Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Кладбище. Ряды могил и памятников. На одних лишь скромный православный крест. На других остроконечный памятник из железных прутьев, увенчанный пятиконечной звездой. На третьих мраморные изваяния умерших. Тишина и вечный покой. Возле некоторых могил родственники усопших. Обихаживают, очищают, украшают. Но есть и такие, которые заросли крапивой и дикой малиной. И видно, что давно уже никто из родственников не посещает почившего. Забыт он и оставлен всеми. И память о нем ушла вместе с ним в иной мир.
Мое внимание привлекла одна из таких могил. Подойдя к памятнику и раздвинув заросли травы, я увидел пожелтевшую от времени фотографию и едва различимые даты жизни и смерти. Я начал приводить могилу в порядок. Вырвал траву. Взрыхлил землю. Присел на полусгнившую деревянную скамейку, прочитав молитву поминовения. Задумался о краткости нашей жизни. И вдруг услышал голос, обращенный ко мне. Услышал так внятно и явственно, будто человек тот находился рядом: «Не удивляйся и не устрашайся, брат. Мое имя, отчество — Андрей Петрович. Занятие и профессия — врач. В свое время я был весьма уважаем всеми, но я был величайший грешник. Отрицал и отвергал бытие Божие. Отрицал существование потустороннего мира и жизни в нем, называя все это сказкой и выдумкой. О, если бы я имел возможность вернуться к жизни хотя бы на краткое время, чтобы рассказать людям о той, неведомой им жизни. Поведать все самое, самое. Рассказать о последних минутах. О том, что человеку предстоит увидеть и услышать там. Впрочем, я тебе открою эту тайну.
Многие современные умники, подобные мне, категорически отрицают и отвергают бытие Божие и продолжение жизни в будущем. Не верят тому, что есть и существует иная, потусторонняя жизнь, полагая, что с уходом из этой жизни настанет мрак небытия и забвения. Как они ошибаются и заблуждаются! В каком пребывают страшнейшем неведении! Как будут скорбеть и жалеть об этом! Какие будут проливать обильные слезы! Как будут страдать и ужасаться! Но время, данное каждому для познания и спасения своей души, упущено и безвозвратно потеряно.
Если бы мне было предложено начать новую жизнь! Предложили жить в теле изможденном и безобразном, я бы с превеликой радостью согласился на это. Потому как земная жизнь человека исчисляется всего лишь пятью или семью десятками лет. Я бы согласился отстрадать здесь не 50, но 150 лет, зная, что эта жизнь временна. Страдания и слезы временны. Но зато за все это я бы потом имел вознаграждение от Господа Бога в будущей жизни, Который Сам говорит в Евангелии: «Блаженны нищие духом. Блаженны страждущие, плачущие и алчущие, ибо их ждет Царство Небесное».
Люди считают и думают, что с уходом из этой жизни наступит конец бытия. Люди не знают того, что сначала Господь сотворил тело человека из пыли земной и лишь потом вдохнул в лицо его Свой Дух и дыхание бессмертной жизни, после чего человек стал душою живою. Отсюда видно, что человек создан и состоит из тела вещественного, созданного из земли и невещественной души — дыхания Божия. Человек — существо высшее. Он подобие ангелов и подобие Божие. Он поставлен царем и владыкой всего вещественного мира. Он — венец и корона всего существующего.
Человек при самом создании одарен такими же душевными свойствами, какие имеет Сам Господь Бог. Он сотворен по образу и подобию Его. Человеку дана возможность и способность к совершенству своих душевных способностей. В настоящей жизни Господь Бог попускает людям многоразличные беды и скорби с тем, чтобы они постепенно, в течение всей жизни, совершенствовались в творении добрых дел и освобождались от греховных привычек. Потому как природа наша одарена способностью к совершенству чувств. Но по слабости души, не имея возможности достичь этого, требует продолжения этой жизни в иной обстановке и других условиях. И потому земная жизнь как бы ступенька к переходу в жизнь будущую.
Там доброе в тебе раскроется во всей полноте и силе. Оно будет развиваться и совершенствоваться со всей свободой, которой не имело здесь. Будет обнаруживать все свое внутреннее достоинство, здесь ныне частью сокрытое и неоцененное. Увидит свой внутренний свет, здесь всячески затемняемый. Увидит все свое блаженство, здесь непостигаемое и подавляемое скорбями жизни. И понесется эта душа всей силой своего нравственного развития в высшие сферы того мира, где в бесконечном свете живет Источник и Первообраз высшего добра. Понесется в сообщество чистейших существ и станет ангелом. Станет таким же чистым, светлым и блаженным существом. Там беспредельная любовь будет соединять ее с Богом, с ангелами и подобными ей душами. И будет она уже во веки тверда в своем достоинстве. И никакое, ни внутреннее, ни внешнее несовершенство не сможет поколебать ее. Не сможет ни изменить, ни повредить ее блаженному состоянию. Она будет действовать всей силой уже ничем не стесняемых чувств в развитии своей высшей жизни. Будет действовать всей крепостью своих духовных стремлений воли, определенных ей судом Высшей Правды.
Но если ныне душа твоя таит в себе зло, умело скрываемое от всех за льстивой улыбкой и ласковым словом, там она обратится в бешенство. Если ты здесь еще владеешь собой и можешь сдерживать свой гнев, там ты уже не будешь иметь этого и станешь злым духом. И понесет тебя твое безудержное зло своим тяготением туда, где живет бесконечное зло. Понесет в сообщество злых, темных сил. И на этом пути ты уже не сможешь остановиться. И во веки веков будешь страдать от своего зла, которое не даст тебе покоя в самом себе. И злая среда, которая сильней тебя, будет вечно окружать тебя, будет вечно и бесконечно терзать тебя…
Однажды, в час сна я увидел вокруг себя величайшее множество невообразимо страшных существ. Это было сборище всевозможных человекоподобных зверей. Лица и тела их были покрыты такими невообразимо страшными язвами, что все нутро мое буквально оцепенело и омертвело. Это были дети, подростки, старики и старухи. И все они кричали, визжали и вопили на разные голоса. Они буквально облепили меня, подобно грязи. Но самое страшное было то, что руки мои оказались будто скованными невидимыми узами и я не мог шевельнуть даже пальцем. Я был бездвижен и безгласен. Был целиком и полностью предоставлен в их распоряжение. И вот я увидел приближение самой смерти. Что это за существо, не могу даже описать. Своим образом оно походило на скелет человека, увешанный орудиями пыток всякого рода. Ножи, копья, вилы, веревки, крючья и еще многое другое, о чем и рассказать невозможно. И понял я, что это — она. Это за мной. Это по мою душу. Я в ужасе заметался на постели. Мне хотелось кричать и взывать о помощи. Хотелось бежать и прятаться, но я чувствовал, как силы оставляют меня. Слух притупился. Онемел язык.
И вот я увидел перед собой чашу, исполненную такой невыразимой гадости и зловония, от которой помрачились мой разум и сознание. Я стиснул зубы. Пытаюсь отвернуться и воспротивиться. Но кто-то невидимый, властно поднял мою голову и насильно влил в меня содержимое чаши. Тело мое содрогнулось в корчах и судорогах. И выскочила душа моя из тела, не в силах вынести смрада содержимого чаши.
И тотчас с глаз моих спала как бы некая пелена. И вновь я увидел себя в окружении прежних мерзких существ. Все они кричали, вопили и радовались: «Вот мы, те бесы и духи, которых ты всегда отрицал и не верил в наше существование. Вот мы, те, которым ты верно служил всю жизнь. Вот мы, те, волю которых всегда исполнял охотно. Но теперь ты наш. Бог отдал нам твою душу на вечные муки, и отныне ты всегда будешь с нами».
Но тут я увидел двух ангелов Божиих. Лица их были светлы. Волосы белее чистого снега и блестели подобно золоту. Один из ангелов начал стыдить нечистых духов, говоря: «О, бесстыжие, наглые и бессердечные! Зачем прежде времени устрашаете и приводите в смятение живую душу? Ваше время еще не пришло. Нам приказано препроводить эту душу ко Господу на поклонение. Он определит Своим высшим судом место этой душе. Потому как Он распорядитель судьбы каждого в будущей жизни».
И вот мы стали быстро подниматься вверх. И, по мере того как поднимались, моему взору открывалось все большее и большее пространство, которое приняло наконец такие ужасающие размеры, что меня охватил страх от сознания моего ничтожества. Тут я услышал какой-то неясный шум, а затем увидел стаю несущихся навстречу нам невообразимо страшных существ. Остановив и окружив нас, они стали требовать, чтобы ангелы отдали им мою душу, пытаясь вырвать ее из их рук. Они кричали и вопили: «Он не почитал Бога. Не соблюдал постов. Был немилостив к нищим». И я, к своему стыду и ужасу, признавал правоту их обличений. И молчал. Но ангелы не оставляли меня. Ограждали от нападений и оберегали, говоря: «Ваше время еще не пришло. Нам приказано препроводить эту душу на поклонение к Владыке нашему. Он распорядится относительно ее дальнейшей судьбы. Тогда бесы представили ангелам множество листков, исписанных бисерным почерком с перечислением моих грехов. Стали исчислять все кощунственные дела моей молодости. Повторять слова и даже помыслы. Указывали место, время и лиц, с кем я встречался и вел праздные беседы. И я молчал. Потому как все, что было записано в них, была чистейшая правда.
Наконец мы стали подниматься выше. И снова навстречу нам выскочили как бы из некоторой засады бесы другого мытарства. И снова крики, вопли, устрашения и попытки вырвать мою душу из рук ангелов. И вновь, потрясая листками с перечислением моих грехов, обличали мою душу. И так повторялось двадцать раз по числу тех мытарств.
Через некоторое время мы приблизились к вратам рая, красоты которого мне показывали ангелы до девятого дня. Я бы мог тебе рассказать о красотах обителей Царства Небесного, но твой ум и недоразвитые пять чувств не смогут воспринять и понять того. И потому я расскажу о том лишь очень кратко. Садов там, брат, неисчислимое множество. Одни из деревьев цветут цветками красоты дивной и неописуемой. Другие сверху донизу усыпаны плодами, о которых земные люди не имеют и малейшего представления. В садах тех неисчислимое множество птиц с разноцветным оперением, поющих так приятно и сладостно, что от их пения я не помнил себя. И устрашился я своей будущей участи. В каком ослеплении и неведении пребывал я в своей жизни! Как безумно потратил свои дни, предаваясь забавам, пирам и веселью! Горе мне, горе и трижды горе! И возопил я к Всевышнему: «Господи! Ты сотворил меня чистым, но я, по своему окаянству, осквернил себя всякими грехами. Как буду умолять Тебя о милости, если уста мои были исполнены клеветы и злоречия! Как буду славословить Тебя, поскольку был исполнен ненавистью к ближнему? Но Ты, Господи, не желающий смерти грешника, не отвергни и не оставь меня, потому как врагу моего спасения будет приятно видеть меня в таком посрамлении. Не попусти, Господи, случиться этому. Исторгни меня из пасти его и избави от вечных мук ада, которыми стращает меня враг рода человеческого.
И услышал я в ответ: «Почему ты, душа, до настоящего времени гнушалась моими благами, которые Я приготовил тебе? Почему отвергла Мои дары и стала чуждой Мне? Почему в свое время не поспешила приобрести приличное одеяние? Почему возненавидела Меня, искупившего тебя ценой Своей жизни? Теперь же твое запоздалое покаяние уже бесполезно. Достаточно было тебе отпущено времени для покаяния, исправления и совершенства. Ты уповал на свои земные сокровища. Уповал на помощь своих всесильных друзей. Ты уповал на долгие годы жизни, уверяя всех как врач, что проживешь не менее ста лет, а Я преполовинил твои дни. Чтобы не возгордился в своем высокоумии и высокомерии. Чтоб не считал себя всесильным и мудрым. Чтобы познал своего Творца и Создателя. Впрочем, для тебя еще не все потеряно. Твоя нынешняя участь до суда страшного пока еще не решена окончательно. Сам себе ты уже бессилен помочь. Но тебе могут помочь в том твои родственники. Они могут искупить твою душу от мук ада. Искупить молитвами. Искупить подаянием милостыни за упокой души. Поминовением в день смерти. Теперь в их руках твоя будущая участь.
И поник я главой, потому как хорошо знал своих родственников, которые живут ныне подобно мне. Забыли Творца и предались всему тому, чему предавался и сам я. Для которых на первом месте земные блага, а не забота о спасении души. На первом месте сластолюбие, чревоугодие, сребролюбие и другие страсти. И понял я, что мое будущее безнадежно. Мое будущее то, которое мне уже сегодня довелось увидеть, потому как ныне истекает девятый день, после которого мне будут показаны обители ада…
Георгий Звонарь
Екатеринбург
(Окончание. Начало в № 5, 6) Господи и Владыко живота моего, дух… смиренномудрия… даруй ми, рабу Твоему… яко благословен еси во веки веков. Аминь. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие братия и сестры, в начале Великого поста, когда мы еще только вступали в первые дни Святой Четыредесятницы, Церковь предлагала нам наставление
Смерть разобщает живых и усопших, но разобщает только физически, а не духовно. Вера и любовь — вот те духовные узы, которые соединяют живых с усопшими. Вера соединяет настоящее с будущим, видимое с невидимым — человека с Богом, с невидимым ангельским миром и с переселившимися в невидимый мир родными и близкими.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.