Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №4 (96) → По грехам нашим. Проповедь

По грехам нашим. Проповедь

№4 (96) / 8 февраля ‘99

Братиям нашим, в узах заточенным

В этой теме:

Братиям нашим, в узах заточенным
Письма из мест заключения

Протоиерей отец Владимир Вознесенский, 1877 года рождения, бывший настоятель бывшей Закамышловской Всехсвятской церкви (в настоящее время этот храм снесен) и бывший благочинный Камышловского района бывшей Челябинской, ныне Свердловской области, как возглавитель и руководитель так называемой контрреволюционной монархической организации, якобы созданной им и разоблаченной органами власти в Камышловском, Пышминском и Сухоложском районах, состоявшей из духовенства, церковников и мирян — всего 29 человек, 25 июня 1937 года был арестован органами НКВД и по постановлению Тройки при УНКВД по Челябинской области от II августа 1937 года вместе со всеми участниками названной организации был расстрелян в Челябинске 13 августа 1937 года в 60-летнем возрасте.

Индивидуальные места захоронений в то время не фиксировались.

Известно, что массовые захоронения расстрелянных в Челябинске в те годы производились на так называемой Золотой горе, где в настоящее время установлен временный памятник жертвам массовых репрессий.

Постановлением Свердловского областного суда 22 декабря 1960 года дело производством прекращено за отсутствием состава преступления и все лица, проходившие по делу, в том числе и протоиерей Владимир Вознесенский, посмертно реабилитированы полностью (Госархив, дело 30385, т.5).

Все пострадавшие вместе с отцом Владимиром Вознесенским были моими современниками. Будучи подростком я общался с некоторыми из них, например, со священнослужителями Закамышловской церкви, а одному из моих современников я прислуживал в алтаре Обуховской церкви святого праведного Симеона Верхотурского.

В предлагаемых мною вниманию читателей проповедях отца Владимира Вознесенского следственными властями усматривалась контрреволюция, антисоветская агитация. Находясь в тюрьме, отец Владимир на имя начальника НКЭД подавал заявление, в котором он признал себя виновным в контрреволюционной деятельности, но тотчас же подал второе заявление, в котором, предупредив о том, что он наклеветал на себя в первом заявлении как вынужденный написать в нем так по принуждению следователя, утверждал, что его проповеди чисто религиозного содержания, религиозного характера, что никакого антисоветизма в них нет. Однако, в последнем, третьем, заявлении он вынужден был снова признать себя виновным в контрреволюционной деятельности (Госархив, дело 30385, т. 4). Надо полагать, что его просто принудили признать себя виновным. Ведь неизвестно какими мерами принуждали обвиняемых в заключении признавать себя виновными в том, в чем они в действительности виновными не были. В наше время из современной литературы и прочих источников информации известно, что на следствиях в тюрьмах, ГУЛАГах имели место битье, пытки. Эти факторы не оформлялись документально, не фиксировались в протоколах и прочих документах, а поэтому этих действий в архивах найти нельзя. Во время свидания со своей матушкой Евдокией Агафангеловной в тюрьме отец Владимир успел поделиться с нею о том, что его сильно пинали сапогом в лицо. Это только малая толика из всего неофициального, незадокументированного. А что там еще творилось — никому неизвестно.

Свердловский областной суд с участием прокурора установил, что проповеди протоиерея Владимира вполне религиозного содержания, характера, никаких призывов против Советской власти в них не обнаружено. И вообще, областной суд установил, что никакой контрреволюционно-монархической организации в указанных районах не было, это был вымысел самих следственных органов. Следствия были признаны необъективными, искусственными, тенденциозными, много следственного материала сочинены самими следователями, в следственных допросах имели место поддельные подписи осужденных, что установлено было экспертизой графики, — вместо них расписывались кто-то другие.

Начальник Камышловского НКВД лейтенант Кадкин в 1941 году был осужден и приговорен к высшей мере наказания за злоупотребление должностью (Госархив, дело 30385, т. 5). Из общего обзора всего следственного дела видно, что организация, созданная и возглавляемая бывшим благочинным отцом Владимиром Вознесенским все-таки какая-то была — то была организованная бдительность настоятелей приходов, имевшая своей целью, как выразил в своем последнем третьем заявлении отец Владимир Вознесенский, охранение Церкви от каких бы то ни было посягательств (Дело 30385, т. 4, дл. 22). Церковная жизнь в те времена уже свертывалась и сходила на нет. Пастыри, а тем более, благочинные были -озабочены судьбою приходов. Обострение борьбы с богоборцами и их сателлитами — обновленцами спровоцировано было тем, что Камышловский РИК своим постановлением стал толкать в единственную на весь Камышлов деревянную Закамышловскую церквушку обновленцев для поочередного (понедельного — от воскресенья до воскресенья) служения на паритетных началах. А у обновленцев в Камышлове был красивый каменный храм изящной архитектуры, но его освободили от обновленческой общины и храм сразу же стал приходить в запустение, а затем его через несколько лет взорвали, снесли (Госархив, дело 30385, т. 5). Церковный актив Закамышловской церкви не подчинился Райисполкому, создав церковный патруль для препятствия войти в храм обновленцам для служения. Создавалась невыразимо ненормальная обстановка для служения. И это ли было не явное гонение на религию, не притеснение церковной жизни? И вот с этого момента и начала развиваться трагедия в церковной жизни. В то время всякое сопротивление богоборческим властям в отношении притеснения церковной жизни, борьба за сохранение приходов, противление обновленцам рассматривалось как государственное преступление, антисоветская деятельность, контрреволюция. Тогда как областной суд, спустя 20 лет после массового расстрела церковников подтвердил, что защита храмов, борьба за сохранение приходов и борьба с обновленцами не является государственным преступлением, что это дело чисто церковного порядка.

Надо сказать, что в те богоборческие времена пастырский подвиг был невыразимо тяжел — особенно было опасно произносить проповеди, ибо почти в каждой проповеди усматривались контрреволюция, антисоветская пропаганда, агитация. Недаром некоторые пастыри совсем не произносили проповедей. А проповеди должны произноситься свободно, не взирая на обстоятельства времени, некоторые словесные выражения должны допускаться не только для высказывания правдивой действительности, но и ради риторики.

Предлагаемые вниманию читателей проповеди протоиерея Владимира Вознесенского, произносились им с церковного амвона по несколько раз: первая была произнесена в 1930, 1931, 1932 и 1933 годах, вторая — в 1929, 1932, 1935 годах. Вторая проповедь на Новый год написана была им в 1924 году. Проповеди протоиерея отца Владимира Вознесенского довольно просты, кратки и вполне доходчивы, назидательны и вразумительны.

Протоиерей Василий Семенов г. Екатеринбург

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Много ли в нашей жизни такого приятного времени, когда мы не терпели бы никаких скорбей и болезней? Есть ли среди нас такие счастливцы, которые были бы совершенно свободны от всяких страданий? Род человеческий тонет в страданиях и болезнях, как в водах моря. Жизнь наша полна тяжких скорбей и протекает в грехах и беззакониях. Недаром ее Церковь в своих песнопениях, обращенных к Богоматери, изображает людьми обремененными грехами и напастями, скорбями и болезнями. Отчего же, братие и сестры христиане, так трудно и тяжко людям стало жить на земле? Кто порождает разные бедствия и несчастия в нашей жизни? Грехи, братия христиане, никто более как грехи наши. За грехи наши эта трудность жизни в нынешнее время: грехи человеческие навлекают повальные заразительные болезни и скотские падежи, грехи отнимают от земли плодородие и затворяют небо для дождя благовременного. Грехи — это яд, который распростирает свою заразу всюду и кладет свою печать на все. Всякое общественное бедствие посылается за наше нечестие и забвение о Боге. Безбожие, распространившееся ныне повсюду, восхваляется как достоинство, как просвещение, а, наоборот, про людей верующих говорят, что они, люди темные, отсталые и чинят им всякие неприятности, жизнь наша идет как бы наизнанку.

Где же умудренные опытом седовласые старцы и почтенные отцы семейств, которые пользовались в деревнях большим уважением и почтением, а теперь им говорят: «Вы выжились из ума. Вы ничего не понимаете, Вам пора и умирать».

Где же послушные, скромные молодые люди, которые всегда почитали старших и были послушны своим родителям? А ныне, если идешь, то увидишь ватагу молодых парней с гармоникой, свистом и гиканьем, тогда благоразумный человек сворачивай скорее в сторону, иначе можешь получить оскорбление, а то и еще хуже.

Мы совершенно забыли о Боге и о своей душе, заботимся только о своем теле, о выгодах и приобретениях. Мы горды, жестоко завистливы и сварливы, мы потеряли всякое уважение у чужой собственности. Вот за все это Господь и наказывает нас многими бедствиями и несчастиями.

Куда же, братия христиане, обратиться за помощью в несчастиях, где мы будем искать утешения в страданиях и в скорбях? Может быть, у людей — родных, знакомых? Но, братия, такая помощь не прочна, такое утешение недостаточно, ибо силы человеческие ограничены, да и для такого множества скорбящих, кто может оказать столько радости и утешения? А есть у нас на небе всегдашняя и усердная Заступница и Ходатаица о нас грешных пред Богом. Чего не может Она исходатайствовать роду христианскому, так усердно ее почитающему и прославляющему, сколь много Она спасла от бед, скорбей и напастей, сколь многих воздвигла из глубины греховной жизни! Недаром, по выражению святой Церкви, Она есть обидимых помощь, надежда ненадежным, печальным утешение, скорбящим радость, больным исцеление, в бедах заступление. Все мы, братие и сестры, нуждаемся в помощи и заступлении Божией Матери. У каждого из нас непременно есть свое горе, своя скорбь. Вот и сейчас, вчера и сегодня я вижу многие сотни скорбящих матерей со своими детьми пришедших сюда за десятки верст. Какая же сила заставила их предпринять этот нелегкий подвиг? Большинство из них пришли сюда по обещанию, чтобы в этом святом храме пред чтимою Тихвинской иконой Божией Матери, Царицы Небесной, излить свои скорби и печали, ибо никто столько не сочувствует всем скорбям и нуждам нашим, как Матерь Божия, Сама испытавшая в Своей земной жизни великую скорбь при Кресте возлюбленного Сына Своего.

Притекай же всякая душа христианская, скорбящая и озлобленная, к сему тихому и доброму пристанищу, расскажи в горячей молитве Царице Небесной свою скорбь, открой Ей свое сердце, вылей свою печаль и будь твердо уверена, то найдешь утешение и отраду себе. Аминь.

Вторая проповедь отца Владимира будет опубликована в следующем номере.

 
Жизнь Епархии

Слово Преосвященного епископа Никона на Чине прощения 21 февраля 1999 г

Вступая на поприще Великого поста, мы должны ис проситъ прощения друг у друга и очищенными, чисты ми вступить на подвиг молитвы и поста. И я, как ваш Архиерей, хочу попросить у всех вас, чада мои, проще ние за все то, что я совершил

 
Братиям нашим, в узах заточенным

Письма из мест заключения

622005 Свердловская обл., г. Н-Тагил, УЩ-349/5, отряд 13. Деревянкин Сергей Иванович624391 Свердловская обл., г. Верхотурье, ул. Свобо ды, 22, УЩ-349/53. Библиотека. Клевакин Леонид Иванович186431 Карелия, Сегежский р-н, п. Верхний

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс