Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
АнатолийАрсениевич Головин родился 6 июля 1928 года в г. Санчурске Кировской областив семье потомственных священнослужителей: отец его был диаконом, дед — священником.
Отец, Арсений Головин, окончил духовное училище и один класс Духовной семинариив г. Вятка. После этого семинария была закрыта, а Арсений, приняв сан диакона,служил в разных приходах Кировской области, которые в те годы закрывались одинза другим, и, в конце концов, с 1939 года вынужден был работать пастухом в местномколхозе.
Семья былане только глубоко религиозной, но и музыкально одаренной: замечательно пелиродители, исполняя дуэтом как церковные песнопения, так и духовные канты. Музыкальныеспособности унаследовали и дети, в особенности старший сын — Анатолий. С детствамальчика более всего интересовало богослужение и церковное пение. У него оказалсяабсолютный музыкальный слух и прекрасный голос, что позволило ему приниматьучастие сначала в домашних концертах, а позднее и в клиросном пении.
В 1941 годуотец был мобилизован в действующую армию и сражался на фронтах Великой Отечественнойвойны, а Анатолий работал в колхозе, как и многие подростки в ту тяжелую пору.После ранения отец Арсений оказался в госпитале на Урале, а по окончании войныв 1945 году здесь же демобилизовался, был приглашен для церковного служенияв Александро-Невский храм города Троицка Челябинской области и перевез тудасвое семейство.
В Троицкебудущий протодиакон пел на клиросе, причем, не имея музыкального образования,запоминал все песнопения на слух. Здесь же в 1947 году произошла в его жизнизнаменательная встреча с епископом Иувеналием (Килиным), только что вернувшимсяиз эмиграции и назначенным на вновь созданную Челябинскую кафедру. Скромный,застенчивый юноша, мечтающий о священнослужении, привлек внимание Владыки и был приглашен им к себе в качестве келейника и иподиакона. В том же году Владыкабыл переведен в Иркутск, куда последовал за ним и келейник. Тесное общение с этим выдающимся архипастырем оказало большое влияние на духовное формированиеличности отца Анатолия. В течение всей жизни он бережно хранил письма Владыкии подаренный им служебник.
В 1948 годумечта юноши исполнилась — он был зачислен в первый класс Московской духовнойсеминарии. Студенческие годы были, наверное, самыми прекрасными годами его жизни.С волнением и любовью вспоминал отец Анатолий о своих одноклассниках и оченьгордился тем, что учился с четырьмя будущими архиереями. Весело рассказывало студенческих проказах, говорил о тех священнослужителях и преподавателях,с которыми пришлось ему встречаться в это время. А самым главным было, конечно,пение. Одноклассники, вспоминая о студенческих годах, говорили: «Какие бы предметымы ни изучали, Анатолий все ноты писал». Легко давалось ему регентское дело,и скоро он уже руководил «десяткой» студентов во время богослужений и, конечно,пел сам.
Его прекрасныйбаритон и регентские способности обращали на себя внимание, и на последнем курсестудент получил приглашение стать регентом в Успенском храме Новодевичьего монастыря.Но в 1950 году был арестован и сослан на поселение его отец, и мать потребовала,чтобы по окончании семинарии сын вернулся домой и помогал семье, в которой былоеще трое детей.
В 1952 годуАнатолий Головин окончил семинарию, вернулся в г. Троицк и стал регентом в Александро-Невскомхраме, а 9 августа 1953 года был рукоположен епископом Товией в сан диаконак Иоанно-Предтеченскому кафедральному собору г. Свердловска.
На путяхего служения встречалось немало трудностей. Достаточно сказать, что в течениеряда лет он был секретарем епархиального управления. Необходимость постоянныхконтактов с уполномоченным по делам религий, нехватка священнослужителей, невозможностьрукоположения даже при наличии кандидатов… Только самые близкие люди зналио том, как мучительно трудно было ему выполнять подобную работу в те годы. Однакоон считал необходимым служить Церкви там, куда его направляли, никогда не отказываясьот послушаний.
Утешениемво всех скорбях служило ему церковное пение, тонким знатоком и ценителем которогоон был. Много лет трудился он регентом хора Иоанно-Предтеченского кафедральногособора. Работал с хором всегда увлеченно, не замечая времени на спевках, стараясьотшлифовать каждую фразу разучиваемого песнопения и донести до певцов его смысл.Казалось, он может петь в храме с утра до вечера. Точнее всего, пожалуй, передаютего отношение к церковному пению слова псалмопевца: «Пою Богу моему дондежеесмь». Не разделял отец Анатолий современного увлечения знаменным распевом.Он считал, что в России уже сложилась новая традиция церковного пения, отнюдьне уступающая знаменному распеву, а произведения таких композиторов как Архангельский,Кастальский, Чесноков стали классикой. В последние годы, прослушивая церковнуюмузыку, особенно великопостные песнопения, он часто повторял: «Лучше этого уженевозможно что-либо создать».
Диаконскоеслужение отца Анатолия отличала благоговейность и сосредоточенность, вниманиек сослужащим, к певцам. Всегда радостный, он старался, чтобы и окружающие воспринялихотя бы часть этого настроения, старался подбодрить, порадовать, пошутить. Егоотличало редкостное умение пользоваться голосом, соизмеряя его силу и громкостьс определенными моментами богослужения, а также взять верный темп проведенияслужбы. Богослужение при нем всегда становилось праздничным. Надолго запомнитсяприхожанам его замечательный баритон, так украшавший богослужение.
Несмотря на прекрасное знание богослужения и устава, он всегда считал своимдолгом готовиться к каждой службе, приходя в храм задолго до начала, обязательнозаблаговременно прочитывая евангельское зачало. Усердие его к службе буквальноне знало предела, а неутомимость поражала окружающих. Отслужив в праздничныедни раннюю Литургию, он обязательно оставался, чтобы руководить хором или простопеть во время поздней Литургии, прочитать Апостола, еще чем-нибудь помочь служащим.Для него не существовало выходных дней: ежедневно, и утром, и вечером он находилсяв храме: если не служил, то пел и читал.
В течениежизни отцу Анатолию пришлось послужить в разных городах и храмах: в г. Баку;г. Яранске Кировской области; г. Казани, где он также сочетал диаконское служениес управлением архиерейским хором. В 1992 отец протодиакон вернулся в Екатеринбурги служил в Александро-Невском соборе; в храме, а затем монастыре ВсемилостивогоСпаса; в Преображенском храме, который стал последним местом его служения. Однакогде бы он ни был, везде он привлекал окружающих своей неизменной веселостью,добротой, отзывчивостью, прекрасным голосом.
За усердноеслужение отец Анатолий был награжден саном протодиакона, камилавкой, патриаршимиграмотами, орденами святого равноапостольного князя Владимира III степени и святого благоверного князя Даниила Московского II степени. Имел также медаль«За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»
Огромнойрадостью стала для него поездка в Святую Землю, которую он совершил в 1995 году,получив возможность помолиться на Голгофе, на Гробе Господнем, стать очевидцемсхождения Благодатного огня. Пасхальное богослужение в Русской Духовной Миссии,в котором он принимал участие, было записано на видеопленку, и большим утешениемдля отца Анатолия в последующие годы было просматривать его на видеокассете,выпущенной к юбилею Миссии.
Эта радостьпаломничества стала подготовкой его к длительному испытанию — тяжелой и продолжительнойболезни. В 1996–1997 годах он перенес три инсульта, после чего уже не мог самостоятельноходить до самой своей кончины. Но посещавшие его отмечали, что жизнь его воистинуявлялась исполнением слов Апостола: «всегда радуйтесь…». Никто не видел отцаАнатолия унывающим, он никогда никого не осуждал, для всех находил доброе, ласковое,ободряющее слово; всех умел утешить, хотя, казалось бы, сам более всех нуждалсяв утешении, ибо не мог уже более ни служить, ни петь. В своем состоянии он былживым укором для тех, кто впадал в уныние, терял надежду.
Несмотряна болезнь, он живо интересовался всем происходившим в мире, стране и епархии,с удовольствием слушал передачи православного радио, особенно радуясь возможностипрослушать воскресное Всенощное бдение и Литургию. Еженедельно причащался СвятыхХристовых Таин.
Поражалавсех, знавших отца Анатолия, его нестяжательность, столь редкая в наш век потребительстваи стремления к комфорту. У него не было ничего из того, что традиционно определяетуспешность в нашем обществе — ни своей квартиры, ни машины, ни дачи. Все, что у него появлялось — иконы, книги — он тут же раздаривал и, улыбаясь, говорил,что надо успевать раздавать все «теплой рукой». И действительно, после его смертиосталась только старая одежда и немного книг. И много нот… А еще — любовь к нему и память в наших сердцах.
Теперь всемнам недостает его, такого мудрого, так любившего людей, так умевшего понятьчужую боль, так много знавшего и помнившего о жизни Церкви и ее служителей в те нелегкие годы гонений, когда он начинал свое служение. Хочется верить, что на нем исполнятся слова Христа: «Всяк убо исповесть Мя пред человеки, исповемего и Аз пред Отцем Моим, иже на небесех». Царствие ему небесное и вечная память.
Отпеваниеотца Анатолия состоялось в храме Преображения Господня г. Екатеринбурга, гдеон служил в последние годы перед своей болезнью. Проститься с ним пришло множестволюдей, которым он был дорог. Похоронен отец Анатолий Головин в г. Екатеринбургерядом с Иоанно-Предтеченским кафедральным собором, где 51 год назад был рукоположени начал свое диаконское служение.
Протоиерей Николай Ладюк,
настоятель Преображенского храма
г. Екатеринбурга
Богу было угодно, что моя церковная жизнь, путь к Богу, лежал параллельно пути отца Илии. Так получилось, что в Церковь мы пришли в одно время, почти вместе были рукоположены, на один день раньше он стал священником, а на следующий день рукоположили меня.
Екатеринбург,27 июля, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».Житие последней настоятельницыНово-Тихвинского женского монастыря схиигумении Магдалины одновременно и примечательно, и довольно типично для благочестивого дореволюционного времени.Родилась будущая подвижница в 1847 году в богобоязненной купеческой семье в Ирбите.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.