Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Колокольный звон слышал всякий. Но откуда он — известно далеко не каждому. Кто сегодня заправляет звонницей, откуда берутся звонари, и что это за романтически-таинственная «профессия» такая?… Корреспондент екатеринбургской газеты «Подробности» встретился с «главным звонарем» Екатеринбургской епархии, руководителем школы звонарей Свято-Троицкого Кафедрального собора диаконом Димитрием Бажановым.
— Отец Димитрий, расскажите, как вы стали звонарем?
- Я вырос в семье музыкантов, и колокольный звон рано произвел на меня впечатление. Я услышал его у композиторов, которые вводили в состав своих опер колокольный звон: Римский-Корсаков, Чайковский, Мусоргский… И для меня звонарь был особой фигурой, которая является творческим человеком и которого слушают все люди. Когда я впервые услышал звон колокольный, он меня пленил, и я решил, что это, конечно, не цель моей жизни, но один из неотъемлемых атрибутов. В миру это называется хобби.
— С чего вы начинали?
- В то время не было учителей колокольного звона, все только начиналось — это было начало 90-х годов — и мне приходилось заниматься самообразованием, находить кассеты, пластинки. Прекрасный тип звона был у Троице-Сергиевой лавры, на записи 1978 года. По аналогии я пытался построить тип нашего, уральского звона…
— То есть была задача создать уральский звон?
- Первоначально задача была научиться звонить красиво, чтобы слышно было, что не кто-то там бренчит. Например, самый сложный звон — трезвон, или “красный звон” — там должны быть задействованы все ноги и руки, голова, естественно.
— Ноги как работают?
- Ноги приводят в движение большие колокола. Одному человеку вполне реально работать с колоколом до полутора тонн (язык весит 20-ю часть веса колокола. — Прим. ред.). Конечно, когда больше, одного человека мало, нужны помощники. Так же, когда колоколов очень много. К примеру, у нас колокольня очень серьезная –13 колоколов, самый большой – две с половиной тонны, в проекте еще будет 5-тонный…
— Все-таки есть ли у вас какое-то образование специальное?
- Я учился в школе музыкальной, у меня образование духовное. Когда же я стал учиться звонить, меня удивило отношение, которое существовало до меня к звонарям. Когда я в церковь пришел маленьким мальчиком, я знал, что существует такой поп — он священник, еще какой-то есть дьячок, и есть звонарь. Звонарь для меня — это был такой человек, который творит чудеса. А в церкви я столкнулся с таким, что звонарь — это мальчик на побегушках: беги наверх, там подергай, и в итоге получается не звон, а… И, естественно, первым делом было навести порядок и поднять уровень звонарства. Когда уже что-то стало получаться, стали помогать друзья, одноклассники. Когда стало кому звонить на колокольне — уже появилась возможность обучать ребят делу звонарскому. Потому что это очень нравится молодежи, это интересно, и в этом есть своя романтика. Это не просто ударяется язык о колокол – это особая, в первую очередь, молитва, затем уже – прославление Бога. Это не просто искусство, это первая проповедь о Христе.
— Школа уже действует?
- Неофициально школа действует уже давно, но финансовые затруднения отодвигают срок официального открытия. Разработан учебный план, будут вестись несколько дисциплин — практика колокольного звона и теоретический курс: устав колокольного звона, история, курс элементарной теории музыки, чтобы ребята знакомились, что такое ноты, длительность, ритм. А также история колокольного искусства, экскурсии на заводы колокололитейные.
— Кто учится сейчас?
- Это ребята 9–11 классов школы, студенты разных институтов. Молодежь, конечно, потому что нужны физическая сила и здоровье. На колокольне ведь всегда холодно, жарко не бывает. Потом — настоящий звонарь всегда стоит лицом к ветру. У нас на Урале западная роза ветров, а колокольня располагается на западной части храма, над центральным входом. И по долгу службы уральским звонарям приходится стоять лицом к ветру.
— Есть женщины?
- Очень много желающих из девушек. Но пока мы не решили — готовить девушек или нет, потому что очень сложный физически труд, которым мужчина только может заниматься. Хотя, в принципе, для монастырей и для деревенских храмов не хватает мужчин, может, придется готовить.
— Сколько стоит курс для желающих?
- Нисколько не стоит. Пока не достроена колокольня, и для нормального колокольного класса нужно закупать маленький набор колоколов. Другая проблема, также финансовая – как иногородних содержать. А так, ребята могут посещать лекции, заниматься.
— Что для этого нужно?
- Для этого требуется только рекомендация священника. Прохожий человек сюда вряд ли сможет попасть. Нам не нужны просто барабанщики-«металлисты». Звонарь — это не просто человек, обладающий чувством ритма, это человек, который решил посвятить себя служению Богу. Чтобы человек мог хотя бы в воскресенье прийти и посвятить себя Богу. Многие .ребята, уже закончившие институты, работают по разным своим специальностям, но в праздник приходят и звонят.
— Не все звонари лояльно относятся к колокольной музыке, к фестивалям колокольной музыки…
- Если колокольный звон происходит в ограде церковной — все нормально. Смысл колокольного звона — служить Богу, поэтому колокольный звон может восприниматься только в Церкви. Если же колокольные фестивали не имеют отношения к Церкви — это профанация. Естественно, фестивали нужны, но именно церковного колокольного звона. Когда собираются звонари, делятся мастерством. Когда не приходит, допустим, мужчина — с чистыми ручками, который в жизни не был на колокольне, — который поударял молоточком по колокольчикам, чтобы ему все поаплодировали… А «пороху-то» он не нюхал, ни разу ни одной службы не звонил — и они друг перед другом кичатся, что они могут там вызвонить…
— Как у нас с опытными звонарями? Возможен ли обмен опытом?
- К сожалению, звонарей хороших мало, есть в Каменске-Уральском, в Верхотурье — сейчас не знаю — раньше были. Есть самородки. Когда достроим колокольню — намечаем провести фестиваль колокольного звона. Будут приглашены звонари из разных стран, разных епархий: из Белоруссии, Украины, из Франции, Казахстана…
— Вы говорите о православном звоне?
- Именно православном. Надо заметить, наши колокола уральские звонят не только в России, но и на Украине, в Белоруссии, в Европе. В Северной Америке очень много колоколов уральских.
— Как колокольный звон действует на слух?
- Отрицательно. Поэтому ребята, когда звонят, используют противошум и беруши.
— Встречаются утверждения, что колокольный звон обладает целебным действием…
- Целебное действие может быть только тогда, когда человек обращается к Богу. Если же он видит в колоколах какую-то магическую вещь, которая отгоняет темную силу, — это ерунда, по-моему. Не в колоколе дело, – в Божьей помощи.
— А как насчет того, что звонари не болеют?
- У звонарей распространены простудные заболевания. Но, как правило, в силу того, что звонари ведут здоровый образ жизни, серьезных заболеваний не бывает. Когда я звонил очень часто — 7 лет подряд был без отпуска на колокольне, — ни разу не брал больничный.
Сергей ДУРАЧЕНКО
«Подробности»
Во время «звонильной недели», следующей после Пасхи, подняться на колокольню и опробовать свои силы в колокольном звоне могут все желающие. Естественно, человек должен быть православным и трезвым.
Знаменитый «Царь-колокол», непревзойденный в мире гигант, весит 12 тысяч пудов (192 тонны).
Отличные колокола льют в Каменске-Уральском. Стоимость колокола сегодня оценивается исходя из веса: порядка 30–50 долларов за килограмм.
Колокольная бронза – сплав меди с оловом. Бронза должна удовлетворять следующим требованиям: издавать при ударах полный и чистый звук, обладать значительной крепостью и упругостью.
Главный колокол-благовест Свято-Троицкого собора, отлитый в 1905 году в Тюмени, с 1924 по 2000 год находился в Театре оперы и балета и использовался для декораций и озвучивания исторических постановок («Борис Годунов»).
В церкви различают 4 канонических звона: благовест, перебор, перезвон и трезвон.
Благовест – один из наиболее древних звонов Православной Церкви и называется так потому, что несет Благую, радостную весть о начале богослужения. Этот звон также оповещает о совершении Таинства Евхаристии на Литургии и о чтении Евангелия в других службах. Благовест может звучать как самостоятельно, так и в составе других звонов.
Перебор – или погребальный (похоронный, проводной) звон, выражает грусть и скорбь об усопшем и состоит из двух частей: непосредственно канонической (как такового перебора) и свободной (трезвона).
Перезвон – более сложный по сравнению с благовестом и перебором. Он состоит также из двух частей: канонической (т.е. самого перезвона) и свободной (трезвона). Классический перезвон представляет собой звон поочередно в каждый колокол (по одному или несколько раз в каждый), начиная с большего и до самого малого (иногда с ударом «во вся»), и так повторяют много раз.
Трезвон – наиболее сложный по сравнению с другими каноническими звонами, но и является наиболее ярким в музыкальном отношении выражением колокольного звона, так как трезвон по своей форме не ограничен церковными уставами и поэтому различен как по составу используемых колоколов, так и имеет разнообразную форму исполнения, ритм, фактуру и инструментовку.
Екатеринбург, 27 мая, «Православная газета». С 27 мая по 1 июня состоится очередной Фестиваль «Мир детства и юности».
Екатеринбург, 12 июня, «Православная газета». По благословению архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия театр под руководством Натальи Мильченко примет участие в Фестивале русской православной культуры
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.