Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №16 (241) → Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий: «Понятие стыда и совести в нашем обществе перестали быть теми рамками, которые сдерживали человека от неприглядных поступков, а тем более преступлений»

Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий: «Понятие стыда и совести в нашем обществе перестали быть теми рамками, которые сдерживали человека от неприглядных поступков, а тем более преступлений»

№16 (241) / 22 апреля ‘03

Братиям нашим, в узах заточенным

Екатеринбург, 10 апреля. Сегодня в Уральской государственной юридической академии проходит Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы исполнения наказания, не связанного с лишением свободы. Роль науки в реформировании уголовно-исполнительной системы».

Ее организаторы — Уполномоченный по правам человека, Главное управление исполнения наказаний и Юридическая академия.

К собравшимся на конференцию юристам, представителям власти, руководителям пенитенциарных учреждений обратился архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий.

Текст выступления Владыки на конференции приводится ниже.

“Уважаемые господа! Дорогие братья и сестры!

Представляется знаменательным, что конференция проходит в Екатеринбурге в канун 85-летия убиения Царственных страстотерпцев. Ибо что бы мы ни делали сегодня, какие вопросы ни рассматривали, мы имеем дело с итогами чудовищного эксперимента, который был поставлен над нашим Отечеством в прошедшем ХХ веке. В последнее время я часто вспоминаю слова великого молитвенника за Отечество наше, святого праведного Иоанна Кронштадтского: “Отчего же столь великое, бывшее столь твердым, могущественным и славным прежде, царство русское ныне так расслаблено, обессилело, уничтожилось, всколебалось? Оттого, что оно сошло с твердой и непоколебимой основы истинной веры и в большинстве интеллигенции отпало от Бога, Который один есть непоколебимая во веки вечная держава, Коим твердо держится на дивной гармонии небо и земля — столько веков.” К сожалению, эти грозные обличения можно обратить и к сегодняшней России.

Что же касается духовно-нравственного содержания трагических событий на Российской Голгофе, то здесь была предпринята попытка окончательно завершить определенный многовековой этап в истории нашей Родины. Это была попытка прекратить самоидентификацию России как православного государства, управляемого Помазанником Божиим. Это была попытка пресечь духовную традицию, при которой и царь, и предержащие власти, и рядовые граждане призваны каждодневно сверять дела свои с заповедями Божиими, рассматривать себя как продолжателей деяний многих и многих поколений своих предков, строить Отечество таким, чтобы соответствовать идеалу Святой Руси.

Последовавшая затем братоубийственная гражданская война и годы репрессий, коснувшиеся практически каждой семьи, все дальнейшие и даже нынешние нестроения в Отечестве нашем, являются итогом нашего отступления от того пути, которым Россия не раз приходила к славе и могуществу. Потому Его Святейшество, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II отечески наставляет всех нас: “Нам надо знать историю своего Отечества, ибо только осознанное понимание пути, пройденного нашим народом и нашей страной, позволяет не повторять ошибок, совершенных нашими предками, поскольку за них приходится расплачиваться многим поколениям наших сограждан”.

Так давайте рассмотрим, что мы потеряли и что получили.

Сегодня все большее число исследователей отмечает, что влияние социальных условий, противоречий в развитии общества на характер нравственного формирования личности является решающим в объяснении причин противоправного поведения граждан. При этом с горечью констатируется, что в последние годы весьма интенсивно в стране возрастает прослойка людей, в том числе и среди молодежи, среди несовершеннолетних, для которых цель жизни сводится к достижению материального благополучия любой ценой, к наживе любыми способами. Труд и учеба утратили для них общественную ценность и значимость, стали носить прагматическое значение — как добиться, чтобы больше получать благ, привилегий и меньше работать, учиться. Циничная позиция таких россиян приобретает все более открытые и воинствующие формы, отравляя сознание окружающих, порождая новую волну потребительства, толкающего их часто к совершению корыстных и иных преступлений. Эгоисты, индивидуалисты, алчные потребители среди различных социальных и возрастных групп граждан все больше на всех уровнях оттесняют людей честных и трудолюбивых.

В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви, принятой Архиерейским собором 2000 года, в связи с этим подчеркнуто: “Основная причина бегства многих наших современников в царство алкогольных или наркотических иллюзий – это духовная опустошенность, потеря смысла жизни, размытость нравственных ориентиров. Наркомания и алкоголизм становятся проявлениями духовной болезни не только отдельного человека, но всего общества. Это расплата за идеологию потребительства, за культ материального преуспевания, за бездуховность и утрату подлинных идеалов.”

Все мы с печалью видим, что понятие стыда и совести в нашем обществе перестали быть теми рамками, которые сдерживали человека от неприглядных поступков, а тем более преступлений. Наоборот, в последнее время на человека, который руководствуется этими нравственными категориями в повседневной жизни, окружающие часто смотрят с недоумением. Наоборот, все чаще высказывается одобрение обману и безнравственности в житейских и деловых отношениях, наглости и грубости. Говорят: “Вот он какой молодец, сумел всех заставить плясать под свою дудку! Сделал, как хотел, и никто ему не указ!” Среди молодежи устанавливается мода на вызывающее поведение, на одежду, прямо провоцирующую сексуальное насилие.

Сюда необходимо добавить и повсеместное, навязчивое использование сексуальных и эротических мотивов в рекламе, в телевизионных передачах. При этом постоянно проводится мысль, что смыслом жизни является получение удовлетворения своих желаний, получение наслаждения, а все окружающие должны лишь этому содействовать. Все это развращает людей, подталкивает их к такому развязному отношению друг к другу, что часто приводит, в конце концов, уже к преступлениям. И наслаждение насильника оборачивается трагедией для его жертвы.

Интересно, что все это выдается нам за норму поведения во всем мире. На самом деле, мы имеем дело с американской экспортной моделью, обеспечивающей, во-первых, барыши производителям американских напитков, одежды, фильмов, музыки и так далее, а во-вторых, политическое и идейное влияние на сам образ мыслей подрастающего поколения во всем мире. При этом собственных сограждан в Соединенных Штатах Америки стараются воспитать совершенно иначе. На протяжении десятилетий в США действуют многомиллионные федеральные и местные финансовые программы, направленные на утверждение среди молодежи традиции сохранения целомудрия до вступления в брак, на формирование здорового образа жизни. В большинстве штатов США не побоялись категорически запретить курение во всех общественных местах, и это многих подвигло отказаться от этой опасной для здоровья – своего и окружающих – привычки.

Опасность этой тихой духовной агрессии начинают понимать во всем мире. Во Франции и Германии запрещена деятельность тоталитарной секты сайентологов, действующей в контакте с ЦРУ и другими спецслужбами. Во Франции владельцы кинотеатров имеют особые льготы, если они ведут в основном – до 80 процентов – прокат отечественных фильмов. Такая же практика установлена на телевидении. Таких примеров в странах с развитой демократией достаточно много, но почему-то мы не спешим им следовать. А скорее следуем дурным примерам…

Православных священников часто призывают активнее принимать участие в работе с правонарушителями, с преступниками. И Церковь откликается на этот зов, всегда вспоминая слова Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа: “Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.” (Мф. 25, 34–40)

Однако, когда Церковь поднимает вопрос о необходимости положить предел повсеместной пропаганде насилия, разврата, вседозволенности, наркомании и пьянства, мы встречаем молчаливое противостояние. Никто вроде бы не спорит, но предлагаемые нами пути не принимаются. Так было совсем недавно с разрешением на введение курса “Основы православной культуры” в качестве факультатива в светских учебных заведениях. Мы призываем лишь вернуться к той плодоносной традиции, которая позволила России в прошедших веках стать мировой сокровищницей культуры, кузницей величайших достижений во всех областях знаний и искусств. Но это предложение вызывает прямое озлобление многих.

А ведь знакомство с основами православной культуры могло бы многих удержать от нравственных падений, а значит, и от суда и наказания. Например, святые отцы оставили нам бесценное сокровище: в своих трудах: они точно и проникновенно раскрыли устроение человеческой души и то, как в ней укореняется добро или зло. Преподобный Иоанн Лествичник, память которого Церковь совершает через несколько дней, 12 апреля по новому стилю, так рассказывает о том, как человек постепенно становится рабом своей страсти.

“По определению рассудительных отцев, иное есть прилог, иное — сочетание, иное — сосложение, иное — пленение, иное — борьба и иное — так называемая страсть в душе.

Блаженные сии определяют, что прилог есть простое слово, или образ какого-нибудь предмета, вновь являющийся уму и вносимый в сердце;

а сочетание есть собеседование с явившимся образом, по страсти или бесстрастно;

сосложение же есть согласие души с представившимся помыслом, соединенное с услаждением; пленение есть насильственное и невольное увлечение сердца, или продолжительное мысленное совокупление с предметом, разоряющее наше доброе устроение;

борьбою называют равенство сил борющего и боримого в брани, где последний произвольно или побеждает, или бывает побеждаем;

страстию называют уже самый порок, от долгого времени вгнездившийся в душе и чрез навык сделавшийся как бы природным ее свойством, так что душа уже произвольно и сама собою к нему стремится” (15, 73).

Именно так, шаг за шагом, через все более навязчивую проповедь насилия, вседозволенности, разврата, через опасную проповедь достижения удовольствия и наслаждения любой ценой как главного смысла жизни человека в этом мире, в повседневный быт россиян, в особенности молодежи, входит наркомания, пьянство, преступления. Потому, если мы хотим сделать нашу жизнь более благоустроенной, достойной человека и соответствующей нравственному закону, мы должны, в первую очередь, обратить внимание не на последствия, а на искоренение причин, их порождающих, – на разрушение нравственных традиций нашего общества.

Сегодня насущно необходимо принятие законодательных актов, создание общественных институтов, которые противостояли бы безнравственности и разрушению наших духовных ценностей и стремились бы создавать условия для возрастания людей в добродетельной жизни. Если мы не хотим потерять Россию, все активнее должна звучать проповедь высоконравственной жизни, проповедь противостояния страстям и похотям, убивающим душу, проповедь покаяния и очищения от грехов каждого человека и общества в целом.

Его Святейшество, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, визита которого в нашу Екатеринбургскую епархию мы вскоре ожидаем, так говорит об этом: “Никто не должен и не имеет права посягать на свободу всего хорошего, доброго, светлого, на свободу творчества, возвышающего душу, на все фундаментальные свободы человеческого бытия. Но при этом нет и не может быть свободы для преступления, распутства, растления и кощунства. Нет и не должно быть места легализации порнопродукции, проституции, “сексуального образования”, т.е. сознательного растления школьников. За эвфемизмом “планирование семьи” вполне может скрываться запланированное целенаправленное уничтожение народа”.

Потому обсуждаемую нами ныне проблему исполнения наказания, не связанного с лишением свободы, надо рассматривать также с учетом этих аспектов. С одной стороны, многие из совершивших нетяжкие преступления и попавших в колонию первый раз подпадают под влияния уголовной среды, вступают в психическую зависимость от законов зоны и становятся обречёнными на пожизненное пребывания в уголовной среде. Этот трагический путь общеизвестен.

Но если осужденный на условное наказание возвращается туда, где он совершил преступление, в среду, которая на протяжении ряда лет развращала его, по сути, готовила к преступлению, то ему будет очень трудно удержаться от нового падения. Получается как бы замкнутый круг.

Мы хорошо знакомы с этой проблемой в связи с реабилитационной работой среди наркозависимых и подверженных греху пьянства. Многие проходили те или иные лечебные курсы, в том числе и открытые сектантами, но не могли исцелиться от своих пагубных страстей до того момента, пока не находили в Церкви новую общность людей, новую среду для жизни по законам нравственности. В таких центрах наши подопечные сами решают, какое время им там необходимо находиться. Часто они просят сами продлить их пребывание в добровольной изоляции, чтобы окончательно увериться в переменах, с ними происходящих. Некоторые остаются здесь работать, но уже инструкторами, хозяйственниками и т.д.

Потому мы считаем, что необходимо создавать подобные центры реабилитации для лиц, чье наказание не связано с лишением свободы. Так же, как в реабилитационных центрах для наркозависимых, в подобных центрах человек должен иметь возможность – только по своему собственному решению! — жить вне привычной среды, усваивать новые знания, работать и укрепляться в решимости строить свою жизнь по-новому. Церковь готова взять на себя духовное окормление таких центров, но нужны и понимание, и поддержка со стороны государственной и местной администрации, привлечение спонсорских и бюджетных средств.

Однако, в первую очередь, надо совместными усилиями вести профилактическую работу для того, чтобы помочь нашим братьям и сестрам не попасть в число правонарушителей. Несколько десятилетий назад эта работа возлагалась на участковых инспекторов. Но затем авторитет участковых упал, да и само число их сократилось. Сейчас предпринимаются шаги к восстановлению этой службы. Но мало просто вернуться к прежней ситуации. Надо добиться, чтобы инспектора активно взаимодействовали с местным православным приходом, с общественными организациями. Формы работы с потенциальными правонарушителями могут быть различны. Это и встречи со священником и с прихожанами, и лектории по духовно-нравственной тематике в учебных заведениях, и даже посещение мест лишения свободы, что часто производит на подростков очень большое впечатление.

При этом надо учитывать, что часто причиной правонарушений среди подростков являются нестроения в семье, пьянство родителей и близких, их полное безразличие к судьбе своих детей. Тем более необходимо, выражаясь медицинскими терминами, лечение не только самого больного, пораженного социальной инфекцией, но и тех, кто с ним контактирует.

При этом участковому инспектору должны быть даны Законом определенные рычаги воздействия на правонарушителей. Он не должен быть просто сторонним наблюдателем постепенного, шаг за шагом, сползания человека от правонарушений к настоящему преступлению. Думаю, что формы воздействия, допустимые для участкового инспектора, можно подобрать, в том числе и с учетом мирового опыта.

Мнение участкового инспектора и общественности должно учитываться в суде при определении формы наказания. И тогда, если об обязательном участии участкового инспектора в судебном процессе по нетяжким преступлениям, когда возможно наказание, не связанное с лишением свободы, будет всем известно, то и значимость его предупреждений будет более высока.

Конечно, мне могут возразить, что участковый инспектор вряд ли пожелает себе лишних забот и в большинстве случаев будет заявлять, что у правонарушителя нет сил и шансов преодолеть пагубное влияние окружающей среды, изменить свою жизнь. Потому, как было сказано выше, при отрицательном отношении участкового к возможности применения наказания без лишения свободы, у обвиняемого должна быть возможность добровольно выбрать не зону, а реабилитационный центр, подобный тем, в которых восстанавливают себя наркозависимые.

Если же человек условно осужден или ему определено иное наказание без пребывания в местах заключения, то он должен находиться в зоне большего внимания и участкового, и общественности. Если мы не сможем обеспечить такому человеку устройства на работу, позволяющую ему иметь свой кусок хлеба, не дадим ему психологической и духовной поддержки, падение может быть еще более тяжким, привести к окончательному слому его судьбы.

Позвольте мне привести вам слова Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, сказанные им при открытии Съезда Православной молодежи Русской Православной Церкви два года назад: “Пришла пора объединить усилия тех, кто ощущает острую тревогу за подрастающее поколение. Если мы немедленно, сообща не примемся за кропотливый труд наставников и учителей молодежи, если не найдем новые действенные подходы к воспитанию, мы можем потерять страну”. Думаю, что так же надо относиться и к проблеме помощи братьям и сестрам нашим, совершившим правонарушения.

Наша встреча проходит в четверг пятой недели Великого Поста, когда мы вспоминаем подвиг покаяния, совершенный преподобной Марией Египетской. С самых малых лет она вела распутную жизнь, но получив вразумления от святого образа Божией Матери, совершенно переменила свою жизнь и смогла достигнуть вершин святости. Это событие показывает нам, что для принявшего твердое решение больше не служить греху есть реальная возможность изменения своей жизни. Потому мы не должны унывать, видя окружающее нас нестроение, но – с верой и упованием на помощь Божию – проходить свое поприще ради своего спасения и спасения своих ближних. Не будем бояться тягот и трудностей на этом пути, ибо по слову преподобного Амвросия Оптинского: “Кто крепко на Бога уповает, тому Бог во всем помогает”.

Призываю Благословение Божие на всех участников нашего сегодняшнего собрания и желаю успехов нашей конференции.

ВИКЕНТИЙ, архиепископ
Екатеринбургский и Верхотурский

 
Братиям нашим, в узах заточенным

Пасхальное приветсвие архиепископа Викентия к братиям и сетрам, в узах находящимся

ПАСХАЛЬНОЕ ПРИВЕТСТВИЕ К БРАТИЯМ И СЕСТРАМ, В УЗАХ НАХОДЯЩИМСЯ.Дорогие братья и сестры!ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!Поздравляю вас, дорогие чада мои, со светлой Пасхой Христовой! В этот долгожданный день вся вселенная исполнена торжества и восторга перед величием происшедшего события. Весь мир и даже, кажется, бездушная природа радуются победе Жизни над смертью. Мы можем видеть, как пасхальная радость в разной мере захватывает собой не только глубоко верующих, но и теплохладных и даже далеких от Бога людей.

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс