Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Выступление митрополита Кирилла на расширенном совещаниируководителей Центрального федерального округа.
Уважаемыечлены коллегии! Уважаемые братья архипастыри! Уважаемые участники конференции!
В наше времяутверждение о том, что религиозные убеждения влияют на развитие личности и определяютповедение человека во всех сферах его жизни, не вызывает никаких возражений.
Действительно, Церковь учит строить крепкую семью, честно и творчески трудиться,любить Отечество, уважать власть и закон, заботиться о слабых. Эти принципы,с точки зрения христианской системы ценностей, являются основополагающими для каждого человека.
Сегодня российскиегосударственные деятели, политики и все те люди, которым небезразлична судьбанашего Отечества, осознают необходимость твердой нравственной основы для формированияобщественных идеалов и создания цивилизованного общества.
Однако возникаетвопрос: не приведет ли широкое духовно-нравственное представительство в общественнойжизни различных вероисповеданий к опасности возникновения конкурентных отношенийили даже столкновений между различными религиозными общинами? Упоминаю о подобныхопасениях потому, что они возникают всякий раз, когда кто-то хочет ограничитьсоциальное служение Русской Православной Церкви.
Принцип религиознойсвободы, закрепленный в Законе о свободе совести и о религиозных объединениях,безусловно, важен и необходим. В то же время нужно отдавать себе отчет в том,что один-единственный принцип, как бы ни был прекрасен, не в состоянии отразитьвсе богатство, разнообразие и многосложность наличной действительности, а темболее заложенный в ней потенциал развития.
Помимо названного,существуют по меньшей мере еще два принципа, обращение к которым необходимов интересах нормального устроения религиозной жизни в нашей стране.
Первый принципподразумевает различение понятий «равенство» и «равноправие». Русская Церковьвыступает за равноправие различных религиозных организаций перед лицом закона.И если вдруг появится некая законодательная инициатива, ущемляющая законныеправа тех или иных религиозных групп, то наша Церковь, сама прошедшая в недавнемпрошлом через горнило гонений, первой выступит в защиту таких общин.
При этом,естественно, необходимо учитывать роль той или иной конфессии в современнойжизни государства и в его истории, в формировании духовно-нравственных ценностейобщества. Невозможно, к примеру, игнорировать то обстоятельство, что творческийвклад Большого театра и сельского клуба в культурную жизнь России будут a prioriразличны, хотя, как юридические лица, и Большой театр, и сельский клуб одинаковоравны перед законом. Ущемлять права малых творческих коллективов было бы, конечно,очевидной несправедливостью. И в то же время государственная власть имеет правои моральный долг оказывать поддержку тем коллективам, которые определяют культурныйуровень страны.
Православнымилюдьми считают себя около 80 процентов населения России. Православие — это религия,которая определяет нашу национальную идентичность, наше национальное самосознание.Поэтому, выступая в поддержку принципа свободы совести и равноправия религиозныхорганизаций, нельзя игнорировать реальный вклад Русской Православной Церквив духовную и интеллектуальную жизнь России и русского народа.
Сейчас сталомодным критиковать региональное законодательство, регулирующее правоотношенияв религиозной сфере, за его «дискриминационный» характер. Может быть, в немможно найти отдельные недостатки и противоречия с федеральной нормативной базой,но, на мой взгляд, именно регионы демонстрируют сегодня понимание того, что принцип религиозной свободы должен реализовываться в согласии с иными императиваминационального строительства, и что нарушение данного порядка вещей приводитк появлению экстремизма, национальной и религиозной напряженности.
Так, региональноезаконодательство свидетельствует о необходимости применения еще одного принципапри реализации идеи религиозной свободы на местах. Я имею в виду заботу о сохранениикультурной идентичности народов России. Ибо культурная идентичность — не пустойзвук. Через нее человек психологически связан с обществом и государством. Онавлияет на деятельность и саморазвитие личности. Религия является базовой составляющейкультур всех народов мира и определяет их цивилизационную самобытность. Именнопоэтому существуют понятия «христианская культура», «исламская культура», «буддийскаякультура» и так далее.
Во всех осознающихсвою культурную самобытность странах предпринимаются меры для сохранения традиций,в том числе религиозных. Например, в некоторых европейских городах практическиневозможно построить культовое сооружение, превышающее определенные размерыили диссонирующее с архитектурным стилем окружающих зданий. На мой взгляд, эторазумная мера, поскольку такой подход фактически поддерживает и охраняет чувстволюбви к Родине, ее истории и культуре.
Могу привестиконкретный пример: русская православная община Швейцарии обратилась к властямЦюриха за разрешением на строительство храма в традиции русского церковногозодчества. Городским властям было представлено несколько проектов, однако православныеполучили отказ с мотивировкой: «данная архитектура не соответствует культурно-историческойтрадиции города». И никакие апелляции к правам человека и сетования на дискриминациюрелигиозных меньшинств при таком подходе к вопросу были бы неуместны.
В последнеевремя мы наблюдаем дискуссии, которые вызвало в нашем обществе намерение Обществасознания Кришны возвести свой храмовой комплекс близ центра Москвы, на историческизначимом и памятном для русских людей месте. Это должен был быть храм, размерыкоторого далеко превзошли бы нынешние и будущие потребности маленькой кришнаитскойобщины Москвы: культовый комплекс высотой с 16-этажный дом по вместимости долженбыл сравниться с Храмом Христа Спасителя! Это строительство планировалось явно«на вырост» числа последователей этой экзотической для России религии. За счеткого должна будет увеличиваться община ее адептов? За счет православных, мусульман,буддистов… Данный проект нарушал не только религиозную свободу большинстваграждан, но и свидетельствовал о полном пренебрежении заботой о сохранении культурногои исторического облика Москвы. Полагаю, что не случайно идея гражданского противодействияамбициозным устремлениям кришнаитов получила отклик не только в среде активныхверующих, но в широких кругах рядовых горожан.
Подобныепроблемы, как правило, возникают у общества с религиозными организациями, имеющимииностранное происхождение. Чаще всего у них сравнительно небольшое число сторонников,но серьезная финансовая поддержка. Имеющиеся материальные средства и ресурсыпозволяют им вести миссионерскую и социальную деятельность, многократно превышающуюих фактический удельный вес в религиозной жизни страны или региона. Некоторыеиз подобных организаций под видом образовательной, медицинской, благотворительнойдеятельности занимаются откровенным прозелитизмом — «уловлением душ» наших сограждан,нередко социально неблагополучных, а также размыванием и искажением самобытнойкультуры России. Причем нередко действуют такие организации без какой бы то ни было государственной лицензии. Таким образом, требование соразмерности в подходе к действующим на территории России религиозным организациям и охраныкультурной идентичности нашего народа — это фактически требование справедливостипри реализации религиозных прав граждан и сохранения духовной, культурной и исторической самобытности нашего Отечества.
Наличие даннойпроблемы, конечно, не исключает сотрудничества с теми религиозными общинами,которые придерживаются схожего с Русской Церковью взгляда на принципы устроениясистемы межрелигиозных и межконфессиональных отношений в России. С 1998 годав нашей стране действует Межрелигиозный совет России, в который, наряду с РусскойПравославной Церковью, входят крупнейшие мусульманские, иудейские и буддийскиеорганизации. Кроме того, Русская Церковь открыта для осуществления совместныхпроектов культурной и социальной направленности. Примером подобного сотрудничестваявляется антинаркотическая акция «Поезд в будущее», проведенная в прошлом годусовместно с традиционными религиями России и некоторыми христианскими конфессиями.
Подводя итог,хотел бы еще раз подчеркнуть: принцип религиозной свободы не может и не долженбыть абсолютизирован в угоду неким абстрактным соображениям. Его необходимосочетать и с другими ценностными ориентациями, например, такими, как адекватностьмиссионерской и социальной активности удельному весу тех или иных религиозныхорганизаций и деятельное попечение о сохранении культурной самобытности России.Без этого в нашей стране сегодня нельзя построить мирные и эффективно работающиемежрелигиозные и межконфессиональные отношения.
20 июля 2004года Президент Российской Федерации В.В.
Трое сутокнескончаемым потоком шли паломники в Знаменский кафедральный собор Курска, чтобы приложиться к святым мощам преподобного Серафима Саровского. Километроваяочередь практически не уменьшалась ни днем, ни ночью.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.