другиегрехи.
 Рассмотримже, братия, подробнее, как действуют на человека богатство и бедность в делеего спасения.
 Не должноскрывать от себя, что, при испорченности воли нашей, богатство может поставлятьвеликие препятствия на пути к Царствию Божию. Сам Господь сказал: яко неудобьбогатый внидет в Царствие Небесное. И апостол свидетельствует, что хотящиибогатитися впадают в напасти и сети и в похоти многи несмысленны и вреждающия,яже погружают человека во всегубительство и погибель.
 Мы видимна опыте, что богатый скорее впадает во многие пороки, которых легче избежатьможет человек бедный. Имея все средства к исполнению своих желаний, трудно удержатьих в должных границах. Но каждое часто исполняемое желание растет и усиливаетсядо того, что становится, наконец, непреодолимою страстью, которая, в свою очередь— с силой увлекает сердце человека в бездну порока. Так именно рождаются и питаются,возрастают и укрепляются все плотские страсти, в коих погрязают человеческиедуши. Этому искушению менее подвержен тот, кто не имеет чем утолить голод и жажду, и тем менее имеет возможности угождать прихотям плоти своей.
 Привыкшинаходить в золоте легкое средство к удовлетворению всех желаний своих, человеклегко привыкает почитать его своим кумиром — единственным предметом всех заботи попечений, целью всех стремлений и надежд своих, к которому прилепляется и которому служит его сердце. И это бедное сердце, поработившись всецело своемукумиру, наполняясь одним пристрастием к сокровищам, закрывается для всех чувствованийлюбви и милосердия к ближнему, становится глухо и недоступно к мольбам нуждыи бедности, — жестоко и невнимательно к страданиям человеческим. Не без причиныапостол укоряет богатых, что они затворяют утробы свои пред мольбами несчастных.
 С другойстороны, пристрастившись к золоту, человек всегда и во всем на одно золото возлагаетсвою надежду, в нем полагает все свое счастье, все благо души своей, забываяо Боге и Его всеблагом Промысле, не помышляя о стяжании сокровища неоскудеваемого— на Небесах. Напротив, человек бедный, не находя ни в себе самом, ни вне себяпомощи и защиты, скорее обращается к Небу, усерднее простирает руки к Отцу Небесному,охотнее предается в Его всесвятую волю.
 Богатствои великолепие всегда привлекают хвалы и ласкательства человеческие, коими питаетсятщеславие и гордость. Напротив, убожество, презрение и уничижение от человековпогружают душу во глубину смирения и самоосуждения, и от убожества внешнегообращают сердце к нищете духовной. Потому-то, без сомнения, в Церкви апостольскойне мнози были премудры по плоти, не мнози сильны, не мнози благородни,но буяя мира избра Бог, да премудрая посрамит, и немощная мира избра Бог, да посрамит крепкая, да не похвалится всяка плоть пред Богом (1 Кор. 1, 26,27, 29).
 Но, с другойстороны, не должно забывать и того, что богатый, встречая много препятствийна пути к Царствию Божию, в самом богатстве земном имеет такие средства к приобретениюсокровищ небесных, каких не имеет человек бедный, и свободен от многих искушений,которым подвергается последний. Ибо, если и за одну чашу холодной воды, поданнуюво имя Христово, человек не лишится мзды своея, то сколько мзды на небе можетприобрести себе человек богатый, если отверзет сердце и руку свою к мольбамнесчастных, если с верою и любовью к Господу и милосердием к братиям своим будетохотно разделять избытки свои с неимущими! Сколько может приобрести себе друзейна Небе, иже приимут его в вечныя кровы!
 С своей стороныи бедность имеет свои, и притом самые трудные и неудобопроходимые преграды на пути к Царствию Божию, свои искушения, которых невозможно преодолеть без помощиблагодати Божией. Если трудно не прилагать сердца, когда течет богатство; то менее ли трудно не желать богатства, не завидовать богатым, не роптать на своюучасть, переносить бедность и убожество с терпением, смирением и покорностьюволе Божией?
 Так премудросоразмерил и уравновесил всеблагий Промысл Божий все состояния на земле, что все они равны между собою по отношению к небу и жизни вечной, и во всяком из них можно спастися и погибнуть. Так премудро устроил Господь все пути жизничеловеческой, что все они, при помощи благодати Божией, ведут к Царствию Божию,равно как, при развращении воли человеческой, приводят к аду. И богатство и бедность, и слава и бесчестие, и высота, и уничижение, — все может быть обращенонами в средство или к спасению, или к погибели.
 Пред Господоми богатый и бедный, и раб и свободный — в равном достоинстве. Он всем хощетединого – спастися и в разум истины прийти. Аминь.

 

В других номерах:

№6 (567) / 8 февраля ‘10

Церковный календарь

Юбилейные даты в 2010 году

 

Церковный календарь

Дни памяти Святых

№4 (565) / 22 января ‘10

Церковный календарь

Дни памяти Святых

 
Церковный календарь

8 ноября — память великомученика Димитрия Солунского

По древнему обычаю сегодня мы творим поминовение усопших отцов и братии наших. Это святой, освященный веками, обычай; он вполне согласен и с учением Православной Церкви.Но как должно поминать? В чем должно состоять поминовение?

 
Церковный календарь

9 ноября — память преподобного Нестора Летописца, Печерского, в ближних пещерах

 Нынешнийдень святая Церковь совершает память преподобного Нестора, нашего первого летописца.Родом киевлянин, он, 17-ти лет, поступил в Печерскую обитель, в то время, когдабыл еще жив великий подвижник, преподобный Феодосий.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс