Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №20 (112) → Из поучений Святителя Тихона

Из поучений Святителя Тихона

№20 (112) / 8 октября ‘99

К 10-летию правления Святителя Тихона, Патриарха Московского

В этой теме:

К 10-летию правления Святителя Тихона, Патриарха Московского
Божественная литургия в Донском монастыре

ЗА ЧТО ЦЕРКОВЬ НАЗЫВАЕТСЯ МАТЕРЬЮ НАШЕЙ:

«Церковь для нас, христиан, то же, что мать для родного детища. Мать производит на свет Божий свое детище, кормит его, заботится о нуждах его, предохраняет от опасностей, поддерживает первые шаги его, воспитывает его, сообщает ему первые истины веры и добродетели. Сердце матери бьется заодно с сердцем родного детища, она счастлива, когда счастлив ее ребенок, и, напротив, страдает, когда он бывает болен или несчастен, она готова отдать все — пищу, и сон, и покой, и здоровье свое, — лишь бы дитя было здорово и счастливо. Так и Церковь Христова. И она, как мать, рождает нас в духовную жизнь, хранит и заботится о нас, воспитывает и руководит нас по пути к спасению».

ЗНАЧЕНИЕ ТАИНСТВА КРЕЩЕНИЯ ДЛЯ ХРИСТИАНСТВА:

«Все мы, христиане, имеем два рождения — плотское (телесное) и духовное. Первым рождают нас родители наши. Они дают нам великий дар — жизнь. Но мы зачинаемся в беззаконии и рождаемся на проклятие. И что за радость — дать жизнь человеку, когда над ним будет тяготеть проклятие? Не лучше ли в таком случае и совсем не родиться человеку на свет Божий?! Здесь-то и спешит на помощь человеку любвеобильная Мать, Св. Церковь. В Таинстве крещения она рождает его во второй раз, возрождает в новую, лучшую жизнь, омывает первородный грех, делает человека чистым и праведным и в Таинстве миропомазания укрепляет его члены и силы для новой, благодатной жизни».

ЦЕРКОВЬ НЕ ОСТАВЛЯЕТ НАС БЕЗ ПОМОЩИ ВСЮ ЖИЗНЬ:

«Все может покинуть и забыть человека: богатство, слава, здоровье, друзья и сродники. Одна Церковь никогда не оставляет чад своих, если они сами дерзко не отрекутся от нее. Если и мать забудет дитя свое, то не забудут его Бог — Отец и Церковь — Мать! Церковь всюду хранит нас и печется о нас. На какое бы событие в жизни христианина — важное или обыкновенное — ни обратить внимание, везде мы встречаем Церковь с ее заботами о христианине. Она встречает его при вступлении в мир, сопутствует ему в продолжение целой жизни, провожает его в могилу; но и после не прекращает молиться и творить память об умершем сыне своем».

ПОПЕЧЕНИЕ ЦЕРКВИ О ЧАДАХ:

«Пред очами Церкви, пред ее материнскою любовью в жизни человека нет ничего неважного, мелкого и незначительного, на что бы она не обратила своего попечительного взора».

ЦЕРКОВНАЯ МОЛИТВА:

«Мы еще спим и почиваем, а Церковь уже полунощью молится о своих беспечно покоящихся детях. Но вот мы просыпаемся и встаем. Церковь предлагает каждому из нас, как мать младенцу, готовую пищу домашнюю — утренние молитвы, в которых испрашивает нам от Бога благодать, прощение грехов, просвещение мысли, помощь на всякое дело благое».

БЛАГОСЛОВЕНИЕ ТРУДОВ И ЗЕМЛИ:

«Каким бы честным промыслом ни занимались мы, Церковь всегда готова благословить наши труды и умолять Господа, чтобы Он даровал благой успех нашим занятиям. Положим, ты — земледелец. У Церкви есть молитвы и для тебя об изобилии плодов земных, о том, чтобы Господь благословил труды твои и умножил плодоношение, чтобы Он исполнил всякого благого плода сокровищницы и житницы твои. Или ты — садовод. Церковь опять молит Бога призреть на насаждения твои, сохранить их безвредно от действия стихий, умножить плоды их. Или ты занимаешься скотоводством. Церковь просит Господа благословить, умножить и сохранить твои стада. Или ты — рыболов. Церковь молит Бога, чтобы Он благословил твои сети и всегда их Множеством рыб наполнял. Но вот после трудов своих праведных ты нуждаешься в подкреплении сил пищею, отдыхом, сном. Церковь и здесь не оставляет тебя своими материнскими попечениями; она неоднократно молит Отца Небесного о том, чтобы тебе был дан хлеб насущный. Она старается сделать животворными источники и реки, откуда берешь ты воду для питья».

ЗАБОТА ЦЕРКВИ ПРЕВОСХОДИТ ЗАБОТУ МАТЕРИ О ЧАДЕ:

«Ты видал не раз, как нежная мать заботливо готовит покойное ложе ребенку своему, как закрывает его от света, от докучливых насекомых, от шума людского, — и когда дитя заснет, мать все еще бодрствует над ним. Так же нежно заботится и Церковь о своих чадах, отходящих ко сну; и ее заботы еще выше забот матери, насколько дух выше тела, и небо лучше земли. Она заботится о том, чтобы сон их был мирен и безмятежен, чтобы над ними был простерт покров Богоматери и молитвы угодников Божиих, чтобы у их ложа нощного бодрствовал Ангел-хранитель».

О ВЕРНОСТИ И ПОСЛУШАНИИ ЦЕРКВИ:

«Что, чадо! Что, чадо чрева моего! Что, чадо молитв моих!»

Так нежно, матерински взывает к каждому из нас Церковь. Что же мы воздадим ей в благодарность за все ее материнские попечения о нас? Самым лучшим даром для нее с нашей стороны явится то, если мы будем любить и чтить ее, как дети, будем верны и послушны ей, хранить ее порядки и исполнять ее веления. Иначе и к нам будут приложены грозно-печальные слова, некогда сказанные Богом евреям: Слыши, небо, и внуши, земле!… Сыны родих и возвысих, тии же отвергошася Мене… Увы, язык грешный… семя лукавое, сынове беззаконнии» (Ис. 1, 2–4).

ГОСПОДЬ РАЗРУШАЕТ ПЛАНЫ ПРАВИТЕЛЕЙ:

«Когда читаешь «Плач Иеремии», невольно оплакиваешь словами пророка и нашу дорогую Родину. Как Господь поверг на землю красу нашу, как разрушил укрепления, как отверг Царей и князей наших! Страна, некогда многолюдная, стала одинока, как вдова.

Воззри, Господи, и посмотри, как мы унижены, и есть ли болезнь, как наша, какая постигла нас. Весь народ вздыхает, ища хлеба, отдает драгоценности свои за пищу, дрова достает за большие деньги, и наследие наше переходит к чужим. Дети просят хлеба, и никто не подает им. Евшие сладкое истаевают на улицах; воспитанные на багрянице жмутся к навозу (Плач. 4, 4–5). И это в стране, бывшей житницею целой Европы и славившейся своими богатствами.

И вся эта разруха и недостатки оттого, что без Бога строится ныне Русское государство. Разве слышали мы из уст наших правителей святое имя Господне в наших многочисленных советах, парламентах, предпарламентах? Нет, они полагаются только на свои силы, желают сделать имя себе, а не так, как наши благочестивые предки, которые не себе, а имени Господню воздавали славу. Оттого Вышний посмеется планам нашим и разрушит советы наши. Подлинно праведен Господь, ибо мы непокорны были слову Его (Плач. 1, 18)».

РОДИНА НАША ПОКРЫЛАСЬ ПРОКАЗОЙ:

«Как прокаженный, Родина наша покрылась стыдом и стала посмеянием и ужасом для всех окружающих его (Иер. 48, 39)! Вы, конечно, читали сообщение о том, как иногда за границей наши союзники при появлении русских в общественных местах спешат уйти от наших соотечественников, как бы от заразы. И мы сами у себя дома нередко отмежевываемся от тех, кого еще недавно считали своими защитниками и на кого взирали с гордостью и упованием. Так происходит «переоценка ценностей», столь для нас плачевная!»

ГДЕ ЖЕ ВЫХОД ИЗ СОВРЕМЕННОГО ПЕЧАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ НАШЕГО:

«Все чаще и чаще раздаются голоса благомыслящих людей, что только чудо может спасти Россию. Верно и всякого принятия достойно слово, что силен Бог спасти погибающую Родину нашу. Но достойны ли мы этой милости Божией — того, чтобы над нами было сотворено чудо? Из Святого Евангелия мы знаем, что Христос Спаситель в иных местах не творил чудес за неверство жителей (см.: Мф. 13, 58)».

«И, с другой стороны. Господь, предуказуя ученикам Своим грядущие бедствия — войны, глады, моры, землетрясения, — изрек, что избранных ради прекратятся эти тяжелые дни (Мф. 24, 22). Есть ли среди нас, братие, хотя бы немногие праведные мужи, ради коих Господь милует народы?»

ХРИСТИАНЕ НЕ ДОЛЖНЫ ПАДАТЬ ДУХОМ:

«Великая Россия, удивлявшая весь мир своими подвигами, теперь лежит беспомощная и терпит унижения. И, конечно, не может не испытывать скорби всякий русский верующий человек. Однако скорбь наша не может быть безмерной. Как апостолы, расставшись с Учителем своим, выступили на проповедь с радостью, так и мы не должны унывать, не должны падать духом, не должны отчаиваться. В том самом обстоятельстве, что верующие люди повсеместно объединились около своих храмов и не дают их в обиду, как это было и у вас, в этом залог великого будущего нашей Церкви Православной и всего нашего народа».

СЛОВО СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА ТИХОНА, СКАЗАННОЕ В ХРАМЕ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ (В МОСКВЕ) ПЕРЕД НАЧАЛОМ НОВОГОДНЕГО МОЛЕБНА 1 (14) ЯНВАРЯ 1918 ГОДА:

«Минувший год был годом строительства Российской державы. Но увы! Не напоминает ли он нам печальный опыт вавилонского строительства?

Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии его, напрасно рано встают и поздно просиживают (Пс. 126, 1). Это исполнилось в древности на вавилонских строителях. Сбывается днесь и воочию нашею. И наши строители желают сотворить себе имя, своими реформами и декретами облагодетельствовать не только несчастный русский народ, но и весь мир, и даже народы, гораздо более нас культурные. И эту высокомерную затею их постигает та же участь, что и замыслы вавилонян: вместо блага приносится горькое разочарование. Желая сделать нас богатыми и нив чем не имеющими нужды, они на самом деле превращают нас в несчастных, жалких, нищих и нагих (см.: Апок. 3, 17). Вместо так еще недавно великой, могучей, страшной врагам и сильной России они сделали из нее одно жалкое имя, пустое место, разбив ее на части, пожирающие в междоусобной войне одна другую».

 
К 10-летию правления Святителя Тихона, Патриарха Московского

Божественная литургия в Донском монастыре

МОСКВА, 9 октября. В десятую годовщину со дня канонизации Патриарха Всероссийского Тихона Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Божественную литургию и молебен в Донском монастыре.

 
Жизнь Екатеринбургской епархии

Журнал заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 05.10.99

В заседании Преосвященного Синода под председательством ПАТРИАРХАСЛУШАЛИ: Сообщение Преосвященного Архиепископа Костромского и Галичского Александра о работе возглавляемой им комиссии

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс