Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
СвятойИустин, память коего ныне, один из ученейших философов второго столетия по РождествеХристовом, родился в самарийском городе Сихеме. Иустин с ранних лет пристрастилсяк науке; он посещал лучшие школы, учился у знаменитейших философов и, наконец,пришел к убеждению, что только в слове Божием заключается истина, что лишь вероюдуша человека может обрести покой, истинное просвещение и спасение.
Увероваввсем сердцем и приняв святое крещение, Иустин стал усердно проповедовать словоБожие. В это время императором римским был Антонин, прозванный Кротким. Он преследовалхристиан, но не из ненависти к учению их, а потому, что верил клеветам, которыевозводили на них. Тогда Иустин написал апологию, или рассуждение, в защиту христианскойверы. В этом сочинении, которое он подал самому императору, он опровергал ложныетолки и обвинения на христиан, объяснял сущность их учения и описывал их образжизни. Его слова сильно подействовали на императора, который велел прекратитьгонения.
Вскоре послеэтого святой Иустин оставил Рим и прибыл в него уже во время царствования другогоимператора (Марка Аврелия Антонина), известного под именем философа. Это былодин из лучших императоров, когда-либо правящих Римом. Он держался высоких правилдобродетели, твердости духа; а между тем жестоко преследовал христиан, не понимаяих веры и считая их врагами государства. Беспрестанно совершались жестокие казни.Предавались смерти люди, которые даже в глазах язычников не имели иной вины,кроме той, что были христиане. Иустин написал вторую апологию, или рассуждение,в защиту христиан. В этой апологии он доказывал, как несправедливо предаватьказни людей, не совершивших никакого преступления. Но это осталось без действия.Гонение свирепствовало с прежней силой, и вскоре Иустин сам подвергся однойучасти с теми, которых так горячо и безбоязненно защищал (около 166 г. по Р.Х.)
Святой мученикИустин Философ, собственным опытом узнавший суетность всех земных знаний без света Христова учения, научает нас, братия, тому, что истинное просвещение возможнотолько в христианстве.
Увлекаясьпристрастием к современности, многие думают, что мы обязаны улучшением по разнымчастям общественной жизни и деятельности естественному ходу вещей. «Таков векнаш, век пробуждения идей, век движения вперед, век просвещения», — говорят.Но это неправда. Истинное стремление к совершенству, всегда к лучшему и лучшему,может быть только там, где указан для него путь и средства существом совершеннейшим,самим Творцом нашим, — Самим Богом, т.е. в христианской религии. Такой путьи указан Господом нашим Иисусом Христом в Его святом учении, в святой христианскойвере. Будите совершени, якоже Отец ваш небесный совершен есть (Мф. 5,48), — сказал Господь, и дал средства к достижению совершенства, и умственного,и нравственного. Кто не идет путем Христовым, кто не пользуется Его руководством,тот не идет вперед — к лучшему, но отступает назад — к худшему. Так ли это в самом деле?
Удостоверитьсяне трудно опытом. Обращая внимание на просвещение, на образование, легко можновидеть, что оно мало озаряет умы наши и не приносит благих плодов для жизни,если не станет следовать за божественным светом Христовым, который светит в Церкви Его.
Нужно лидоказывать, что просвещение естественное, до явления Иисуса Христа бывшее, на самой высшей степени своего развития слишком бедно и не разъясняет самых существенных,самых важных для нас вопросов? Вместо всяких доказательств приведем слова одногоиз образованнейших мужей своего времени, святого Климента Римского, которыйпрекрасно описывает состояние духа человеческого, ищущего просвещения однимисобственными усилиями. «От ранней юности, — говорит он, — приходил я в недоумение:буду ли я чем-либо по смерти? Неужели тогда ничто уже не напомнит обо мне, и бесконечное время все приведет к забвению? Когда сотворен этот мир? Что будетпо окончании мира? В ответ на такие и подобные мысли я ничего не знал, хотяпостоянно об этом думал. Я обратился к школам философским, чтобы найти в нихнадежное познание, но не нашел там ничего, кроме построения и ниспроверженияучений различных мыслителей, — не обрел ничего более для себя, кроме головокружения,и вздохнул из глубины души моей. Я не нашел ничего верного, я не имел даже твердогопонятия о том, что такое добро и богопочтение, я не знал, смертен ли мой духили бессмертен, я не знал, где найти твердое учение, на какой мысли успокоиться».Находясь в таком состоянии, кружась около истины, Климент услышал весть, что в Палестине явился Сын Божий, отправился туда, там узнал Евангелие и обрел покойдля своего духа. Из этого примера не ясно ли, что сам по себе человек столь же мало видит истину, сколько блуждающий во мраке ночи — вещественные предметы?
Но мы воспиталисьв лоне христианства, наш разум возрос и возмужал под руководством веры, — и потому, сроднившись с нею, многие легко забывают, чем мы ей обязаны, и хвалятсятем, что получили, как будто своей родовой собственностью. Это, однако ж, не столько еще предосудительно, как самонадеянное желание многих светить собственнымсветом при свете христианства, и считать его, если не вовсе не нужным, то безразличнымсредством к истинному образованию. Таков нынешний индифферентизм, к несчастью,проникающий и к нам. Чем же оканчивается это неразумное желание, к чему ведетэтот легкомысленный индифферентизм? — Оканчивается вольнодумством, ведет к неверию,а вместе с тем к невежеству; ибо только «вера есть око, озаряющее наш разум»,как выражается один святой отец Церкви (Кирилл Иерусалимский). Вольнодумствои неверие у христиан… какое, кажется, противоречие, какая несообразность!Однако же были и есть вольнодумцы и неверы между христианами и, к сожалению,образованными. Значит, есть образование ложное, есть просвещение мнимое, естьучение, которое — не свет, а тьма, которое ведет человека не к совершенству,а к упадку, не вперед, а назад. Так ли? Каждому, знающему историю, должно бытьизвестно, к чему привело противохристианское направление образования, или вольнодумствомнимых мудрецов во Франции в восемнадцатом веке. Науки тогда не были в упадке,— философия и естествознание процветали, а мудрования людей, слывших просвещенными,дошли до того, что называвшие себя христианами обоготворили разум, отверглибытие Бога, всякую веру, а затем ниспровергли всякий религиозный и гражданскийпорядок. Кто из вас, почтенные слушатели, не согласится, что такой плод образованияслишком горек, ядовит и гибелен? А он созрел естественно без всякого света Христова,на почве сердец, заглушенных страстями…
Да пребудет же для всех нас, братия, навсегда святая вера наша руководственным светом в деле современного просвещения. При ее руководстве мы пойдем верным путем к истинномусовершенствованию и умственному, и нравственному. Стойте непоколебимо все в вере святой православной, мужайтесь против обольщений вольномыслия и неверия,утверждайтесь в благочестивой деятельности, и будет всем нам благо постоянное,прочное, вечное.
Екатеринбург,18 мая, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Самопроявившаясяна стекле икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» привлекаетмногочисленных богомольцев в старинный Петро-Павловскийхрам города Талица, ставший в эти дни местом особого паломничества. Как рассказалего настоятель, протоиерейИгорь Балабанов, эта старинная икона Пресвятой Богородицы (написана во второйполовине 19 века) была приобретена в храм около 25 лет назад, его прежним настоятелемотцом Владимиром Зязевым, ныне — первым помощником Правящего Архиерея. Большуюикону с внушительными размерами 1 м х 60 см, крепко-накрепко укрепили на храмовойстене и с тех пор не снимали ни разу.
Святойвеликомученик Иоанн Новый, память коего совершается ныне, жил в Трапезунде и занимался торговлей. Торговые дела не мешали ему быть хорошим христианином.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.