Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №27 (300) → По воспоминаниям местных жителей можно составить книги о каждом из священников талицкой церкви за две сотни лет

По воспоминаниям местных жителей можно составить книги о каждом из священников талицкой церкви за две сотни лет

№27 (300) / 15 июля ‘04

Приходы Епархии отметили день Петра и Павла

 Екатеринбург,5 июля, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».По воспоминаниям местных жителей о священнослужителях талицкойПетро-Павловской церкви можно составить целую книгу по истории этого приходаза две сотни лет его существования.
 Это хорошопоказала прошедшая в городерайонная краеведческая конференция «Талица православная", в которойактивно участвовали жители города. Возьмем, для примера, воспоминания старожиловоб одном из священников храма, и сразу «увидим» интересного, неординарногочеловека, встречи с которыми навсегда запали в сердце людям.

Итак, протоиерейЛяпустин Василий Алексеевич.
 «Надосказать, что фамилия Ляпустиных принадлежит к одной из старейших и больших ветвейклана священников Урала. О кланах священства на Урале Ляпустиных, Рябухо-Плотниковыхписал еще незабвенный талицкий краевед Иван Константинович Черданцев. Так воти отец Василий Ляпустин выходец как раз из этого клана. В роду у него почтивсе были служителями церкви.
 Родился онв селе Катанское Богарянского района Челябинской области. Национальность — русский,образование — среднее духовное. Учился в Пермской духовной семинарии, кстати,вместе со знаменитым Павлом Петровичем Бажовым. Но они не были однокурсниками,просто учились в одно и то же время. Как знать, не пересекались ли их пути во время учебы, и в дальнейшем, после окончания ее?» (Сведения от КоростелеваГеннадия Викторовича, дружившего с сыном отца Василия, Всеволодом, и это онрассказывал о юности отца).
 По семейнымобстоятельствам Василий Алексеевич Ляпустин перевелся в Екатеринбургское Алексеевскоереальное училище, получил свидетельство на звание учителя. Был учителем церковно-приходскойшколы в деревне Часовой Свердловской области до 1910 года. В сан диакона посвященв 1917 году, то есть священником Василий Алексеевич стал в самое смутное для России время. Кстати, анкета служителя культа заполнена рукой самого батюшки.Имеется и послужной список, где в записи за номером пять читаем: «находитсяв заключении с 12 апреля 1935 года до 1 октября 1936 года». Отец Василийбыл арестован по приговору тройки НКВД, отправлен без суда и следствия в исправительно-трудовойлагерь Средмедстроя.
 Во временаиспытаний отец Василий встречал многих подвижников благочестия, истинных светильниковВеры Православной, пример которых и определил весь его дальнейший путь служенияБогу и Церкви. Недаром новомученик Российский, архиепископ Илларион (Троицкий)говорил, что заключение — бесценная школа добродетели. И как это бывает, Богне покинул отца Василия в годы невзгод. Выручил красивый, четкий, каллиграфическийпочерк — отец Василий работал во время заключения в главной бухгалтерии архивариусом.Освобожден на основании постановления ВЦИК-СССР.
 Но как говорится,обиды забываются, но шрамы остаются. На работу после заключения не брали, а семью кормить надо. Работал по трудовому найму, чтобы семья могла хоть как-нибудьсводить концы с концами. А ведь отцу Василию было уже пятьдесят лет, матушкеего, Таисье Николаевне — 48, было трое детей: сыновья Всеволод и Виктор и дочьНина. Когда работал по найму, часто ездил по храмам, ремонтировал их. Так судьбазанесла его в Талицу. Согласно анкете с 1947 года служил священником.
 До сих порсуществует обширная переписка Благочинного второго округа, протоиерея БогачеваВасилия Федоровича и секретаря епископа Свердловского и Курганского, протоиереяДимитрия Фествитянинова. Переписку эту за 1946–1953 годы можно читать часамикак самую увлекательную книгу. Все эти пожелтевшие от времени странички доносятдо нас дыхание полувековой давности. Все документы, входящие и исходящие, пронумерованырукой отца Василия, подшиты, сохранены. Даже одно это говорит о нем как о человекепорядка. Почти на каждом входящем документе надпись — исполнено. В папке имеютсяи письма благочинного как бы личного характера, из них видно, как отец благочинныйуважал протоиерея Василия Ляпустина, как ценил его.
 В мае 1951года умирает матушка Таисия Николаевна, о чем записано в книге регистрации смертейсобственноручно Василием Алексеевичем. Конечно, вдового священника не оставилиодин на один со своей бедой. Долгое время помогала ему по хозяйству КлавдияШабалина. А вот что вспоминает нынешняя таличанка, Глебова Галина Зиновьевна:«Моя мама, Елена Никитична Добрыгина, помогала батюшке. Как-то уехал онна требы, а мама купила рассаду помидорную, да и посадила ему. Так он впоследствиивсе маму хвалил, какие у него помидоры хорошие народились. Уж всегда в человекедоброе заметит и похвалит».
 Очень любили почитал отец Василий святого Иоанна Кронштадтского, часто повторял его слова:«Люби всякого человека, несмотря на его грехопадения. Грехи — грехами,а основа-то в человеке — одна — образ Божий». Многие из таличан помнятотца Василия, и если все воспоминания записать, толстая книга получится. Ведькаждый видел его своим, отличным от других, видением.
 Вот вспоминаетРаиса Яковлевна Моргачева, какой отец Василий был аккуратный, ведь тогда грязьбыла страшная, и он ходил в галошах. Придет в храм, снимет их, и в чистенькихботиночках. Аккуратист был во всем, даже в мелочах, и от сослуживцев того требовал.«Я вот помню, — рассказывает Раиса Яковлевна, — как батюшка отмечал свойдень Ангела. Пригласит прихожан к себе, усадит, как говорится, в передний угол,сам — скромненько в стороночке. Угостит всех, посидят, а как станут прощаться,всех подарками одарит».
 Из воспоминанийГалины Андреевны Овчинниковой, в девичестве Чирко: «Маленькая тогда я была,а помню, ездил батюшка на лошадке, у него карета была такая настоящая, крытая.С нами, детьми, был ласков и приветлив. Помню, купили мне часики детские, я их надела на руку и руку выставляю, чтобы все видели. А дело в храме было, и вдруг идет отец Василий, улыбнулся и предложил поменяться часами. Достает красивыекарманные часы, сам смеется. Я, конечно, устыдилась, что хвастаю, убежала. Душевныйон был. Я вот всю жизнь жду такого батюшку, как отец Василий, да что-то не встречала».
 ПродолжаетРаиса Яковлевна Моргачева. «Какой хозяин был. Тогда ведь все так строгобыло, кругом грязь, а чтобы тротуар проложить, разрешение надо спросить. К церквиведь государство относилось отрицательно, даже свет провести в церковь большаяпроблема была. Достать стройматериалы, провести ремонт — все надо было ходить,просить, изыскивать. Ведь он до 85 лет служил, и всем этим занимался до последнегодня».
 А теперьпознакомимся с характеристикой, данной отцу Василию правящим архиереем Товией:«Это был высокодуховный пастырь, ответственно и благоговейно относящийсяк своим обязанностям, пользующийся доверием и любовью своей паствы». И ко дню Святой Пасхи в марте 1953 года Василий Алексеевич был удостоен наградыСвятейшего Патриарха Алексия I — награжден палицей. Много наград ожидало ещеВасилия Ляпустина, но эту он считал самой дорогой.
 Отец Василийпочил в Бозе 26 апреля 1976 года, в возрасте 91 год. Служил почти до самой смерти,был уже стар и сед, очень болели ноги — но ходил и служил в валенках. На предложениеотдохнуть, отвечал со смирением: послужу еще Господу, и даст Бог, умру в церкви.
 «Похороныотца Василия хорошо помню, — рассказывает прихожанка Петро-Павловского храмаГлебова Галина Зиновьевна. — Я продавцом работала в магазине на улице Калинина,вышла как-то на обед, а весна была, и слышу — поют. Да так слаженно, стройно,но печально. Потом вижу: в гору поднимается много народу, все в черном, и поют.Меня более всего поразило, что все в черном и поют. А это хоронили любимогобатюшку талицкие православные».
 Православныйкраевед и библиотекарь приходской библиотеки Тамара Петровна Долгушина, записаласо слов своей матери Кузнецовой Александры Васильевны такие воспоминания о похоронахотца Василия. «Однажды, в Родительский день, после того, как мы побывалина наших родных могилах, мама повела меня еще к одной могиле и строго так сказала:«Меня не будет, всегда сюда приходи, здесь покоится батюшка Василий Алексеевич.Запомни эту могилку». Ну я и запомнила, теперь каждый год прихожу к батюшке,а потом уж к своим, и докладываю маме, как будто она может услышать: мол, попроведовалапоследний приют отца Василия. А теперь пора и мне дочерям передать это материнскоеблагословение.
 А вот ещевоспоминания одной таличанки о своей встрече с отцом Василием. «Когда мнебыло лет 7–8, с дедом моим, Кузнецовым Василием Николаевичем пошли мы на покос,который находился довольно далеко, за Широковской дорогой. Идем мимо храма,дед картуз снимает, молится. Молюсь и я, пристально разглядывая надвратную икону,и кажется мне, что Боженька смотрит только на меня, радуется вместе со мнойлету и солнцу. Идем дальше, и на горячей от жары дороге за Ургинским прудомвстречаем удивительного старичка. У него белые-белые волосы, длинное, до полу,платье и ласковые голубые глаза за прозрачными стеклышками очков. Дед, вновьсняв картуз, встает на колени, а старичок кладет маленькую сухонькую руку на седые кудряшки деда и что-то говорит ему. Поднявшись, дед подталкивает и меняк нему. Не удержавшись, я падаю и вдыхаю в себя запах цветов и пыли, исходящийот старенького подрясника. Думаю, если это Боженька с иконы, что над воротамицеркви, то почему у него такие блестящие красивые галоши. А он, отец Василий,улыбнувшись, поднял меня и спросил:
 - Ну что,радость моя, ты поди уж и буквы знаешь?
 - А как же,— отвечаю я, — я и читать умею.
 - Так приходичаще в церковь, и будем мы с тобою читать самую главную на свете книгу.
 - Да нельзямне, а то меня в школу не запишут, браниться будут.
 Печальноулыбнувшись, старичок наклонился ко мне, шепнул в самое ухо: «А ты всеравно приходи, в церкви тебя всегда ждать будут». И пошел, сухонький, прямой,легкий. А дед, взяв меня за руку, сказал: «Благословил тебя батюшка, на всю жизнь помни это». И долго мы с ним еще шли и разговаривали о том, о чем говорить могут только старый да малый.
 Давно уж нет той маленькой девочки, а моя взрослая, такая трудная жизнь, привела-такименя в храм. И что удивительно, меня там, действительно, ждали».
 А еще отецВасилий писал стихи. Одно его стихотворение любезно предоставила вниманию нынешнихжителей города Талицы, нынешних прихожан Петро-Павловского храма, Нина НиколаевнаСтарцева. Бесхитростное стихотворение, а за душу берет.

 Крест

Крест тяжелый, крест тяжелый,
Нету сил его поднять,
А нести его-то надо,
В нем Господня благодать.
Крест тяжелый, путь далекий,
Кто поможет донести.
Укрепи меня, Спаситель,
Здесь, на жизненном пути.
Крест тяжелый, крест тяжелый,
Сам Господь его поднял,
Нес он с трудностью великой,
Посреди пути упал.
А как упал с крестом Спаситель,
Никто руки и не подал.
И Отец его Небесный
Человека в помощь дал,
И Симеон земледелец
Крест у Господа поднял.
Шаг за шагом шел Спаситель,
Путь свой кровью уливал.
Если раб ты будешь верный,
Должен крест и ты нести,
Орошая путь слезами,
Вслед за Господом идти.
Так неси свой крест смиренно
И на долю не ропщи,
Лишь терпенья и спасенья-
Их у Господа проси.
И Царицу Мать Господню
К себе в помощь призывай,
Помогать тебе Она будет,
Только ты не унывай.
Тогда ангел твой — хранитель
С тобой рядышком пойдет,
Крест нести тебе поможет,
И всему конец придет.

 
Наш приход

В Сысерти прошел Крестный ход к месту бывшей Никольской часовни и Поклонному Кресту на Бессоновой горе

 Екатеринбург,21 мая, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». В праздник святителя НиколаяЧудотворца жители Сысерти станут участниками Крестного хода к ПоклонномуКресту на гору — самую высокую точку Сысерти, где когда-то стояла стариннаяНикольская часовня. Крестный ход с иконой святителя Николая Чудотворца пройдетот врат храма во имя СимеонаБогоприимца и Анны Пророчицы. Как рассказаламатушка Татиана Костарева, самая высокая гора Сысерти когда-то называлась Караульной.На ней денно и нощно находились дозоры, охранявшие Сысерть от набегов конныхбашкир. В средние века, вплоть до конца 17-го века, существовал у них в обычайустраивать набеги на соседей для увода скота.

 
Приходы Епархии отметили день Петра и Павла

В день Петра и Павла началась роспись купола в алапаевском монастыре во имя Новомучеников Российских

 Екатеринбург,14 июля, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».Первые мазки на купольной фреске с ликом Христа Спасителя появились в алапаевскоммонастыре во имя Новомучеников Российских в большой православный праздник— день памяти святыхпервоверховных апостолов Петра и Павла.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс