Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
27 марта, Русская Православная Церковь празднует чудотворной Феодоровской иконе Божией Матери. Предание предписывает этому образу весьма древнее происхождение и называет его создателем евангелиста Луку.
Неизвестно, кем и когда принесена икона в Россию, но уже в начале ХII века стояла она в часовне у города Китежа. Великий князь Георгий Всеволодович хотел перенести икону из часовни в свой град. Но никакими силами нельзя было сдвинуть ее с места. Вняв желанию Богоматери, князь Георгий устроил на этом месте Городецкий монастырь, по названию близлежащего Городца.
Во время последовавшего за тем нашествия Батыя обитель наряду с другими погорела и превратилась в груды развалин. Но среди этой гибели чудесно, на радость нам сохранилась и была явлена икона. Младший брат Александра Невского князь Василий Костромской, преследуя на охоте зверя, заблудился в лесной чаще. Это было 16 августа 1239 года. На одной сосне он увидел икону. Когда князь попытался снять ее, она поднялась в воздух. Пораженный этим чудом, князь Василий, возвратясь в город, рассказал о своем видении духовенству и народу.
Оказалось, что этих дивных событий уже ожидали. В то время, когда князь охотился в лесу, некоторые жители видели, как какой-то воин в богатой одежде подошел к городу с иконой в руках. Воин был похож на изображение святого великомученика Феодора Стратилата, покровителя православного воинства, в честь которого в Костроме построен собор.
Все двинулись к лесу и, действительно, нашли икону в указанном месте, пали на колени, принося молитву Богоматери. Затем священники, сняв икону, отнесли ее в храм. Вскоре к новоявленной иконе из окрестностей Костромы стал стекаться народ. Поместили икону в собор во имя великомученика Феодора Стратилата. Поэтому и назвали ее Феодоровской.
На месте явления ее, на берегу реки Запрудни, князь основал монастырь во имя нерукотворного образа Господня, празднование которому совершается 16 августа по старому стилю (29 — по новому стилю), в день, когда мы празднуем явление Феодоровской иконы. Сюда ежегодно бывает крестный ход из Костромы.
Как-то в Кострому пришли из разоренного татарами Городца несколько жителей и тотчас узнали в соборе икону, раньше стоявшую у них.
Вскоре беда посетила Кострому: собор сгорел. Но икона была найдена на пепле неповрежденною, ее богато украсили и поместили в новостроенный собор.
В 1260 году подступившие к Костроме татары угрожали городу полным разорением. Всю надежду жители и князь возложили на Богоматерь, и перед битвой князь вспомнил, что некогда великий князь Андрей Боголюбский, отправляясь на камских бояр, взял с собой чудотворную Владимирскую икону и с благодатной помощью Богоматери наголову разбил врага. По примеру Андрея, князь Костромской поднял из собора Феодоровскую икону и обнес ее по полкам; священники на ходу пели молебны. Когда обе рати сошлись, совершилось великое чудо. Ослепительные лучи света, ярче и жарче солнечных, засияли от чудотворного лика, ослепляя и опаляя захватчиков, которые в страхе бежали. В память об этом чуде князь там, где во время битвы стояла икона, утвердил крест. Самое место, а также близлежащее озеро получили в народе название «святых».
Костромской собор горел еще раз, и когда бросились спасать икону, — увидели ее стоящей в воздухе над пламенем пожара. Народ, испугавшись, что Богоматерь желает отнять икону у города за грехи, молил Богоматерь о помиловании. Икона спустилась, поддерживаемая невидимою силою, посреди площади. Вскоре для нее построили небольшую деревянную церковь, замененную потом каменной.
Однако 27 марта мы празднуем Феодоровской иконе в связи с ее благодатным участием в величайшем событии в истории России — избрании на царство в 1613 году Михаила Феодоровича. Само избрание состоялось почти на месяц раньше, но добиться согласия юного Михаила Романова и его матери все не удавалось.
Тогда из Москвы в Кострому было направлено особое посольство из духовенства, бояр и всякого звания людей с великими православными святынями. В Костроме посольство с Владимирским образом Богоматери и иконой московских чудотворцев было встречено местным священством с Феодоровской иконой. Отсюда все направились в Ипатьевский монастырь, где юный Михаил проживал со своей матерью, старицей Марфой.
В соборном храме происходило «умоление» Михаила на царство. Михаил отказывался от этого тяжкого ига, и мать его ни за что не хотела отпускать его, долго оставаясь непреклонной. Наконец, бывший во главе посольства архиепископ рязанский Феодорит взял на руки Владимирскую икону, а Аврамий Палицин, келарь Троицкого монастыря, — икону чудотворцев московских и твердо сказали ей: «Для чего же иконы Пресвятой Владычицы и московских чудотворцев шествовали с нами в отдаленный путь? Если нас не слушаетесь, то ради Богоматери и великих святителей склонитесь на милость и не прогневайте Господа Бога. Старица Марфа упала ниц перед Феодоровской иконой и произнесла: «Да будет воля Твоя, Владычице! В Твои руки передаю сына моего: наставь его на путь истинный, на благо себе и отечеству!» И Михаил должен был уступить. Тут же он был провозглашен Царем-самодержцем.
Сегодня многие дерзают рассуждать о степени благочестия Царской семьи, зверски убитой в Екатеринбурге. Однако мало кто знает, что даже после разграбления Ипатьевского дома, после того как палачами и их приспешниками были разворованы ценные вещи, вошедшие в город белые обнаружили в разграбленном особняке и вокруг него до 120 икон. Был среди них и семейный список с Феодоровской иконы Божией Матери: Потому вечером 26-го или утром 27 марта, всякий из нас, кто желает умиротворения России, кто чувствует хоть крупицу покаяния за содеянное в ослеплении нашими предками, должен прийти в храм Божий, что бы затеплить свечу перед образом Божией Матери и от всего сердца попросить Царицу Небесную в который раз выступить заступницей за нас, грешных, слабых, малодушных, немощных и унылых, ибо заступничеством Пречистой Богородицы через Ее икону Феодоровскую уже было прекращено великое не строение в Отечестве нашем.
Борис КОСИНСКИЙ,
руководитель пресс-службы Екатеринбургского епархиального управления
Утреня четверга пятой седмицы Великого поста отмечена особо трогательным молением: в этот день единственный раз в году прочитывается
Куда, как не в храм, пойти скорбящему, болящему, измученному невзгодами человеку. Почему? «Оставьте нам храмы, — отвечает святой праведный Иоанн Кронштадтский, — это небо земное, это Царство Бога на земле, где непрестанно прославляется Пречестное и Великолепное имя Божие
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.