Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №20 (112) → Интервью Митрополита Солнечногорского Сергия

Интервью Митрополита Солнечногорского Сергия

№20 (112) / 8 октября ‘99

Церковь на рубеже тысячелетий

- Кончается ХХ век, второе тысячелетие от Рождества Христова. Русская Православная Церковь перенесла много страданий в этом столетии. Владыка, ваше мнение, какой Церковь выходит из всех испытаний — в расколе, разобщенной, умирающей или наоборот?

- Спасибо вам за вопрос, он очень интересный. Я думаю, он хорошо сформулирован. Действительно, Церковь встречает новый век, новое тысячелетие, я бы сказал — рождающейся. Не умирающей, отнюдь нет. Происходит возрождение новых сил Православия, потому что XX век был веком испытаний для Руси, для нашей Церкви, веком мученичества, веком свидетельства за Христа, за истину, вообще за общечеловеческие ценности. Ведь эти ценности сформировались не только на Руси, но и во всем мире под влиянием Евангелия, проповедей Христовых, на опытах христианской жизни, поэтому эти ценности уничтожались. Лозунг, который без устали повторялся многие годы, был очень вдохновенным: «Весь мир насилья мы разрушим до основания, а затем мы наш, мы новый мир построим». И это было не случайно, потому что все ценности христианские не только подвергались сомнению и критике, но отвергались напрочь. Была попытка построить на новой атеистической философии совершенно новое человечество, новое государство, новую культуру. Поэтому все уничтожалось.

Но мы знаем из истории Церкви, из истории государств, что мученическая кровь укрепляет Церковь, дает ей новые ростки. То же самое произошло (я уверен) и с нашей Церковью. Мое мнение: идеи, принесенные в Россию большевиками и другими партиями на рубеже прошлого и нынешнего столетий, не все имел российские корни. Они искусственно прививались русскому народу и народам России.

Когда стала возможной постановка вопроса о смене власти, происходило насмеяние над Богом, над самым святым, что было в человеке. Все, что связано со святостью, с христианской образованностью не случайно было попираемо. И к этому ведь не сразу пришли. Не вдруг все проснулись 25 октября 1917 года атеистами и гонителями, прежде всего, государственного строя. Это давно готовилось. Вспомните великое отчаяние Государя Императора Николая Александровича, в день отречения написавшего в своем дневнике, что кругом предательство и нет никаких сил, на которые он мог бы опереться. Эта отчаянная констатация факта, я думаю — не просто констатация состояния его души, его духовного состояния, это констатация положения дел в России.

В революции l917 года была своя логика, она пришла на подготовленную почву. Свидетельства мучеников являлись как бы противоборством новой сатанинской философии, которая не вытерпела испытаний временем. Как любая человеческая философия, она оказалась непрочной, и от этого пострадало наше великое государство. Если бы Советский Союз не был атеистическим, я думаю, не было бы конца его процветанию. Однако идеология была такая.

Поэтому сейчас — время духовного обновления. Происходит оно повсюду. Это очень ясно показал Крестный ход. идущий с Владивостока и еще не закончивший свой поход. Эти Крестные ходы очень интересные. Благодаря им не нужно проводить никаких аналитических. социологических исследований, чтобы выявить, чем дышит сам народ. Когда в Минске готовились к встрече Крестного хода, шедшего по трем великим рекам — Волге, Днепру и Западной Двине, то городские власти и депутаты парламента говорили: Ну, кто там пойдет? Бывали у нас массовые какие-то собрания, никто на улицы не выходил. Поэтому незачем перекрывать движение. Крестный ход спокойно пройдет по тротуарам Минска, и все». Но когда вышли на улицы 20 тысяч человек и, естественно, все движение было перекрыто, это явилось свидетельством силы Православия. То же самое было и в России, то же самое было и на Украине. И я думаю, что это ответ многим и многим политикам и аналитикам.

Политикам, чтобы они знали все-таки, каким народом правят — духовным, православным, который за свои духовные и православные ценности держится, и в XXI век готовится вступить необезличенным народом, но народом со своей историей, со своей очень глубокой, очень духовной культурой. Я думаю, это также показало и западным политикам: Россия великая, страна — и по размерам, и по экономическому и духовному потенциалу, показало роль Православия и ущербность нового видения христианства. Великой страной была и остается. Только весь этот потенциал в замороженном состоянии, к сожалению.

- Как вы считаете, можно ли в настоящее время говорить о русском народе как о народе-Богоносце, как его раньше называли? Как на него повлияли 70 лет советской власти до перестройки, если 'можно так выразиться, и последние 10 лет после перестройки?

- Я не уверен, что можно теперь определение «народ-Богоносец» предложить каждому россиянину, каждому по корням православному человеку, потому что много произошло изменений. Но в принципе мы можем говорить — пусть не в том понимании, как это раньше было, - «Русь Святая, народ-Богоносец», потому что корни, глубоко уходящие в прошлые века, все-таки подпитывают естественное нравственное самосознание человека.

Даже в советский период политические деяния нашей страны, народа в целом, всегда были в пользу Советского Союза. Политика была нравственная, в ней нравственный корень чувствовался. Это мы видим сейчас особенно. Что сделалось с Косово? Не стало Советского Союза, не стало сдерживающей силы, пожалуйста, — в самые праздничные дни, на Пасху Христову, бомбардировали Сербию. И множество можно привести примеров, когда происходило просто-напросто надругание, насмеяние над христианскими странами, тоже построенных на вечных истинах Христовых. В законах у них все это отражено.

Но мы говорим с вами о народе-Богоносце. Я не хочу говорить о западном человеке плохо, но он более, по-моему, расхоложенный. Мне в советский период пришлось прожить десять лет на Западе, и я, как священнослужитель, всегда наблюдал духовную сторону жизни того или иного народа. И для меня было очень интересно, что на Западе сохранилась традиция, но уже не духовная. Допустим, Рождество. Пасха — уже на уровне семейной традиции, доброй, хорошей, великолепной. Но нет того духовного трепета, который был у русских людей даже в советский период. И когда приезжал я в Россию, всегда тянуло, особенно в эти праздничные дни, быть вместе со своим народом, потому что такого подъема духовного я больше нигде не ощущал.

Об этом же свидетельствовали и западные христиане, бывшие в Советском Союзе. Им нравились наши богослужения. Они выстаивали многочасовые службы, и, общаясь с простым нашим народом, то же самое говорили.

Но это 70-летие ушло в прошлое, сейчас у нас и перестройка — тоже историческое достояние, мы живем неизвестно в каком времени, называем это строительством новой России. Но мне бы хотелось отметить одну простую вещь: духовный рост народов России, не только православных, но и исповедующих традиционные вероучения, исторически присущие России, естественно, есть. Мы выступаем против прозелитизма, все должно сохраняться в благочестивой форме, исторически сложившейся у нас в России. Мы никогда не мешали ни буддистам, ни исламу, так же, как и они нам. Поэтому экстремизм здесь недопустим. Но возрождение истинного Православия и других религий уже осуществляется. И я, бывая по служебной необходимости на периферии, встречаясь и с православными, и с неправославными людьми, ощущаю у них потепление какое-то сердечное. Человек не стесняется выразить какую-то духовную потребность, просто поговорить о Боге или порассуждать о чем-то уже с точки зрения духовности.

Но вместе с тем перестройка и затем наше время принесли очень большие экономические проблемы, которые мешают развитию духовности в нашем обществе- Мы неустанно и неусыпно призываем в наших проповедях не терять своего человеческого достоинства. Но, к сожалению, экономические трудности ломают человека — или алкоголь, или наркотики, или увлечение богатством. У каждого бывают искушения, но в этих случаях человек теряет чувство своего достоинства. Это очень опасно.

Хотя бы сохрани естественное нравственное чувство, если ты человек неверующий. А если ты верующий человек — прибегай к Церкви, прибегай к своим истокам, и это тебе поможет выжить в наше очень непростое время. Если мы выдержим эти испытания, то заложим будущее России и, я думаю, не только России, но и всего мира.

Противники России боятся возрождения ее нормальной духовности, ведь если оно осуществится, тогда Россия станет крепкой, несгибаемой, непобедимой, сильной экономически, потому что люди будут нравственно здоровы и будут знать, что им нужно делать: не за стаканом тянуться или зельем, а просто-напросто работать, созидать свое будущее. Мы должны осознавать — никто нам не поможет, кроме нас самих.

Поэтому Церковь имеет большое значение в наше время. Мне хотелось бы. чтобы те, кто не обращает внимания на Церковь, по-новому взглянули на ее роль, трезво оценили состояние нашей нации и увидели, что только с Православием мы имеем будущее. Я не хочу обидеть представителей других религий, я бы им тоже посоветовал обратиться к своим корням и черпать веру и силу в вере в Бога.

- Русская Православная Церковь — секты — большие и маленькие, известные и малоизвестные, сатанинские, всякие — это больной вопрос. Владыка, что сейчас происходит в этом направлении, какова роль государства и его помощь Русской Православной Церкви в борьбе с этим поветрием, с этим несчастьем для России? Выскажите, пожалуйста, свое мнение.

- К сожалению, реальностью нашего времени является то, что у нас в России и «во всех странах — бывших республиках Советского Союза — появились многочисленные секты, новые религии, вовсе не старые, не древние. И они. пользуются каким-то, может быть, поверхностным успехом у людей. Что привлекает? Сектанты приходят к нам, как это ни странно, в первую очередь не со словом Божиим, а с деньгами. Всегда в трудное время предлагается администрации помочь, что-то. создать — построить колледж, больницу оборудовать, а за это получить свободу проповеди.

Мы никогда не задумываемся, откуда эти деньги, почему они направлены в Россию? Ведь если подумать над этим, получается, что это — политика тех государств, откуда приходят проповедники, направленная на, казалось бы, очевидное дело — на уничтожение Русской Православной Церкви, ислама, буддизма. И вот эти люди, приходящие с различного рода проповедями, имеют целью расколоть духовное единство нашей Церкви, нашего народа, нашего государства. В этом большая опасность.

И здесь, казалось бы, государство должно усматривать реальную угрозу для своего существования. Но у нас демократическое государство. и мне довольно странно слышать порой где-то в правительственных кругах рассуждения о свободе совести, о свободе выбора человеком той или иной религии. Да, мы говорим о свободе совести. Действительно, должна быть эта свобода, и государство должно ее обеспечивать, но нельзя не видеть угрозы, которую несет проповедь той или иной новой секты, для государственности, иначе государство может само себя погубить.

Мы против этого выступаем и говорим открыто: да. действительно, мы 70 лет с лишним были лишены возможности услышать о Православии открытую проповедь. Поэтому мне кажется, что долг любого человека, у которого православные корни, — просто-напросто изучить Православие. Без этого ему не понятны будут произведения ни Толстого, ни Чехова, ни тем более Достоевского, ни произведения наших великих художников, которые основаны на тематике церковной, библейской. Чайковского никто не заставлял посвящать то или иное произведение Рождеству или Пасхе, кaк он этo делал, просто душа у него просила.

Поэтому, я думаю, если мы лишаем человека знания о Православии или о другой религии, то это и есть лишение свободы совести. Нам нужно дать человеку знание о той или иной религии, корнями в которую он уходит. А уже потом он должен свободно выбирать.

Новые секты не заставляют человека духовно трудиться, они предлагают путь ко Христу прямой, короткий, но, в принципе, обманный, как мы знаем из нашей практики. Поэтому здесь мы должны набраться, наверное, терпения и все-таки изучить, постараться постичь Православие.

Я думаю, не может Православная Церковь, не может другая какая-то религия положительно относиться к действиям сект. Ссылка на американский опыт здесь абсолютно неуместна. Что такое США в религиозном отношении? Люди приехали из разных точек света, каждый привез свою религию, и задачей государства было обеспечить свободу совести своим гражданам. Это работает в Америке прекрасно. Но у нас в России монорелигиозное общество. Так почему же нас должны разъединять, когда нас объединяет Православие как христианская моноконфессия? Поэтому я думаю, что мы американский опыт здесь не должны учитывать, он неуместен. Мы должны смело смотреть в будущее и гордиться тем, что мы православные. Нам есть чем гордиться. У нас великая культура и великое прошлое, великое духовное наследие, которое повлияло на культуру всего мира.

- Сейчас сильны в мире апокалипсические настроения — ожидание близкого конца света. Причем, надо заметить, не употребляется понятие «Страшного суда». Как Русская Православная Церковь смотрит на все это я как она толкует эти последние времена?

- Я бы поставил второй вопрос в продолжение ответа на предыдущий. Что такое конец света? Господь создал нас бессмертными, и человек верит, что он не умрет и боится больше всего смерти, если он психически нормален. И поэтому, когда мы говорим о конце мира, нас невольно охватывает паника: мы перестаем быть нормальными гражданами, нормально реагировать на ситуацию в семье, в мире, в обществе, в государстве. Нам становится все безразлично, потому что скоро мы погибнем. На этой пропаганде страха и основаны эти многочисленные информации о конце мира.

Мы, православные, твердо знаем и верим, что конец мира настанет. Страшный суд свершится над каждым человеком, но вместе с тем будет продолжаться жизнь. Новая будет земля, новая будет жизнь, и мы будем жить в ней. Нам сейчас этого не понять, но нам вообще многое непонятно в этой жизни. Апокалипсиса, конца мира, мы ждем. Но когда это будет — через год или через тысячу лет, или через 10 тысяч лет — об этом Христос сказал, что не знает ни Он, как Сын человеческий, ни ангелы, а только Отец Небесный, Который есть Творец времен и у Которого все в руках. Нравственное состояние человечества обеспечивает продолжение жизни на земле или же ее завершение.

Христос сказал, что когда Он второй раз придет на землю, едва ли найдет верующего человека. Так вот очень простой секрет: нужно в себе развивать нравственные, духовные качества, нужно быть добрым человеком. Если нас, творящих добро, будет больше на земле, не будет кончины века. Кончина века зависит просто-напросто от нравственного состояния человечества вообще и от каждого человека в частности.

Поэтому здесь бояться нечего. Слава Богу, верующих людей в России и по всему миру миллионы. И мы должны противостоять и пропаганде конца мира, и действиям разрушительных сил, которые превращают человека в скотообразное существо. Нужно быть человеком, стремиться активно жить в этой жизни. Вот что нам поможет продлить наш белый свет, как мы говорим, нашу земную историю.

И мы не должны забывать одну простую вещь. В Священном Писании сказано, что у Бога бывает один день как тысяча лет и тысяча лет как один день. Что это значит? То, что нравственное состояние человечества может привести его или к катастрофе, или может, наоборот, оттянуть это время. Допустим, в день какого-то нравственного покаяния, нравственного стояния в добре и в правде, оно может отдалить на тысячелетия предстоящую земную катастрофу. Это зависит, я еще раз повторяю, от человечества. Бог не хочет человека погубить, но только лишь использование свободы воли, которая дана человеку, во зло и использование времени, кoтоpoe нам дано на земле, для зла, может привести к концу мира.

Я думаю, что всегда такие настроения бывали, особенно на стыке столетий, тысячелетий. Всегда человечество чего-то ждет, бывает, делает какие-то ошибки, отражающиеся на ходе истории. Но мы должны быть, если мы действительно верующие люди, покорными воле Божией и быть, вместе с тем, активными гражданами нашего государства. Думаю, что Господь по молитвам нашим, по нравственному нашему состоянию даст возможность еще не одно столетие встретить нашим потомкам.

- Сейчас сильны, к сожалению, неоязыческие и различные сектантские настроения, вводящие неправославных людей и не только их, надо сказать, в дебри оккультизма и лжемистики, говорят например, эра Водолея. Жаль, что часто это сильно муссируется и нашими средствами массовой информации. А вот как Православная Церковь смотрит на этот очень серьезный во многих отношениях вопрос?

- Я думаю, что эта проблема имеет место у нас в России, и она достаточно серьезна. Люди начинают искать свои религиозные корни. Помните, даже было такое время, когда в России некоторые ученые говорили: «Причем здесь христианство, наши корни языческие, давайте возродим язычество и будем по его законам жить». Я думаю, что это просто-напросто отголоски советского периода безбожной власти, для последователей которой гораздо лучше, чтобы в России действовали какие-то оккультные силы, сатанизм, чем возрождение того же самого Православия или других религий.

Нужно учитывать одну простую вещь тем народам, которые сейчас как бы стоят на перепутье. В Якутии показывают, например, открытие какого-то нового комбината или дома. Туда приглашается шаман, он совершает свои священнодействия. Я как-то был в Якутии и спрашивал людей, которые участвовали в этом, действительно ли они шаманы? Они сказали: «Нет, мы не шаманы, мы просто артисты». Вот на таком, я бы сказал, несерьезном уровне все это совершается и навязывается народу, забывая о том, что святитель Иннокентий для каждого якута — национальный герой, который очень многое сделал для того, чтобы христианизировать Якутию.

Везде, где Православие сталкивалось с язычеством, христианская вера оставила очень добрые плоды — создание письменности, создание новой истории того или иного народа. Это можно сказать и о Чувашии, и о той же Якутии.

И мне хотелось бы, чтобы не забывался исторический урок, исторический выбор, сделанный предками этих народов, с благодарностью принявших Православие, чтобы эти народы задумались, что Православие — это не только русское явление. Церковь Христова — это надгосударственное сообщество, наднациональное, где нет ни эллина, ни иудея, ни раба, ни свободного, но во всех — Христос. И поэтому, возрождая Православие, которое было традиционно уже несколько сот лет на той или иной земле, мы тем самым, наверное, с благодарностью воспоминаем рождение культуры этого народа и вливание его в мировую культуру через Православие.

Я хотел бы пожелать этим народам, нисколько не осуждая их свободного выбора, все-таки подумать над вечными ценностями Православия, христианства, которое празднует скоро свое 2000-летие, над теми достижениями, которые дало Христианство человечеству. Но нам навязывается оккультизм, мол, одна эра, эра Рыб или еще чего-то, кончается, другая начинается, и вот она будет влиять на то-то и то-то. Это чуждо христианству, абсолютно чуждо. Христианство — тот краеугольный камень, который заложил Христос, и та вечная философия, которая никогда не прейдет.

Что касается «эры Водолея», — это опять же попытка разрушить христианство, Православие, в частности, создать постхристианскую культуру. Как она будет оформлена? Я думаю, что идеологи, которые над этим работают, не знают, что хотят сделать, потому что нет такого сильного пророка, который бы четко указал: нужно делать то-то и то-то. Я думаю, что такого пророка не будет. Если смотреть с чисто человеческой, земной точки зрения, то все, казалось бы, просто: пришел на землю Христос, принес учение, неграмотные апостолы разнесли по всему миру, и все его приняли. На самом деле ничего так просто не бывает. Без воли Божией ничто твориться в этом мире не может. Христианство, которое пришло две тысячи лет назад, показало, что религии не создаются людьми. Все от Бога, и мы об этом не должны забывать, не должны думать, что раз ругают христианство, говорят, что оно отжило свое, значит так и есть. Это неправда. Если мы будем об этом думать, то мы наделаем очень много ошибок.

- Можно ли сейчас говорить о серьезности каких-либо отношений с Зарубежной Православной, Церковью? Если нет, то что этому мешает? Как вы считаете?

- Отношения с Зарубежной церковью — это особые страницы нашей церковной истории. Из них ясно, как можно легко сделать разделение в обществе? А соединиться уже трудно и тяжело. К сожалению, нет такого желания со стороны Зарубежной Церкви, чтобы нам быть вместе, чтобы рассмотреть вопросы, которые, как им кажется, нас разъединяют. С нашей точки зрения нет таких вопросов, которые бы нас разъединяли. Мы не занимались созданием какой-то новой догматики, они — тоже. «Мы учим семинаристов до одним и тем же учебникам и на основании трудов богословов, философов, историков наших российских и классических — греческих. Поэтому в литургическом плане нельзя говорить о каких-то различиях. Нет ничего, кроме человеческой гордости, кроме какого-то непонятного стояния на своем.

Мне кажется, что Зарубежная Церковь в какой-то мере является государственной Церковью, которая зависит от правительства. Ее центр находится в США. В этом действует какой-то принцип зла, мешающий нам соединиться. Все другие вопросы мы можем рассмотреть совместно. Но вместо того, чтобы, по завещанию создателей Зарубежной Церкви, по окончании смутных коммунистических времен явиться к Патриарху на канонической территории России и доложить ему, как жила Русская Православная Церковь в зарубежье, вместо этого мы имеем совершенно другое. Мы имеем нежелание, мы имеем упорство, и мы видим лишь одно желание — посеять смуту среди православных людей, представить себя единственными хранителями Православия, забыв о том, что мученики-то были здесь, в России, они не уехали за рубеж, а остались на родной земле. И приписывать этих мучеников к Зарубежной Церкви — абсурд, нонсенс, о котором никто и не думает всерьез. Создать параллельно иерархию и сказать, что теперь здесь свободная Православная Церковь, а не та, Московской патриархии, оплеванная, униженная, страдавшая со своим народом и все-таки выжившая, вместо руки помощи предложить змею, камень вместо хлеба — это не по братски. Вот мое мнение. Они пришли не с добром и не с желанием воссоединиться, а для того, чтобы создать здесь какую-то параллельную структуру.

Это к добру, конечно, не приведет. Я думаю, что наш долг молиться о том, чтобы Господь примирил две церковные ветви, потому что на уровне простого народа абсолютно нет никаких разделений. Верующие Зарубежной Церкви приезжают, молятся в наших храмах. То же самое и наши миряне: приезжают и молятся в их храмах. Но на уровне иерархии — сатанинская гордость, которая мешает подать руку друг другу и облобызаться в братской любви.

- Вы чувствуете в своих руках многие нити внутренних дел Русской Православной Церкви, знаете ее жизнь, жизнь прихожан не понаслышке, часто бываете в разных епархиях. Чем сейчас дышит Церковь на местах? Каково ее положение и что ожидают верующие от нее в XXI веке?

- Я бы, во-первых, возразил против выражения, что кто-либо из руководства Русской Православной Церкви держит какие-то управленческие нити. У нас каждая епархия — самостоятельная. Это согласно уставу нашей Церкви и традициям Православия. Все мы живем в духе мира, любви и согласия под руководством Святейшего Патриарха, молимся за него, любим его. И Священный Синод также управляет Русской Православной Церковью. А когда выезжаешь в глубинку в Другие епархии, то кажется, что там народ (я не в обиду москвичам хочу сказать) как-то чище, более доверчивый, более верующий, нетронутая эта вера, целостная. И очень отрадно бывает, когда приезжаешь или в Чувашию, или в Молдавию и видишь такую непосредственную веру, которую мы, к сожалению, утратили.

Можно поучиться у православных Сибири, Урала, Дальнего Востока, Молдавии, Поволжья этой непосредственности любви к Богу. к Церкви, к Патриарху, преданности своему епископу. В этом, наверное, залог нашего будущего. Мне кажется, что, несмотря на размеры Церкви, действительно большой, многомиллионной, она, слава Богу, единая. Это один из столпов, который не удалось разрушить после крушения советской власти. Этот столп, кстати, не был разрушен и после крушения монархии в России. Слава Богу, что этот столп поддерживает государственность, такие вечные ценности, как любовь к Родине, патриотизм. И слава Богу, что есть у нашей Церкви Святейший Патриарх Алексий II, на которого могут опереться не только верующие люди, но и неверующие, который действительно является этнархом народов России: он и заботится, и молится, и проявляет многое попечение о своем народе. Я пожелал бы, чтобы Господь сохранил еще на долгие-долгие годы Святейшего Патриарха Алексия и чтобы мы радовались, имея такого человека, такого заступника, который объединяет всю нашу Россию.

- Весь христианский мир готовится к событию величайшей важности — 2000-летию Рождества Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Какова значимость этого события для всего человечества, и что делает Русская Православная Церковь в преддверии этого великого торжества? Какие мероприятия проводятся и будут проводиться?

- Я думаю, что долг не только общества в целом, но и каждого человека, где бы он ни жил и даже к какой бы христианской конфессии он ни принадлежал, проверить себя на верность Христу, на верность Церкви: посмотреть, на правом ли месте ты стоишь и сила греха не объяла ли твое сознание, твое существо.

Второе. Мы должны дать этому событию общественную оценку. Это не только христианский праздник в узком церковном значении, этот праздник общегосударственного и всемирного значения и характера, потому что значение христианства никто не имеет права приуменьшить. Оно оказало очень сильное влияние на развитие цивилизации в целом. Я бы посоветовал и нам, и политикам сверить современные позиции и нынешнее время с Евангелием, с евангельским временем и с евангельскими истинами, положенными в прошлые века истории в законы того или иного государства.

Мне хотелось бы пожелать, чтобы все мы посмотрели на себя и на Христа, на Богочеловека, который принес закон, любви в этот мир и который возвысил все человечество до того, что мы называем Бога — Отцом.

У нас, в России, мы будем отмечать это событие торжественно. Каждая епархия имеет свою программу, часто эти программы проводятся совместно с областями, с губерниями, что не может, не радовать. Это проведение семинаров, осуществление каких-то благотворительных программ, исторического характера мероприятий, возрождение храмов. Начнутся они с собрания духовенства Москвы и области, которое должно состояться в декабре этого года в Кремлевском дворце., Затем будут проведены рождественские торжества. Святейший Патриарх поедет на Святую землю. В Вифлееме будут совершать богослужения все Главы поместных Православных Церквей. Святейший вернется и на второй день Праздника, у нас пройдут торжества вместе со Святейшим, очевидно, в Храме Христа Спасителя. Но вместе с тем центральным событием будет проведение Архиерейского юбилейного Собора.

Мы, к сожалению, не сможем, как планировали, в 2000 году провести Поместный Собор по той простой причине, что делегатов будет очень много, а у нас нет места, где бы мы могли собраться. Место это должно быть церковное, Трапезный храм Троице-Сергиевой лавры не может вместить такое количество делегатов, потому что количество епархий, монастырей, школ — увеличилось. Будет несколько тысяч человек, если созывать Поместный Собор. Подождем, когда закончится строительство соборного зала в Храме Христа Спасителя, и тогда уже проведем Поместный Собор. А пока соберется Архиерейский юбилейный Собор, на котором могут быть рассмотрены вопросы, не терпящие отлагательства до Поместного Собора. Потом они утвердятся на Поместном Соборе.

Центральным событием будет освящение Храма Христа Спасителя. Мы думаем, что завершится внутренняя его отделка, во второй половине юбилейного года состоится его освящение, и будет проведен юбилейный Архиерейский Собор. Почему вторая половина года? Очень просто. На первую половину придутся политические общероссийские мероприятия — в декабре выборы в Госдуму, начало ее работы, потом выборы Президента. Мы хотели бы спокойно подготовиться к тому, чтобы достойно провести и юбилейный Собор, и совершить такое знаменательное событие, как освящение Храма Христа Спасителя — символа возрождения новой России.

Эти два главные мероприятия юбилейного года дадут толчок для развития духовной жизни России в целом. Я надеюсь, что этот год весь будет наполнен и молитвой, и сознанием значимости празднуемого события, по крайней мере, в нашей Православной Церкви мы будем призывать к этому. И роль каждого христианина — принять посильное участие в этих торжествах, внести свою маленькую лепту — в сельском храме, в молитвенном доме. Где бы вы ни жили, постарайтесь как-то отметить, выделить хотя бы один день для того, чтобы почтить Спасителя мира — Христа, Который примирил человечество с Богом.

- Владыка, я хочу вам выразить громадную благодарность за столь обстоятельный, содержательный и очень интересный и поучительный рассказ о жизни нашей Церкви. Спаси Вас Господи.

- Спасибо Вам большое. Я хотел бы пожелать всем нашим дорогим читателям в этот последний год уходящего тысячелетия, чтобы он стал годом надежды на светлое, замечательное будущее. И верю, что Господь благословит нас всех миром, счастьем и благополучием.

Интервью вел Николай ТЮРИН
«Русь державная»

 
Труды Святейшего Патриарха

На месте авиакатастрофы 1997 года под Иркутском воздвигнута церковь Христа Спасителя

ИРКУТСК, 8 октября. В поселке Авиастроителей, более известном как Иркутск-2, при огромном стечении народа состоялось освящение храма Христа Спасителя.

 
К 10-летию правления Святителя Тихона, Патриарха Московского

Божественная литургия в Донском монастыре

МОСКВА, 9 октября. В десятую годовщину со дня канонизации Патриарха Всероссийского Тихона Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Божественную литургию и молебен в Донском монастыре.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс