Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
В житии священномученика Вавилы мы видим, братия, высокий образец почитания духовных пастырей: святые братья отроки: Урван, Прилидиан и Епполоний отвечали, как вы припомните, мучителю, что они любят своего духовного наставника — святого епископа Вавилу, более матери, потому что он заботится о спасении их душ!
Да научит пример этих святых отроков-мучеников и всех нас почитать наших духовных пастырей, ибо они пекутся о спасении душ наших. И слово Божие, и учение отцов Церкви, и жизнь святых научает нас этой истине.
Слово Божие подробно определяет, в чем должно выражаться почитание духовных наставников.
Верующие должны принимать их, как посланников Божиих. «Каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих» (1 Кор. 4–1), учит апостол Павел.
Христиане должны внимать и следовать их наставлениям: «повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны; ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет, чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас не полезно», — учит тот же великий апостол (Евр. 13–17);
христиане должны следовать их примеру: «умоляю вас: подражайте мне, как я Христу» (1 Кор. 4–16), говорит святой апостол Павел;
они обязаны подражать их вере: «поминайте на-ставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13–17);
они должны почитать и уважать их: «достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении» (1 Тим. 5–17);
их долг молиться за них: «умоляю вас, братия, Господом нашим Иисусом Христом и любовью Духа, подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу (Рим. 15–30). Молитесь за нас», — учит святой апостол Павел (Евр. 13–18);
истинные христиане всегда ясно и определенно сознают свою обязанность обеспечивать содержание своих духовных пастырей: «наставляемый словом делись всяким добром с наставляющим». (Гал. 6–6). — Писание говорит: «не заграждай рта у вола молотящаго; и трудящийся достоин награды своей (1 Тим. 1–18).
Подобные наставления дают и святые отцы Церкви. Так святитель Иоанн Златоуст пишет: «учители должны превосходить плотских отцев, должны быть усерднее их. Но и дети должны питать любовь к ним. Повинуйтеся, — говорит святой апостол Павел, — наставником вашим и покоряйтеся, зная, что тии бдят о душах ваших, яко слово воздати хотяще (Евр. 13, 17).
Скажи же мне: почему, тогда как наставник твой подлежит такой опасной ответственности, ты не хочешь даже слушать его, и притом — для твоей же пользы? Хотя бы все, касающееся его, было исправно, он беспокоится, пока все, касающееся и тебя, не будет исправно, и отдаст двойной отчет. Представь, сколько ему надобно трудиться и заботиться о каждом из подчиненных. Какую же ты можешь воздать ему честь, какую услугу, которая была бы равносильна таким опасностям? Не можешь предложить ничего равного; ты еще не положил за него души своей, а он полагает за тебя душу свою. Если же он не положит ее здесь по требованию обстоятельств, то погубит ее там, а ты не хочешь повиноваться ему даже в словах!»
«Кто почитает священника, — учит тот же святой отец Церкви, — тот постепенно будет почитать и Бога: а кто стал презирать священника, тот постепенно дойдет когда-нибудь и до оскорбления Бога. Иже вас приемлет, — сказал Господь, — Меня приемлет (Мф. 10, 40); священникам Его, сказано в другом месте, воздавай честь (Числ. 18, 8). Иудеи стали презирать Бога потому, что презирали Моисея, что бросали в него камнями. Кто благоговеет пред священником, тот тем более будет благоговеть пред Богом».
«Хотя бы священник был нечестив, — учит тот же златословесный учитель, — но Бог, видя, что ты из благоговения к Нему почитаешь даже недостойного чести, Сам воздаст тебе награду. Если приемляй пророка во имя пророче, как говорит Господь, мзду пророчу приимет (Мф. 10, 41); то, конечно, получит награду и тот, кто уважает священника, слушается его и повинуется ему. Если в деле странноприимства, когда ты не знаешь, кого принимаешь к себе, ты получаешь такую награду; то тем более получишь, когда будешь повиноваться тому, кому повиноваться повелел Господь». «Разве ты не знаешь, — спрашивает тот же отец Церкви, — что такое священник? Он — ангел Господа. Разве свое говорит он? Если ты его презираешь, то презираешь не его, а рукоположившего его Бога».
Весьма живой пример глубокого почтения и признательности к духовному наставнику представляет, между прочим, и святой Симеон Столпник. Преподобный Симеон был сын земледельца. В юности своей летом он пас овец отца своего, а зимою помогал ему в домашнем хозяйстве. При всем том он имел досуг ходить к богослужению.
В один из воскресных дней юный Симеон пришел с своими родителями к Литургии. С благоговением слушая чтение и пение, он с особенным вниманием остановился на словах Евангелия, из которого на тот раз читалась нагорная проповедь Спасителя о девяти блаженствах. Но так как он не понимал значения этой проповеди, то обратился к стоявшему подле него старцу и спросил: «что такое: блажени нищии духом, блажени плачущие и т. д.?» (Мф. 5, 3–11). Старец объяснил ему непонятное и произвел такое действие на тринадцатилетнего Симеона, что он тут же воспламенился желанием достигнуть Царства Небесного по учению евангельских блаженств.
Чувствуя, сколько обязан старцу за вразумление, Симеон, по выходе из церкви, упал ему в ноги и, принося благодарность, между прочим, говорил так: «Ты мне отец, ты мне мать, ты учитель благочестия и вождь моего спасения!»
Итак, возлюбленные мои братия, зная, как велико, ответственно и необходимо служение духовных пастырей наших, будем их всемерно почитать, т.е. любить их, повиноваться им в делах духовных и оказывать возможное содействие их святому служению, помня, что не почитающий пастыря духовного не почитает Самого Иисуса Христа. Аминь.
Братия христиане! Многие усердно молятся пред иконами Божией Матери и глубоко чтят святые предметы, бывшие в употреблении Ее во время земной жизни Ее, например Ее ризу и пояс, как орудие милостей Божиих, как священное ограждение. Но не всякая молитва может быть услышана Богоматерью.Во-первых, неразумные молитвы, как бы они ни были усердны, никогда не могут быть услышаны Царицей Небесной.
Екатеринбург, 1 сентября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Сегодня начался новый учебный год. Сегодня тысячи мальчишек и девчонок сели за парты сотен
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.