Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №43 (268) → Крестный ход вокруг южного Урала

Крестный ход вокруг южного Урала

№43 (268) / 15 ноября ‘03

Традиции и паломничество

В этой теме:

Традиции и паломничество
На зов святынь

Прошедший год и минувшее лето были плодотворными для прихожан и учащихся воскресной школы храма Рождества Христова на Уралмаше. В середине лета у нас появился еще один храм — в честь святой блаженной Матроны Московской. А незадолго до его освящения произошло еще одно знаменательное событие — 43 человека из нашего прихода впервые совершили десятидневное паломническое путешествие по Южному Уралу.

Наше путешествие началось в воскресенье 29 июня, в неделю Всех Святых, в земле Российской просиявших. Перед началом путешествия мы молились на Божественной литургии в родном храме Рождества Христова на Уралмаше, а некоторые из нас причастились Святых Христовых Таин. После целования креста паломники сели в автобус. Их напутствовали благословение отца Владимира Зязева и пожелание доброго пути старосты Елены Анатольевны. Отправились на Крестный ход от ДК железнодорожников до Вознесенской горки. В 13 часов состоялся молебен в нижней части строящегося Храма-на-Крови. Молебен в честь престольного праздника Храма-на-Крови возглавил архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий. После молебна Владыка благословил нас на предстоящее путешествие по Южному Уралу. После этого мы сели в автобус и прямо с Вознесенской горки, окрыленные архипастырским благословением, отправились в путешествие.

Около 18 часов мы прибыли в г. Челябинск, столицу Южного Урала. Первым храмом, который мы посетили, был Свято-Троицкий храм в Заречье. Первоначально он был построен вскоре после основания Челябинской крепости (1736 г.) как деревянная Никольская церковь. Немецкий путешественник, участник Камчатской экспедиции Иоганн Георг Гмелин, посетивший Челябинскую крепость летом 1742 года проездом из Сибири, писал о ней следующее: “Немного в стороне от крепости, на свободной площади находится церковь, посвященная святому Николаю, в которой служат уже два года. Священник этой церкви имеет в подчинении священников других крепостей”. На основании этого документа можно говорить, что первая церковь в Челябинске была построена уже в 1739–1740 году.

После этого мы посетили Свято-Симеоновский Кафедральный собор. Приложились к многим старым иконам, рассмотрели настенные фрески, одна из которых в приделе в честь Всех Святых привлекла особое внимание — икона Всех Святых, в земле Российской просиявших, праздник которых праздновался в этот день.

Около шести часов вечера мы посетили храм в честь иконы “Утоли моя печали”, расположенный на озере Смолино. Нас поразили обширная гладь озера, по которому скользили парусники, и просторный храм с большими и редкими иконами, алтарь которого обращен прямо на озеро. Оттуда мы выехали на Троицкий тракт и направили путь свой на юг — в город Троицк. По дороге в Троицк мы в течение получаса проезжали мимо отвалов Коркинского угольного разреза — одного из самых крупных открытых горных разработок в мире. Горный разрез, подобный по размерам Коркинскому, есть только еще где-то на западе США. На подъезде к Троицку нас накрыла страшная гроза, которая часто потом сопровождала нас в дальнейшем, — почти все наше путешествие.

Уже поздно вечером, около десяти часов, мы прибыли в г. Троицк и отыскали Казанский женский монастырь. Там нас разместили в гостинице. Поздний ужин по приезду в монастырь прошел под сенью здания, в котором останавливался Цесаревич Николай, будущий Святой Страстотерпец Царь Николай II, когда он возвращался через Сибирь из своего кругосветного путешествия после известного инцидента в Японии.

Во второй день после утренних молитв в величественном белокаменном Преображенском храме Казанского женского монастыря состоялась экскурсия по храмам города Троицка. В ходе экскурсии мы посетили храм в честь Святого Великомученика Димитрия Солунского. Этот храм, за исключением ряда военных лет, практически не закрывался. Здесь нам представилась возможность приложиться к иконам Знамения Божией Матери и святителя Николая Чудотворца, которые раньше принадлежали блаженной Евдокии Чудиновской, местночтимой святой Челябинской епархии. Далее мы посетили храм в честь благоверного князя Александра Невского в заречной части города, которую местные жители называют Амуром. Следующим местом нашего паломничества стал Свято-Троицкий собор, в котором мы приложились к Нерукотворному лику святителя Николая Чудотворца.

Побывав в Свято-Троицком соборе, мы приложились к этому чудотворному лику святителя Николая и выехали из Троицка. На пути из Троицка в Верхнеуральск мы сделали обеденную остановку у родника в местечке Степное, рядом с которым расположено городище бронзового века. Во второй половине дня прибыли в город Верхнеуральск. В этом городе нам представилась возможность посетить величественный храм святителя Николая Чудотворца. Другим объектом нашего внимания стала Верхнеуральская тюрьма особого назначения — место мученической кончины местоблюстителя Патриаршего престола святого мученика митрополита Петра Полянского. Мы посетили кладбище рядом с этой тюрьмой, где, возможно, покоятся мощи этого святого угодника Божьего, столпа Православной Церкви XX века.

Уже под вечер, на трассе на Магнитогорск, нас застала ужасная гроза с градом, такая, что наступила тьма, и на трассе не стало видно ближайших машин. Мы все молились об усмирении стихии, и вскоре дождь затих. Проехав промышленный Магнитогорск, мы добрались к сумеркам до поселка Кизил, бывшей старинной казачьей крепости. Там нас радушно встретили отец Николай и матушка Екатерина, разместили в уютном храме в честь святых Богоприимцев Симеона и Анны. Перед ужином мы, сидя на скамеечках, впервые в поездке пели любимые песни.

Из поселка Кизил мы проехали в пос. Саракташ Оренбургской области. Саракташ поразил нас сказочной красотой теремов, храмов и часовен, аккуратными, по-детски выстроенными цветниками и палисадами. В обители милосердия мы встретились с матушкой Галиной. Нас разместили в здании гимназии, освободившейся недавно после окончания выпускных экзаменов. Мы посетили на экскурсии по обители и храм Богоявления, осмотрели Поклонный крест с именами оренбургских новомучеников и корпус обители для престарелых, а также посетили замечательный музей. Нам рассказали, что при обители организованы и действуют православная гимназия, духовное училище. Имеются даже своя пекарня, подсобное хозяйство и многое другое.

После Саракташа мы посетили Андреевский мужской монастырь в с.Андреевка Саракташского района. Храм и обитель восстанавливались при активном участии отца Николая Стремского и Саракташского прихода в честь святого праведного Симеона Верхотурского. Монастырь этот молодой, в нем всего 8 насельников. Нас провели внутрь храма и рассказали немного о первостроителе храма и о самой обители. Духовником обители является схиархимандрит Серафим, подвизавшийся на святой горе Афон. Настоятель обители — иеромонах Нил. Монахи поставили Поклонные кресты на окружающих монастырь горах и назвали эти горы именами знаменитых святых гор — Афон, Фавор, Синай.

Из Андреевки мы отправились через Саракташ в Оренбург. В старинную столицу Южного Урала приехали во второй половине дня и попали прямо на вечернюю службу в соборный храм в честь святителя Николая Чудотворца. На наше счастье, в день нашего посещения — в среду, один раз в неделю, из алтаря выносится частичка мощей святителя Николая и служится утреня с акафистом Святителю и совершается помазание. Помолившись на этой благодатной службе и приложившись к мощам Святителя, мы отправились из Оренбурга. На выезде из города нас встретила радуга, которая сопровождала нас в течение часа.

Преодолев многокилометровый путь, уже далеко за полночь мы добрались, наконец, до ворот Бузулукского Тихвинского женского монастыря. Основанный в XIX веке, в годы советской власти он был закрыт и восстановлен лишь два года назад. Настоятельницей монастыря в настоящее время является монахиня Феофилакта. Встречали нас инокиня Николая и монахиня Митрофания. В монастыре мы нашли радушный и теплый прием. Разместили нас в храме, и наутро накормили удивительной монастырской пищей. После трапезы нас провели поклониться к могилам на ближайшем кладбище, где похоронены известный старец схимонах Максим, протоиерей Владимир, блаженная Мария и еще одна блаженная Мария, схимонахини, катакомбный архиепископ Серафим и другие.

Из Бузулука мы проехали в Державино, где посетили храм, построенный в 1798 г. на средства великого русского поэта Державина в родовом его имении. Здесь мы встретились с Ольгой Ефимовной, хранительницей кровоточащей иконы Спасителя и других 33 мироточащих икон, которые в настоящее время путешествуют по Западной Европе.

Из Державина мы совершили трудный и продолжительный переезд в Центральную Башкирию — под город Красноусольск, в местечко Курорт. На этом месте расположены Соляные ключи, где в 1590-х годах явилась чудотворная икона Божией Матери Казанская-Табынская. Эта икона — главная святыня Южного Урала. Начиная с 9-ой пятницы по Пасхе, в которую празднуется праздник этой иконы, икону Божией Матери Табынскую до революции обносили Крестными ходами на сотни и тысячи километров — в Уфу, Оренбург, Верхнеуральск, Троицк, Кустанай, Челябинск, Уральск, где она являла множество чудес.

В поселке Пчелосовхоз, рядом с Соляными ключами, уже далеко за полночь, мы разместились на ночлег в скиту Уфимского Благовещенского женского монастыря в честь святых Царственных Страстотерпцев. Настоятельницей скита является монахиня Евтропия. Скит еще совсем молодой — действует с декабря прошлого года. Богослужение в храме, оборудованном в бывшей избе, проводятся всего несколько месяцев, и уже за этот короткий срок Господь удостоил храм чудесным обновлением икон.

На Соляных ключах мы пробыли весь следующий день. В первой половине дня мы Крестным ходом проследовали несколько километров из скита в честь святых Царственных Страстотерпцев до храма на горе над Соляными ключами. После служения благодарственного молебна с акафистом иконе Божией Матери Табынской мы спустились в пещерку под горой и набрали святой водички из чудотворного источника, вода из которого течет по молитвам верующих, как и из могилки святого праведного Симеона Верхотурского.

Но самое запоминающееся — это купание в Соляном ключе. Вода в нем такая соленая, что почти держит на плаву человека, а если нырнешь — выталкивает тебя, как пробку. Кроме того, она очень холодная, ледяная, почти как на источнике святого праведного Серафима Саровского под Дивеево.

При возвращении в скит Царственных Страстотерпцев нас встретила радуга, как доброе знамение Божьего благословения. После Крестного хода мы имели возможность пообщаться с монахиней Евтропией, настоятельницей скита. Эта решительная женщина произвела на нас доброе впечатление. На ее руках содержится скит и поднимается из небытия. Вечером дети и взрослые участвовали в трудовом послушании на огороде и на кухне. Девочки занимались прополкой, мальчики таскали дрова и возили воду.

Рано утром на следующий день мы отправились в Уфу. В Уфе первым храмом, который встретился на нашем пути, был Свято-Сергиевский Кафедральный собор. Обшитый деревом, покрашенный сине-голубой краской, своей скромностью он напоминал о недавнем советском времени, когда именно в таких уютных храмах теплилась вера, чтобы будущим поколениям воссиять светом Христовым. В этом соборе покоятся мощи святого преподобного Моисея Уфимского, к которым все мы приложились. На наше счастье, в соборе к тому времени последний день пребывала чудотворная икона преподобного Серафима Саровского из Дивеева с частичкой мощей, которая из Уфы отправилась сразу в Екатеринбург, чтобы принять участие в торжествах 85-летия мученической кончины святых Царственных Страстотерпцев и в освящении Храма-на-Крови.

В Уфе посетили мы и храм Рождества Пресвятой Богородицы, который поразил величественным своим видом. Построенный из красного кирпича, с огромными позолоченными куполами, изнутри он напоминает нам старинные византийские храмы.

Из Уфы, столицы Башкирии, мы последовали в Челябинскую область, в г. Сим, родину академика Курчатова. Здесь мы посетили замечательный природно-архитектурный объект — Симской пруд. Зажатый со всех сторон живописными скалами, покрытыми парковым еловым лесом, он напоминает швейцарское горное озеро. Здесь ребята и взрослые имели возможность искупаться и отдохнуть после долгого пути.

Переехав Уральский хребет, покрытый густыми елово-широколиственными лесами, мы прибыли на станцию Бердяуш, где в храме святителя Николая Чудотворца служит настоятель Саткинского Воскресенского мужского монастыря игумен Сергий. Вечером, по дороге в Воскресенский монастырь, мы посетили еще один интересный природно-архитектурный объект — местечко Пороги, где расположен первый в России ферросплавный завод. Созданный сто лет назад, он до сих пор не прекращает свою работу, хотя уже утратил собственно промышленное значение. Этому комплексу присвоен статус памятника природы и культуры мирового значения. Река Сатка, перегороженная каменной плотиной в узком месте между гор, образует живописный пруд. Воды, падающие с высоты плотины, напоминают величественный водопад.

Но на пути в монастырь нас поджидало искушение. Нужно было пройти несколько километров по проселочной дороге, однако вместе с проводником мы решили сократить путь. Пройдя три километра и почти достигнув цели, мы неожиданно завязли в болотистом березняке. Ввиду позднего времени и невозможности передвигаться дальше, мы вернулись к автобусу и уже в первом часу ночи возвратились в Бердяуш, в храм святителя Николая Чудотворца. Здесь нас разместили на полу, так что многие наши паломники проснулись при чтении утренних молитв.

За тяготы ночного происшествия мы были вознаграждены хорошей воскресной службой и вечерним Всенощным бдением на праздник Рождества святого Иоанна Предтечи в храме в честь Пресвятой Троицы г. Златоуста. Настоятелем его является протоиерей Анатолий, сослужит ему отец Леонид. Родом они из под Нижнего Тагила, служили долгое время в Екатеринбурге, поэтому они хорошо знают Екатеринбургскую епархию. У них есть родственники и среди наших прихожан.

Всю дорогу до самого кордона лесничества Таганайского национального парка нас сопровождала радуга. А здесь у нас состоялась первая “зеленая” стоянка. Ребята и взрослые разбили палатки, развели костер. Часть женщин и маленькие девочки ночевали в избе. Вечер завершился бдением у костра и пением песен.

На следующее утро состоялась экскурсия по Таганайскому национальному парку на гору Таганай. Маршрут наш прошел по таежным лесам, через чистейшие воды речки Тесьмы, до подножия горы Двуглавой. В этом месте расположен памятник природы — Белый ключ. Название это не случайно. Вода его прозрачна и сладка. А по данным гидрологического анализа, она мягче талой снеговой воды. На фотографиях, сделанных уже в городе, воду этого источника почти невозможно заметить.

От Белого ключа мы совершили восхождение на одну из вершин Двуглавой — гору Перья, высотой 1033 метров над уровнем моря. Уже на середине склона горы нас неожиданно настигла гроза и начался ливень. Поскольку в грозу подниматься на вершину небезопасно, мы остановились в том месте, где нас застала непогода, и под проливным дождем молились Божией Матери, чтобы ненастье миновало. Усердная молитва детей и взрослых в течение часа не осталась без исполнения просимого. Дождь потихоньку стих, и на небе появились просветы. Обрадованные тем, что появилась возможность взобраться на вершину, а также тем, что молитва наша была услышана, мы устремились наверх. Перед нами открылась необыкновенная картина Уральских гор. Среди тайги возвышаются исполины гор, покрытые скалами и каменными россыпями, а между гор рождаются, поднимаясь выше, легкие облачка. Гроза в это время громыхала поодаль, но при спуске с горы вновь начался дождь, который утих в тот момент, когда мы достигли Белого ключа. Пройдя основную часть пути до Златоуста, мы были вновь застигнуты грозой, которая на этот раз окончательно промочила нас до нитки.

С кордона Таганайского лесничества мы направились в город Миасс и разбили еще один палаточный лагерь в окрестностях живописнейшего озера Тургояк. Место мы выбрали на горной речке Куштумге, в которой до сих пор водится форель. Здесь мы вновь собрались вечером у костра и вспомнили любимые песни.

Утром 8 июля наша паломническая группа посетила музей Ильменского государственного заповедника, который по праву называют минералогическим раем. В просторных залах музея мы познакомились с природой Ильмен, с его подземными богатствами. Особенно поразила нас огромная диарама “Времена года”, на которой изображен профиль Ильменских гор с природными сообществами в четырех измерениях: осень, которая постепенно переходит в зиму, зима в весну, а весна в лето. Интересным было знакомство и со сказочными минералами Ильмен.

Из Ильменского заповедника мы проехали на озеро Тургояк, которое величают Уральским Байкалом. Именуется оно так за удивительную чистоту вод и живописное окружение гор. Здесь все имели возможность искупаться и поплавать на надувной лодке, которую мы возили с собой все путешествие.

После посещения Тургояка наш автобус направился уже в сторону родного Екатеринбурга — через Карабаш, Кыштым, Касли.

В Кыштыме мы открыли для себя два величественных храма — в честь Схождения Святого Духа (Иоанно-Предтеченский), построенный 240 лет назад, и храм в честь Рождества Христова, тезоименитый нашему храму на Уралмаше. Первый храм поразил нас своей стариной, величием и сохранившейся на потолке росписью екатерининского времени. Второй храм произвел неизгладимое впечатление своим также огромным размером и множеством старинных икон.

На озере Иртяш, одном из самых больших на Урале, сделали свою третью “зеленую” стоянку. Переночевав на озере, утром 9 июля мы вернулись в Екатеринбург, попав на престольный праздник Новотихвинского женского монастыря. Наш автобус подъехал к вратам монастыря в тот самый момент, когда праздничный Крестный ход во главе с Владыкой Викентием вышел из храма, и все мы приняли участие в нем. Таким образом, начав путь с Крестного хода и получив благословение Владыки, мы и завершили свое путешествие также Крестным ходом и благословением Владыки Викентия.

Все наши паломники приложились к чудотворному образу Новотихвинской Божией Матери, праздник которой праздновался в тот день, и с миром прибыли в родной храм Рождества Христова, где нас с нетерпением ждали родные и близкие, радушно приветствовала староста храма Елена Анатольевна Шевченко. Благодарим нашего настоятеля митрофорного протоиерея Владимира Зязева и старосту Елену Анатольевну за помощь в организации и проведении поездки, а также преподавателей и родителей, трудившихся в нашем паломническом путешествии.

Слава Богу за те благодеяния, которые Он сподобил нас получить за эти десять дней паломнической поездки по Южному Уралу!

Отец Димитрий Моисеев,
священник храма
Рождества Христова
на Уралмаше

 
Традиции и паломничество

На зов святынь

Странничество, паломничество… Неистребимая тяга русского человека к святым местам. Желание однажды поутру встать и, невзирая на погоду, бездорожье, подстерегающие искушения, отправиться в путь. Потом впечатления лягут на страницы дневника, станут заметками, письмами. Вот одно из тех, которые принесла наша редакционная почта. Прожив три недели в женском монастыре

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс