Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
27 сентября — воздвижение честного и животворящего крестаГосподня.
Сегоднямы, дорогие отцы, братья и сестры, вместе со всей Православной Русской Церковьюучаствуем в торжественном воспоминании обретения Честного и Животворящего КрестаГосподня и его Воздвижения.
Это событиехристианской истории совершилось в IV столетии в царствование святого равноапостольногоКонстантина Великого. Благочестивый император, не раз испытавший силу Креста,пожелал найти самое то древо, на котором принес Себя в жертву за грехи мираАгнец Божий, Господь наш Иисус Христос. Этот труд, по желанию святого Константина,приняла на себя его мать равноапостольная Елена, отправлявшаяся в Иерусалимдля поклонения святым местам. Сначала все усилия, все поиски Елены были тщетны.Никто не знал, где находится Животворящее Древо. Иудеи, видя в нем тягостныйупрек своему неверию и отвержению Мессии, тайно скрыли Крест в Голгофской земле,а язычники впоследствии на этом месте поставили идольское капище, чтобы такимобразом совсем изгладить память христиан о святом месте. Но великая святыняне могла оставаться в безвестности. Скоро нашелся один старец, знавший и помнившийпредания, который указал место, где был сокрыт Крест Христов. Благочестиваяцарица велела разрушить языческий храм, произвести раскопки. И что же? — Действительно,после долгой и усиленной работы были найдены три креста. Все были в недоумении:который же из трех крестов — Спасителя Крест? Как было это узнать? — ЧудодейственнаяСила Божия Сама указала Крест Господень. В это время мимо проносили мертвецана погребение. Иерусалимский святитель Макарий велел остановить погребающихи поочередно прилагать кресты к мертвому телу… Какую великую веру нужно былоиметь! Какое дерзновение, чтобы решиться на такой шаг — ждать чуда Божия!…И вера Святителя была оправдана. Когда на мертвеца был положен Крест Христов,мертвый воскрес. Будучи свидетелями такого чуда, все с благоговейной радостьюпоклонились Животворящему Кресту и лобызали его. А так как народа было чрезвычайномного, и каждый хотел хотя бы увидеть этот Крест, то Святитель, став на возвышенноеместо, воздвигал Животворящее Древо Креста и показывал его всем здесь присутствующим.Народ, видя святой Крест, с благоговейным трепетом взывал: «Господи, помилуй!»
Это древнеесвященное событие мы ныне молитвенно и вспоминаем. После великого славословияЖивотворящий Крест выносится на середину храма и при многократном пении «Господи,помилуй!» воздвигается и опускается.
Но однимпрославлением и поклонением святому Кресту мы еще не достигаем сознания того,как дорог и спасителен для нас святой Крест.
Для этогонужно вспомнить, какой дорогой ценой приобретено наше спасение — ценой распятияСпасителя на кресте. Нужно понять, как страшны и гибельны последствия греха,приведшие Господа на крест: вспомнить и понять, как велика и беспредельна любовьБожия к падшему человеку, любовь, которая свела Сына Божия с небес ради нас!Надлежит вникнуть в священные строки повествования о Христе распятом, чтобыв нас ожили те тяжелые и невыразимые человеческим языком страдания, которыепретерпел за нас Господь, чтобы глубже, навсегда запечатлелся в сердцах нашихсвятейший образ Того, пречистой кровью Которого мы получили избавление от вечнойсмерти.
Необходимотакже иметь живую веру в Пострадавшего на этом Кресте. Необходимо иметь твердуюнадежду на Того, Кто неустанно три года проповедовал об истине небесной, иметьлюбовь к Тому, Кто Сам из любви к нам умер самой ужасной и позорной смертьюсреди двух злодеев. Эти добродетели — вера, надежда, любовь — всем нам хорошоизвестные, но более всего и нарушаемые, — должны быть нашей твердой основой,сопутствовать нам во всю нашу жизнь, быть светильником, освещающим наш земнойпуть. Наконец, чтобы ноги наши достойно преклонились перед этой святыней, чтобыуста наши достойно облобызали язвы Спасителя, изображенные на этом святом Кресте,нам нужно безропотно, без отчаяния нести крест своей жизни.
Сам Господьнаш Иисус Христос, живя на земле, нес Свой крест. Он родился в убогой пещере;едва успел родиться — Его ищут убить, Он вынужден бежать по трудному и опасномупути в Египет. А сколько скорбей и огорчений встретил Господь при общественномслужении! Он проповедовал любовь, говорил об истине небесной, звал всех в ЦарствиеНебесное, а люди, даже сами Апостолы до сошествия на них Св. Духа, не принималиЕго, не хотели думать о другом каком-либо царстве, кроме царства земного.
Каким тяжелымбыл крест для Христа Спасителя, когда Он безвинно был предан на смерть, поругания,насмешки и заплевания! Как трудно было переносить Господу неблагодарность людейза бесчисленные к ним благодеяния! И однако Господь этот тяжелый крест нес безропотно.«Яко овча, — говорит Пророк, — на заколение ведеся» (Ис. 53, 7).
Крест неслии все святые Апостолы. Как бы от их имени святой апостол Павел пишет в посланиик Коринфской Церкви, сколько раз он был в трудах, ранах, опасностях, при смерти.И что же? Скорбел он от страданий, или, наоборот, гордился, что многое перенесв своей жизни, в своем апостольском служении? — Нет и нет! «Аще хвалитисями подобает, о немощи моей похвалюся», — вот его отношение к своему подвигу,который был велик, поистине велик! (2 Кор. 11, 23–30). За это терпеливое, мужественноенесение креста с верой, любовью и надеждой Господь еще во дни земной жизни Апостолавознес его до третьего неба, в рай, где он слышал «неизречены глаголы»(2 Кор. 12, 4). — Так же было и с целым сонмом праведников, преподобных…
К подобномунесению креста зовет и нас с вами Господь: «Аще кто хощет по Мне идти, да отвержется себе, и возмет крест свой, и последует Ми» (Лк. 9, 23). Что значитотречься или отвергнуться себя? Это значит не ставить себя выше других, не считатьсебя лучше их, умнее, добрее, справедливее. Это значит пресечь стремление к своей чести, к своим выгодам в ущерб ближним. Это значит приобрести великуюхристианскую добродетель — смирение, а по слову святого Василия Великого, познаниесмирения есть познание истинного богочестия.
Отвергнувшисьсебя, нужно взять свой крест и идти за Христом. Крест бывает разный — бываетвнутренний и внешний. Внутренний крест — это невидимая борьба с греховными склонностямии недостатками, это труд над их преодолением. В наших сердцах нередко идет борьбадобра со злом, совести с греховными наклонностями. Нужно постоянно бдеть, стоятьна духовной страже, обуздывать себя, умерять, чтобы не пасть перед злом, не опустеть добрыми делами, не сделаться мертвыми для жизни вечной, для Бога. Внешнийкрест — это наши земные скорби: неудачи, болезни, потеря друзей и сродников,от чего не может защитить нас никакая человеческая мудрость. — Все это наш крест,и его должно терпеливо и мужественно нести. Господь не возлагает на нас СвоегоКреста, который Он Сам нес, ибо знает, что мы не сможем его понести. Он не сказал:да возьмет Крест Мой, но да «возьмет крест свой». А свой крест мы можем нести:он дается каждому по мере его сил.
Вот, дорогиеотцы, братья и сестры, если мы так будем жить во Христе и со Христом, то и нынешнее— наше поклонение Кресту будет таким, каким и должно быть, — истинным, чистосердечными благоговейным.
Постигают ли нас в жизни какие несчастья, обиды, скорби; обуревают ли попечения и заботыжитейские, искушают ли нечистые желания и мысли — припомним Крест, на которомбыл распят, страдал и умер за нас Спаситель, и от которого изливалась, изливаетсяи будет изливаться обильная благодать Божия, помогающая жить нам по нашей вере.
А теперьс истинно христианской верой и любовью припадем к подножию Животворящего КрестаГосподня и, лобызая пречистые Стопы Спасителя, будем молить Его, благого и милосердного— да подаст нам силу и крепость к исполнению Его святой и спасительной воли,да осенит и сохранит нас Своим Крестом до конца наших дней.
«КРЕСТУТвоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим!»
ЗНАЧЕНИЕ КРЕСТА
В Кресте,дорогие отцы, братья и сестры, наша жизнь и воскресение, наша победа и слава,наше знамя и наша великая святыня. «Я не желаю хвалиться, — говорит святойапостол Павел, — разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которымдля меня мир распят, и я для мира» (Гал. 6, 14). А ведь апостолу Павлу былочем похвалиться иным: он пользовался преимуществами римского гражданина, имелглубокий ум, был превосходно образованным человеком, занимал видное положениев христианской общине. И обо всем этом он молчит. Для него похвала, радость,счастье — Крест Божественного Учителя, распятого и умершего на нем, чтобы мыжили.
Бог Отецеще от века предопределил спасти человечество от власти греха и открыть емуврата к жизни вечной через Крест Единородного Сына. Волю Свою Господь неоднократнооткрывал посредством ветхозаветных пророчеств и прообразов. Так, когда египтянехотели настигнуть и вернуть в рабство выходивший из их пределов народ, пророкМоисей начертал своим жезлом крест над Чермным морем — и море разделилось, чтобыведомый им народ мог спастись от погони. В другой раз, когда народ Божий вступилв сражение с амаликитянами, пророк Моисей встал на молитву с крестообразно воздетымируками. И во время этой молитвы враг был побежден. «Крест же вообразив,– поет святая Церковь, – державу погубив Амалика всегубителя».
Предопределенноевремя исполнилось. Пришел на землю Сын Человеческий, принял страдания, взошелна крест, «дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную»(Ин. 3, 15).
В КрестеХристовом – нашем священном знамении, сосредоточено все самое лучшее, чистое,желанное – счастье вечной жизни.
Крест Христов– это знамя примирения земли с небом, человечества с миром Горним. Враждовалне Бог против человека, а человек против Бога. Своими пороками, грехами он создалстену, которая закрыла ему небесный мир, отделила его от Небесного Отца. И вотСын Божий взял на Себя беззакония всего человечества и дал возможность изможденнымгрехами получить прощение и взывать к Богу: «Отче наш». «Первым древом райским,– рассуждает святитель Димитрий Ростовский, – мы умертвились, древом же крестнымполучили жизнь; первым изгнаны были из рая, вторым же, как по лествице некой,восходим на небо; первым победил нас враг, сим же благословенным древом КрестаГосподня мы побеждаем врагов наших. А посему древо сие благословенное достойнопочитания».
Крест Христов— это знамя безмерной любви Божией к людям, любви, которая страдает за нас,окружает нас и которая никогда не прекратится. Творец вселенной, неба и земли,уничижил Себя, стал человеком, терпит за него самые мучительные страдания, принимаетсамую поносную смерть, чтобы открыть ему закрытые грехопадением двери рая. У этих отверстых врат Он стал Сам и зовет всех кающихся к вечной радости — к Себе.Он раскрыл пред ними Свои объятия, готов простить их и согреть теплом Своейлюбви. Человек с незатемненными сердечными очами, видя такую великую любовьвсемогущего Бога, не может не преклонить своих колен у креста и не вознестииз глубины своей души молитву благодарения. Надо быть бесчувственным или потерятьспособность жить сердцем, чтобы не осознать это у креста и не загореться огнемответной любви.
Своим КрестомХристос Спаситель внес также новую заповедь в отношения людей друг к другу.Он умер не за какой-либо один избранный народ, а за всех людей. Этим самым Онутвердил ту божественную истину, что все люди имеют одинаковые бессмертные души,все являются детьми одного Небесного Отца, а между собой — братьями. А еслитак, то священный долг каждого искупленного любить своего ближнего не меньше,чем себя, и стараться делать в своей земной жизни как можно больше добра (см.Ин. 13, 35; Тит. 2, 14).
Крест — этои наш символ веры и видимое выражение наших упований, «знамение христианинаи христианства».
Кто перечислитвсе твои действия, «миролюбезный Кресте, — восклицает святая Церковь,— кто слыша сотворит» твоя «силы и чудеса, и умершим востание» и всемумиру совознесение.
Многое принесдля нас Своим Крестом Господь наш Иисус Христос. И этим Своим величайшим подвигомзовет и всех нас к неослабному подвигу добра, и постоянной, а может быть, дажеи напряженной, борьбе со своим самолюбием, чувственностью, со своей наклонностьюк грехопадениям.
Для тогои воздвигается Крест и полагается посредине храма, чтобы напомнить нам, что совершилось на нем, чтобы привлечь наше внимание к Тому, Кто на нем вознесенза нас, чтобы мы еще и еще увидели и почувствовали Его беспредельную любовьк нам. А увидев и почувствовав эту любовь, чтобы мы спешили каяться во грехахи не боялись бы просить прощения.
Пусть стоящиевне Церкви хвалятся, если желают, своей мудростью, силой, славой (ср. Иер. 9,23), нам же подобает одна похвала — Крест Господа нашего Иисуса Христа (Гал.6, 14). В самом деле, чем мы, слабые, немощные люди, живем и сохраняемся? —Силой Креста. Кто помогает нам в борьбе с грехом и недобрыми желаниями? — Крест.Кто защищает нас от врагов и невидимых, и видимых? — Крест Христов. Кто, наконец,укрепляет нас и в совершении добра? — Все тот же Крест.
Будем же,дорогие отцы, братья и сестры, взирать на Крест очами глубокой веры; будем лобызатьего и устами и сердцем; будем усердно молиться перед ним — и получим все полезноедля нашей жизни — и земной и вечной.
«Непобедимая,непостижимая и Божественная сила Честного и Животворящего Креста, не оставинас грешных».
КРЕСТ — ЗНАМЕНИЕ ВЕРНЫХ
До пришествияХриста Спасителя жизнь неискупленного человечества представляла собой, по словуоткрытого пророку Иезекиилю свитка, «плач, и стон, и горе» (Иез. 2, 10).Конечно, люди предпринимали немало усилий, чтобы выйти из этого состояния, поднятьсянравственно, вернуть потерянный рай. Но эти усилия не принесли должных результатов,потому что люди хотели достичь лучшего собственными силами, т.е. теми силами,которые были расстроены и расслаблены грехом.
МилосердиеБожие желало помочь людям, желало их спасения, но правосудие требовало наказанияза грех. И вот премудрость Творца и Вседержителя находит средство для примиренияи соединения милости и истины, мира и правды. И одно и другое встретились в служении Сына Человеческого — на кресте (Пс. 84, 11).
С древнихпор крест был бесчестием, т.к. служил для казни преступников — был орудием самымжестоким и поносным. Одно упоминание креста вызывало ужас и отвращение, приводилов трепет. Но с того времени как на нем распялся Господь и пригвоздил к древунаши грехи, крест стал, по слову святителя Кирилла Иерусалимского, похвалойпохвал, орудием славы, знамением вседействующей благодати Божией, знамениемспасения. Или, как говорится в «Светильне» сегодняшнего праздника, крест сталхранителем вселенной, красотой Церкви, «верных рождение», Ангелов славой и демоновязвой. Для верных он явился и является и утверждением, и святыней глубочайшегопочитания и благоговейного поклонения.
Честь крестатакова, что он водружается и на наших храмах, и носится нами на груди. Крестстоит на всех путях нашего шествия к небу. Вот посмотрите, и сейчас в храмеперед собой и вокруг себя — и везде вы увидите крест: на престоле, на иконах,на вершине иконостаса, на священных одеждах, церковной утвари, а сегодня и на аналое посредине храма — везде крест как напоминание о его величии, значении.
Восхваляяи величая святой крест, подвижники благочестия обращались к нему, как живому,и говорили: «Кресте, ты ми сила буди, крепость и держава, избавитель и предратникна борющия мя, щит и хранитель, победа и утверждение мне, присно соблюдая мяи покрывая». Великие угодники Божии, проповедники святого Евангелия, таклюбили и почитали святой крест, что умереть на нем за своего Божественного Учителясчитали великим счастьем. Так, в житии святого апостола Андрея Первозванного,— того самого, который принес первые семена христианской веры и в нашу страну,нашим предкам, — говорится, что когда его вели на мученическую смерть и он ещеиздали увидел приготовленный для его распятия крест, то с радостью воскликнул:«Радуйся, крест, освященный христовой плотью и украшенный ранами Его, как маргаритами. Пока не был распят на тебе Господь, страшен ты был для людей, теперь же тебя любят и с желанием принимают, ибо верующие знают, какое ты заключаешьв себе всесилие, и какое уготовано за тебя воздаяние. С дерзновением и радостьюя иду к тебе, ты же прими меня с веселием, ибо я ученик Того, Который был повешенна тебе. Прими меня, так как я всегда любил и желал обнять тебя, о честный крест,получивший от ран Господних красоту и славное украшение, издавна желанный, горячолюбимый, которого я непрестанно искал. Возьми меня из среды людей и отдай менямоему Учителю, чтобы через тебя принял меня Тот, Который искупил меня тобою».Так говоря, святой Апостол снимал с себя одежды и отдавал мучителям.
Нас с вами,дорогие отцы, братья и сестры, Церковь учит восхвалять не только животворностькреста, но и полагать крестное знамение на себя и на все, что нам служит к жизни.
Употреблениекрестного знамения — это одно из важнейших и таинственнейших священных действий,которые может и должен совершать каждый православный христианин. Крестное знамениедает нам смелость молиться Богу — вступать в беседу с Ним, сообщает должноеустроение душе, ибо помогает удалить из нее все греховное и нечистое. Оно даети действенность нашим молитвам — освящает и возвышает наши славословия Бога,благодарения, прошения, — делает наши молитвы истинно христианскими.
Крестноезнамение имеет и великую силу. В житиях святых имеется много сказаний об этом.Так, например, враги святого Венедикта, возненавидевшие его за строгость, решилиумертвить его. С этой целью они дали ему во время обеда вино, разбавленное ядом.Святой, предвидя злой умысел, прежде чем вкусить предложенное, осенил чашу крестнымзнамением. И сила креста тут же чудесно проявилась — чаша с напитком распаласьна части, словно по ней кто-то ударил камнем.
Но чтобыкрестное знамение оказывало свое спасительное действие, нужно, прежде всего,полагать его с живой верой в Христа Спасителя, в благодатную силу, соединеннуюсо крестом. Употребление его по одному холодному, бесчувственному обыкновению— без живой веры — пользы не принесет.
Дальше. Полагатькрестное знамение нужно тремя первыми перстами, тесно и ровно соединенными между собою. Такого рода соединением мы исповедуем нашу веру в Единого ТриипостасногоБога и свидетельствуем о своей принадлежности к Единой Святой Соборной и АпостольскойЦеркви — Церкви Православной, с древних пор и до сего дня везде — по всему миру— употребляющей троеперстие.
При возложениина себя креста нужно следить, чтобы действительно получился прямой крест — с прямыми углами. Начало его, или верхний конец, должен касаться нашего чела,нижний — груди, боковые стороны — плечей. В таком изображении заключается глубокийсмысл: мы освящаем и как бы приносим в жертву Господу наш ум, наше сердце и наш труд.
Крестноезнамение, совершенное небрежно, без должного благоговения, не только не принесетпользы, но может послужить к нашему осуждению. Неистовому «метанию» бесы радуются,– свидетельствуют учители благочестия.
Ввиду великойважности спасительного значения креста и крестного знамения св. Кирилл Иерусалимскийобращается к верующим с таким увещанием: да «не стыдимся исповедовать Распятого;с дерзновением да будет налагаема перстами печать, то есть крест, на челе и на всем, на вкушаемом хлебе, на чашах с питием, на входах и исходах, перед сном,когда ложимся и когда встаем, бываем в пути и покоимся. Это — великое предохранение,доставляемое бедным даром, немощным без труда, потому что от Бога благодатьсия, знамение верных, страх демонам». «Сим да знаменуемся и да вооружаемся».
На Крестеи в Кресте наша духовная сила, покой, спасение.
Прибегайже, православный христианин, как можно чаще ко Кресту — своему знамении! Прибегайв минуты скорби, уныния, тоски, в часы безнадежия, во дни болезней и телесных,и душевных! Не отступай, не падай духом, а огради себя крестным знамением и повергнись перед Крестом Христа Спасителя — и к тебе придет утешение, подкрепление,прощение. В твоей душе загорится и воссияет свет невечерний.
«О, Пречестныйи Животворящий Кресте Господень! Помогай нам со Святою Госпожею Девою Богородицею,и со всеми святыми во веки».
Аминь.
20 сентября Седмица17-я по Пятидесятнице. Предпразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Мч. Созонта(ок. 304). Свт. Иоанна, архиеп. Новгородского (1186). Прмч. Макария Каневского,архим. Овручского, Переяславского (1678). Прп. Макария Оптинского (1860). Сщмчч.Петра пресвитера и Александра диакона (1918), сщмчч. Евгения, митр. Горьковского,и с ним Стефана пресвитера и прмчч. Евгения, Николая и Пахомия (1937), сщмч.Григория пресвитера (1937).
Екатеринбург, 30 августа, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». В конце минувшей недели глава Екатеринбурга Аркадий Михайлович Чернецкий совершил плановый объезд территории Орджоникидзевского района. Он проинспектировал общее состояние микрорайонов Уралмаш, Эльмаш, осмотрел строящиеся объекты.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.