Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Святая мученица Капитолина была из Каппадокии и происходила от богатой и знатной фамилии. Приняв христианскую веру и услышав проповедь о том, как трудно богатому войти в Царство Небесное, она раздала все свое имение и отпустила рабов своих на волю. Когда узнал об этом начальник Каппадокии Зелекинфий, то заключил ее в темницу. Затем, выведя из темницы, требовал, чтобы она принесла жертву каппадокийскому идолу Серапису. Капитолина отказалась, и ей отсекли голову. Скончалась святая мученица в 304 году по Рождестве Xристовом.
Мы видели, братия, что святая мученица Капитолина, услышав евангельскую проповедь о том, как трудно богатому войти в Царствие Небесное, владея великим богатством, роздала все свое имение и отпустила рабов, дабы с большим удобством следовать учению Иисуса Христа. Таким образом, она нашла, что при бедности или, по крайней мере, при отсутствии великих земных стяжаний ей легче войти в Царствие Божие, которое действительно и наследовала, увенчавшись венцом мученическим. Рассматривая жизнь богатых людей, нередко весьма сильно располагающую их идти широким путем, ведущим в пагубу, мы действительно должны сказать, что трудно богатому войти в Царствие Небесное, по причине множества искушений ко греху. Хотя, с другой стороны, и бедность, доводящую до нищеты, мы не можем назвать всегда и для всех благоприятствующей нашему спасению, так как она порождает нередко зависть, ропот на Бога и другие грехи.
Не должно скрывать от себя, что при испорченности воли нашей богатство может поставлять великие препятствия на пути к Царствию Божию. Сам Господь сказал: яко неудобь богатый внидет в Царствие Небесное. И апостол свидетельствует, что хотящий богатитися впадают в напасти и сети и в похоти многи несмысленны и вреждающия, яже погружают человека во всегубителъство и погибель.
Мы видим на опыте, что богатый скорее впадает во многие пороки, которых легче избежать может человек бедный. Имея все средства к исполнению своих желаний, трудно удержать их в должных границах. Но каждое часто исполняемое желание растет и усиливается до того, что становится, наконец, непреодолимою страстью, которая, в свою очередь, с силой увлекает сердце человека в бездну порока. Так именно рождаются и питаются, возрастают и укрепляются все плотские страсти, в коих погрязают человеческие души. Этому искушению менее подвержен тот, кто не имеет чем утолить голод и жажду, и тем менее имеет возможности угождать прихотям плоти своей.
Привыкши находить в золоте легкое средство к удовлетворению всех желаний своих, человек легко привыкает почитать его своим кумиром — единственным предметом всех забот и попечений, целью всех стремлений и надежд своих, к которому прилепляется и которому служит его сердце. И это бедное сердце, поработившись всецело своему кумиру, наполняясь одним пристрастием к сокровищам, закрывается для всех чувствований любви и милосердия к ближнему, становится глухо и недоступно к мольбам нужды и бедности, жестоко и невнимательно к страданиям человеческим. Не без причины апостол укоряет богатых, что они затворяют утробы свои пред мольбами несчастных.
С другой стороны, пристрастившись к золоту, человек всегда и во всем на одно золото возлагает свою надежду, в нем полагает все свое счастье, все благо души своей, забывая о Боге и Его всеблагом Промысле, не помышляя о стяжании сокровища неоскудеваемого — на небесах. Напротив, человек бедный, не находя ни в себе самом, ни вне себя помощи и защиты, скорее обращается к небу, усерднее простирает руки к Отцу небесному, охотнее предается в Его всесвятую волю.
Богатство и великолепие всегда привлекают хвалы и ласкательства человеческие, коими питается тщеславие и гордость. Напротив, убожество, презрение и уничижение от человеков погружают душу во глубину смирения и самоосуждения, и от убожества внешнего обращают сердце к нищете духовной. Потому-то, без сомнения, в Церкви апостольской не мнози были премудры по плоти, не мнози сильны, не мнози благородны, но буяя мира избра Бог, да премудрая посрамит, и немощная мира избра Бог, да посрамит крепкая, да не похвалится всяка плоть пред Богом (1 Кор. 1, 26, 27, 29).
Но, с другой стороны, не должно забывать и того, что богатый, встречая много препятствий на пути к Царствию Божию, в самом богатстве земном имеет такие средства к приобретению сокровищ небесных, каких не имеет человек бедный, и свободен от многих искушений, которым подвергается последний. Ибо, если и за одну чашу холодной воды, поданную во имя Христово, человек не лишится мзды своея, то сколько мзды на небе может приобрести себе человек богатый, если отверзет сердце и руку свою к мольбам несчастных, если с верою и любовью к Господу и милосердием к братиям своим будет охотно разделять избытки свои с неимущими! Сколько может приобрести себе друзей на небе, иже приимут его в вечныя кровы!
С своей стороны и бедность имеет свои, и притом самые трудные и неудобопроходимые преграды на пути к Царствию Божию, свои искушения, которых невозможно преодолеть без помощи благодати Божией. Если трудно не прилагать сердца, когда течет богатство, то менее ли трудно не желать богатства, не завидовать богатым, не роптать на свою участь, переносить бедность и убожество с терпением, смирением и покорностью воле Божией? Если трудно побеждать страсти, когда есть средства к их удовле-творению, то менее ли трудно бороться с ними при невозможности удовлетворить им? «Веру ми ими, авво Зосиме, — говорила преподобная Мария Египетская, — семнадесять лет пребых в пустыне сей, аки со зверьми борющися с плотскими похотьми моими: огнь бо в окаянном сердце моем возгарашеся и всю мя опаляше».
Так премудро соразмерил и уравновесил всеблагий Промысл Божий все состояния на земле, что все они равны между собою по отношению к небу и жизни вечной, и во всяком из них можно спастись и погибнуть. Так премудро устроил Господь все пути жизни человеческой, что все они, при помощи благодати Божией, ведут к Царствию Божию, равно как, при развращении воли человеческой, приводят к аду. И богатство и бедность, и слава и бесчестие, и высота и уничижение, — все может быть обращено нами в средство или к спасению, или к погибели.
Все зависит от произволения человеческого; во всяком состоянии в мире сем, при всех обстоятельствах временной жизни нашей, виною погибели — наша собственная воля. У Господа несть зрения на лица. Пред Ним и богатый и бедный, и раб и свободный — в равном достоинстве. Он всем хощет единого — спастися и в разум истины прийти. Аминь.
Екатеринбург, 29 октября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Когда в храме в честь Казанской иконы Божьей Матери села Бруснятского Белоярского района начали строить хоры, многие прихожане недоумевали: зачем это, ведь на приходе нет своих певчих?На что настоятель храма иеромонах Даниил Курносов резонно отвечал
Нестор, наш первый летописец, родом был киевлянин. Он 17-ти лет поступил в Печерскую обитель, в то время, когда был еще жив великий подвижник, преподобный Феодосий. При преемнике его Нестор уже славился святою жизнью. Мало сохранилось подробностей об этой жизни, посвященной всецело молитве и труду; но о самом Несторе дает нам
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.