Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Новости → Доклад архиепископа Викентия «Деятельность обществ трезвости в Екатеринбургской епархии. История и современность»

Доклад архиепископа Викентия «Деятельность обществ трезвости в Екатеринбургской епархии. История и современность»

Доклад Владыки был зачитан протоиереем Николаем Малетой 17 декабря на III научно-практической конференции «Утверждение трезвости в современном обществе».

Всечестные отцы,

уважаемые представители государственной и региональной власти,

дорогие братья и сестры!

Искренне рад приветствовать всех вас, собравшихся на III научно-практическую конференцию «Утверждение трезвости в современном обществе».

Целью нашей традиционной встречи является изучение и распространение опыта трезвого и здорового образа жизни в соответствии с российскими национальными традициями. В 2006 году Его Святейшество, Святейший Патриарх Алексий II, о кончине которого ныне все мы скорбим и молимся о его упокоении, в обращении к участникам II конференции, отмечал, что «наркомания, алкоголизм, игромания становятся проявлениями духовной болезни не только отдельного человека, но всего общества. Это расплата за идеологию потребительства, культ материального преуспевания, бездуховность и утрату подлинных идеалов. Не отрицая необходимости медицинской помощи, Церковь с пастырским состраданием относится к жертвам различных пагубных зависимостей и предлагает им духовную поддержку в преодолении порока. При этом особое внимание уделяется профилактике и реабилитации, которые становятся наиболее эффективными при участии страждущих в евхаристической и общинной жизни церковных приходов».

Это наставление не утратило своей важности и ныне. Проблема, обсуждаемая нами, актуальна как никогда прежде. Хотя винопитие вошло в жизнь человечества еще во времена Ноя, но сейчас его размеры во много раз превосходят мыслимые пределы и ведут к вырождению нашего народа. Средний уровень потребления алкоголя в некоторых регионах России достиг крайне высокой отметки 20 литров чистого спирта на душу населения в год.

В Священном Писании содержится множество мест, где Бог через апостолов или пророков призывает людей к трезвости. Апостол Павел пишет в 1 Послании к Коринфянам, чтобы мы не обманывались: «пьяницы…Царства Божьего не наследуют» (1Кор. 6:9). Пьянство — грех, губящий душу. Миссия Церкви Христовой на земле — вести людей к спасению и противостоять всякому греху и пороку в людях, в том числе и пьянству.

Наш народ, словно во время кровопролитной войны, погибает от чрезмерного употребления алкоголя. И я думаю, что пастырям необходимо активней заниматься просвещением нашего народа, призывать не только словом, но и личным примером к воздержанию. В Священном Писании нет осуждения вина как такового. Но четко и определено говорится, каким должно быть отношение к спиртным напиткам. «Вино глумливо, сикера — буйна, и всякий, увлекающийся ими, неразумен» (Притч. 20:1).

И все преподобные отцы Православной Церкви избирали для себя трезвый образ жизни. Евангелисты, говоря о Пророке и Крестителе Иоанне Предтече, особо подчеркивают, что он воздерживался от вина (Лк. 1, 15, Мф. 11, 18), поскольку полностью посвятил себя служению Богу.

Отечественная история свидетельствует о том, что общественная жизнь России имела отличительную особенность: государственная власть и Русская Православная Церковь совместно заботились о просвещении народа и его духовном совершенствовании, формировании устойчивости к порокам и пристрастиям. Существовавшая система образования была преимущественно направлена на формирование духовных ценностей личности. На проходившем в 1911 г. Съезде практических деятелей по борьбе с пьянством в резолюции было отмечено, что основная причина пьянства — духовно-нравственная. Поэтому и решать ее нам необходимо соответствующими средствами. Удаление нашего народа от традиций духовно-нравственной жизни только способствует расширению пьянства. Именно это является ответом на вопрос — почему, в настоящее время столько способов, которые предлагают человеку избавиться от пьянства, а количество пьющих не уменьшается. Одна из главных причин пьянства — потеря современным человеком духовно-нравственных ориентиров. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» говорится, что «основная причина бегства многих наших современников в царство алкогольных или наркотических иллюзий — это духовная опустошенность, потеря смысла жизни» (1). Актуальным для современной России является опыт Православия по воспитанию трезвости, который недостаточно изучен и мало используется для помощи в избавлении от пристрастия к алкоголю и табаку.

В истории России имеется богатый опыт утверждения трезвости, который к началу XIX века оформился в Общества трезвости, создаваемые при церковных приходах. Известный педагог Сергей Александрович Рачинский указывал на основной метод работы трезвеннических обществ — соединение идей трезвости с православным просвещением. Он подчеркивал, что посредством оживления религиозного чувства и углубления познаний о Православной вере люди без принуждения, естественным образом обретают трезвость. Рачинский пришел к выводу, что выполнение страждущими всех предписаний устава Общества (в первую очередь обета трезвости) предполагает решительное изменение всей жизни человека.

Человека, страдающего от пристрастия к спиртному, недостаточно было убедить в необходимости трезвой жизни. Надо было создать для него и условия, которые облегчили бы внутреннюю борьбу с этой пагубной страстью. Такой именно цели и служили приходские Общества трезвости. Люди встречали здесь теплое участие и братскую помощь. Укрепляемые верою, молитвою и пастырскими наставлениями, ободряемые и поддерживаемые членами общества трезвости, они легко удерживались от соблазнов пьяной жизни. Первые общества трезвости появились в России в 1858 году. Особо следует отметить деятельность Святого праведного Иоанна Кронштадтского, создавшего в 1882 году в Кронштадте «Дом трудолюбия», в котором духовно возрождались страждущие недугом пьянства.

Но особенно мощный и неуклонный рост числа обществ трезвости и разных форм социально-педагогической работы в этих обществах начинается с 1889 года, после появления Указа Святейшего Синода, в котором духовенство призывалось к борьбе с народным пьянством. Святейший Синод предложил епархиальным архиереям сообщить свои соображения о средствах, какими можно было бы отвлечь народ от пьянства и побуждать священников к борьбе с этим пороком.

Вот как характеризует деятельность этих обществ Н.И. Григорьев: «Во всех обществах по уставу требуется от членов общества служить примером воздержания от употребления спиртных напитков, а в большинстве церковно-приходских обществ прямо требуется абсолютная трезвость: члены общества не должны ни угощать вином своих гостей, ни посещать питейных заведений, ни отдавать свои дома в наем под подобные заведения."

Прием в члены общества происходил на разные сроки: то на один год, как это принято в городских обществах, то на несколько месяцев, а в иных обществах на всю жизнь. Что же предпринимали Общества, чтобы отвлечь народ от кабака?

Устраивали чайные и столовые, где за небольшую цену предлагали хорошего качества чай и пищу. Там в день праздника проводили духовные беседы, которые начинались и заканчивались общим пением молитв. Для распространения в народе сведений о вреде пьянства проводились беседы и чтения, бесплатно раздавались специальные издания — листки, брошюры и книги. Во многих обществах трезвости были библиотеки с трезвеннической литературой. Проводились беседы о трезвости в храмах. Пользуясь правом по уставу следить за явными нарушениями питейного устава, многие общества трезвости не раз возбуждали ходатайства о закрытии трактиров и питейных заведений и, иногда, хотя с великим трудом, но достигали желаемого.

До революции в России действовало более 3-х тысяч обществ трезвости при приходах, а в Екатеринбургской епархии таковых было около 40.

Наиболее активно трезвенническая работа велась в период пребывания на кафедре епископа Екатеринбургского и Ирбитского Митрофана (Афонского) с 1910 по 1914 год. Общества трезвости были открыты во многих селах: Кунгурском, Арамильском, Басмановском, Щелкунском, на заводах: Нижне-Синячихинском, Сысертском, Полевском, Шуралинском, Нижнее-Тагильском, Богословском. Нижне-Тагильское общество было основано в 1890 году по образцу Санкт-Петербургского общества трезвости и даже много лет пользовалось субсидиями святого праведного Иоанна Кронштадтского. Также общество трезвости в Шуралинском заводе было основано на пожертвование отца Иоанна Кронштадтского. Общество имело свое здание, библиотеку, чайную. Лучшим по деятельности на ноябрь 1910 года было признано Арамильское общество, которое к 1910 году насчитывало около 2-х тысяч человек.

17 октября 1910 года состоялось открытие комитета общества трезвости в Верх-Исетском заводе. В начале своей деятельности общество насчитывало 27 трезвенников. Председателем был Алексей Афанасьевич Машаев. Устав общества был утвержден определением Епархиального начальства. Главная мысль устава — соблюдать абсолютную трезвость самим членам, проповедовать трезвость другим, вступать в члены общества с благословения Церкви, утверждать в себе трезвость чтением Священного Писания, причащением Святых Тайн, молитвами, взаимно поддерживать друг друга духовною и материальною помощью. Общество так развило свою деятельность, что к октябрю 1913 г. в списках трезвенников числились более 4 тысяч человек.

Среди священнослужителей, руководивших деятельностью обществ трезвости в нашей епархии, были такие священники, как причисленный к лику святых в 2000 году священномученик Александр Малиновский и иерей Василий Старцев. Став председателем общества «Трезвение», отец Александр вел активную борьбу с распространенным в селе недугом — пьянством. За свою деятельность на этом поприще он был награжден в 1914 году набедренником.

Пьянство было распространенным явлением в Верхотурском уезде. Часто были такие случаи, что переселенцы из других районов России, которых было много в уезде, пропивали деньги, полученные от государства на обзаведение хозяйством. Когда им выдавали ссуды, тогда в округе царил пьяный разгул. Результатом такого образа жизни являлась высокая смертность населения в уезде и безнравственность. Священник Василий Старцев старался, как мог, бороться с этой напастью. Его стараниями в ноябре 1911 года при Дерябинской церкви было открыто Общество трезвости. В городе Верхотурье члены Общества добились ограничения торговли спиртными напитками. Кроме этого, они распространяли знания о пользе трезвого образа жизни и вреде не только пьянства, но и так называемого «умеренного» употребления всех охмеляющих напитков. В селе Дерябинском силами Общества трезвости были выписаны журналы «Русское чтение», «Трезвая жизнь», «Вестник трезвости», «Трезвые всходы», а также книги, брошюры, обетные грамоты. Каждый воскресный и праздничный день в храме после вечерни устраивались чтения о вреде пьянства, табакокурения и прочих пороков. Из членов Общества трезвости был организован хор, который исполнял перед сельчанами духовные песнопения. После богослужений отец Василий проводил беседы с прихожанами о необходимости оставлять дурные привычки и приобретать добрые навыки. Для Общества трезвости на средства прихожан была приобретена икона Божией Матери «Знамение». Перед этой иконой вступающие в Общество давали обет не употреблять спиртных напитков, а также перед ней совершались молебны с акафистом Божией Матери. Члены Общества трезвости села Дерябинского обратились к правящему архиерею с просьбой разрешить ежегодно в день Усекновения Главы Иоанна Предтечи совершать по селу Крестный ход с этой иконой. Все эти труды отца Василия не остались бесплодными: многие из молодых людей, ранее ведших разгульную жизнь, приходили к священнику даже на квартиру и просили записать их в число членов Общества трезвости. Священник Василий Старцев пострадал в годы лихолетья, он был расстрелян в 1937 году.

Деятельность обществ трезвости в Екатеринбургской епархии была успешной. В «Екатеринбургских Епархиальных новостях» за январь 1914 в статье священника Василия Топоркова «Проповедь совершенной трезвости — священная обязанность пастыря Церкви» говорится: «Благодаря неусыпной деятельности приютившихся под сению святых храмов обществ трезвости, которые скромно на местах делают свое просветительское дело, подготовляются в членах тех обществ верные слуги Царя и послушные чада Православной Церкви. Дай Бог, чтобы огонь горячей любви и святой ревности о благе народном горел во всех деятелях на поприще утверждения трезвости» (3). Совместные усилия, предпринимаемые в деле отрезвления народа, принесли свои благие плоды: в 1914 году с началом I мировой войны была полностью прекращена продажа крепких напитков и ликвидированы казенные питейные заведения.

Несмотря на то, что трезвенническое движение в России было практически уничтожено революцией 1917 года, тем не менее, архивные документы сохранили много информации, рассказывающей об их истории и деятельности. Эти документы помогают нам воссоздать картину работы этих обществ и братств, для того чтобы заимствовать этот богатый опыт в современном трезвенническом движении.

В наше время идет процесс возрождения православных трезвеннических традиций. При приходах появляются общества трезвости, сейчас таковых в России более 50, возобновилась практика обетов трезвости. Председателем Всероссийского Православного Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение» является иерей Игорь Бачинин. Екатеринбургское общество трезвости входит во Всероссийское братство и по праву считается одним из самых крупных и активных в России. Общество действует с 1995 года, оно насчитывает более 70 членов. Для вступления в него требуется стремление отказаться от винопития, курения и употребления бранных слов. Принесение обета проходит в храме в присутствии других членов общества и родственников. Перед принятием обета с людьми, которые решились на этот духовный подвиг, проводится беседа. В ходе беседы рассказывается о значении обета, обязательствах, которые человек, давший обет, добровольно на себя возлагает, напоминается о том, что исполнение обета возможно только при содействии Благодати Божией, для стяжания которой человеку необходимо молиться, прибегать к таинствам, участвовать в богослужениях; в противном случае человек не сможет исполнить данного Богу слова. С 2004 по 2008 год более 400 человек приняли обет трезвости.

Курс бесед для страждущих от винопития, состоящий из 10 занятий, который проводится несколько раз в год, помогает человеку осмыслить причину формирования порока и приобрести духовный опыт для его преодоления. За 13 лет занятия закончили около 3, 5 тысяч человек. С каждым годом посещаемость занятий увеличивается. С 2005 года издается журнал «Трезвое слово», вышло уже 10 номеров этого издания. При обществе «Трезвение» действует катехизаторская школа, организован хор «Единогласие».

На данный момент в Екатеринбургской епархии действует 17 обществ трезвости, в том числе в городах Первоуральск, Каменск-Уральский, Кушва, Невьянск, Талица, Тавда, п. Юшала, п. Обуховский, п. Восточный, п. Красногвардейский, п. Полуночное.

Обобщая современный опыт работы обществ трезвости, можно выделить основные направления их деятельности:

1. Совместная молитва;

2. Индивидуальные консультации страждущих;

3. Беседы с родственниками страждущих;

4. Курсы для страждущих по избавлению от алкогольной и табачной зависимости;

5. Организация ресоцализации для людей, окончивших курсы по избавлению от алкогольной и табачной зависимости;

6. Возрождение традиций принятия обета трезвости.

По инициативе общественно-государственного Движения «Попечительство о народной трезвости» уже второй год проводятся массовые мероприятия, посвященные Дню трезвости. Всего по области в этом году приняли участие в проведении Дня трезвости — более 230 тысяч человек. Особенно активным был Северный территориальный округ, в 15 городах которого участвовало в Дне трезвости более 50 тысяч человек. Традиция проведения Дня трезвости возрождается для того, чтобы обозначить в общественном сознании трезвость как социальную норму жизни, как естественное состояние человека.

В истории социального служения Русской Православной Церкви есть славная страница — трезвенное движение конца XIX- начала XX веков — яркий пример системной комплексной организации церковной социально-педагогической работы, опыт и традиции которой можно с успехом использовать и в наши дни.

В январе 2001 г. при Полевском Петро-Павловском приходе по инициативе настоятеля храма протоиерея Сергия Рыбчака и врача-психотерапевта Вячеслава Боровских была создана православная реабилитационная обитель для наркозависимых «Подвижник». Благодаря активной просветительской деятельности с использованием телевидения, радио и Интернета, центр стал одним из самых известных и востребованных реабилитационных центров в нашей стране. Более тысячи человек ежегодно обращаются в «Подвижник» за помощью и консультациями. Одновременно 25 человек в течение года проходят реабилитацию с постоянным проживанием в центре. С 1999 года в Екатеринбургской епархии действует Центр социальной реабилитации для людей, столкнувшихся с проблемами алкоголизма и наркомании. На сегодняшний день при Центре работают консультативные кабинеты, занимающиеся профилактикой зависимостей в школе, ведется работа с семьями. Уже более 600 человек прошли реабилитацию в Центре.

Важно помнить и то, что главная цель православных трезвеннических обществ и братств — утверждение трезвости, а не борьба с пьянством. Именно личный пример трезвой благодатной жизни — залог успешной деятельности в этой области. Участвуя в приходской работе и пользуясь поддержкой членов общества, люди начинают жить церковной жизнью, освобождаются от порочных наклонностей и негативных черт характера. Это поможет преодолеть кризисные явления в социальной сфере, связанные с пьянством и алкоголизмом. Дальнейшее расширение трезвеннической деятельности при приходах может в целом содействовать отрезвлению населения Свердловской области.

Молитвенно желаю всем вам, досточтимые отцы, братья и сестры, плодотворной работы конференции и благословенных успехов на благо российского общества трезвости.

АРХИЕПИСКОП ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ

И ВЕРХОТУРСКИЙ ВИКЕНТИЙ

 

18 декабря 2008

Декабрь 2008
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс