Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №22 (295) → Неутомимые архивные поиски священника помогли полностью восстановить историю церкви села Большие Брусяны

Неутомимые архивные поиски священника помогли полностью восстановить историю церкви села Большие Брусяны

№22 (295) / 8 июня ‘04

Наш приход

 Екатеринбург,19 мая, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Неутомимыеархивные поиски, которые на протяжении длительного времени вел настоятель храмав честь Вознесения Господня села Большие Брусяны Белоярского района, иерейИоанн Лозовой, позволили полностью восстановить историю сельской церкви.
 Таким вотсобытием отмечает старинный сельский храм свой престольный праздник.

Все богомольцы,пришедшие на праздничное богослужение, будут иметь возможность познакомитьсяс уникальными документами, архивными справками, датированными разными годамидевятнадцатого и двадцатого столетия. История служения храма продолжается и в новом, 21 веке.
 А началасьона с деревянной часовни, которая была построена в селе Брусяны еще в началеХVШ столетия.
 В 1722 годуархиепископ Тобольский Антоний освятил в Брусянах храм в честь Вознесения Господня.Первая сельская церковь была деревянной, строилась на средства прихожан. К началудевятнадцатого столетия здание, сложенное из круглых бревен и обшитое тесом,значительно обветшало. Но в нем все еще проводились богослужения и имелась всянеобходимая для этого утварь: серебряные и оловянные священные сосуды, Евангелияв медных окладах, инкрустированные финифтью, серебряные и медные напрестольныекресты. Образа украшали медные и позолоченные ризы. На церковной звоннице находилосьшесть колоколов, общим весом 62 пуда 10 фунтов.
 Не позднее1809 года в Больших Брусянах (тогда еще — Брусянской слободе) началось строительствокаменного храма. В 1809 году новая постройка была возведена уже выше уровняокон, а в 1819 году в новой церкви был освящен придел в честь Вознесения Господня.Через пять лет, в 1824 году, освятили еще один придел, с южной стороны, во имяСимеона Богоприимца и Анны Пророчицы.
 В 1838 годубыла заново переложена колокольня Вознесенского храма и отремонтирован южныйпридел, к которому пристроили помещение для ризницы и церковных сторожей. Всеработы проводились на средства крестьянина Симеона Расковалова. Этот благотворитель,а затем и его сын Николай выделили немало средств для закупки ценной церковнойутвари, облачений, колоколов. Южный, Симеоно-Аннинский придел Брусянской церквибыл вновь освящен в 1840 году.
 По духовномузавещанию Николая Расковалова в 1858 году началось строительство новой каменнойцерковной ограды, которое и завершилось в 1861 году. Было возведено капитальноесооружение из камня с мраморными столбами и металлическими решетками.
 В 1865–67годах Вознесенская церковь снова перестраивалась. Усилиями местного священникаМ.Смышляева и стараниями прихожан холодный придел был соединен аркой с теплым,и храм стал отапливаться весь. В 1873 году храм был «обновлен» и снаружи.
 В конце ХIХвека сильно обветшала колокольня церкви, земский техник признал ее неустойчивой,и по распоряжению начальства возле храма устроили временную звонницу на восьмидеревянных столбах.
 В составприхода Вознесенской церкви Больших Брусян в 1915 году входили деревня Гилева,Чернобровкина и Колюткина. Прихожан насчитывалось 4 228 человек. В приходе имелосьтри часовни. Одна из них, Симеоновская, находилась на кладбище села, она быладеревянная, построена в 1808 году из стен стоявшего там издавна храма. Другаябыла в деревне Чернобровкиной, деревянная, с колокольней и оградой, освященнаяв 1830 году во имя святого Модеста Иерусалимского. Третья часовня, тоже деревянная,с колокольней, освященная во имя Симеона Верхотурского, располагалась в деревнеКолюткиной.
 В деревнеГилевой около 1895 года открылась церковно-приходская школа грамоты, котораясодержалась объединенными усилиями как церкви, так и прихожан. В деревне Колюткинойработала «домашняя» школа, содержавшаяся на деньги родителей учеников.Закон Божий в этой школе преподавал священник из Большебрусянской Вознесенскойцеркви.
 В собственностицеркви имелось 600 квадратных саженей усадебной земли (под церковным домом),пять десятин дарственной пахотной земли, 25 десятин сенокоса (без планов и межевыхкниг); деревянный дом для священника, крытый железом, со службами; два корпусадеревянных лавок.
 В 1910 годув Больших Брусянах начали строить новый каменный храм, но работы по его возведениюзатянулись на длительный срок. После революции 1917 года государство началогонение на религию. В начале двадцатых годов многие культовые здания были национализированы,во всех храмах проводились конфискации церковных ценностей. По акту от 30 мая1922 года из Вознесенской церкви было изъято 1 пуд 3 фунта серебра.
 В 1924 годуобщина Вознесенского храма предприняла попытку завершить строительство новогохрама, начатое еще в 1910 году. У здания были выстроены стены, но отсутствовалисводы и крыша. Президиум Белоярского райисполкома постановлением от 26 августа1924 года отказал верующим в этой их просьбе. Здание намеревались использовать«для общественных и культурных целей». Дальнейшие ходатайства общиныоказались тоже безрезультатными. Власти заявили, что признают недопустимой «передачучастной организации принадлежащих государству материалов, каковыми следует рассматриватьначатую постройку». Жители Больших Брусян и близлежащих деревень направлялизаявления и жалобы во ВЦИК, в Москву, но 30 марта 1927 года получили окончательныйотрицательный ответ. Незавершенный храм было предложено разобрать и использоватьматериал для постройки амбулатории.
 В 1929 годупроводилась большая кампания по закрытию церкви в селе. Устраивались собраниятрудящихся, на которых принимались соответствующие решения. Была проведена проверкатехнического состояния здания храма и составлено заключение о его ветхости и непригодности к дальнейшей эксплуатации. 22 февраля 1930 года Свердловский окружнойисполнительный комитет принял постановление о закрытии церкви в селе БольшийБрусяны, предложив Баженовскому райисполкому «приступить к ликвидации культовогоимущества».
 Община Вознесенскойцеркви обращалась в различные инстанции с просьбой разрешить отремонтироватьхрам и продолжать службы, и 31 декабря 1930 года Уральский облисполком своимпостановлением здание вернули верующим.
 Дата окончательногозакрытия Вознесенской церкви в селе Большие Брусяны по архивным источникам не прослеживается.
 По сохранившимсяв архиве клировым ведомостям, можно выявить определенные сведения о некоторыхсвященниках, служивших в церкви Вознесения Господня. Большинство из них быливыпускниками Пермской духовной семинарии. Это Иоанн Словцов, Николай Поспелов,Ефграф Арефьев. Многие из клира были отмечены различными наградами и знакамиотличия, совмещали свою духовную деятельность с миссионерско-просветительскойи духовно-попечительской работой.
 Так ГавриилСмородинцев, прослуживший на приходе около двадцати лет, был награжден наперстнымкрестом. Митрофан Смышляев был председателем Попечительства о нищих и убогих,безвоздмездно преподавал в женском и мужском училищах. Он награжден набедренником,ему объявлена благодарность епархиального начальства и благословение СвященногоСинода. Николай Дягилев, служивший с 1878 года, был законоучителем двух земскихшкол, награжден скуфьей, за деятельность в должности законоучителя премированот земства.
 ДимитрийМаргаритов окончил Рязанскую духовную семинарию, но проявил себя на уральскойземле. Он был законоучителем Брусянской народной школы, награжден сначала набедренникоми скуфьей, позднее — камилавкой. Отец Димитрий также заведовал церковно-приходскойшколой в деревне Гилевой и домашней школой грамоты в деревне Колюткиной.
 ГригорийЛюбомудров, последний из священников дореволюционной поры, после окончания Пермскойдуховной семинарии был рукоположен во священники в 1890 году, награжден скуфьейи камилавкой. Начал служение на приходе не позднее 1904 года, окончил не ранее1915 года.

 
Наш приход

В краснотурьинском Свято-Пантелеимоновском женском монастыре будет строиться новый храм

 Екатеринбург,19 мая, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». ПравящийАрхиерей Екатеринбургской епархии, Владыка Викентий благословил строительствов краснотурьинском Свято-Пантелеимоновском женском монастыре нового храма.

 
Наш приход

В Свято-Пателеимоновском женском монастыре будет открыт дом для приема паломников

 Екатеринбург,19 мая, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». В Свято-Пантелеимоновском женскоммонастыре в скором будущем откроют дом для приема паломников. Как рассказаланастоятельница женской обителиматушка Екатерина, на территории монастыря есть небольшое помещение, в которомсестры и решили оборудовать монастырскую гостиницу. Проведенное обследованиепоказало, что строение находится в неплохом состоянии — требуется только подвестиего под фундамент.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс