Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №29 (302) → «Он не признавал ни Бога, ни Царя…» К истории похищения из Богородичного монастыря города Казани Чудотворной Казанской иконы Божией Матери, происшедшего в ночь с 28 на 29 июня 1904 года

«Он не признавал ни Бога, ни Царя…» К истории похищения из Богородичного монастыря города Казани Чудотворной Казанской иконы Божией Матери, происшедшего в ночь с 28 на 29 июня 1904 года

№29 (302) / 1 августа ‘04

21 июля — день Казанской иконы Божией Матери

К истории похищения из Богородичного монастыря города КазаниЧудотворной Казанской иконы Божией Матери, происшедшего в ночь
с 28 на 29 июня 1904 года

 Православныйрусский народ горячо почитает Пресвятую Богородицу. Большой любовью пользуютсяв народе чудотворные Ее иконы — Владимирская, Смоленская, Иверская, Тихвинская,Державная и другие. Одним из наиболее почитаемых образов Божией Матери являетсяКазанская Ее икона.

 ЧудотворнаяКазанская икона Божией Матери явилась в 1579 году на месте сгоревшего дома стрельцаДаниила Анучина. Именно с этого места начался в том году страшный пожар, истребившийзначительную часть Казани. Мусульмане считали пожар свидетельством гнева Божияна христиан. Этим событием они пользовались для того, чтобы унижать христианскуюверу и возвеличивать ислам. «И истинная православная вера бысть им в притчуи поругание, источника целебного не бе тогда в граде», — говорится в «Сказаниио явлении чудотворной иконы Пресвятыя Богородицы в граде Казани.
 Явление Казанскойиконы Божией Матери сопровождалось многочисленными чудесами. Эти чудеса явилисьясными доказательствами истинности православной христианской веры. И впоследствииВеликая Заступница рода христианского не оставляла притекающих с молитвами к Ее образу. Господу было угодно прославить чудотворениями многие из списков с Казанской иконы. Среди них наиболее известным является образ, исторически связанныйс Москвой. Этот список находился в рядах первого и второго ополчений, собранныхдля освобождения Москвы от поляков в конце Смутного времени. Образ, прославленныймногими чудотворениями, был помещен затем вождем второго ополчения князем Пожарскимв построенном им в Москве на Красной площади храме. Там икона находилась длительноевремя. Впоследствии этот храм был закрыт безбожниками. Чудотворный список с Казанской иконы обрел новое место — в Московском Богоявленском соборе. Такимобразом, икона осталась, по милости Божией, доступной для верующих.
 Также доступнымоставался и другой чудотворный список с Казанской иконы, находящийся в Санкт-Петербурге.Этот образ, по повелению Петра Первого, был принесен в новую столицу вскорепосле ее основания. В честь Казанской иконы в Санкт-Петербурге построили храм,в котором и поместили принесенную святыню. Впоследствии, в царствование императораАлександра Первого, на месте этого храма был воздвигнут величественный собор.Несмотря на закрытие Казанского собора безбожниками, икона осталась в рукахЦеркви. Перед нею молились жители блокадного Ленинграда. Увы, более печальнойоказалась участь явленной Казанской иконы Божией Матери. Как известно, на местеявления в 1579 году чудотворного образа был основан женский Богородичный монастырь.В соборе этого монастыря и находилась икона вплоть до начала двадцатого века.В 1904 году Россию потрясло известие о похищении святыни.
 Святотатственноесобытие произошло в ночь с 28 на 29 июня 1904 года. Момент для кражи преступникивыбрали очень удачно. 25, 26, 27 и 28 июня в монастыре находилась принесеннаяв город Смоленская икона Божией Матери. По этой причине ежедневно совершалисьдлительные праздничные богослужения. 28 июня Смоленская икона покинула монастырь.После Всенощной насельницы монастыря, утомленные, отошли ко сну. В начале третьегочаса после полуночи послушница Татьяна Кривошеева, выйдя во двор монастыря,услышала приглушенные крики: «караул!», доносящиеся со стороны колокольни. Татьянаразбудила нескольких работников, спящих на сеновале, и двух послушниц. Между тем вновь раздался крик: «караул!». Кричал, как оказалось, сторож монастыряФедор Захаров. Вскоре он был обнаружен запертым в подвале собора и освобожден.Выйдя из подвала, Захаров сказал: «глядите скорее двери у церкви; несчастьеу нас большое, — воры меня сюда посадили».
 При осмотрезападных дверей собора обнаружилось, что верхний замок сломан и лежит на паперти,а нижний цел. Между створками двери была вставлена доска, в результате чегостворки разошлись и образовали отверстие, через которое мог пролезть взрослыйчеловек. Внутренние деревянные двери, запертые с вечера на внутренний замоки задвижку, оказались открытыми. При осмотре самого собора были обнаружены исчезновениечудотворного Казанского образа Божией Матери и иконы Спасителя. Обе иконы помещалисьв ковчегах иконостаса. Преступников привлекли надетые на иконах драгоценныеризы. На иконе Божией Матери их было две, нижняя — золотая и верхняя -жемчужная.Золотая, богато украшенная бриллиантами и другими драгоценными камнями, являласьдаром царя Иоанна Грозного. Икона Спасителя также имела ризу, украшенную жемчугоми драгоценными камнями. Каждая из похищенных риз представляла большую ценность.Кроме икон, преступники похитили также 365 рублей, взломав для этого ящики в свечных шкафах, в которых деньги хранились.
 Весть о похищениичудотворной Казанской иконы быстро облетела Казань. По свидетельству очевидцасобытий И.М. Покровского: «Толпы народа с раннего утра 29 июня окружили монастырьи, пока было возможно, заполнили собою храм, паперть и даже монастырский двор.Неподдельный ужас и горе выражались на лицах всех, явившихся в обитель разделитьобщее невыразимое горе. Горькие слезы лились и у тех, кто рассказывал, и у тех,кто слушал про подробности этого печального события в жизни монастыря и православнойКазани. Все чувствовали дорогую утрату монастыря как личную потерю. Никто не верил, чтобы похищение не раскрылось».
 Святотатцевнашли достаточно быстро. Главная заслуга в этом принадлежал смотрителю Александровскогоремесленного училища Владимиру Вольману. Узнав о преступлении, Вольман предположил,что оно могло быть совершено при помощи разжимных щипцов, заказанных у негов училище. Ими вполне можно было сломать замок наружной двери собора. Эти щипцы22 июня заказал в училище некий ювелир Максимов, якобы для развода золотых колец.После некоторых сомнений Вольман 2 июля заявил о своих подозрениях в полицию.Разысканный полицией, Максимов сначала отрицал факт заказа им щипцов в Александровскомучилище. Однако после очной ставки с Вольманом и его помощником Андреевым созналсяв том, что заказал щипцы по поручению своего давнего покупателя Федора Чайкина.
 Полиция немедленно,не смотря на поздний вечер, отправилась на квартиру, где проживали Федор Чайкин.Однако Федора и его жены Прасковьи не оказалось дома. Застали на месте лишьмать Чайкиной, Елену Шиллинг и дочь, девятилетнюю Евгению. Оказалось, что Чайкинуехал за несколько часов до появления полиции, вместе с Прасковьей, на извозчике.Тотчас были приняты меры к их разысканию и задержанию. Предпринятый наспех осмотрзанимаемых подозреваемыми помещений ничего не дал.
 Вскоре, в результате предпринятых полицией мер, стало известно, что Чайкины отплыли из Казани вверх по Волге на пароходе «Ниагара». 5 июля они были задержаны в каютеприбывшей в Нижний Новгород «Ниагары». У задержанных оказались фальшивые паспортана имя супругов Сорокиных. Тем временем полиция произвела тщательные обыскина квартирах Максимова и Чайкина. Жемчужины, найденные в результате обыска на квартире Максимова, а также изъятый у него алмаз, были предъявлены монахинеВарваре, состоящей многие годы при иконе. Монахиня опознала их как украшенияс похищенной чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Более значительные результатыдал проводившийся в течение четырех дней тщательный обыск на квартире у Чайкина.Лица, производившие обыск, обнаружили много драгоценностей, замурованных в печии спрятанных в других потаенных местах. Согласно данным следствия, были обнаруженыво время обыска: «куски пережженной проволоки, 205 зерен жемчуга, перламутровоезерно, камешек розового цвета, обломок серебра с двумя розочками, 26 обломковсеребряных украшений с камнями, кусочек золота, 72 золотых обрезка от ризы,завернутые в рукав платья, 63 серебряных обрезка ризы и венца, пластинка с надписью«Спас Нерукотворенный», серебряный убрус, смятый в комок, и другие подобныепредметы».
 Из допросаЕлены Шиллинг стало известно, что ее дочь, известная под фамилией Чайкина, состоитс Чайкиным в незаконном сожительстве и что настоящая ее фамилия Кучерова. Важныепоказания дала дочь Кучеровой, девятилетняя Евгения. Она показала, что «наканунеПетрова дня, поздно вечером, Чайкин ушел из дома вместе с Ананием Комовым, приехавшимза несколько дней перед тем в Казань, причем каждый из них взял с собой шпалеру(револьвер); а после того, проснувшись на рассвете, она увидела, что Чайкинрубил секачом (большим ножом) икону Спасителя, а Комов топором — икону КазанскойБожией Матери. Разрубленные иконы были положены в железную печь, после чегобабушка (Елена Шиллинг) зажгла иконы. От Чайкина она слышала, что перед кражейиз Казанского монастыря он и Комов сидели на колокольне и были пущены в церковьсторожем, которому пообещали за это 100 рублей. Она видела, как Чайкин и Комоврезали похищенные ризы ножницами, а мать ее резала жемчуг. Она сама взяла камешекс Казанской иконы Божией Матери и подарила своей подруге Зое, а от своей материполучила с той же иконы ленточку».
 8 июля 1904года полиция задержала в селе Долженково, Обояньского уезда Курской губернииАнанию Комова. При этом у него были отобраны револьвер и золотой медальон с девятью жемчужинами.
 Изъятый у Зои камешек, ленточка, предъявленная Женей Кучеровой, и отобранный у Комовазолотой медальон были опознаны монахиней Варварой как предметы, снятые с похищеннойКазанской иконы Божией Матери.
 На первомсвоем допросе Чайкин вел себя грубо и вызывающе. На вопрос о личности он ответил:«не знаю, фамилий у меня много -всех не припомню». На вопрос, какой придерживаетсяверы: «какой хотите». Много рассказывал о совершенных им ранее преступлениях,явно бравируя ими.
 Елена Шиллингдала показания относительно обстоятельств кражи. По ее словам, она утром 29июля «впустила на квартиру Чайкина и Комова, которые принесли какие-то иконы.Когда она спросила дочь: «Куда они ходили?», получила от нее ответ: «Молчи,не твое дело, ставь самовар». Шиллинг стала ставить самовар и видела, как Федорколол какие-то дощечки и клал их в печку, а что это было, она в точности рассмотретьне могла».
 Максимовтакже подтвердил факт сожжения икон. Он привел слова Чайкина, который на еговопрос о судьбе икон ответил: «Я порубил и побросал в печку, мать заставил сжечь;она сожгла и плакала, мамаша у нас плаксивая».
 25 ноября1904 года в здании Казанского окружного суда начался судебный процесс. Перед судом в качестве подсудимых предстали Варфоломей Стоян, Анания Комов, ФедорЗахаров, Николай Максимов, Прасковья Кучерова и Елена Шиллинг. Первым четырембыло предъявлено обвинение в похищении святых икон и денег из монастыря посредствомвзлома, а Кучеровой и Шиллинг — в укрывательстве этого преступления.
 В ходе судебногопроцесса виновность Стояна и Комова в похищении икон из собора была признанадоказанной. Вместе с тем, присяжные не нашли веских доказательств в пользу участияв похищении Максимова. Суд признал его виновным лишь в укрывательстве и сбытекраденного. Присяжные сочли неубедительными данные в пользу виновности Захарова.Это явилось следствием блестящей речи его адвоката Лаврского.
 Постановлениемсуда Варфоломей Стоян осужден на 12 лет каторжных работ, а Ананий Комов на 10лет. Николай Максимов приговорен к ссылке в исправительные арестантские отделениясроком на 2 года 8 месяцев. Прасковью Кучерову и Елену Шиллинг суд приговорилк 5 месяцам 10 дням тюрьмы. Сторож Федор Захаров был оправдан.
 В деле о похищении иконы остались неясности. Например, не удалось узнать, кто из преступниковпрятался в соборе и открыл внутреннюю дверь. Осталось неизвестным и то, кудапреступники спрятали бриллианты с похищенных икон. Во время поисков бриллиантыне нашли. Высказывались на суде и сомнения в факте уничтожения преступникамипохищенных чудотворных икон. Однако эти сомнения не были подтверждены сколько-либовесомыми аргументами. Большинство присутствующих, видимо, пришли к тому же выводу,что и выступавший в качестве обвинителя товарищ прокурора Казанской судебнойпалаты Покровский. «Как ни тяжело, как ни безотрадно, но надо признать, что иконы сожжены», – заявил он в обвинительной речи.
 Казанскоесвятотатство произошло за несколько месяцев до начала первой русской революции.Думается, что между этими событиями можно заметить духовную взаимосвязь. Делоо похищении чудотворной Казанской иконы стало одним из ярких свидетельств тяжелогогреховного состояния, в которое погружался русский народ, постепенно забывающийБога. Весьма характерный штрих личности Стояна можно подметить из показанийЖени Кучеровой. «Чайкин, — рассказывала девочка, — не признавал ни Бога, ни царя и говорил, что он сам царь; молиться Богу он мне не позволял, но я тихонькобегала в церкви». Именно такие люди, как Варфоломей Стоян, не признающий ни Бога, ни царя, нужны был для планов режиссеров революции. Выход из такого духовногосостояния может быть лишь один — осознание греха и глубокое покаяние. И всегдабыла и будет в этом скорой помощницей Пресвятая Владычица наша Богородица.

Г. Е. КОЛЫВАНОВ

 
Наш приход

«Сделаем восстановление старинной часовни народной стройкой!» — призыв верующих села Ключи

 Екатеринбург,23 июня, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».На прошлой неделе призыв православной общины селаНевьянское сделать восстановление старинной часовни в деревне Ключи народнойстройкой, опубликован на страницах районной газеты «Алапаевская искра». Как рассказаластароста прихода в честь РождестваПресвятой Богородицы, Мария Викторовна Переверзева, его активисты готовывозложить на себя нелегкие труды по сбору средств на восстановление часовни,нашлось бы только побольше жертвователей на строительные нужды. А затраты предстоятнемалые.

 
21 июля — день Казанской иконы Божией Матери

К престольному празднику прихода Казанской Иконы Божией Матери, жители Кальи получили в подарок… новый храм

 Екатеринбург,21 июля, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».К престольному празднику прихода в честь Казанской Иконы Божией Матери верующиежители рабочего поселка Калья,входящего в муниципальное образование городСевероуральск, получили своеобразный подарок — новый храм.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс