Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №12 (285) → «Задача православного священника в армии – доступно, на понятном языке рассказать о христе». Беседа со священником Николаем Пантелеевым, настоятелем гарнизонного воинского храма

«Задача православного священника в армии – доступно, на понятном языке рассказать о христе». Беседа со священником Николаем Пантелеевым, настоятелем гарнизонного воинского храма

№12 (285) / 22 марта ‘04

Социальное служение

Церковь имеет особое попечение о воинстве, воспитывая его в духе верности высоким нравственным идеалам. Соглашения о сотрудничестве с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями, заключенные Русской Православной Церковью, открывают большие возможности для преодоления искусственно созданных средостений, для возвращения воинства к веками утвержденным православным традициям служения Отечеству. Православные пастыри, – как несущие особое послушание в войсках, так и служащие в монастырях, – призваны неукоснительно окормлять военнослужащих, заботясь об их нравственном состоянии.

(Основы социальной концепции Русской Православной Церкви).

- Отец Николай, вы окормляете военнослужащих. Храм находится в Центре военно-технических проблем в 19-м военном городке. В чем сложность и специфика такого служения?

- Сложности возникают тогда, когда окормлять военных ставят священника, который не служил в армии. Сложность не в том, что он не сможет провести беседу, а в том, что он не знает армейской структуры, не знает, к кому подойти, к чему призвать и что можно потребовать. В этом отношении для меня все проще: мне воинская служба знакома и понятна. Я проходил службу в танковом и в авиационном училищах, в пехоте. Все рода войск видел, и специфику понимаю. Что же касается других священников, не служивших в армии, я посоветовал бы обратиться в военный отдел Епархии за методическими рекомендациями, составленными полковником Новожиловым И.К.

- Насколько мне известно, вы отдали армии немало времени…

- Я находился в армии с 13 лет, был воспитанником военного оркестра. Параллельно закончил музучилище, затем отслужил в армии и поступил в консерваторию. После нее поступил на службу в военный оркестр и продолжал служить до рукоположения. Всего отдал армии 17 лет. В то время, когда я учился в духовном училище, Владыка Никон поднимал вопрос о заключении договора с Вооруженными Силами. Так для меня обозначилась дорога. Позднее, благодаря генерал-майору Батурину, протоиерею Николаю Ладюку, митрофорному протоиерею Владимиру Зязеву удалось убедить начальника 19-го военного городка генерал-майора А.Т. Харечко в необходимости сотрудничества. В то время командующим войсками химзащиты был генерал-полковник Вячеслав Петров. Нельзя не сказать об этом человеке. Недавно вышла книга, где есть и его статья. Он пишет о Православии. И вот он принимает решение: чтобы к юбилею, 50-летию части, стоял храм. И за 4–5 месяцев храм был воздвигнут. Я молился на освящении этого храма. Затем Владыка Никон объявил, что получил благословение от Святейшего, его прошение об уходе на покой подписано, и попрощался с нами. После этого я прибыл на приход к отцу Николаю Ладюку. Он принял меня с братской любовью, и начал готовить к служению. Через некоторое время состоялась наша беседа с Владыкой Викентием, и он сказал: “Готовься, будем тебя рукополагать”. Я написал рапорт об увольнении из армии. Начал служение у отца Николая и окормлял новый храм. Через год Владыка назначил меня старшим священником храма и началось мое служение в нем.

- Как в армии воспринимают появление священника?

- В армии люди подготовлены к ситуациям неординарным. Есть приказ, что будет священник, вот и все. Сначала это воспринимается как форма. Но вот когда видят, что ты в курсе всех дел – (низкая зарплата, не во что одеть парней и так далее) – воспринимают по-другому.

Видны выправка, подтянутость, умение общаться. Когда встал вопрос о том, чтобы идти в казарму к солдатам, я предложил: если солдат смущает облачение, давайте вначале пошлем катехизатора. Но генерал сказал: “Нет, лучше иди ты, там войска стоят, выступи перед ними”. Это было внезапно. Но я знал жизнь казармы, специфику и все сказал им простыми словами. Всегда очень важен личный пример. Кто такой командир? Тот, кто ведет за собой подчиненных личным примером. Армия – это мужское общество, и поступки должны быть мужскими. А мужской поступок – это прежде всего ответственность. Когда говорит священник, он должен нести ответственность за свои слова, ведь он выступает от имени Церкви.

- И все же трудностей, наверное, немало?

- Трудно с сектантами. Есть проблемы иноверцев. Приходится много читать, изучать, затем задаю вопросы. Оказывается, что многие ничего не знают о своей вере. Я предлагаю: если есть интерес, желание, приходите на наши беседы. Очень важно расположить к себе, многое зависит от личной проникновенности. Надо понять, что им интересно, как они относятся к разным сторонам жизни. Надо указать, что все секты – с выходом на Запад. Но главное – не просто обратить в свою веру. Нам нужны воины Христовы, которые станут свою веру защищать.

- А как общаться с людьми науки? Ведь они признают материю, конкретный результат, и чаще всего не знают Бога…

- Да, эти люди пришли из государственных учебных заведений. О Боге там не упоминали. Их учили, что наука что-то доказывает. Я как православный священник объясняю, что наука ничего не доказывает, она только предполагает. Им трудно это понять. Ведь главный грех какой? Гордыня. Надо заставить задуматься: откуда взялась первооснова и к чему она приведет? Ведь есть какое-то начало и какой-то непостижимый конец. А человек занимается чем-то в середине. Они боятся всего этого, боятся потерять равновесие, позицию. Но задача православного священника – доступно, на понятном языке объяснить о своем уповании.

- Какова главная задача священника в армии?

- Считаю, что работать прежде всего надо с офицерами. Слово офицерское должно быть весомо, как у священника, — должно быть плотью. А если у офицера через каждое слово мат, то что можно требовать от солдата? Надо прекращать рукоприкладство, вспомнить честь офицера. Офицеры должны понять, что солдаты – это наши дети, и относиться к ним надо как к своим детям. Все зависит от отношения человека к другим, от чести, достоинства, понимания, которое должно вкладываться… Мы должны выходить на такой уровень, чтобы наш офицер был образован, достоин, честен, ответственен пред Богом.

Беседовала Людмила Косовская.

 
Судьба

«Чтобы оставить след». О председателе приходского совета Нижнесергинского храма, который стал вторым Почетным гражданином города

Председатель приходского совета Нижнесергинского храма стал вторым Почетным гражданином города. О себе Владимир Ефстафьевич Трубицын говорит мало, словно все его заслуги – дело само собой разумеющееся. Учился в Ижевске, закончил

 
Социальное служение

В дни Великого поста приняли крещение военнослужащие строительного батальона 19-го военного городка

Екатеринбург, 17 марта, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». В дни Великого поста в храме во имя Святого Благоверного Князя Димитрия Донского в 19-м военном городке состоялось крещение воинов строительного батальона. Таинство Крещения приняли десять молодых солдат. По словам настоятеля храма иерея Николая Пантелеева,

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс