Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
11 декабря 2008 года в Екатеринбурге состоялась объединенная конференция XI Екатерининских чтений и IV научно-практической конференции «Школа и будущее России». В работе конференции приняли участие более 700 человек из 18 регионов России: учителя школ, в том числе из регионов, в которых выстроена система преподавания предмета «Основы православной культуры», педагоги учреждений дошкольного и дополнительного образования, ученые, представители государственных и муниципальных органов власти, управления образованием, преподаватели высшей школы, духовенство, а также представители Министерства образования и науки РФ и Российской академии образования.
В ходе пленарного заседания, работы секций и круглого стола было заслушано более 40 докладов, состоялся обмен опытом духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, обсуждались актуальные вопросы связанные, с разработкой новых стандартов, с введением курсов по изучению основ православной и других религиозных культур в школьное образование, а также вопросы дальнейшего развития сотрудничества Государства и Церкви в сфере образования.
Сохранение и свободное развитие практики преподавания учебного предмета «Основы православной культуры» в российской школе в процессе разработки и введения новых государственных образовательных стандартов общего образования является сегодня актуальной задачей.
Различные учебные курсы по православной культуре, а также другие конфессионально-ориентированные курсы уже изучают, по данным Российской академии образования, около миллиона школьников. Эта практика развивается уже более 10 лет и, очевидно, востребована существенной частью нашего общества.
В декабре 2007 года по инициативе Министерства образования и науки РФ была организована конференция «Государственные образовательные стандарты нового поколения в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся», на которой был принят ряд важных решений, касающихся введения курсов по изучению основ православной и других религиозных культур в школьное образование.
Однако проект Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации начального и основного общего образования, подготовленный группой разработчиков (Н, Д,Никандров, А.М. Кондаков, М.В. Рыжаков) государственных стандартов второго поколения, не обеспечивает свободного и добровольного приобщения детей к истории и культуре Православия в рамках конфессионального предмета «Православная культура» в общеобразовательных учреждениях.
Участники конференции отметили также, что отсутствие информации о результатах работы рабочей группы Российской академии образования и представителей традиционных религиозных конфессий России по вопросам духовно-нравственного воспитания, созданной при президиуме Российской академии образования, занимающейся разработкой государственного образовательного стандарта общего образования, создает впечатление о неэффективности деятельности этой рабочей группы.
В результате состоявшихся обсуждений участники конференции приняли следующие решения:
1. Возрождение традиционной духовной и нравственной культуры российского общества и воспитание на её основе подрастающего поколения является первоочередной задачей. Для ее решения требуются продуманные и согласованные действия всех государственных и общественных институтов, включая религиозные конфессии и, прежде всего, Русскую Православную Церковь, о принадлежности к которой заявляют более половины россиян. В связи с этим необходимо создать четкую систему взаимодействия органов государственной власти и, прежде всего, Министерства образования и науки РФ, Российской академии образования, региональных органов управления образованием и епархиальных структур Русской Православной Церкви на основе взаимных соглашений и конкретных совместных планов работы по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи.
2. В соответствии с распоряжением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II № 1637 от 26 марта 2008 г. в епархиях Русской Православной Церкви в Российской Федерации началось церковно-общественное обсуждение проекта нового стандарта общего образования, разрабатываемого в Российской академии образования.
Результаты обсуждения проекта Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации начального и основного общего образования, подготовленный группой разработчиков (Н.Д. Никандров, А.М. Кондаков, М.В. Рыжаков) государственных стандартов второго поколения, демонстрируют, что пока, к сожалению, данный проект не отвечает образовательным потребностям православного сообщества в сфере образования, воспитания духовно-нравственной культуры детей, поскольку не обеспечивает свободного и добровольного приобщения детей к истории и культуре Православия в рамках конфессионального предмета «Православная культура» в общеобразовательных учреждениях.
Необходима кардинальная переработка проекта Базисного учебного плана в целях обеспечения свободного и добровольного преподавания православной культуры в российской школе по выбору семьи несовершеннолетнего учащегося в рамках инвариантной части базисного учебного плана каждой ступени общего образования.
Настаивая на включении предмета «Православная культура» ("ОПК и другие курсы православной культуры) в инвариантную часть учебного плана в рамках нового государственного образовательного стандарта, участники конференции исходят из того, что речь идет о базовых интересах и правах, определяющих социальное самочувствие людей и гармоничное развитие нашего государства, о праве свободно приобщать своих детей в общедоступной российской школе к духовным и нравственным ценностям, в том числе к православным, давать детям образование и воспитание, соответствующие этим ценностям, традициям и культуре. Речь идет и о равенстве прав и свобод граждан в сфере образования — вне зависимости от их отношения к религиозной принадлежности.
Недопустимо также сокращение учебных часов на изучение литературы в школе, ликвидация перечня литературных произведений, обязательных для изучения школьниками. Нецелесообразно введение изучения иностранных языков со 2 класса при явном дефиците учебного времени на изучение истории России, что препятствует формированию российской культурной и гражданской идентичности школьников, национального самосознания, приобщению детей к культуре Отечества.
Участники конференции полагают, что конструктивное взаимодействие с Российской академией образования, Министерством образования и науки РФ как заказчиком проекта нового стандарта общего образования может строиться только с учетом принципиальных позиций, обеспечивающих интересы православных людей в сфере образования. Период обновления школьных стандартов неуклонно приближается. Поэтому следует незамедлительно начать работу в РАО по подготовке необходимых материалов для поэтапного введения в общеобразовательных учреждениях преподавания православной культуры и аналогичных учебных курсов, духовно-нравственного содержания.
3. В сотрудничестве Государства, Общества и Церкви необходимо и далее поднимать авторитет института семьи, семейных ценностей, противодействовать деструктивной пропаганде разрушения семьи. Семья должна стать главным социальным партнером государства в сфере общего образования. Образовательные потребности семей, прежде всего в части систематического духовно-нравственного образования детей в общеобразовательных учреждениях на основе духовных и нравственных ценностей народов России, в том числе ценностей православной культуры, должны быть «законом» для органов власти, управления образованием, государственных научных учреждений в сфере образования.
4. Церковь, государство и общественные гражданские объединения должны активизировать взаимодействие в сфере социально-педагогической реабилитации детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Нравственный потенциал православной христианской традиции, культуры необходимо полноценно использовать для духовной и психологической поддержки детей, оставшихся без попечения родителей, вовлеченных в опасные формы поведения (наркомания, алкогольная и иные зависимости). Основой для государственно-церковного взаимодействия в этой сфере должны быть исключительно жизненные интересы ребенка, его духовное, психическое, физическое здоровье и будущее.
5. В большей поддержке от государства нуждаются православные и православно ориентированные негосударственные учреждения общего образования — детские сады, школы, гимназии, приюты и др. Православная светская школа — неотъемлемая часть общенациональной российской системы образования. Она выполняет социальный заказ общества на подготовку грамотных, нравственных, социально ответственных граждан, тружеников, патриотов нашего Отечества, создателей и защитников российской культуры.
Необходимо разработать и принять полномасштабную государственную программу развития духовно-нравственного православно-ориентированного образования в российской школе, предусматривающую пропорциональную поддержку в стране православного образования всех уровней, типов и видов, включая и негосударственные православные общеобразовательные учреждения.
Именно осознание современной молодежью своей причастности к многовековой духовной и культурной традиции своего народа позволит сохранить и укрепить духовное и культурное единство нашей страны.
г. Екатеринбург 11 декабря 2008 года
15 декабря 2008
В Екатеринбурге пройдет конкурс «Ручейки добра: нравственная… 15.12.2008
Программа III научно-практической конференции «Утверждение… 15.12.2008
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 | 31 |
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.