Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №12 (237) → Возвращение утраченного. О возрождении на Урале технологии изготовления фаянсовых иконостасов

Возвращение утраченного. О возрождении на Урале технологии изготовления фаянсовых иконостасов

№12 (237) / 22 марта ‘03

К истокам

Группа уральских архитекторов первая в России изучила особенности изготовления утраченных фаянсовых иконостасов и возродила их производство. Об этой работе «Православной газете» рассказал архитектор Максим Валерьевич Винницкий, автор диссертации «Керамические иконостасы товарищества М. Кузнецова в архитектуре православных храмов конца XIX – начала XX века».

- Максим Валерьевич, с чего начались ваши исследования?

- Закончив архитектурный институт, я стал заниматься проектированием по направлению храмового зодчества. Когда по программе губернатора Э. Росселя в 1997 году началась комплексная реставрация Свято-Никольского монастыря и Крестовоздвиженского собора в Верхотурье, я в составе коллектива ООО фирмы «Терем» участвовал в работах по проектированию и реставрации этих объектов. Храмы в эпоху безбожия сильно пострадали, убранство их было полностью утрачено. Утраченными оказались и уникальные фаянсовые иконостасы, которые были большой редкостью в России. Их начал производить в 1895 году известный промышленник и предприниматель конца XIX века М. Кузнецов, имя которого стоит в одном ряду с меценатами Мамонтовыми, Морозовыми, Строгановыми. Он владел восемью фарфоровыми фабриками, основал новые заводы. Его иконостасы были отмечены высоким художественным уровнем, пользовались спросом. Всего в России по установленным данным было 74 таких иконостаса. На Урале они находились в храмах Верхотурья, Шадринска, Мотовилихи, но не сохранились нигде. Несколько деталей было обнаружено в музее Шадринска – и все. Перед нами встал вопрос: смогут ли наши архитекторы, реставраторы воссоздать такие иконостасы, какими они были в фаянсе, не проще ли обойтись деревянными? Руководитель коллектива Виктор Иванович Симиненко настоял на том, чтобы восстановить иконостас в его первоначальном виде. Эту позицию удалось отстоять перед властями. Предстояли изыскания: область оказалась совершенно не исследованной. Как раз в то время я поступил в аспирантуру. Созрело решение написать диссертацию. В научной среде тема вызвала живой интерес, была утверждена на ученом совете. Я начал работать в архивах города, написал запросы во все епархии. Ответы приходили неутешительные: почти нигде фаянсовые иконостасы Кузнецова не сохранились. Потом удалось выявить несколько адресов, и, получив благословение Патриарха, я отправился по ним.

- Интересно узнать, где все же удалось найти такую редкость?

- Иконостасы Товарищества Кузнецова сохранились, в основном, в небольших городках и деревнях, где легче было в богоборческое время отстоять храмы: в Преображенской церкви села Савино под Москвой, в Борисоглебском соборе Рязани, в Тамбовской области. Исследования продолжались 5 лет. Везде в храмах принимали душевно, позволяли обмерить, сфотографировать каждую деталь. Удавалось даже открыть обшивку, чтобы увидеть каркасы, крепления. Это было важно и для нашей работы в Верхотурье, и с точки зрения научной обработки этого материала. Все шло параллельно: одновременно с научными исследованиями восстанавливали иконостас в Верхотурье. Теоретические разработки сразу проверялись на практике. Когда работы были закончены, их высоко оценили Святейший Патриарх Алексий II, священнослужители, общественность. Наша группа отмечена губернаторской премией за выдающиеся достижения в области литературы и искусства.

- Расскажите, пожалуйста, чем уникальны иконостасы товарищества Кузнецова, каковы их достоинства, особенности?

- Керамические иконостасы богато нагружены декором, рельефом, золочением. Авторы керамических иконостасов использовали не один фон, а многоцветие. Использовались цвета, которые имеют символическое значение в Православии – бирюзовые, розовые, голубые, — воздушные. На фоне этого разнообразия иконы реалистического письма, оттененные оливковым цветом, с минимумом золочения смотрелись более цельно, каждая обосабливалась для молящихся. Была подчеркнута ее отдельная духовная ценность. Это находка. Кроме того, в отличие от деревянных такие иконостасы более жизнестойкие, их легко чистить, не надо ремонтировать. Детали блестящие, краски стойкие. Изготовление не требует столько времени, сколько для деревянных, где резчик все делает вручную.

- Раскройте нам немного и секрет изготовления.

- Первый этап — проект. Каждая деталь — отдельный чертеж. Тогда мы работали еще без компьютера, что создавало сложности. Далее — моделирование: изготовление каждой детали из пластика. Этим занималась фирма “Делкам-Урал”. Работали по эксклюзивной компьютерной технологии. Третий этап — это производство деталей на Сысертском фарфоровом заводе. Всего для Верхотурских иконостасов потребовалось 2660 деталей. Монтаж осуществляли поэтапно: первый ярус собрали к Пасхе 1998 г., а полностью иконостасы закончены в 2000 году к 400-летию Верхотурья и приезду Патриарха. Сейчас уже вставлены иконы и в храме ведется богослужение. Иконостас стал одной из достопримечательностей для паломников.

- Насколько известно, керамический иконостас установлен также в Храме-на-Крови?

- Да, он сдан к Рождеству этого года. Начато производство деталей для Спасо-Преображенского собора в городе Невьянске, есть заказ из Омска, поступили предложения из Челябинска. Все это говорит о том, что производство фаянсовых иконостасов будет развиваться. Мы представляли наши достижения на многих выставках и конференциях. Радует, что идея подхватывается.

- Совсем недавно под руководством Симиненко Виктора Ивановича вы защитили свою диссертацию. Расскажите об этом событии.

- Диссертация была защищена в Уральской государственной архитектурно-художественной академии. В своей работе я рассмотрел основы применения керамических иконостасов в церковной архитектуре. Вопрос был рассмотрен комплексно: иконостас не только как архитектурное сооружение, но и с точки зрения искусствоведения, иконографии. Вообще, храмовая архитектура всегда вызывала у меня интерес: там большой спектр символических значений. Работа была признана актуальной, жизненно важной. Материалы рекомендовано опубликовать. Это будет интересно не только специалистам.

- Удачи вам!

Беседовала
Людмила Косовская

 
Память

Пресс-конференция по возвращению улицам Екатеринбурга их исторических названий

Екатеринбург, 19 марта, «Православная газета». «Улицам Екатеринбурга — их исторические названия». Такова тема пресс-конференции, которая состоится 19 марта в 11–00, в на 6-м этаже Дома печати (ул.Тургенева, 13).До уральских средств массовой информации

 
К истокам

Верхотурье посетит председатель Гостехкомиссии при Президенте РФ С.И. Григоров и руководители силовых структур

Екатеринбург, 19 марта, «Православная газета». Сегодня духовная столица Урала — Верхотурье ждет гостей. Старинные монастыри и храмы этого уральского города посетит большая делегация

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс