Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
По Уставу нашей Православной Церкви мы должны вам, братья, ныне прочесть известное «Слово» святого отца нашего Иоанна Златоустого. Но так как читается это Слово в славянском переводе и для мно-гих может быть не вполне удобопонятно, то мы считаем полезным предложить его по-русски, несколько пояснив заключающиеся в нем мысли, для большего всех назидания. Просим вашего внимания.
«Кто благочестив и боголюбив», — говорит святой Златоуст, — кто истинно почитает Бога и искренно любит Его, «да насладится сего доброго и светлого торжества», то есть преславного Воскресения Христова, которое мы ныне празднуем и в коем Господь так дивно показал и благость Свою к роду человеческому, и премудрость в искуплении его от вечной погибели, и силу Свою над врагами спасения нашего.
«Кто раб благоразумный», кто данные ему от Бога таланты: время, силы и способности — не скрывает напрасно в землю, не тратит только на земные дела и удовольствия, но мудро употребляет на служение Господу и стяжание вечного блаженства, «да внидет, радуясь, в радость Господа своего», да будет участником той духовной радости, которую Господь уготовал верным рабам Его, искупленным Кровию Спасителя (Мф. 25: 21).
«Кто потрудился постяся», кто во время прошедшего поста не ос-тавался в праздности, но усердно трудился над делом спасения своего, «да приимет ныне динарий», — получит в благодатных плодах Воскресения Христова ту награду, какую обещал Бог добрым делателям (Мф. 10: 10; 20: 1–8).
«Кто работал с первого часа» — исполнял волю Божию с детства или с того времени, как Господь призвал его в вертоград Свой, то есть в Церковь Христову, «пусть получит ныне плату, полагающуюся ему по справедливости».
«Кто пришел после третьего часа» — приступил к делу Божию не сразу, но несколько позже, «да празднует, благодаря» Бога за снисхождение к нему.
«Кто успел прийти по шестом часе» — то есть пришел на зов Божий еще позже, когда уже протекла половина его жизни, «пусть нисколько не беспокоится, ибо и он не лишится» тех благ, которые воскресший Господь всем дарует.
«Кто пропустил и девятый час» — замедлил еще более и начал трудиться над делом Божиим тогда, как день жизни его склонился уже к вечеру, «пусть приступит без всякого сомнения и боязни»: ибо ныне явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков (Тит. 2: 11).
«Если кто успел прийти только в одиннадцатый час», — даже и тот, кто вышел на дело Божие очень поздно, стал думать о спасении души своей уже в старости, «и тот да не страшится замедления: ибо Домовладыка, любя честь» и будучи щедр, «приемлет и последнего как первого, упокоевает пришедшего и в одиннадцатый час, как трудившегося с первого часа», воздавая всем должное. «И первому угождает», награждая его по справедливости, и последнего милует по снисхождению, «и оному дает» заслуженное, «и сему дарит» по благости Своей; и «добрые дела приемлет» с радостью, «и благое намерение лобызает» с любовью; «и деяние почитает» как должно, и доброе расположение хвалит». Итак, «все войдите в радость Господа своего. И первые, и послед-ние примите мзду» от милосердного Владыки!
«Богатые и бедные, ликуйте друг со другом», как дети одного Отца Небесного!
«Трудящиеся и ленивые», в деле спасения своего, «почтите настоящий день» всемирного торжества!
«Постившиеся и не постившиеся, возвеселитесь ныне», когда Небо и земля радуются и празднует вся тварь! «Трапеза обильна: наслаждайтесь ею все». «Телец», закланный ради нас, «велик и упитан: никто не уходи голодным! Все насладитесь пиршеством веры, все пользуйтесь богатством благости» Божией!
«Никто не жалуйся на бедность, ибо для всех открылось Царство» Небесное, в котором уготовано верующим богатое наследие.
«Никто не плачь о грехах своих, ибо из гроба» Спасителя «воссия-ло прощение» всем грешникам, желающим получить его.
«Никто не страшись смерти, ибо от нее освободила нас Спасова смерть», если только мы снова не поработимся ей грехами. «Ее истребил объятый ею» Жизнодавец. «Сошедший во ад» Сын Божий «пленил ад и огорчил его». «Давно предузнав это, пророк Исаия воскликнул: ад огорчися, сретив Тебя в преисподних своих (Ис. 14: 9). «Огорчился: ибо упразднился» — опустел; «огорчился: ибо посрамлен» исходом борьбы своей со Спасителем; «огорчился: ибо умерщвлен», лишился того, что составляло его жизнь и силу; «огорчился: ибо низложен» с престола своего и лишен власти над родом человеческим; «огорчился: ибо связан» и не может теперь действовать с той же свободой и силой, как прежде. «Он взял плоть, а принял в ней Бога; взял землю, а нашел в ней Небо; взял то, что видел, а подвергся тому, чего не ожидал». Так Бог уловил его Своей премудростью!
«Где твое, смерте, жало? где твоя, аде, победа?» (1 Кор. 15: 55). Где грех, которым ты, смерть, уязвляла людей? Где, ад, торжество твое над родом человеческим? «Воскрес Христос — и ты низвергся», как бессильный враг. «Воскрес Христос — и пали демоны» — твои, ад, слуги, через которых ты уловлял людей.
«Воскрес Христос — и радуются Ангелы», взирая на дивное торжество Сына Божия и спасение человеков. «Воскрес Христос — и жизнь водворяется» всюду, даже и там, где прежде была область смерти и тления. «Воскрес Христос — и нет ни одного мертвого во гробе»: ибо Христос воста от мертвых, начаток умершым бысть (1 Кор, 5: 20). Он первый воскрес, как Глава, а потом восстанут и все члены Его — верующие в Него и имеющие в себе Животворный Дух Его (1 Кор. 15: 21–23; Рим. 8: 11).
Да будет же «Ему слава и держава во веки веков!» Аминь.
Митрополит Киевский Платон (Городецкий)
Нет богослужения более светлого и радостного, чем Православная Пасха. Служба на Пасху начинается крестным ходом вокруг храма, с зажженными свечами в руках всех собравшихся и с пением: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангелы поют на небесех: и нас на земли сподоби (удостой) чистым сердцем Тебе славити». Этот крестный ход напоминает шествие мироносиц ранним утром ко Гробу Спасителя для помазания Его пречистого Тела.
Чтобы как можно яснее и нагляднее выразить великую мысль торжества и блаженного примирения между Небом и землей, …Святая Церковь ввела в употребление во дни Пасхи несколько священных обрядов и освятила некоторые благочестивые пасхальные обычаи.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.