Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №36 (309) → Обращение архиепископа Викентия к уральской пастве по поводу трагических событий последнего времени

Обращение архиепископа Викентия к уральской пастве по поводу трагических событий последнего времени

№36 (309) / 22 сентября ‘04

Трагедия в Беслане

Екатеринбург, 16 сентября, «Информационное агентствоЕкатеринбургской епархии».

"…думаете ли, что те восемнадцать человек,
на которых упала башня Силоамская и побила их,
виновнее были всех, живущих в Иерусалиме?
Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете.

»
(Лк.13, 4–5)

 Всечестныеотцы, дорогие братья и сестры!
 Трагическиесобытия последнего времени, когда от рук террористов вновь погибли сотни нашихсоотечественников, переполняют печалью сердца наши. Вся полнота нашей Церквивозносит в эти дни заупокойные молитвы о погибших, молится о выздоровлении тех,кто находится в больницах, кто перенес тяжелое психическое потрясение, кто былранен или морально травмирован, обо всех, кто нуждается в поддержке в эти тяжелыедни. Мы выражаем искреннее и глубокое соболезнование всем страждущим близкимпогибших.
 Конечно,каждый из нас задает себе вопрос: почему могла произойти такая трагедия? Об этом сегодня рассуждают политики и журналисты, военные и ученые. Однако, здесьесть для нас опасный соблазн слишком углубиться в рассуждение о политическихпричинах случившегося, об участниках и виновниках гибели неповинных людей, братьеви сестер наших. Нам же гораздо важнее задуматься о том, какие выводы мы должнысделать для себя лично.
 Нам надопоследовать доброму примеру благочестивых предков наших, которые в бедах, постигавшихРоссию в прошлые века, в первую очередь, видели гнев Божий, праведно движимыйна них из-за отступления от Бога и его заповедей, нам данных. И если мы также, как отцы и деды наши, окинем мысленным взором свою жизнь, то с горечью увидим,что повседневная жизнь нашего Отечества, к сожалению, омрачена множеством грехови страстей наших. То, что произошло, не случайность — мы все в той или иноймере потихонечку, понемножку привели свою страну к этому состоянию. Мы самивсе это созидали, сами воспитывали людей, которые оказались способны на такиесатанинские злодеяния. Мы не давали нравственного отпора злу, мы не являли в полной мере пример добродетельной, богобоязненной жизни. И вот таким ужаснымоказался результат.
 Надо даватьсебе отчет, что истоки проявлений террора в нашем Отечестве надо искать в самомначале прошлого, ХХ-го века, когда революционеры присвоили себе право казнитьнеугодных им представителей власти. Отцы и деды наши не нашли тогда достойногоответа на этот вызов, а некоторые даже оправдывали такие убийства. В итоге Россиядошла до революционной смуты, до потворства цареубийству, до кровавой братоубийственнойгражданской войны. И каждая из ступеней этого нравственного падения сопровождаласьвсе большим отступлением от Бога, а потом — и прямым богоборчеством, истреблениемсвященнослужителей и мирян, которые не согласились с таким изменением жизни.
 Последующиеза тем десятилетия массовых репрессий почти искоренили в сознании целых поколенийчувство сострадания в невинно страждущим, гонимым, ложно обвиненным. Не потому ли реформы, которые проходят в нашем Отечестве в последние десятилетия, частовместо пользы приносили многим и многим людям только боль, унижение и бедность?С горечью заявил об этом в Заявление от 28 декабря 1997 года Святейший Патриархи Священный Синод Русской Православной Церкви: «Церковь не может не выразитьглубочайшую тревогу за судьбу России, за духовное состояние народа, его культуру,науку, социальное положение. Свободы, обретенные ценой многих трудов и потерь,могут быть обесценены разрушением материальной основы их реализации. «Еслибрат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажетим: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребногодля тела: что пользы?» (Иак. 2, 15–16) Что пользы говорить о свободах и демократии, когда люди страдают от голода, нищеты, социальной незащищенности?"
 Даже то,что именно в школе было совершено сегодняшнее преступление, заставляет задуматьсяо многом. Если мы вспомним историю недавних, богоборческих, времен, то можемувидеть, что, к сожалению, советская школа слишком долго служила тому, чтобыискоренить из ума и сердец людей веру в Бога. То есть, она отдаляла целые поколенияот тех нравственных ориентиров, которых жила Россия в течение многих столетий.И теперь, слишком часто школа дает только научные знания, а не воспитывает человека.Не потому ли так трудно идет внедрение в программу школ даже не религиозного,а вполне светского курса «Основы православной культуры».
 В эти днилюди, далекие от Церкви, от духовной жизни, часто задают верующим вопрос: «Если,как вы говорите, жизнь управляется Богом, то почему Он допускает такие преступления?»Однако, если мы как следует углубимся в суть этого вопроса, то увидим, что продиктованон не стремлением понять пути промысла Божия, а самооправданием, упорством в безверии. Священнослужители часто слышат подобные вопросы от людей, попавшихв затруднительные обстоятельства, например, при тяжкой и неожиданной для нихболезни ребенка. И совет обратить внимание на свою жизнь, осознать свои грехии исповедаться такие люди сначала порой воспринимают с недоумением. Но еслиони находят в себе силы вступить на этот спасительный путь, то очень скоро онизамечают, что неприятности и нестроения их жизни отступают, что ребенок выздоравливаетнеожиданно для врачей, что житейские проблемы их устраиваются.
 Дорогие братьяи сестры! Бог истинно благ и милосерден ко всему роду человеческому. Господьпошел на крестные страдания ради нашего спасения, он желает всякому из нас в разум истины прийти и принять многие милости и щедроты Его, нам уготованныеи в этой жизни и в будущей. Бог не хочет и не совершает зла. Но Господь далнам и свободную волю, Он дает нам право выбора своих жизненных путей. Это мывыбираем жить ли нам с Богом или вне Его. И если мы выбираем путь безверия,путь своеволия, путь жизни без Бога по своим страстям и похотям, Он насильноне возвращает нас с этого пути, но попускает нам самим познать всю пагубностии тяжесть нами совершаемого. Если мы перестаем быть чадами Божиими, то мы становитьсядобычей диавола, который дает нам пить горькую чашу страданий и скорбей. Есливсе больше людей избирают жизнь вне Бога, жизнь в грехах и во зле, то в обществечеловеческом нарастает ожесточение и становятся возможны самые ужасные преступления,даже против детей.
 Происшедшиесобытия должны послужить к нашему вразумлению, к обращению нашему к нравственнойжизни по заповедям Божиим. С великой болью Господь попускает то, что мы самиизбрали. И только осознав тяжесть падения и возвратившись вспять подобно блудномусыну, мы сможем попасть в Отчии объятья, можем получить всесильную Божию защитуот нестроений и скорбей мира сего, лежащего во грехе. «Бог ли не защититизбранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? сказываювам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веруна земле?» (Лк., 18, 7–8)
 Возлюбленныечада мои! К каждому из нас адресованы слова евангельские: «Никто не можетслужить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.»(Матф.6, 24). И если мы не стремимся жить по заповедям Христовым, если, подобноблудному сыну, бездумно покидаем отчий дом, оставляют Веру отеческую, начинаемискать удовольствий «в стране далекой», то мы сами передаем себя во власть врага рода человеческого диавола, сами даем ему право властвовать над нами. Пытаясь жить своей волей, мы получаем многие неприятности в жизни, нашажизнь по самоволию приносит горькие и страшные плоды. Человек не имеет никакихнравственных ориентиров, и полностью предаются своим инстинктам, своим страстям,похотям, злым желаниям. Пустоту души, оставившей Бога, многие стремятся заполнитьпогоней за богатством, пьянством, развратом, наркотиками. А это толкает человекак еще большим порокам и прямым преступлениям.
 Нас хотятуверить, что нам все позволительно. Что я хочу, то и могу и должен делать. И лишь только пожиная горькие плоды этой вседозволенности, мы понимаем, то чегоя хочу — не всегда полезно. Человеческое существо таково, что оно больше удобопреклонноко греху, нежели к добру. И нам надо сдерживать себя от зла, и воспитывать в себе добро. Это духовный труд, где надо применить усилие.
 «Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезеГосподней и в трапезе бесовской. Неужели мы решимся раздражать Господа? Развемы сильнее Его?Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно,но не все назидает,"- говорит апостол Павел. (1 Кор. 10, 21–23) Удивительно,что слова, сказанные человеком, живущим в первом веке христианства, актуальныи в наше время. Они были, есть и будут актуальны всегда.
 Да, все мнедозволительно на этой земле, я гражданин на этой земле, я высшее существо, высшееБожие творение, но не все полезно, чтобы я употреблял это в своей жизни. Все,что нам полезно, мы должны выбирать с разумом, и именно им мы должны разграничиватьсебя: что полезно то беру, а что неполезно то отвергаю и борюсь, чтобы зло не овладело душой. Как никогда сейчас нам глубоко надо осознавать, что делать надоне все что хочется, а что нас воспитывает, что полезно и душеспасительно.
 Каждый из нас должен пересмотреть свою жизнь. Если мы видим, что нас хотят запугать, внестиразделения и неразбериху в общество, пробудить страх и ужас, то это дело сатанинское.И от нас зависит, будем ли ему потворствовать. Враг человеческого рода, дьявол,нас пугает, вводит нас в тревожное состояние, а нам надо обратиться с молитвойк Богу, ведь Господь — это то Всемогущее Существо, Которое дает нам мир, утешениерадость в нашем сердце.
 Если же человек,старается вести нравственную жизнь, если он желает быть верным сыном нашей Матери-Церкви,если находит опору в Таинствах церковных и молитве, то он пребывает в милостии благодати Божией. Об этом вновь говорил в эти трагические дни Его Святейшество,Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: «Надо иметь глубокуюверу, обращаясь ко Господу, уповая на предстательство и Покров Пресвятой Богородицы,и помощь Божия и Его Пречистой Матери пребудет с нами. Оглянемся на историюнашу, на подвиги многих подвижников веры и благочестия, которые просияли на нашей земле, наших старших братьев, которые молятся за нас, предстательствуютза нас, молитвами которых мы укрепляемся в нашей жизни. Их молитвенная помощьукрепит и ободрит нас в наших трудностях и испытаниях. … Потому что главное,как учил преподобный Серафим Саровский, — это стяжать внутренний духовный мир,и тогда тысячи спасутся вокруг нас. Я думаю, каждый из нас на себе испытал,что когда у нас в душе мирно и спокойно, то наше внутреннее спокойствие распространяетсяи на окружающих. Будем же сохранять мир с Божией помощью, предстательством ПречистойБогоматери и молитвами святых угодников Божиих."
 Наши благочестивыепредки стремились во всякий час быть готовыми предстать на Суд Господень, датьотчет в своей земной жизни. И нам надо следовать этим спасительным путем. Сейчаснеобходимо пересмотреть все, что делаем, пишем, говорим, и почаще надо задумыватьсяк чему могут привести наши слова и поступки. Только если мы приложим свои силык исправлению жизни нашей, к ее правильному нравственному устроению, нас минуютновые напасти и беды.

ВИКЕНТИЙ, АРХИЕПИСКОП ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ И ВЕРХОТУРСКИЙ».

 
К прибытию на Урал святых мощей преподобномучениц Елизаветы и Варвары

Прихожане храма Сысерти отправились в поездку в Алапаевск, к святым мощам преподобномучениц Елизаветы и Варвары

 Екатеринбург,23 сентября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».4 октября жители Алапаевска готовятся встречать великую святыню, совершающуюныне путешествие по российской земле — мощисвятых преподобномучениц Великой Княгини Елизаветы Феодоровны и инокини Варвары. В эти днив Алапаевске побывает множество паломников, для того, чтобы поклониться святыммощам в монастыре в честьНовомучеников Российских — у шахты, где преподобномученицы Великая Княгиня ЕлизаветаФеодоровна, инокиня Варвара и члены Дома Романовых приняли мученическую смертьот рук большевиков.

 
Трагедия в Беслане

Профессор Московской Духовной Академии диакон Андрей Кураев: «Как относиться к исламу после Беслана»?

Екатеринбург, 13 сентября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».Среди детей, плененных в бесланской школе, был 13-летний Саша Погребов.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс