Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №24 (297) → Иконы плачут в назиданье

Иконы плачут в назиданье

№24 (297) / 22 июня ‘04

Епархия

«Спасительнее предположить, что иконы плачут от множества грехов и нестроений. Ведь сказано: «Где умножился грех, там преизобиловала благодать», пишет в своей книге «Знамения Божии от святых икон» А.

М. Любомудров. Так или иначе мы являемся свидетелями потрясающего чуда – повсеместных знамений от икон.
Этот период длится уже 10 лет, когда чудесным образом обретаются иконы, обновляются без посторонней помощи, мироточат. И, прежде всего – это именно мироточения и плач икон. Лабораторные исследования влаги, взятой с одной из плачущих икон, установили, что «это самые настоящие слезы». Причем происходят эти чудеса не только в храмах и монастырях, но и в домах простых людей, в учреждениях.
Почти год назад, в день открытия Храма-на-Крови, областной краеведческий музей стал таким местом паломничества десятков, сотен православных людей, духовенства, простых граждан. Причиной тому явилось мироточение иконы Божией Матери «Иверская». Она находилась в экспозиции зала уральской иконы, открывшейся накануне и получившей благословение архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия.
В тот день, 19 июля 2003 года, в литературной гостиной музея состоялись литературные чтения «Последний царь». Заведующая отделом научно-просветительской работы Ольга Михайловна Голова вспоминает, что это был уже поздний вечер, когда последние гости собирались домой. Ольга Михайловна первая почувствовала благоухание в иконном зале. Увидев источник мироточения – Иверскую икону Божией Матери – поспешила поделиться радостью с теми, кто еще задержался в музее. Заслуженная артистка России Тамара Воронина, Мария Сухорукова – автор книги «Ангелы» о Царской Семье, хор Сергея Цивилева и небольшая группа паломников, приехавших на открытие храма в Екатеринбург, явились свидетелями мироточения иконы. Со среднего пальца Богородицы струилось миро. Все они были поражены до глубины души знаком свыше, помолились святыне. Сообщили об этом в Свято-Троицкий Кафедральный собор отцу Максиму.
Наутро в иконный зал притекло множество православных молитвенников. Был отслужен молебен по полному чину. Смотритель рассказывала: «Такого стечения посетителей в музее еще не было. Их было больше сотни, и все молились. Долго, даже на коленях, совершая земные поклоны. Тогда этот поток в музей верующих длился еще несколько дней, пока не закончились Царские дни. Но что было потом…
Казалось бы, чудо мироточения должно было вдохновить на новые проекты сотрудников музея — людей и воцерковленных, и светских. Убедить в правильности исполненного проекта по открытию зала уральской иконы, когда, наконец, из запасников были подняты на свет Божий уникальные произведения искусства уральской иконописной школы. Событие получило неоднозначную реакцию со стороны руководства музея, различных электронных и печатных СМИ.
Более всех постаралась «Вечерка», поместив 25 июля статью Косатых «Цена искусства афонских мастеров». В ней автор привел интервью зам. директора краеведческого музея с претензиями к самой святыне: «Мне одно непонятно, если икона решила замироточить, заявить о себе, почему она не сделала этого днем, когда здесь были бы случайные посетители. Нет же, это происходит в нерабочее время…». Дерзну предположить, что экспонируемые произведения не были ознакомлены с расписанием работы музея. А если серьезно…
Знаток иконописного искусства Л.А. Успенский говорит: «Чудеса бывают по милосердию Божию и в нарушение церковных канонов. Но чудо, по самому определению своему, не может быть нормой: тем как раз оно и чудо, что выходит из нормы». Скоро в иконном зале замироточила икона Николая Чудотворца в медном окладе. Местный знаток – научный сотрудник музея – в этой статье приводит свои умозаключения: «Если бы иконы источали миро, в ультрафиолете это масло проявилось бы…Медь вообще не может источать миро. Что касается благоухания, то, по всей видимости, это аромат очень дорогого парфюма». Ученый муж в интервью усомнился в психическом здравии артистки, приложившейся к мироточивой иконе.
Я сделала то же самое, навестив святыню несколькими днями позже. Она еще благоухала! Будь я хранителем музея, в такой момент и у меня не сработало бы правило «К экспонатам не прикасаться!». Такой предмет в экспозиции перестает быть простым экспонатом. И мы не вправе запрещать посетителям иконного зала отвешивать поясные поклоны перед иконами. Теперь они всеобщее достояние.
Когда впервые шла на эту выставку, то подумала вот о чем: плач икон был закономерен. Ведь по соседству располагалась выставка восковых уродцев – биологических мутантов. Просто ком подкатил к горлу от такого некорректного по моральным и этическим соображениям экспонирования. Все же мухи и котлеты должны предлагаться отдельно.
Тогда, в статье, досталось Ольге Михайловне, человеку глубоко православному: «Сотрудница музея тайно приводит в зал экспозиции группу верующих, нарушает все правила». Да кто бы не поделился такой радостью! Ей даже пригрозили увольнением «за допущенные нарушения и непрофессиональное поведение» и предупредили о неполном (?) служебном соответствии. Позже ее принял и утешил сам архиепископ Викентий, попросив перетерпеть хулу и гонения – Бог рассудит.
В той же публикации была подвергнута сомнению порядочность посетителей: «…в этом зале находятся ценности не на одну сотню миллионов долларов». (Как можно было оценивать русские иконы в долларовом эквиваленте!). Кстати, в музее «Невьянская икона», где точно знают цену своим раритетам, к посетителям относятся более лояльно. Мне рассказывали, что там люди часами сидят на скамье посреди иконного зала, размышляют, молятся, разговаривают с образами, лечат уставшую душу. Есть даже постоянные посетители, которые к иконе Казанской Божией Матери прикладывают больные руки и получают исцеление. Не в этом ли миссия подобных музейных собраний?
Впрочем, среди прошлогоднего шума вокруг зала уральской иконы не нашлось места для вдумчивого размышления о ценности иконописного наследия Урала. Нина Александровна Гончарова, Заслуженный работник культуры России, один из организаторов этого зала, рассказывает: «Экспозиция зала представлена рукописными и старопечатными книгами, живописными, резными и литыми иконами, бытовавшими на Урале в ХVIII – ХХ веках. В художественном наследии Урала своеобразную энциклопедию жизни и духовной культуры ушедших веков составляют иконопись и прикладное искусство культового характера.
Отмечу, что эта область творчества получила развитие в нашем крае с конца XVII столетия. Сформировавшись на стыке разнообразных стилевых течений, привнесенных переселявшимися на уральскую землю русскими людьми из самых разных регионов, она долгое время развивалась как одна из ветвей сибирской культуры. В последующем приобретая все более обособленные черты, характерные уже для культуры горнозаводского Урала».
В экспозиции представлены иконы, бытовавшие в Никольской единоверческой церкви Невьянского завода. Икона Божией Матери в шитом окладе «Знамение» была приобретена музеем из частного собрания Баталова в семье жителей Невьянского завода в 1972 году. В этой работе использованы ткань, бисер, стекло, стеклярус, перламутр, камни, – красота необыкновенная! То же скажет любой и о иконе Богородицы «Тихвинской» в киоте с золоченой резной рамой.
Благодаря богатой иконной коллекции можно составить представление о различных иконописных школах. Так икона «Собор Архистратига Михаила» — чудо Архангела Михаила, попирающего диавола, 1848 года, принадлежит кисти П.А. Карманова (так называемой кармановской иконописной школе). Икона «Спас Нерукотворный» относится к первой половине XIX века и принадлежит кругу иконописцев Богатыревых. Икону «Архидиакон Стефан» — северная дверь жертвенников в иконостасе, второй четверти XIX века, – искусствоведы относят к кругу иконописцев Чернобровиных. Икону «Избранные святые: Архангел Гавриил и мученица Евгения» с чудным пейзажем на заднем фоне в 1858 году написал иконописец И.П. Чернобровин. Она была приобретена в экспедиции музея по Невьянскому району в 1989 году. Икона «Спас Вседержитель» на престоле, с припадающим Сергием Радонежским и Макарием Желтоводским и Унженским, – 1810 года. Она была написана также в Невьянске. Поступила в фонды краеведческого музея через райфинотдел областного центра в 1974 году.
Прежде чем иконы во всем благолепии предстанут перед посетителями, над ними долго и кропотливо трудятся реставраторы. Иконы из праздничного чина, между 1838 и 1840 гг. происхождения, укрепляли, раскрывали и тонировали 4 года реставраторы В.А. Поляков и А.А. Белкин. Последнему мастеру хватило на два года работы (с 1993 по 1995 гг.), – таково было состояние иконы «Троица Ветхозаветная в бытии». На иконе Архистратига Михаила ему удалось сделать лишь фрагментарное раскрытие. Реставратор Т.А. Гордиенко в 2000 году подготовила к экспозиции икону «Собор 16-ти Богородичных икон» с четырьмя врезками.
Домовый иконостас (икона с пятью врезными литыми вставками) бытовала в семье шадринских старообрядцев в 1923 году. Складень трехстворчатый появился в нашем областном музее из кунгурского краеведческого музея. Любопытно происхождение иконы «Христофор с песьей головой». В музей она попала из фондов Уральского антирелигиозного музея. Многие иконы остались от уральских заводчиков и купцов. Из усадьбы купцов Расторгуева и Харитонова сохранилась великолепная икона «Акафист Богоматери» (в среднике «Богоматерь Взыграние младенца» с двадцатью клеймами акафиста на тексты кондаков и икосов). Для домовой молельни она была написана 1810/18 гг.
В Туринском районе музейщики раздобыли щепную икону XIX века Николая Чудотворца. Редкая круглая икона (иначе – тондо) – «Единородный сыне». К церковному модерну искусствоведы относят икону «Иоанн, митрополит Тобольский» с изысканной вязью по золоченому фону. Нина Александровна рассказала, что как раз на рубеже XIX-XX веков появился неовизантийский стиль, который получает готическую разработку в написании нимбов, полей. Она поступила в музей Уральского общества любителей естествознания в 20-е гг.
Знатоков иконописной живописи восхищают иконы нашего уральского святого праведного Симеона Верхотурского. Он также есть в этой коллекции на листе металла. На этой иконе святой Симеон изображен вместе с Николаем Чудотворцем и Серафимом Саровским. Эту икону специалисты относят к началу XX века, а пришла она к нам из Оренбургской губернии. Одна из икон Серафима Саровского написана в виде портрета. Скорее всего прижизненного. Его подвиги ценились народом так, что они изобразили святого с жемчужным нимбом, несмотря на его крайний аскетизм и задолго до канонизации.
И, наконец, самая красивая и знаковая икона этого зала – Иверская икона Божией Матери. Она работы афонских мастеров 1895 года. Это ее список. Первый список с чудотворной иконы, принесенный в Москву с Афона, датируется 1648 годом. Великая святыня находится в Иверском монастыре на Святой горе Афон. Приплыла она туда по волнам морским и сопровождаема была огненным столпом. По морю ее пустила благочестивая вдова, дабы уберечь святыню от воинов, посланных уничтожить иконы. Когда они обнаружили у женщины икону, один из воинов ударил по ней копьем, и из пораженного места потекла настоящая кровь.
Помимо икон различного чина, различных школ, времен, здесь можно увидеть многочисленные иконные оклады из латуни, серебра, с чеканкой, с золочением, с резьбой и камнями. Здесь хранятся формы для тиражирования литых икон, накладные медальоны, надвратные иконы, кресты. Крест из зонального дымчатого хрусталя с включениями гетита в оправе из серебра был выполнен искусными мастерами еще в 1854 году. Литой киотный крест с фигурами архангелов, оформлен в доску. Тогда, в XVIII веке, для этого мастеру понадобились, кроме дерева, медный сплав, басма, секреты золочения и серебрения. Бытовали у православного люда уральского кресты тельные, наперсные, киотные, напрестольные, закладные (врезанные в брус плотины Билимбаевского завода в XVIII веке).
Экспозиция иконного зала также дает представление о том, с помощью каких инструментов изготавливались иконы. В комплексе предметов из личного фонда Трофимия Васильевича и Николая Трофимича Филатовых, старообрядцев, потомственных иконописцев из Старо-Уткинского завода: кисть беличья, заготовка для складня, подмалевок иконной прориси, письма от заказчиков, фото. Эти предметы были переданы в дар музею «на помин души» дочерью Н.Т. Филатова – В. Орловой. Сохранилась и книжечка сусального червонного золота, где каждый листочек проложен рисовой или папиросной бумагой. В ней 60 листиков золота Смирнова, московского заводчика. Род иконописцев Романовых представлен в экспозиции инструментами для золочения предметов: кисть, щетина, зубки и лопаточки из сердолика и агата, полетка для олифы. Такой дар музею екатеринбургские позолотчики сделали в 1957 году.
Несколько раз посещала этот зал в краеведческом музее и всякий раз наблюдала там очень серьезно интересующихся иконописным наследием людей. Массу ответов, даже консультаций приходится давать Н.А. Гончаровой таким посетителям. Это и студенты, и журналисты, и краеведы, и искусствоведы. Привалова Ю.Я. специально приехала сюда за этими знаниями из Невьянска:
– Книга «Невьянская икона» давно стала для меня настольной, но очень хотелось посмотреть живьем такую коллекцию, подлинники. Они раскрывают один из наибольших пластов крестьянской жизни уральцев. Для меня она важна с культурологической точки зрения. Я неверующая, иконой стала заниматься случайно, но это захватывает…
Стоит посмотреть это великолепие! Ведь это собрание уникальных произведений, каждый из которых бесценен. В этих иконах — жизнь наших предков, дыхание веков. В иконном зале дышится легко.

Наталья Рукавичникова

 
Епархия

Епархиальная телестудия готовит 10-серийный документальный фильм, рассказывающий об архиереях и событиях, происходивших в духовной жизни Урала за более чем вековую историю

Екатеринбург, 17 июня, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». К 120-летию Екатеринбургской Епархии, епархиальная телестудия готовит серию документальных фильмов, рассказывающих об архиереях, возглавлявших уральскую паству, и событиях, происходивших в духовной жизни Урала за более чем вековую историю.

 
Епархия

60 га пригородных земель станут совместным хозяйством Епархии и сельхозакадемии

Екатеринбург, 19 мая, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Недавно состоялась встреча архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия с ректором Уральской государственной сельхозакадемии Александром Николаевичем Семиным.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс