Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Новости → «Духовная основа развития российской школы XXI века». доклад архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия на XVI Международных Рождественских образовательных чтениях. Москва, 2008 г

«Духовная основа развития российской школы XXI века». доклад архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия на XVI Международных Рождественских образовательных чтениях. Москва, 2008 г

Ваше Святейшество, Преосвященные архипастыри, дорогие отцы, братья и сестры!

  Все мы убеждены, что в школе XXI века важно возродить православные педагогические традиции воспитания, берущие свое начало в глубине веков, и привнести все лучшее, выверенное опытом научного сознания. Православная педагогическая традиция соединяет прошлое, настоящее и будущее отечественной школы, сохраняя главные ценности русской культуры для подрастающего поколения, закладывая в основание школьного дела духовно-нравственное воспитание.

  В эпоху, когда создавалась христианская культура, большинство приходящих в Церковь, были людьми языческой культуры. Именно в это время была создана особая система образования, построенная на диалоге и слушании, на преображении языческих смыслов в смыслы христианские, евангельские, библейские. Человек, обучаясь, постепенно осознавал ущербность языческой веры перед христианской, особенно ярко через примеры мучеников и исповедников Церкви Христовой.

  Такая система образования и воспитания, сформированная во времена апостолов и апологетов, завершенная в золотой святоотеческий период, глубоко и полноценно формировала личность человека, перед вхождением в Церковь.

  Первые христианские школы в Риме, Антиохии, Иерусалиме, Александрии, различные по условиям и организации, объединяла общая структура и подходы, использование всего лучшего, что выработала языческая философская мысль античности. В результате эти школы смогли включить человека в осмысление новых христианских ценностей и на этой основе сформировать его духовный мир. Образовательная программа древней церкви смогла стать той площадкой, на которой вырос особый плод — христианская культура и цивилизация, сохранявшаяся на протяжении веков с незыблемым авторитетом и ориентиром Церкви и Евангелия. Человек в традиционной России с детства приобщался к духовно-нравственным ценностям, и это приобщение осуществлялось органично в семье, школе и во всем обществе.

  К сожалению, сегодня современное общество являет собой некое духовно — противоречивое смешение элементов языческой и постхристианской культуры, и поэтому не является внутренне целостным. Отечественная школа и вся система образования является отражением этих противоречий в обществе.

  Кратко охарактеризуем эти противоречия:

  Первое противоречие между традиционным восприятием жизни как вечной и образовательным обеспечением только одного, земного этапа этой жизни как единственного и самоценного.

  Второе противоречие между семейным воспитанием, основанным на традиционных воззрениях народа, и проектированием образовательной среды без учета традиций семейного воспитания.

  Третье противоречие между идеализированными представлениями о человеческой природе, на основе которых проектируются личностно-ориентированные образовательные модели, и православного взгляда на природу человека как на поврежденную первородным грехом и требующую исцеления.

  Четвертое противоречие между гуманистической основой образовательных систем, способствующих личностному развитию ребенка, и традиционной для России основы образования и воспитания.

  Пятое противоречие между процессом психофизического развития ребенка и процессом его духовного становления, возникающее при создании образовательной среды без учета условий, необходимых для правильного духовного становления личности.

  Многие школы стали объектом внедрения учебных предметов несовместимых с отечественной духовной традицией, программы которых разрабатывались даже, на антихристианских мировоззренческих основах. По большей части такие предметы не отвечают интересам семьи и самих обучающихся. Поэтому число родителей, полагающихся только на школу, неуклонно уменьшается, а активных участников родительских комитетов, попечительских советов, просто заинтересованных людей становится все больше. С их требованиями и запросами школе приходится считаться всерьез. Например, последние поправки, принятые 1 декабря 2007 года к Закону Российской Федерации «Об образовании», наделяют общественные органы полномочиями участия в определении дополнительных доплат учителям за качество образовательной деятельности. Поэтому очень важно, чтобы уже в сегодняшней школе православная родительская общественность, все кто обеспокоен воспитанием подрастающего поколения в духе нравственности и традиционных ценностей, более активно выражали свою волю и создавали эффективные механизмы реализации образовательных задач.

  Мы имеем сегодня возможность донести до школы требование о том, что учителя должны уметь не только качественно обучать, но и целенаправленно воспитывать будущих граждан и патриотов России, которые дорожат духовным наследием предков, знают и ценят его, готовы защищать и умножать его своим трудом.

  Православная родительская общественность, участвуя в работе школьных советов, попечительских советов, родительских комитетов должна поддержать тех педагогов, которые стремятся утвердить в школе традиционные духовно — нравственные ценности. Принципиально важно в системе воспитания и во всей нашей жизни утверждать идеалы нравственной чистоты и целомудрия, милосердия, сострадания, отзывчивости, совестливости, уважения к старшим и сверстникам. Все мы, и в первую очередь педагоги должны утверждать духовные идеалы своей личной нравственной жизнью и социальным авторитетом. Мы должны ясно осознать, что только совместными целенаправленными усилиями православных родителей и педагогов, в школе можно создать необходимую воспитательную систему, духовно-нравственную атмосферу и обстановку, основанную на приоритете православных ценностей.

  Сегодня существуют благоприятные возможности для успешного взаимодействия Церкви и образования, которые возникли потому, что диалог о будущем школы становится действительно общенародным делом. Это наглядно показала развернувшаяся в обществе дискуссия о введении Государственных образовательных стандартов нового поколения. Это еще раз подтвердила общероссийская конференция «Государственные образовательные стандарты нового поколения в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся», проведенная в г. Калуге в конце прошлого года. Существующий диалог открывает новые перспективы и выявляет практические возможности духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в будущем.

  Выделим характерные особенности сложившейся ситуации.

  Во-первых, следует отметить осознание светской системой образования необходимости сотрудничества с Православной Церковью в деле духовно-нравственного воспитания. Во-вторых, у семьи, родителей появляется возможность реализации конституционного права выбора содержания духовно-нравственного воспитания своего ребенка. И, наконец, в-третьих, началось собирание и осмысление педагогического опыта различных регионов России в практическом осуществлении духовно-нравственного образования в традициях православия.

  В результате возникает возможность сделать следующий важный шаг — разработать воспитательную систему современной школы, опирающуюся на духовные традиции православия, православного миропонимания. В этой работе наряду с научными достижениями последнего времени, необходимо использовать педагогический опыт Святых отцов, опыт дореволюционной школы, лучшие достижения российской школы советского периода, уникальный опыт двадцатого столетия — русская зарубежная школа, все ценное из опыта духовно-нравственного воспитания постсоветской демократической России. Опыт Церкви по раскрытию в человеке Образа Божия, служил основой воспитания во все периоды истории нашего отечества и должен быть сохранен в современной школе.

  Образ Божий есть духовное основание человеческой личности, непосредственно сотворенное Богом и отражающее такие свойства Творца, как бессмертие, свобода воли, разумность. Образ Божий — не безличный отпечаток в нас Божественного начала, а сокровенная, Богосозданная основа нашей духовной личности, требующая свободной творческой реализации. Духовно-творческую реализацию возможностей, предначертанных Образом Божием, отцы и учителя Церкви связывают с понятием «подобие Божие» означающим свободное и ответственное уподобление человека Божественному совершенству. Образ Божий есть то, что человеку изначально дано. Подобие же есть некоторая заданность, задача, которую человек должен решать в течении всей своей жизни. Черты Образа Божия относятся к сущности человека, являются существенными свойствами человеческой природы, в то время как черты подобия раскрываются в результате направленности человеческой воли к добру. Образ Божий дает человеку возможность обожения, но требуется свободная воля человеческой личности, чтобы через синергию свободы и благодати, при решающей роли благодати, реализовалась эта возможность.

  Соответственно цель жизни каждого из нас явить Образ Божий в своих делах, свершениях, отношениях с ближними, а значит, педагог должен вызвать желание у ученика следовать этим спасительным путем. Православная образовательная традиция опирается на сознательность и ответственность верующего человека и педагога и ученика, взаимодействие между которыми, строится на нерушимой основе христианского единения и соборности.

  В школе XXI века воспитательный процесс должен строиться на сочетании высших нравственных ценностей таких, как совестливость, мужественность, стыд перед грехом, сострадание и честность. Эти качества должны быть приоритетны во всей нашей жизни. Об этом очень точно сказал Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин:

  «При решении управленческих вопросов, при формулировании управленческих задач мы, конечно, прежде всего, должны руководствоваться здравым смыслом. Но этот здравый смысл должен быть основан на моральных принципах. Нет, и не может быть, на мой взгляд, в сегодняшнем мире морали и нравственности в отрыве от религиозных ценностей».

  Образ Божий в человеке также определяется через его отношение с другими людьми, в котором проявляется, духовно-нравственные качества души человека такие, как доблесть, мужество, надежность, ответственность, но помрачается страстями: гордостью, самолюбием, жестокостью, равнодушием, стремлением к наслаждениям и удовольствиям. Но главное в чем раскрывается образ Божий — это смирение человека. «Подумайте — пишет о смирении святитель Феофан Затворник, — что представляет собой земля: она лежит, безмолвная, открытая, беззащитная, уязвимая, перед лицом неба; она принимает от неба и зной, и лучи солнечные, и дождь, и росу, но она принимает также то, что мы называем удобрением — и что случается? — она приносит плод, и чем больше она выносит того, что мы душевно называем унижением, оскорблением, тем больше она приносит плода. И вот смирение — это значит раскрыться перед Богом так совершенно, чтобы быть уязвимыми для благодати, чтобы по нашему собственному желанию Бог имел право совершить над нами, что бы Он ни захотел: всё принимать, открываться, и тогда дать просто Святому Духу нас покорить».

  Так как мы знаем, что Господь все устроят к нашей пользе, то и покорение себя, Его воли служит, несомненно, к пользе нашей. И если мы хотим создать систему воспитания молодого человека, которая постепенно и последовательно приводила бы ученика к духовному и спасительному устроению человеческой личности, то необходимо обратить внимание чтобы смирение и послушание были присущи, в первую очередь, педагогам и учителям, а также воспитанникам и ученикам. В основополагающем труде Климента Александрийского «Педагог» развивается мысль Апостола Павла, что церковный учитель, каждый педагог сам уподобляясь Христу, должен быть «детоводителем ко Христу» (Гал. 3.24). Чтобы достичь такого результата в современном педагогическом сообществе, сегодня недостаточно проводить только отдельные семинары и курсы повышения квалификации, необходимо осуществлять полноценные миссионерские программы, катехизацию и просвещение, как в обществе, так и среди прихожан наших храмов.

  В системе образования, целью которой является — усвоение традиционных ценностей и воспитание христианского мировоззрения, можно выделить несколько ступеней или этапов. На первом этапе необходимо преподать ученику основные представления о добре и зле и понимание того, как эта система ценностей проявляется в человеке. При этом необходимо исключать из процесса грубые этические несоответствия, а также безнравственные образовательные программы. Второй этап заключается в воспитании нравственных качеств души человека, через творение добродетели, понимаемый нами как процесс приведения в соответствие светской культуры и православных ценностей. На третьем этапе должно происходить воспитание духовно-нравственных навыков взаимоотношения личности учащегося с внешним миром и обществом, а также нахождение своего призвания и реализации своего потенциала в предлагаемых обстоятельствах жизни человека, приготовление человека к деятельному служению и навыкам борьбы со страстями.

  Внутренний смысл этих этапов, хорошо раскрывается в одной святоотеческой притче: к одному духовному старцу, пришли три человека с вопросом как спастись от греха. После этого старец одному человеку сказал принести крупные камни, второму — мелкую гальку, третьему — песок морской.

  Первый быстро справился, второй трудился очень долго, а третий никак не мог закончить свою работу. Старец сказал пришедшим к нему, что крупные камни — это большие грехи, которые видны, и бороться с которыми проще. Галька — грехи мелкие, но гораздо более многочисленные, а песок — это страсти, которые пронизывают все существо человека.

  Страсти, по словам Святых Отцов, являются дикими зверями, которые приносят большие и длительные страдания душе человека, особенно они опасны в юности. Поэтому задача школы с детства не допускать, не развивать, но учить и помогать ученику в борьбе с ними. А в наше время также необходимо и в школе, и в семье и во всём обществе противодействовать рекламе и пропаганде страстей и развращенного образа жизни.

  Сегодня мы можем свидетельствовать, что у нашей Церкви есть сложившаяся система образования и разработанная система воцерковления ребенка, которая осуществляется в работе церковно-приходских школ. В православных гимназиях ведется серьезная работа над воспитанием нравственного облика человека, и его мировоззрения в соответствии с Церковной православной традицией. Весь этот опыт может являться основой для решения задачи, которую поставило государство перед педагогами: формирование духовно-нравственной личности учащихся.

  Уже сегодня с этой задачей может и должна справиться любая общеобразовательная школа, в которой реально, а не на словах решаются основные вопросы нравственного воспитания. Укоренение воспитания в отечественной духовной традиции, для массовой школы — дело будущего. Но задавать массовой школе образец такой воспитательной работы, призваны православные гимназии, лицеи, церковно-приходские школы. Развить отечественную духовную традицию воспитания как систему, сделать ее адекватной современным социокультурным условиям — общая и перспективная задача всей светской школы и Церкви. Главной фигурой на этом пути оказывается учитель, педагог. От нравственного подвига российского учителя зависит будущее школы, судьба подрастающего поколения, будущее России, и во многом будущее всей православной цивилизации.

  В заключении хочу привести постановление II Епархиального съезда законоучителей проходившего в августе 2006 года в городе Екатеринбурге, на котором присутствовало более семисот человек священников, педагогов, учителей церковных школ:

  «Будущее Отечества во многом зависит от духовно-нравственного потенциала народа. Наша цель — образованный, высоконравственный, трудолюбивый человек, воспитанный в любви к ближнему, беззаветно преданный своей Родине. Воспитание следует рассматривать как один из важнейших факторов национальной безопасности. Плодом совместных трудов государственной системы образования и Церкви должно стать процветание нашего богоспасаемого Отечества».

 

31 января 2008

Январь 2008
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс