Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №3 (119) → Третий день работы

Третий день работы

№3 (119) / 1 февраля ‘00

VIII Международные Рождественские образовательные чтения

В этой теме:

VIII Международные Рождественские образовательные чтения
Слово Святейшего Патрирха Московского и Всея Руси Алексия II «Боговоплощение и духовный смысл Христианской цивилизации»
VIII Международные Рождественские образовательные чтения
Первый день работы

Москва, 25 января, Благовест-инфо. Утреннее пленарное заседание третьего дня VIII Международных Рождественских образовательных чтений, 25 января, началось с выступления епископа Новосибирского и Бердского Сергия (Соколова). «Духовная жизнь наша в кризисе», — заявил в начале своего выступления епископ Сергий, указав в качестве примера на историю возрождения храма Христа Спасителя в Москве. «Мы благодарим Бога, что храм восстановлен, — сказал он, — но когда он восстанавливался, был грех, были нечестные люди, которые пытались деньги украсть, могла пролиться кровь». Епископ Сергий напомнил, что духовная жизнь каждого человека «полярна». «Бездуховности как таковой быть не может», — отметил он. Говоря об успехах возглавляемой им Новосибирской епархии в деле духовного просвещения, епископ Сергий рассказал о Рождественских елках, проводящихся мэрией Новосибирска. Взаимоотношению веры и науки и состоянию современного светского образования посвятил свой доклад ответственный секретарь Отдела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата Валерий Шленов. Разрыв между верой и наукой в современном светском образовании привел, по его мнению, к «потере целевой установки» и «внутреннему системному кризису» образования. «Нужна не гуманитаризация знаний, — считает Валерий Шленов, — а их разумное осмысление». Он призвал сделать приоритетом светского образования не накопление некоей суммы информации, а «продуманный систематический курс с экскурсом в отдельные идеи».

«Православно-синергийная основа русской культуры» — с таким докладом выступил ведущий научный сотрудник Института философии Российской академии наук Владимир Катасонов. Большую часть своего доклада он посвятил анализу «русской идеи», которая, по его мнению, является «убеждением в том, что в жизни участвует Бог». Русской культуре, считает Владимир Катасонов, свойственно чувство «духовной вертикали», которая делает относительными все «продукты разума» и является прививкой против «ереси рационализма». Преподаватель Санкт-Петербургских духовных академии и семинарии протоиерей Георгий Митрофанов поделился с участниками чтений своим опытом преподавания спецкурса «Духовная судьба Отечества в российском кинематографе 70–90-х годов» в Санкт-Петербургском институте педагогического мастерства. По замечанию о. Георгия, «видеопродукция стала доминантой духовного развития молодежи», что заставляет учителей использовать киноискусство, чтобы «донести до школьников вечные духовные истины с помощью видеообразов». В ходе своего спецкурса протоиерей Георгий Митрофанов разбирает восемь кинолент: «Несколько дней из жизни Обломова», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Утомленные солнцем», «Собачье сердце», «Вор», «Брат» и «Мусульманин».

Утреннее пленарное заседание завершил доклад члена-корреспондента Российской академии естественных наук Валентина Никитина «От диалога конфессий к диалогу культур». По мнению докладчика, культуры не существует вне религии: «Культура без религии — псевдокультура». Поэтому, как он считает, межрелигиозный и межконфессиональный диалог, который вела Русская Православная Церковь в ХХ веке, создал предпосылки для плодотворного диалога культур. Историческое поражение экуменизма Валентин Никитин объясняет тем, что межконфессиональный диалог «был так или иначе связан с прозелитизмом». Докладчик призвал обратить самое пристальное внимание на евразийские концепции культуры и назвал приоритетными для России диалоги с китайской и индийской культурами. Признал Валентин Никитин и важность православно-мусульманского диалога, поскольку, по его мнению, «сегодня формируется панисламская цивилизация».

Во второй половине дня 25 января с докладами выступили архиепископ Волгоградский и Камышинский Герман, протоиерей Артемий Владимиров, председатель православного общества «Радонеж» Евгений Никифоров, наместник Свято-Данилова монастыря архимандрит Алексий (Поликарпов), профессор Российского государственного университета нефти и газа им. Губкина Владимир Щелкачев, доцент Московского архитектурного института Владимир Махнач, доктор экономических наук Михаил Гельвановский, протоиерей Дмитрий Смирнов и другие.

Архиепископ Волгоградский и Камышинский Герман посвятил свое выступление проблемам преподавания основ православной культуры в гражданской школе. По мнению архиепископа Германа, преподавание предмета «Основы православной культуры» должно быть факультативным (со свободным посещением), но в сетке часов и «без оценок». «Нужно, чтобы дети не чувствовали страха перед оценкой», и «урок должен быть интересным», отметил архиепископ Герман. В своем выступлении он рассказал, как происходит подготовка преподавателей основ православной культуры в Волгоградской епархии.

Настоятель храма Всех святых бывшего Алексеевского монастыря в Красном селе протоиерей Артемий Владимиров выступил с докладом «Как сделать преподавание духовно-нравственной дисциплины любимым уроком у старшеклассников». Священник указал на необходимость поиска «новых форм» в работе с подростками. «Сегодня каждый педагог должен быть неистощим на выявление новых подходов», — подчеркнул о. Артемий. По его мнению, педагог должен привлекать наследие русской книжной культуры, «чтобы в него вставлять камень богословской мысли».

Наместник Свято-Данилова монастыря архимандрит Алексий (Поликарпов) в докладе «Русское духовное образование и монашество» указал на актуальность монастырского опыта древней Руси в наше время. «В древности монастыри были духовными и культурными центрами России, были в живом общении с народом», — подчеркнул архимандрит. Вся древнерусская письменность вышла из монастырской среды; в монастырях писались жития святых. В 20-м веке, сообщил он, монашество не прекращает духовного просвещения. Многие монахи, отметил он, «старчествовали и в условиях ГУЛАГа».

О религиозной жизни в Московском государственном университете в период гонений рассказал доктор технических наук, профессор Российского государственного университета нефти и газа им. Губкина Владимир Щелкачёв. В начале выступления Владимир Щелкачёв обратился к слушателям с вопросом: «Почему те, кто изучали в начальной школе закон Божий, впоследствии закрывали храмы?» По его словам, преподавание «религиозных дисциплин» было не на должном уровне. Говоря о преследованиях за веру в стенах МГУ, начавшихся в 20-х годах, Владимир Щелкачёв отметил 2 «этапа» гонений: во время первого допускалось «терпимое» отношение к старым профессорам, если они добросовестно работали и были «лояльны к советской власти». Позже, сообщил Владимир Щелкачёв, «лояльности было недостаточно, требовались марксистские убеждения». С этого времени, по словам профессора, началась «разнузданная антирелигиозная пропаганда».

Председатель православного общества «Радонеж» Евгений Никифоров выступил с докладом «Роль церковных средств массовой информации в современном обществе. В преддверии Конгресса православной прессы». Выступавший сообщил о подготовке Конгресса православной прессы, на котором предполагается создать Союз православных журналистов. По словам Евгения Никифорова, проведение конгресса поддерживают и примут в нем участие Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата (ОВЦС МП), другие отделы Московского Патриархата Русской Православной Церкви, ИТАР-ТАСС, ВГТРК, Министерство национальностей РФ. Говоря о цели проведения конгресса и создания Союза православных журналистов, Никифоров указал на «информационную войну», которая «сегодня ведется», и на необходимость «знать тактику нашего врага». Председатель общества «Радонеж» обвинил в «клевете на священноначалие» издания «Русская мысль» и «Московский комсомолец», а агентство религиозной информации «Благовест-инфо» назвал «подрывным центром» из-за отказа «продавать свою информацию» «Радонежу» (В 1997 г. обществу «Радонеж» было отказано в подписке на новости «Благовест-инфо» в связи с некорректным использованием новостей агентства, а именно — грубым извращением фактов, содержащихся в новостях агентства — прим. «Благовест-инфо»). Особое внимание в своем выступлении Никифоров уделил опасности «католического прозелитизма» и «агрессии Польши», которая «создает пятую колонну на территории нашей страны».

МИР РЕЛИГИОЗНОГО СЕКТАНТСТВА. ОПЫТ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ

Москва, 26 января, Благовест-инфо. Заседание секции «Мир религиозного сектантства. Опыт преодоления проблемы» состоялось в рамках VIII Международных Рождественских образовательных чтений 26 января в Международном славянском культурном центре. Руководил работой секции клирик храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» на Большой Ордынке, руководитель Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий памяти А.С. Хомякова священник Олег Стеняев.

Преподаватель Московской духовной академии (МДА) Роман Конь в докладе «Новый подход к терминологии» изложил свой взгляд на «теорию контролирования сознания», согласно которой существует понятие «безопасная секта». Эта теория, по его мнению, не дает «универсального подхода для пастырской работы» и расходится со «святоотеческим взглядом на сектантство», согласно которому причина ереси — «отстаивание своего права на заблуждение». Роман Конь предложил заменить термин «секта» святоотеческим выражением «ересь». При этом преподаватель МДА предостерег от «средневековой позиции», когда заблуждающийся человек мог быть отправлен «на костер». Заявления Романа Коня подверг резкой критике православный публицист, руководитель Информационно-консультативного центра священномученика Иринея Лионского Александр Дворкин. Он обвинил преподавателя МДА в «либерализме», в «защите интересов евангеликов», в отказе от употребления термина «тоталитарная секта», в замене общеупотребительного слова «секта» богословским понятием «ересь», чем, по его мнению, «довольны тоталитарные секты». Председатель Миссионерского отдела Московского Патриархата архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн (Попов) в своем выступлении подчеркнул, что «секты являются угрозой национальной безопасности России». Архиепископ допускает возможность совместного противодействия сектам Церкви и государственных органов, в частности Государственной Думы РФ, через которую Церковью «уже были проведены многие законы». Архиепископ Иоанн также призвал «уделять внимание взаимодействию со СМИ», «сделать из враждебной культуры культуру православную». Глава Миссионерского отдела заявил, что «главное, что мы должны сегодня сделать», — внести в Уголовный кодекс «статью за ритуальное убийство».

Сотрудник Министерства внутренних дел России Волеалентов заявил в своем выступлении, что «в МВД много сотрудников, которые ходят в храмы, воцерковляются», а лично ему приходится испытывать «противодействие со стороны масонов». Г-н Волеалентов подчеркнул, что сегодня в стране «происходят десятки ритуальных убийств»; некоторые политики спекулируют «вокруг закона о свободе совести», а в Конституционном суде РФ «много масонов».

Протоиерей Димитрий Смирнов призвал присутствующих обратить внимание на «связь сект с западными спецслужбами». Отец Димитрий сообщил, что в военных городках, где ему «приходится бывать», даже «среди офицеров есть сектанты», и таким образом «ЦРУ через секты может легко войти в военные структуры». На заседании секции также выступили профессор А. Сенкевич («Конфессиональная палитра индусских религиозных групп России»), катехизатор Тульской епархии, преподаватель Тульского педагогического университета Олег Сенин («Превентивные меры против сектантской экспансии (на опыте Тульской епархии)»), иерей Виталий Зубков («Христианство и неоиндуизм») и другие.

АРХИМАНДРИТ ГЕННАДИЙ:
ФАКУЛЬТАТИВНОЕ ПРЕПОДАВАНИЕ ОСНОВ ПРАВОСЛАВИЯ В ШКОЛЕ БЕССМЫСЛЕННО

Москва, 26 января, Благовест-инфо. О недостаточности факультативного преподавания основ православной культуры в общеобразовательной школе говорил в своем выступлении на VIII Рождественских чтениях клирик Курской епархии Русской Православной Церкви архимандрит Геннадий (Корзинкин). Выступая на заседании секции чтений «Христианство и культура», архимандрит Геннадий, кандидат педагогических наук, коснулся важности преподавания основ православной культуры в светских общеобразовательных школах России. По мнению о. Геннадия, если этот курс станет факультативным — как предлагают некоторые чиновники органов просвещения, — он потеряет всякий смысл, так как школьники, утомленные после шести-семи уроков, не захотят посещать даже самый интересный из необязательных курсов. Главная задача курса основ православной культуры, считает о. Геннадий, — помочь детям «выбрать ориентиры для внутренней мотивации» своих нравственных поступков. По словам архимандрита, в ходе этих занятий невозможно, да и не нужно «обращать в православие», так как выбор убеждений должен быть сделан каждым человеком свободно. В этой связи, подчеркнул о. Геннадий, эти занятия должны стать «доведением до сведения учеников» основ православия.

ПРОТОИЕРЕЙ АРКАДИЙ ШАТОВ :
ЗАДАЧА ПРАВОСЛАВНОЙ ШКОЛЫ — СОХРАНИТЬ РЕБЕНКА ДЛЯ ЦЕРКВИ

Москва, 26 января, Благовест-инфо. Свой взгляд на задачи современной православной школы высказал в ходе VIII Рождественских чтений протоиерей Аркадий Шатов, настоятель больничного храма св. благоверного царевича Димитрия при Первой Градской больнице, духовник Свято-Димитриевского училища сестер милосердия. Выступление о. Аркадия прозвучало 26 января на заседании секции «Православное воспитание детей в семье и школе», проходившем в Министерстве общего и профессионального образования РФ под председательством священника Андрея Лоргуса.

Коснувшись современных проблем православного воспитания детей, живущих в «антихристианском окружении», духовник Свято-Димитриевского училища призвал православных педагогов руководствоваться в своей деятельности словами Христа «один у вас Отец, Который на небесах: один у вас наставник — Христос» (Мф. 23, 9–10). «Память о том, что все мы — дети Божии, поможет нам сохранить смирение, необходимое в любом делании Божием», — сказал о. Аркадий. По его мнению, главное отличие православного воспитания от светского заключается именно в принятии идеи смирения и в стремлении привить это качество детям. Настоятель больничного храма подчеркнул, что для ребенка, живущего в антихристианской среде, важно не только «научиться слушаться доброго, но и противиться злому», и призвал учителей особое внимание уделять воспитанию «воли к доброделанию». По мнению докладчика, дети православных семей, учащиеся в светских общеобразовательных школах, легче противостоят искушениям окружающего мира, чем воспитанники православных учебных заведений.

«Мы призваны научить детей не просто системе православной жизни, а должны возжечь в их душах огонь веры и любви», — сказал далее о. Аркадий. Правила христианского поведения, усвоенные ребенком формально, без любви, легко совмещаются с грехом, как только ребенок сталкивается с искушениями окружающего мира. К важным проблемам православного образования о. Аркадий отнес отсутствие единого педагогического пространства в этой области. Он подчеркнул, что задача православной гимназии состоит не в том, чтобы создать новый приход, а в том, чтобы сохранить ребенка для Церкви в его приходе.

 
VIII Международные Рождественские образовательные чтения

Второй день работы

Москва, 24 января, Благовест-инфо. На Пленарном заседании Восьмых рождественских образовательных чтений, продолжившем работу 24 января в конференц-зале Московской мэрии, выступили председатель Отдела внешних церковных сношений Московского патриархата (ОВЦС МП) митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, ректор Московского государственного университета им. М. Ломоносова Виктор Садовничий, академик-секретарь Отдела экономики Российской академии наук (РАН) Дмитрий Львов. Доклад епископа Тихона Бронницкого зачитал сотрудник Издательского отдела Московского патриархата Евгений Полищук.

 
Жизнь Екатеринбургской епархии

Вести из церковных школ

«Вы люди, ликуйте все-все, днесь торжествуйте, днесь Христово Рождество!»

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс