Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
В числе тридцати тысяч документов и экспонатов музея истории завода “Уралэлектротяжмаш” хранится удостоверение члена “Союза воинствующих безбожников СССР”. Членский билет за номером 7410392 был выдан 1 мая 1933 года Голодневу Василию Тимофеевичу за подписью и печатью председателя райсовета СВБ. На второй страничке — “отметки об уплате членских взносов” — вклеены две марки. Одна, стоимостью 10 копеек, — “вступит. взнос СВБ СССР”, другая — “интернационал пролетарских свободомыслящих” — 1 копейка. Далее, назидание Ленина: “Надо уметь бороться с религией. Эту борьбу надо поставить в связь с конкретной практикой классового движения, направленного к устранению социальных корней религии”.
Богоборцам следовало знать статью № 4 Конституции РСФСР об отделении государства и школ от церкви, резолюции Всесоюзных съездов воинствующих безбожников, Устав СВБ. Новичка знакомили также с Постановлением ХIII съезда РКП (б): “Необходимо решительно ликвидировать какие бы то ни было попытки борьбы с религиозными предрассудками мерами административными, вроде закрытия церквей, мечетей, синагог, молитвенных домов, костелов и т.д. Антирелигиозная пропаганда в деревне должна носить характер исключительно материалистического объяснения явлений природы и общественной жизни, с которой сталкивается крестьянин. Разъяснение происхождения града, дождя, засухи, грозы, появления вредителей, свойств почвы, действия удобрений и т.п. является наилучшим видом антирелигиозной пропаганды. Центром такой пропаганды нужно сделать школы и избу-читальню под руководством парторганизации”.
Довольно щадящие намерения были у богоборцев в начале своего наступления. Как было на самом деле, красноречиво рассказывают документы из научного архива музея.
В 1931 году Сталин объявил первую богоборческую пятилетку. Энтузиазма у трудящихся масс как будто прибавилось. На местах вводились внештатные инструкторы из проверенных безбожников. За лучшую агитационную работу в 1934 году по области вручалось переходящее Красное Знамя СВБ. Антирелигиозная работа велась посредством лекций, докладов, конференций. Активно собирались членские взносы, систематически выходили газета и журнал “Безбожник”. Проводились конкурсы на лучшую организацию антирелигиозной кампании. Этому способствовали читальни для безбожников, распространявшие специальную литературу. И если, к примеру, в начале 1933 года колхозники Сарапульского района протестовали против богохульного названия, то в 34-ом переименование состоялось, и колхоз “Искры” уже носил название “Безбожник”. Задача сделать колхозников действительными безбожниками оказалась выполнимой. Документы тех лет — тому подтверждение.
“…В безбожном колхозе имени Ярославского Егоршинского района ячейка СВБ имени XVII партсъезда организовала ударную безбожную бригаду из женщин по снегозадержанию и вывозке навоза. Эта бригада вызвала на соревнование две ударных безбожных бригады возчиков леса к шахтам. В результате все бригады перевыполнили нормы выработки”.
“На Азовском лесозаготовительном участке Тавдинского района безбожники организовали две ударных сквозных бригады, наладили массовую антирелигиозную работу, организовали безбожный кружок из 42 человек”.
“Все конюхи дали соцобязательства по организации антипасхальной кампании”. Особо усердных, судя по документам архива общественных организаций (бывшего партархива Свердловской области), награждали премиями, путевками на учебу в Ленинград, в педагогический институт. Образованные люди требовались стране. Проводились краткосрочные курсы, семинары для начинающих безбожников. В антирелигиозную борьбу были вовлечены историки, ученые. В Доме крестьянина, а позже в Ипатьевском доме (!) был открыт областной антирелигиозный музей. На улицах Екатеринбурга в витринах устраивались выставки антицерковного характера, вывешивались плакаты, листовки, в которых осмеивались священники, монахи, их богоугодная деятельность.
Дальше — больше становилось воинствующих безбожников, готовых к “систематической и последовательной борьбе с религией во всех ее видах и формах, как тормозом социалистического строительства и культурной революции”. Активно велась «разъяснительная работа» среди нацменов: попирались национальные устои, традиции. Стиралось национальное самосознание — все люди “советские”.
Политдни стали обязательными для всех организаций и учреждений. Народу втолковывали, что “религия — род духовной сивухи, в которой рабы капитала топят свой человеческий образ, свои требования на сколько-нибудь достойную человека жизнь”. Ну, кто же хотел быть рабом? Первая фраза, которую заучивали и записывали столбцами в кружках по ликвидации неграмотности: “Мы не рабы — рабы не мы”.
В марте 1937 года на нашем заводе, называвшемся тогда “Уралэлектромашина”, постройкомом было организовано и оборудовано 4 «красных уголка» — на конном дворе, на подсобных предприятиях, в бараках Шарташа и Калининовских разрезов, где проводились занятия по ликбезу. Уже через два месяца рабочие стали настолько грамотные, что решили бороться и с “опиумом для народа”, создав свою ячейку союза воинствующих безбожников.
Как и полагалось, это решение принималось на заседании парторганизации, где слушалось “сообщение о выдвижении организаторов СВБ”. Постановили: утвердить организаторами СВБ товарищей Кулакова и Андреева. Вышеупомянутый товарищ Голоднев, должно быть, числился в заводской ячейке самым опытным, ведь в его кармане членский билет лежал уже 4 года…
Закрытие церквей, мечетей в области, как и в стране в целом, уже шло полным ходом. Православные и мусульмане боролись за свое право вероисповедания как могли. Последние вывешивали на мечетях плакаты “Аллах за ногу поймает”. Вот еще подлинные свидетельства истории:
„В день Рождества для срыва рождественского богослужения в 9 церквях арестовали попов и опечатали все приходы. По сводкам НКВД, в области с начала 30-х годов было 13 мест заключений и 5 лесозаготовительных колоний. На 1 января 1930 года в них содержалось 18 тысяч 590 человек. Ирбитский домзак содержал вместо ста положенных — от 600 до 900 человек. Часть заключенных была размещена в помещении закрытого собора.
О зверствах большевиков документов в ГАСО (государственном архиве Свердловской области) немало. Наряду с ними остались свидетельства того, как люди протестовали: “Выселять кулаков не дадим! Долой коммунистов! Бей их собак”, “Долой пятилетку и коллективизацию”, “Головокружение не у нас, а у Сталина”, “Да здравствует земля и воля крестьян и рабочих!”. С января по апрель 1930 года газета “Колхозный путь” получила 39432 письма с протестами против колхозов и колхозактивистов.
В д. Сапоги 70 человек вышли из колхоза, в д. Кумарьи с дубинками и топорами разгоняли представителей РИК, не давая выселять кулаков. “Кулаки нам ничего плохого не сделали”. В Нижней Салде прошел бунт против закрытия Александро-Невской церкви и изъятия церковных ценностей. В коммуне “Урал” Чашинского района — бунт бедняков. В защиту двух кулацких семей выступила вся деревня Северная. В Верхней Салде выгнали милиционеров и отряд по раскулачиванию. Но многочисленные и страшные жертвы уже были. В д. Отрадной Лобанов Елизар убил свою
Какую дань слова принесем вам, верные свидетели Слова, доблестные страстотерпцы и пастыри, вменившиеся яко овцы заколения. Витийствующий язык изнемогает пред величием вашего подвига. Ваши язвы, подобно множеству отверстых уст, сами вещают о вашем терпении; ваша кровь говорит лучше, чем кровь Авеля (Евр. XII, 24).
Екатеринбург, 31 января, «Православная газета». Установка крестов на храм во имя Всех Святых, в Земле Российской просиявших, возводимый на месте убиения Святых Царственных Страстотерпцев, запланирована на завтра, субботу, 1 февраля.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.