Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №28 (253) → Епархиальной хосписной службе исполнился год.

Епархиальной хосписной службе исполнился год.

№28 (253) / 22 июля ‘03

Епархия

После Великой Отечественной войны не было семьи, где хотя бы кто-то не погиб в сражениях: любой мог привести в пример отца, деда, брата, мужа, дочь. Сегодня мы так же теряем близких, погибающих от коварного рака. Ежегодно в целом по стране счет идет на десятки тысяч уже неизлечимых. Последняя стадия рака — это неописуемая боль, которая охватывает целиком все тело, это продолжительное, медленное умирание, тягостное не только больному, но и его близким.

Никого не хочется пугать возможностью заболеть — просто рак стал испытанием последнего времени и все чаще вцепляется своими клешнями не только в старые, но и в юные тела, в том числе и грудных детей.

По статистическим данным центра «Онкология», количество онкобольных в Екатеринбургской области ежегодно увеличивается минимум на 1, 2 процента. Только за прошлый год впервые рак был выявлен почти у пяти тысяч человек. У 841-го умершего заболевание было обнаружено посмертно. На последней стадии рака, когда все имеющиеся в арсенале врачей средства — хирургическое вмешательство, химиотерапия и лучевая терапия — становятся бесполезны, официальная медицина от больного отказывается — от смерти она не лечит. И людей выписывают. Умирать. Домой.

* * *

Старенькая «хрущевка». Старенькие родители. В комнатке на диванчике -женщина-татарочка, которой нет и пятидесяти. Сюда, в квартирку на окраине Екатеринбурга, приехала врач Елена Шарф, руководитель выездной хосписной службы Екате-ринбургской епархии. Я вызвалась побывать в роли волонтера — добровольца, который помогает врачу или медсестре.

Елена Станиславовна говорит с больной мягко, ласково. Радуется за нее -женщине стало легче переносить боли благодаря анальгетикам, она надеется на поправку — все время лежать утомительно, хочется хотя бы подышать воздухом на балконе. А лучше — начать выходить на улицу, как это было всего месяц назад.

- Доктор, нам посоветовали прикладывать соевое тесто к ране, можно? — она надеется на исцеление. Когда медицина призналась в своем бессилии, трудно не верить в чудо, трудно осознать и принять неизбежность, даже только возможность скорой и медленной смерти.

Я толку в мисочке таблетки для присыпки, чуть не плача: Елена Станиславовна призналась, когда мы ехали, что женщина обречена, а жить ей осталось считанные недели.

Больная тяжело приподнимается с постели, присаживается на краешек. Снимает с груди кусок ткани. И я вижу того самого монстра, который ее пожирает. «Невольно вспоминаешь ужастики», — сказала про это зрелище Елена Шарф. Толстые пальцы-цилиндры как бы тянутся из грудной клетки наружу — пальцы выпирают на пару сантиметров, и их концы, обтянутые лиловатой кожей, мокнут от гноя. Торчат из грудины и шеи. Одной груди у женщины нет — ее не удаляли, ее «съел» монстр. Теперь он принимается изнутри и за вторую — она распухла и из мягкой превратилась в каменную. Это то, что видит глаз. Но в теле есть и другие пальцы-щупальца, они пронизывают легкие, коленные суставы, внутренности. Женщина живет только душой, а телом распоряжается нечто безобразное и ее воле не подвластное.

Мне разрешают присыпать раны. Я могу молча выслушать краткую историю жизни. И о том, как была запущена болезнь, когда женщина отложила свой осмотр и несколько месяцев провела в больнице возле тяжелораненного сына. И много, очень много слов о накопленных обидах, которые она не прощала, а собирала в памяти так, что и сейчас все может пересказать в мелочах. И рассказ ее похож на жалобы ребенка, который не умеет или не хочет видеть в своих поступках причины трагедии. Хочется гладить больную по голове и говорить о том, что мы все равно любим.

Странное чувство испытывает волонтер хосписа — он не больше чем наблюдатель величайшей тайны -ухода человека из этого мира, он ощущает пропасть между собой, живущим, и тем, кто, кажется, сядет сейчас в поезд-невидимку и уедет навсегда. Всем своим существом переживала я присутствие Силы, творящей уход, и свою ничтожность по сравнению с Ней. Все, чем можешь помочь умирающему, — это подать стакан воды, открыть форточку, растереть в порошок таблетки, почитать книгу, поправить подушки. Банальные вещи по сравнению со смертью, но именно они и оказываются важны. Главное, чтобы эти действия освящала неподдельная любовь.

- Доктор, я ведь еще встану, мне пока рано умирать?

- Не знаю, но чудеса случаются.

* * *

О раковой боли Елена Станиславовна знает из собственного опыта. Известно ей и состояние страха смерти и растерянности перед возможным уходом из жизни, когда неизбежно придется оставить дорогих сердцу людей. Ей немногим за сорок, но в ее жизни уже случилась репетиция смерти — когда тебе дано только лежать в постели, когда стремительно исчезают силы, а точный диагноз все не могут поставить. Слава Богу, что ее семья оказалась действительно любящей и понимающей чужую боль — и муж, и обе дочки. Так, всем вместе, было легче противостоять болезни.

* * *

Когда Елена Станисла-вовна поправилась, она оставила работу и полностью посвятила себя организации хосписа. Проект работы был написан, и необходимая информация собрана, затем состоялась поездка в Санкт-Петербург в первый российский xoс-пиc, которым руководит Андрей Гнездилов, за опытом.

Поначалу такое сопротивление пришлось испытать! Идеи нравятся, конечно, но денег на организацию стационара тратить не хотят.

Наша область лидирует в России по количеству онкобольных. А работа с ними как вeдется? Выписывают домой дедушку из госпиталя ветеранов войн — он обречен. И — ни слова ему о том, что надо встать на учет у участкового терапевта, наблюдаться у районного онколога, что ему теперь положены бесплатные обезболивающие. Пенталгин и анальгин, конечно, пить можно. Но при тех болях, которые суждены умирающему, они очень скоро перестают помогать. Когда опухоль поразила весь организм, медицинского института не надо оканчивать, чтобы понять: человеку надо выписать наркотики — он наркоманом стать не успеет, он скоро из жизни уйдет. Хорошо, что дедушка этот узнал о нашей выездной хосписной службе.

К сожалению, это не сказки, с такими историями чаще всего и приходится сталкиваться. А должно быть совсем иначе. Например, как в Санкт-Петербурге, где хоспис есть в каждом районе, что учреждено приказом Минздрава и мэра и на что бюджетные деньги находятся. В северной столице в каждой поликлинике висит на видном месте номер телефона районной хосписной службы — человек, выписавшись из стационара или больницы, туда звонит, к нему приезжают. Если человек социально не защищен, его определяют в хоспис. Если за ним есть кому ухаживать, его наблюдают на дому — приезжает сестра через день или два, помогает мыть, корректирует лечение, обрабатывает раны, делает перевязки. И эта медсестра хосписная, то есть человек с соответствующими душевными качествами. Все это и у нас создать можно — надо только захотеть.

* * *

Выводы о том, что раковая болезнь дается Богом, существование Которого чувствует не каждый, вполне обоснованны — многим умирающим в видениях открывается тайна загробного мира, неописуемая радость и свет, которых на земле не отыщешь. Являются умершие «добрые в жизни» родственники, погибшие трагически дети в ослепительных «длинных белых рубахах» и с ветками в руках, зовут к себе. Такие сны бывают для умирающих утешением. Недаром после хирургических операций и химиотерапии больные в центре «Онкология» отправляются в молельную комнату, которая никогда не пустует. Молитвенную помощь в центре оценили: три месяца назад здесь произошло освящение домовой церкви во имя иконы Божией Матери «Всецарица», помощницы раковым больным.

А то, что раком со временем заболевает все больше людей, за которыми приходится ухаживать семьям, сиделкам, друзьям, не говорит ли о том, что эта болезнь века — испытание не только для самих больных, но и для всех нас? Испытание на милосердие и сострадательность. Школа любви.

Лада ПАНИШЕВА

 
Епархия

Работники Центра реабилитации Екатеринбургской епархии помогают воцерковлять детей из приюта «Семья»

Екатеринбург, 14 июля, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». С начала 2003 года активизировалось сотрудничество Епархиального консультативного кабинета — филиала Центра реабилитации наркозависимых Екатеринбургской епархии и муниципального учреждения — Социально-реабилитационного

 
Память

Преосвященный Флавиан, епископ Свердловский и Курганский

Архиепископ Флавиан (в миру Феодор Игнатьевич Дмитриюк) родился 14 мая 1895 года в с. Киевец Белоподлясского уезда Холмской губернии в Польше, в семье псаломщика. В 1909 году окончил Холмское духовное училище, в 1915 году — Холмскую Духовную Семинарию по первому разряду. 30 июня 1915 года был рукоположен в диакона

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс