Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №42 (267) → О необходимости и благотворности подвижничества

О необходимости и благотворности подвижничества

№42 (267) / 8 ноября ‘03

Духовные поучения

В этой теме:

Духовные поучения
Жития Святых — пример праведной жизни
Духовные поучения
Христиане ли мы?

Подвижничество весьма необходимо и благотворно для развития и возрастания христиан в жизни духовной, жизни христианской. Но оно в наше время не только не пользуется уважением и сочувствием, но и признается весьма многими несовременным, не имеющим никакой цены, даже противоестественным, насилующим природу человеческую. А между тем подвижничество составляет существенную, необходимейшую стихию в жизни христианской.

Христианство, истинно христианская жизнь немыслимы без подвижничества; в известных пределах, в известной степени подвижничество обязательно, заповедано всем христианам, узаконено для всех нас. Ибо чего требует Христос от Своих последователей? Он требует от нас полного самоотвержения. «Кто хочет идти за Мною, — говорит Он, — отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мною» (Мк. 8, 34). А отвергнуться себя, отказаться от всех пристрастий, привязанностей, страстей, ради следования за Христом, — разве это не подвижничество, не тяжелое подвижничество?… Взять на себя свой крест, — крест трудов, скорбей, лишений, — разве это не подвижничество? Святой апостол Павел внушает всем верующим «совлечься ветхого человека с делами его и облечься в нового» (Кол. 3, 9, 10), «умертвить земные члены свои» (ст. 5), «распять плоть со страстями и похотями» (Гал. 5, 24). Опять не великого ли и тяжкого подвижничества требует апостол от христиан, обязывая их к совлечению ветхого человека, к умерщвлению своих членов, к распятию плоти своей со страстями и похотями? Совлекать с себя ветхого человека, отсекать от себя то, что сделалось второй природой, терзать свою греховную природу, уничтожая в ней грех, — возможно ли без страшных болей, без тяжких страданий? Очевидно, для всех христиан обязательно подвижни-чество и — подвижничество строгое, и — тот не христианин, не Христов, кто не распинает плоти своей со страстями и похотями… Потому восстающие против подвижничества вообще восстают против христианства, которое невозможно без подвижничества.

Так, подвижничество заповеданное, для всех обязательное, не только не противно природе нашей, но и совершенно сродно истинной природе человеческой. Оно исправляет наши души, возвышает и усовершает нашу духовную жизнь: может ли совершать что-либо подобное, благотворное для души, жизнь противоестественная?

Но не заповеданное только подвижничество сообразно с нашей природой, благотворно для нас и необходимо: совершенно сообразно с природою и подвижничество усиленное, советуемое и не для всех обязательное, — то подвижничество, представителями которого были святые мужи, преподобные иноки, всю жизнь посвящавшие на служение Христу. И это подвижничество в высшей степени полезно и для самих подвижников, и для всей Церкви Христовой.

И в обыкновенной жизни встречаются люди, которые, по особенностям своей природы, по складу своих способностей, не могут довольствоваться тою жизнью, которою живут массы народные: общая колея жизни для них узка; они не могут вложить свою жизнь в рамки жизни общей, не могут приложить к ней с успехом свои силы и способности. Сколько было и есть людей, любящих отважные и опасные предприятия и среди их проявляющих всю свою энергию, и находящих здесь радости и наслаждения! Сколько было и есть людей, которые всю жизнь свою трудятся над различными изобретениями в области науки, искусства, практической жизни, обрекая себя на труд неустанный, на лишения, разочарования, неприятности! Заставьте этих людей жить общей с другими людьми жизнью, и — вы причините насилие их природе и сделаете их несчастными, погибшими людьми.

Что замечается в обыкновенной жизни, то же самое мы видим и в жизни христианской. И в области христианской жизни встречаются личности исключительные, нравственно сильные, наделенные возвышенными стремлениями. Естественно, подобные личности не могут довольствоваться тою жизнью, которая обязательна для всех, и ищут новых путей для своей жизни и деятельности, и, вступив на эти пути, проявляют на них всю силу своей духовной природы и, сами идя к совершенству, служат назидательным примером для других. Эти люди ищут себе особых трудов, стараются исследовать неразъясненные другими стороны нравственной жизни, испытать новые духовные подвиги — усиленные, вступить в усиленную борьбу с грехом и врагом нашего спасения, и — подобные личности только этою жизнью и удовлетворяются.

Да, для самих подвижников великое счастье, что они могут избирать особые, необыкновенные пути к нравственному усовершенствованию, на которых они могут проявлять всю силу своего духа, всю глубину своего христианского убеждения. Здесь они живут жизнью, совершенно сообразною с их природою. Здесь они верным путем достигают своего спасения.

Возлюбим же, братия и сестры, святое подвижничество! В наше время более чем когда-либо оно необходимо для Церкви, для ее блага, для обновления ее. Только оно может поразить и уничтожить те уклонения от христианской нравственности, которые в наше время проявляются так часто и с такою силою. Только при его помощи и влиянии возможна борьба с одолевающим нас злом. Аминь.

 

В других номерах:

№4 (565) / 22 января ‘10

Духовные поучения

Дружба, влюбленность, любовь

№48 (561) / 22 декабря ‘09

Духовные поучения

Должники

 

Духовные поучения

На заре жизни

 
Духовные поучения

Жития Святых — пример праведной жизни

Святителю Димитрию, митрополиту Ростовскому, выпал жребий совершить великое дело на просвещение русского народа — составить жития святых. Собирать жития святых, известные под именем Четьих Миней, начал еще Макарий, митрополит Московский, живший в шестнадцатом веке. Потом Киевский митрополит Петр Могила захотел издать жития святых

 
Духовные поучения

Христиане ли мы?

Спросим себя: христиане ли мы? Подражаем ли мы в христианском своем звании святым? Апостол Павел говорил же христианам своего времени: себе искушайте, аще есте в вере, себе искушайте (2 Кор. 13, 5). Необходимо испытывать себя, необходимо поверять свою жизнь. И учеников испытывают, и служащих поверяют, и купец наблюдает за своими делами, и богач усчитывает свой капитал. Как же нам, христианам, не наблюдать

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс