Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №2 (467) → 19 января — Крещение Господне

19 января — Крещение Господне

№2 (467) / 8 января ‘08

Церковный календарь

В этой теме:

Церковный календарь
Крещение Господне. Из истории праздника
Церковный календарь
Дни памяти святых

«Во Иордане крещающемуся тебе, Господи…»

Когда вы постепенно входите в стройное благоустроение Православного мира, разум и сердце сперва с трудом поспевают за новыми чувствами и знаниями. Но потом, уже в какой-то степени освоившись в этом прекрасном и гармоничном мире, переживаешь вновь и вновь удивление тем, как дивно и прочно соединены в Православном календаре ради нашего Спасения самые различные события.

Взять хотя бы предстоящие дни. В четверг, 14 января, Православная Церковь отмечает праздник Обрезания Господня, а всего через пять дней — во вторник, 19 января, Крещение Господне, Богоявление.

Вот и давайте вместе поразмыслим над духовным содержанием этого, конечно, не случайного сближения.

Праздник Обрезания Господня, к сожалению, практически неизвестен многим из нас. Мы отмечаем в это время Старый Новый год, показываем свое уважение к древнему христианскому летоисчислению, продолжаемому сегодня только православными церквями. В сущности, это больше астрономический рубеж года, чем событие духовной жизни. А раз продолжаются Святки и нет поста, трапеза по мере наших возможностей обильна, то трудно сказать, что же мы отмечаем…

Иное дело церковное празднование. В этот день над родившимся Богомладенцем был совершен обряд, принятый у иудеев для всех младенцев мужского пола, как знамение Завета Бога с праотцем Авраамом и его потомством. В этот день Господь получил и имя — Иисус, что означает Спаситель, в знак Своего служения спасению мира.

Обычай имянаречения младенца на восьмой день после рождения сохранился и в нашей Церкви, в установленных молитвах. Правда, мы редко поступаем так, как делали наши предки: мы редко даем нашим детям имена святых, память которых Церковь празднует в день имя-наречения наших сыновей или дочерей, внуков и внучек. Нам, в отличие от них -не хватает веры в Промысел Божий, определяющий и день рождения, и день имя-наречения. И только из гоголевской «Шинели» мы знаем, какие проблемы возникали здесь иногда и почему Акакий Акакиевич повторил имя своего отца. Впрочем, и «Шинель» нам читать недосуг.

Как объясняют нам святые отцы Церкви, Господь, то есть сам Творец Закона, принял обрезание, чтобы показать нам необходимость неукоснительного исполнения Божественных установлений и чтобы никто не мог усомниться, что он был истинно Человеком из плоти и крови. То есть здесь был уже и сознательный выбор нашего Спасителя, наступило время Нового Завета, время обрезания духовного. Потому древний обряд впоследствии уступил место Таинству Крещения, прообразом которого он являлся.

Но ведь и водное крещение, крещение покаяния возникло в эти далекие от нас дни! Великий Предтеча Господень Иоанн на берегу Иордана совершал этот обряд над тем, кто хотел очиститься от своих грехов, кто хотел бы изменить свою жизнь.

В сущности, Крещение Руси или иного какого народа являло Господу именно это, -готовность отбросить грязь, страсти, языческое беснование ради очищения и соединения с истинным Творцом мира через Его возлюбленного Сына. Сегодня кое-кто пытается нас уверить, что киевляне или ирландцы, или наши соседи комипермяки во времена сподвижника преподобного Сергия Радонежского святителя Стефана Великопермского, не понимали, что они делают, ибо не могли быть научены всем тонкостям Вероучения. А другие сомневаются в искренности наших современников, часто в зрелом возрасте приходящих в Православную Церковь. Но если есть желание измениться, отбросить старое и позорное, придет — по милости Божией и благодаря Таинству Святого Крещения и все остальное.

Конечно, Господь наш Иисус Христос не нуждался в очищении, ибо не имел греха. Но Он, по истечении тридцати лет Своей земной жизни выходя на проповедь (по ветхозаветным правилам именно с этого возраста можно было принять сан учителя и священника), вновь принял на себя наши немощи, нас ради и нашего ради Спасения явил нам пример послушания воле Отчей. Трудно сказать об этом точнее, чем словами Святого Евангелия: «Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь: ибо так надлежит нам исполнить всякую правду.» (Мф. 3, 13–15)

По церковному преданию, Иоанн Предтеча каждого крестившегося у него человека погружал в воду до шеи и оставлял его так, пока пришедший не исповедовал все свои грехи. Иисус же, как не имевший грехов, по свидетельству Евангелия, вышел из воды тотчас «… и се отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение.» (Мф. 3, 16–17)

Потому праздник этот и называется Богоявлением, что при Крещении Спасителя было это особое явление всех Лиц Божественной Троицы: Бога Отца из отверстых Небес, крещающегося Сына и Духа Святого, сходящего в виде голубя на Сына.

Что же отличает этот Великий праздник? Во-первых, в Крещенский сочельник назначен пост, как напоминание нам, грешным, о Божественных установлениях путей к нашему Спасению. Во-вторых, в Крещенский сочельник и в само Крещение после Божественной литургии бывает великое освящение воды, которое совершается лишь в эти два дня в году. Потому Богоявленская или Крещенская вода носит особое название — агиасма. Она является великой святыней, исцеляющей душу и тело. Агиасма сохраняется без каких-либо изменений долгие годы. Ее окроплением с молитвой освящают вещи. Богоявленскую или Крещенскую воду дают пить больным или тем, кто не может быть допущен к Святому Причащению. Но, конечно, Богоявленская или Крещенская вода ни в коей мере не может заменить Святое Причастие.

Вновь поспешит православный народ в эти дни в храмы Божии сделать освященный запас на весь год. И всякому из нас странно было бы не воспользоваться этой благой возможностью.

Борис КОСИНСКИЙ
руководитель пресс-службы
Екатеринбургского епархиального управления

 

В других номерах:

№6 (567) / 8 февраля ‘10

Церковный календарь

Юбилейные даты в 2010 году

 

Церковный календарь

Дни памяти Святых

№4 (565) / 22 января ‘10

Церковный календарь

Дни памяти Святых

 
 
Церковный календарь

Крещение Господне. Из истории праздника

Крещение Господне – великий праздник Православной Церкви. Он называется также Богоявлением и Просвещением. Богоявлением – потому что Господь после Крещения выступил на Евангельскую проповедь, показал Себя миру как Спаситель и Мессия; Просвещением и «Праздником Светов» потому, что Бог – это вечный свет, просвещающий мир.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс