Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №20 (245) → 2 июня — память благоверного князя Довмонта, во святом крещении Тимофея, Псковсого

2 июня — память благоверного князя Довмонта, во святом крещении Тимофея, Псковсого

№20 (245) / 22 мая ‘03

Церковный календарь

Святой князь Довмонт по происхождению был литовцем (по-литовски его имя звучит как Даумантас), ревнителем языческих обычаев. В 1265 году, с 300-ми литовскими семьями, он бежал в Псков, спасаясь от врагов. Здесь он принял крещение с именем Тимофей, и “дохнула на него благодать Божия”.

Довмонт был сильным, воинственным князем, обладавшим незаурядными дарованиями полководца. Он показал себя ревностным приверженцем новой веры и горячим защитником новой родины. В 1266 году псковичи избрали его своим князем и, как оказалось, не ошиблись в своем выборе. Тридцать три года князь управлял городом в мире и согласии с псковским вече (единственный случай за всю историю Пскова), охранял от врагов, особенно литовцев и немцев, не только Псков, но и всю Северную Русь.

В войнах Довмонт не знал поражений. Перед каждой битвой он получал благословение духовника, а после одержанной победы возводил храм в честь святого, в день памяти которого происходило сражение. Так возник Довмонтов город – территория, огороженная оборонительной стеной и сплошь застроенная церквями. Святой князь также основал монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

В управлении городом князь проявил мудрость и справедливость. “Сей князь не только одной храбростью отмечен был от Бога, но отличался боголюбием, был приветлив в мире и украшал церкви, и любил священников, и все праздники достойно соблюдал, наделял необходимым священников и чернецов, был милостив к сиротам и вдовицам”, — пишет автор “Сказания о Довмонте”, а жизнеописатель вторит ему: “И все почитали и любили его не из-за великого сана, но ради благого нрава: ибо никого никогда не упрекнул, не обидел, не оклеветал, не завидовал никому, не гневался, не пренебрегал церквами Божьими … не прогонял нищих, не оставлял странников, в темнице находящихся посещал, пленных на свободу отпускал, монахов, и сирот, и вдов накормил, для язычников же страшным явился воителем”.

Последняя битва князя произошла в марте 1299 года. Немецкие рыцари внезапно напали на город, и Довмонт, не дожидаясь основного войска, с небольшой дружиной вступил в бой. Эта битва, как и все без исключения, закончилась победой прославленного князя. Но, не зная поражений на поле боя, он не смог совладать с другим противником – эпидемией, разразившейся в Пскове вскоре после победы. Скончался святой князь 20 мая, и “провожали его всем собором… И скорбели в Пскове мужи, и жены, и малые дети о добром господине, благоверном князе Тимофее, ибо он много потрудился, защищая дом Святой Троицы и мужей-псковичей”.

Местное почитание святого князя началось еще в XIV веке. В 1374 году была воздвигнута церковь в его честь. Прославился он и как великий чудотворец: у гробницы князя исцелялись больные, прозревали слепые. Святой благоверный князь Довмонт считается небесным покровителем города Пскова.

Добродетели храмостроительства научает нас святой благоверный князь Довмонт, построивший в свое время целый “город” церквей. То, что храмы для нас необходимы, Бог показал нам в устроении скинии в пустыне, по Его собственному повелению и плану, с самыми подробными наставлениями относительно материалов и их употребления, предписав порядок освящения скинии и утвердив в ней на кивоте завета место Своего постоянного присутствия. И будущее показало израильтянам, что пока скиния и кивот завета были с ними, то Бог был с ними, и они с Богом.

По разрушении Соломонова храма, после вавилонского плена, Господь Сам побудил израильтян к сооружению нового храма. А незадолго до пришествия Христа, Он возвестил устами пророка Малахии, что этот единственный храм вскоре заменится бесчисленным множеством храмов среди народов, которые будут призваны к вере в Искупителя: “От востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву” (Мал. 1, 11). Практически этими же словами Господь объяснил самарянке, что настанет и уже настало время, когда верующие не только в Иерусалиме, но и на всяком месте будут поклоняться истинному Богу (Ин. 4, 23).

С самого начала устроения апостолами церкви Христовой для молитвенных собраний верующих, для совершения Таинств, для изъяснения догматов веры и нравственных норм, потребовались храмы. И история показывает, что храмы созидались и созидаются сейчас на свободные приношения членов церкви, причем не только значительные, но и малые, подобные лептам вдовицы.

Все возражения против добродетели храмостроительства не имеют никакого разумного основания. Говорят: зачем тратить такие огромные средства на украшение храмов? Богу ведь не нужно богатство. Храм должен быть прост и удобен, а средства можно употребить на школы и благотворительные учреждения. Но не нужно смущаться такими суждениями. На подобные случаи Господь дал нам наставление в евангельском повествовании о женщине, помазавшей Его драгоценным миром. Иуда был против такой напрасной траты и также сказал, что деньги, вырученные за это миро, можно было бы раздать нищим. Но святой евангелист Иоанн раскрыл нам истинные побуждения Иуды, который был вором и крал деньги из ящика, в который опускали их добрые люди на нужды Господа и учеников Его.

А сейчас, кто этот вор, дающий нам советы, подобные иудиным? Наша плоть. Ей жаль, что она не может пользоваться тем, что приносится в жертву Богу. И как легко она крадет у человека все его христианские добродетели, все его духовные расположения! Для себя мы стараемся изо всех сил: хотим иметь красивый, богатый дом, одежду, утварь, а для Владыки неба и земли скупимся?!

Всякое приношение верующего христианина, совершаемое с любовью и благодарностью Господу приятно Ему. Да не оскудеет рука дающего: он и в этой жизни удостоится благоволения Божия и в будущей будет вознагражден сполна.

 

В других номерах:

№6 (567) / 8 февраля ‘10

Церковный календарь

Юбилейные даты в 2010 году

 

Церковный календарь

Дни памяти Святых

№4 (565) / 22 января ‘10

Церковный календарь

Дни памяти Святых

 
Праздник

Железная дорога организовала для паломничества в Верхотурье бесплатную электричку

Екатеринбург, 22 мая, «Православная газета». В предстоящие выходные дни в духовной столице Урала Верхотурье пройдут празднования памяти второго перенесения мощей святого праведного Симеона Верхотурского.Первый перенос происходил в 1704 году, когда Святые Мощи были перенесены

 
Церковный календарь

3 июня — празднование Владимирской иконе Божией Матери

Бесчисленны милости, явленные Божией Матерью роду христианскому. Сколько раз на протяжении тысячелетней истории святой Православной Церкви Она являла Свою помощь нашему Отечеству через Свои святые иконы, перед которыми молились наши предки во время нашествий иноплеменников и других бедствий.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс