Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Новости → Протоиерей Александр Рыков, духовник церковно-приходской школы Свято-Троицкого Кафедрального собора Екатеринбурга: «В воскресной школе праздник не должен быть простым развлечением»

Протоиерей Александр Рыков, духовник церковно-приходской школы Свято-Троицкого Кафедрального собора Екатеринбурга: «В воскресной школе праздник не должен быть простым развлечением»

Какоеместо в жизни наших учеников занимает церковно-приходская школа? Если сравниватьчисто количественно, то преимущество будет на стороне общеобразовательных школ,гимназий, лицеев и учреждений дополнительного образования (спортивных, музыкальныхи др.).

Количество учебных дней, отработанная система методики преподавания,общепринятое отношение к образованию как к необходимому условию современнойжизни — все эти факторы играют немаловажную роль.

Если говоритьо воспитании, особенно о воспитании духовном, то воскресная школа может опережатьсветские учебные заведения. Особенно в том случае, если главной целью являетсяне механическое усвоение знаний, а привитие навыков духовного отношения к миру.Каких результатов своей работы может ожидать коллектив церковно-приходской школы?Думается, оценка ее деятельности не в том, насколько точно учащиеся воспроизведутна экзаменах знания, полученные на уроках. Гораздо важнее, насколько верно онибудут следовать в своей жизни Заповедям Евангелия. Насколько глубоко и последовательноони воспримут Закон в качестве ценностного ориентира в своей жизни. Насколькоони готовы пожертвовать временным и сиюминутным ради горнего и вечного.

Даже еслив этом случае отсутствует внешняя положительная оценка. И наоборот, вполне вероятнареакция неприятия, осуждения или даже осмеяния со стороны. Таким образом, донесениеточных знаний не исчерпывает миссии церковной школы. Помощь в становлении характера,убеждений, умения защитить, отстоять православную точку зрения, принятую как свою — вот истинное призвание воскресной школы. Иными словами, церковно-приходскаяшкола и миссионерство неотделимы друг от друга.

В сравнениис другими учебными заведениями воскресные школы — это капля в море. Пропускурока или учебного дня там не так катастрофично отражается на системе знанийучащихся. Для воскресной школы пропуск одного дня означает потерю половины месяца.

Однако не всегда осознается в полноте, что церковная школа находится в привилегированномположении. Благая Весть — вот та цель, ради которой сюда приводят детей (или нередко они приходят сами). Как понимать задачу благовествования? Конечно, этоучеба (постижение учения Церкви о Законе Божием); это паломничество (посещениесвятых мест, опыт молитвы и Таинств Церкви); это социальное служение (опыт жертвыи милосердия, деятельного исполнения Заповедей) и многое другое. И хотя естьмудрое изречение: «Делу — время, потехе — час», тем не менее, существуетустойчивая традиция совмещать праздник, торжественное внелитургическое действос евангельским послушанием. Традиция, объединяющая элементы отдыха, развлеченияс усвоением христианского мировоззрения, с научением евангельскому отношениюк миру, к людям, к самому себе.

В воскреснойшколе праздник должен стать не простым развлечением. Для того, чтобы могло состоятьсядело миссии, его нужно наполнить самым чистым христианским содержанием. Особовыигрышным моментом в работе церковно-приходской школы праздник становится тогда,когда есть возможность объединить несколько направлений работы. Конечно же,это всегда обусловлено возможностями и способностями конкретных коллективов.И все же, как правило, когда речь заводится о праздниках в воскресной школе,подразумевается театральное действо в той или иной его форме.

Будет не лишним вспомнить здесь же о причинах сдержанного отношения Церкви к лицедействупо существу. У церковно-приходской школы, кроме того, нередко возникают трудностипо форме: в редких случаях школа может подобрать под сценарий коллектив актеров-детей,полностью удовлетворяющий требованиям к артистичности, внешности, возрасту,дикции и другим дарованиям и качествам. В подобной ситуации одним из наиболееоптимальных решений может стать кукольный театр. Особенности куклы позволяютснять ряд острых вопросов по содержанию актерства и решить некоторые внутренниетрудности школы. В этом случае наиболее активные дети могут сыграть роли, которыев театральной постановке им бы не подошли. Символика образа куклы на удивлениегармонично объединяет зрительскую аудиторию, невзирая на разницу в возрасте,иногда весьма значительную, на разницу в социальном положении, в образовательномуровне. Помимо этого, «опосредование» роли куклой помогает «раскрепоститься»стеснительным детям, чувствовать себя при исполнении роли более свободно, поверитьв свои силы.

Кукольныйтеатр особым образом решает проблему декораций и реквизита: он не требует значительныхзатрат на костюмы и оформление сцены. Куклы могут использоваться в разных постановкахс различным ролевым наполнением. Действие кукольного спектакля можно совместитьс выступлением хорового ансамбля или танцевальной группы. С другой стороны,такой спектакль возможно задействовать в качестве фрагмента более масштабнойпраздничной постановки. Изготовление кукол самими детьми усилит воспитательнуюработу при подготовке праздника.

Совершенноособую тему представляют собой сценарии спектаклей в церковно-приходской школе.Возможно, кто-то не согласится с нашей трактовкой вполне традиционных форм и сюжетов. Кукольный спектакль существует не одно столетие у различных народов.Его языком можно «создавать закон и научать ему других», а можно и разрушать… Традиционный театр дореволюционной России имел солидный «стаж»миссионерской работы. Привычное «вертепное действо» строилось по строгомуканону и удовлетворяло даже самых ревностных блюстителей чистоты веры. Именнов повторении, во встрече с привычным люди могли видеть утверждение правоты своейверы, выраженное своеобразными эстетическими средствами.

Сценарии церковно-приходской школы Свято-Троицкого Кафедрального собора Екатеринбурганаметили другой путь: используя знакомые формы, в том числе и традиционный святочныйвертеп, авторы «приближают» сюжеты к реалиям нашей повседневности.Вполне сознательно сказки-притчи в значительной своей части избегают копированиябиблейских сюжетов, предлагая зрителям почувствовать себя на месте одного из приточных героев.

Насколькооправдывается в этом случае нарушение канона? Ответ на этот вопрос нам видитсятесно связанным с задачей благовествования, миссионерством: настолько, насколькоспектакли-притчи позволяют нашим разновозрастным зрителям выстроить мост от повседневности к вечным истинам Благой Вести.

Протоиерей Александр Рыков,

духовник церковно-приходской школы

Свято-Троицкого Кафедрального собора Екатеринбурга

 

13 марта 2007

Март 2007
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31  

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс