Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Когда Иисуса Христа в сорокой день по рождестве принесла в храм Пречистая Его Матерь, сопровождаемая Иосифом, и там исполнено было то, чего требовал закон: святая пророчица Анна, дочь Фануилова, память коей совершается ныне, подошедши к Святому Семейству, стала говорить всем присутствовавшим об этом Младенце.
Она говорила в храме. Пример ее не дает ли и ныне женщинам право говорить в церкви?
Что общего между сей боговдохновенной женой и теми женщинами, которые позволяют себе в церкви вести разговоры? – Та поведала о Спасителе не знавшим Его, а они разве о спасении души речь ведут? Та не во время общественного богослужения говорила окружавшим, а они отвлекают от него внимание предстоящих. Та вдали от святилища беседовала, а они не всегда стараются обуздать уста свои и при подножии алтаря Господня.
Апостол Павел заповедовал христианам: жены ваши в церквах да молчат (1 Кор. 14, 34). Собственно этими словами воспрещается женщинам быть церковными проповедниками. Но если им не предоставлено даже и для назидания беседовать в храме, можно ли думать, что они здесь имеют право празднословить? Аще ли, — продолжает апостол, — чесому научитися хотят, в дому своих мужей да вопрошают (ст. 35). “Им, — изъясняет святой Иоанн Златоуст, — не позволено в церкви не только говорить открыто, но и спрашивать о чем-нибудь. Если же не должно спрашивать, то тем более не позволительно говорить напрасно. Почему же апостол поставил их в таком подчинении? Потому, что женщина есть существо слабейшее. Ей надлежит быть до того молчаливой, что она не должна говорить в церкви не только о житейских, но и о духовных предметах. В этом состоит для нее приличие, в этом ее стыдливость”. На основании Заповеди апостольской, и VI-й Вселенский Собор правилом семидесятым за непозволительное признал “женам во время Божественной литургии глаголити”.
Впрочем, отсюда отнюдь не следует, что мужчинам позволительно разговаривать в церкви. Напротив, в них предполагается больше сдержанности, и следовательно менее простительно им то неприличие, за которое закон и слабых женщин осуждает. Апостол, советуя женам дома обращаться к мужьям с вопросами о том, чего не поняли в церкви, таким советом возлагает на мужчин ту важную обязанность, чтобы сами они были внимательны к действиям богослужебным, чтобы усвояли себе смысл чтения и пения церковного, и чрез истолкование непонятного способствовали духовному просвещению своих семейств. “Если женщинам не позволено в церкви говорить о предметах необходимых и душеполезных, то это побуждает их быть более скромными, а мужчин более внимательными, так как они обязаны слышанное в церкви передать женам по их вопросам” (Блаж. Феофилакт, толкование на 1 Кор. в русск. переводе, ст. 190).
Возглашаются при богослужении воззвания: “вонмем”, “горе имеим сердца”. Эти и подобные возгласы служат напоминанием, чтобы предстоящие в церкви хранили полное самообладание, не позволяя своим мыслям рассеиваться, воображению мечтать. Кто употребляет усилие и привык держать внимание на предметах богослужеиня во все продолжение его, тому не трудно обуздывать тогда и свой язык. Притом должно заметить, что соблазнительные помышления, скрываясь в душе, вредят только ей, а неуместные и нескромные слова производят соблазн для молящихся и нарушают стройность священнодействования. Не для взаимных бесед сходимся сюда. Храм есть небо на земле. “Священнослужение хотя на земле совершается, но по чиноположению небесному”. (Златоуст о свящ. кн. 3, гл. 4). Посему верующие обязаны вести себя в церкви, как бы восхищены были на небо. В сем месте, небеси подобном, “да молчит всякая плоть человеча”. Ибо, как сказал один святой отец, “разговор есть орудие этого грешного мира, а молчание есть тайна будущего века”. (Исаак Сирин, сл. 42, стр. 221). Аминь.
Священномученик Ипполит, епископ римской Церкви, жил в III веке и был учеником святого Иринея, епископа Лионского. Он известен как обличитель еретиков и церковный писатель. Свою плодотворную деятельность в пользу Церкви Христовой святой Ипполит запечатлел мученической смертью и вот по какому случаю. В 269 г. в Риме
1 февраля Неделя о матыре и фарисее. Прп. Макария Великого, Египетского (390–391). Свт. Марка, архиеп. Ефесского (1457). Сщмч. Петра пресвитера (1918); сщмч. Николая пресвитера (1930). Прп. Макария, постника Печерского, в Ближних пещерах (XII). Прп. Макария, диакона Печерского, в Дальних пещерах (XIII-XIV). Блж. Феодора, Христа ради юродивого, Новгородского (1392). Обретение мощей прп. Саввы Сторожевского
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.